Анкеты жестокое обращение с детьми

Важная информация в статье: "Анкеты жестокое обращение с детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения»

Гульнара Салимова
Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения»

Ребенок — это человек!Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению,манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.

Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ним.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку иногда могут быть вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние,а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Чем же страшно наказание ребенка — наказание ремнем и воспитание шантажом? Знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и психологическое наказание на ребенка, на его будущую жизнь? Давайте разберемся, почему нельзя наказывать ребенка, даже если очень хочется и кажется, что других методов воспитания уже не осталось?

Физическое наказание ребенка, телесное наказание ремнем, лозиной и т. д. — так называемое порка — это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребенка не физическое, а психологическое.

Чего хотят родители, наказывая своего якобы любимого, ребенка настолько жестокими методами — ремнем, лозиной, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю / подарю / дам возможность тебе сделать то»? Родители, физически и психологически издеваясь над ребенком (будем честны хотя бы сами с собой, что наказывая ребенка, мы его смиряем, как это ни парадоксально, занимаются «воспитанием». Шаг вправо, шаг влево — расстрел, а вернее, телесное наказание, объединенное с ужасным моральным унижением ребенка, который чувствует себя оплеванным и уничтоженным собственными родителями, или еще более изощренная форма наказания — психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют (да-да, именно шантажируют) ребенка своей любовью, вниманием, заботой и лаской.

В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса.

Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; наших родителей били ремнем и резкой наши деды, наши отцы били нас, а мы будем лупить своих детей, наши дети — наших внуков, внуки — правнуков.

родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Получается, это порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, соединенного с физическим или психологическим наказанием детей, умноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, подаренный современным сумасшедшим образом жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание,или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:

* Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Выслушайте проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и человеческое достоинство.

* Принимайте решение совместно с ребенком,а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

* Требуя чего-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

* Не требуйте от ребенка сразу многого,дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

*Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

* Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

* Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Конечно — дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний.

Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них «Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия.

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье. Задачи: 1. Познакомить педагогов с.

Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми» Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие» Тема: «О профилактике жестокого обращения.

Формы и последствия жестокого обращения Родительское собрание, посвященное дню правовой помощи детям «Детская слезинка. Формы и последствия жестокого обращения с детьми». Цель:.

Читайте так же:  Доверенность на лечение ребенка с бабушкой образец

Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а.

Консультация для родителей «Профилактика туберкулеза» .Туберкулез — хроническое инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза человеческого или, реже, бычьего вида (последние.

Мастер-класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» Мастер — класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» «Выявление и сопровождение детей группы риска» Здравствуйте.

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми № п/п Срок исполнения Мероприятие Ответственные Работа с детьми 1. Сентябрь Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» Подборка художественной.

Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема Арапова Ю. В. педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252» г. Пермь [email protected] Аннотация: В статье раскрывается.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых. Ход.

Памятка родителям — Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

3. Использование изоляции:

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Читайте так же:  Права ребенка при разделе квартиры родителями

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Анкета для школьников по выявлению насилия

1. Случалось ли, что у тебя в классе унижали, оскорбляли, об­зывали учеников?

2. Случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к уче­никам телесные наказания?

3. Поступали ли с тобой учителя несправедливо?
» Да

4. Часто ли тебя наказывают учителя?

5. Что ты чувствуешь, когда на тебя кричат, ругают, унижают,
оскорбляют?

  • Обида
  • Гнев
  • Желание исчезнуть
  • Тоска
  • Безразличие
  • Страх
  • Желание ответить тем же
  • Ненависть

[1]

6. Приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбление, издева­тельства со стороны сверстников?

7. Если да, то, какие чувства ты при этом испытывал?

  • Обида
  • Гнев
  • Желание исчезнуть
  • Тоска
  • Безразличие
  • Страх
  • Желание ответить тем же
  • Ненависть

8. Какого рода насилие ты испытывал по отношению к себе?

  • Физическое
  • Психическое
  • Сексуальное
  • Не испытывал

9. В помощи каких специалистов ты нуждаешься?

Анкета выявления жестокого обращения с детьми/

1. В Ставропольском крае по данным правоохранительных и следственных органов в 2011 году совершено около 2 тысяч преступлений в отношении несовершеннолетних (в 2010 – 1780)

-тяжких и особо тяжких – 335;

-насильственных действий – 887 (2010г. – 851);

— на сексуальной почве – 255, из них погибло — 40 детей;

3. В категорию лиц, совершивших преступления в отношении несовершеннолетних, входят родители, учителя, врачи, родственники, знакомые, иные лица. Родители и родственники составляют- более 40%.

4. В 2011 году число детей, оставшихся без попечения родителей, составило 10 798 человек, или 2, 3% от детского населения.

5. В 2011 году 665 родителей были решены родительских прав, в том числе за жесткое обращение с детьми ( в 2010 году – 856 родителей)

Просмотр содержимого документа
«Анкета выявления жестокого обращения с детьми/»

Анкета выявления жестокого обращения с детьми

Предлагаемая Вам анкета содержит вопросы и варианты ответов.

Подчеркните соответствующий Вам вариант ответа

(можно выбрать несколько вариантов)

1. Как часто тебе приходилось быть жертвой агрессии или насилия?

2. При каких обстоятельствах ты оказывался жертвой насилия?

конфликт в школе с учениками

конфликт в школе с учителями

отношения на улице

ситуация в кружке, спорт. секции, клубе

другой вариант (укажите)

3. Бывают ли у тебя дома ситуации, когда один из родителей наказывает, а другой начинает жалеть и утешать тебя?

4. Случалось ли тебе наблюдать ссоры между родителями?

5. Поручают ли тебе родители дела чересчур сложные и тяжелые для тебя?

6. Бывает ли тебе страшно сообщить родителям о плохой оценке?

да, почти всегда

7. Как тебя наказывают дома?

лишают любимого занятия

выгоняют из дома

ограничивают в покупках;

унижают при посторонних;

прекращают общаться на длительное время

не пускают гулять

8. Являлся ли ты свидетелем насилия над близкими тебе людьми?

9. Как учителя выражают недовольство твоей учебой и поведением?

пишут замечания в дневник

выгоняют с урока

обзывают, оскорбляют, дают клички

бьют, дают пощечины

толкают, хватают за ухо

бьют указкой или другими предметами

10. Как учащиеся выражают к тебе негативное отношение?

не разговаривают, игнорируют

11. Каким способом ты обычно реагируешь на ситуацию насилия?

пытаешься уйти от обидчика

проявляешь агрессию в ответ

стараешься смириться с ситуацией

обращаешься за помощью к близким людям

12. К кому ты можешь обратиться за помощью и поддержкой в ситуации насилия?

Анкета для выявления жестокого отношения к учащемуся
материал (5 класс)

Анкета для выявления жестокого отношения к учащемуся

Скачать:

Вложение Размер
Анкета для выявления жестокого отношения к учащемуся 15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для выявления жестокого отношения к учащемуся.

Сколько Вам лет?

Ваш пол: муж. жен.

Как Вы относитесь к различным формам насилия?

а) с возмущением

в) готовы что-то предпринять для изменения ситуации

Допускал ли кто-нибудь по отношению к Вам насилие?

Какого рода насилие Вы испытали по отношению к Вам в школе?

Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?

Испытывали ли Вы жестокое обращение со стороны друзей, одноклассников, сверстников, взрослых?

Пытались ли Вы себя защитить?

Наблюдали ли Вы насилие в семье?

Видео (кликните для воспроизведения).

По отношению к кому было направлено жестокое обращение в семье?

Какие чувства Вы испытывали, наблюдая жестокое обращение?

Пытаетесь ли Вы встать на защиту обиженного ребенка, человека?

Кому Вы могли бы рассказать о ситуации, связанной с жестоким обращением? а) друзьям

д) посторонним взрослым

ж) анонимному специалисту

Делились ли с Вами друзья, одноклассники, другие дети перенесенным насилием?

Допускали ли Вы сами по отношению к кому-нибудь насилие?

Какого рода насилие Вы применяли по отношению к другим людям?

Какие чувства Вы испытывали, применяя насилие? Укажите.

Как Вы думаете, стоит ли терпеть насилие, не применяя никаких мер?

АНКЕТА (по выявлению жестокого обращения в образовательном учреждении)

( Пожалуйста, не пиши в анкете своё имя! Отвечая на вопрос, ставь галочку рядом с подходящим ответом.)

Я- мальчик Я- девочка Я учусь в _______ классе

Что-то из перечисленного случилось с тобой или расстроило тебя в этом году?

Меня обзывали, дразнили обидными прозвищами

Меня принуждали делать вместе с другими что-то, чего я не хотел/а делать

Меня били (ударили, толкали, щипали, дёргали за волосы)

Мне не давали что-то, что мне было надо

Мои вещи портили (рвали, пачкали)

Где это чаще всего происходило?

На школьном дворе

По дороге в школу или из школы

Часто ли над тобой издевались?

Один или два раза

Долго ли продолжались издевательства?

День/дни Недели/месяцы Годы

Как это обычно происходило?

На глазах у других учеников

Когда рядом никого не было

Кто над тобой издевался?

Мальчик/мальчики девочка/ девочка

Моложе тебя, старше тебя, ровесники Один/одна группа

Что ты чувствовал/а?

Меня это не трогало

Я расстраивался/ расстраивалась

Я пугался/ пугалась

Мне из-за этого не хотелось идти в школу

Как это влияло на твою учёбу?

Это не влияло на учёбу

Это влияло на учёбу, но не сильно

Читайте так же:  В какой суд можно подать на развод

Это сильно влияло на учёбу

Ты кому-нибудь говорил об этом?

Ты дома кому-нибудь рассказывал/ рассказывала об этом ?

Для тебя лично издевательства в школе это проблема?

Всё ли делается в школе, чтобы издевательств не было?

Ты беспокоишься о том, что может случиться во время перемены?

Чего ты боишься во время перемен?

Что бы ты хотел/хотела изменить во время перемен?

Что должна сделать школа, чтобы издевательств не стало?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета по выявлению уровня интереса учащихся к урокам ИЗО поможет учителю в анализе своей педагогической деятельности.

Анкета содержит вопросы выявления сспроса учащихся на профильное обучение.

Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыкидля учащихся 5-8 классов.

Анкета по выявлению уровня интереса учащихся к урокам ИЗО (5-7 классы).

Проблемы здорового образа жизни.

Планмероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости,воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов,толерантности на 2018 – 2019 .

Анкета составлена для выявления жестокого обращения с детьми.

Родительское собрание-практикум «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Родительское собрание — практикум

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи: 1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

2)убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

[2]

3) содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

1. Анкетирование родителей и учащихся с целью выявления семейных методов наказания (Приложений 1)

2. Анализа анкетирования.

3. Разработка памяток для родителей (Приложение 2)

4. Подготовка педагогических ситуаций.

I . Организационная часть.

II . Обсуждение проблемы « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Сегодняшнее собрание я хочу начать словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости»

К сожалению именно порицание, критика, а также телесные наказания часто являются главными методами воспитания в семье. Родители очень часто не задумываются о том, что маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Сегодня я предлагаю нам всем вместе ответить на вопросы

Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

Как обойтись без унижающих наказаний?

Накануне нашего собрания я просила вас ответить на вопросы анкеты. Практически такую же анкету заполнили ваши дети. Эти анкеты не авторизированны, но вот какие выводы можно из них сделать. Часто методы наказания как бы передаются по наследству. Если вас ваши родители стыдили при посторонних, то это повторяется и в вашей семье. Если главной формой наказания было прекращение общение, то это испытывают на себе и ваши дети. Оскорбления, ругательства, долгие и нудные нотации наравне с телесными наказаниями, как бы это не казалось странным, тоже являются формами жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми: что это такое? Это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и другие способы, которыми взрослые могут искалечить ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят душу ребенку не меньше физического насилия.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) — отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Если же родителям удается добиться от своих детей выполнения требований только при помощи вышеперечисленных форм и мер принуждения, то чаще всего ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием.

Важно понять: воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие.

К сожалению, в некоторых семьях ещё физически наказывают детей и считают ремень, шлепки, подзатыльники самыми действенными способами. При этом родители ссылаются на то, что «дедов так учили, нас так учили и ничего, людьми выросли». Это, кстати, о передачи «по наследству». При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствую развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. В таких семьях невозможно добиться сознательной дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них, а подчиняются только из-за страха перед наказанием.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но жестоко воздействуют на детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребёнка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижения ребёнка грубым словом, нанося ему оскорбления. Часто ребенок не оправдывает ожидания родителей. Не так талантлив, не так умен, не гений, как хотели бы родители. За это ребенок так же может быть подвержен жесткой критики, издевкам, пренебрежительному отношению.

В некоторых семья детей наказывают трудом. В этой ситуации у ребёнка появляется отвращение к труду и само наказание приводит к его вредной логике: если провинился, то обязан трудиться, а если не провинился, то трудиться не обязан.

Жестокое обращение с детьми может вызвать задержку их психического и социального развития. Побои и наказания могут превратиться в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», эмоционально «тупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда ест выход. И первый шаг должен сделать тот, сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения. Учатся кричать, если мы кричим, грубить, если мы грубим, становятся жестокими, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. Как известно доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем попытки насильственного воспитания и развития.

Читайте так же:  Насилие в семье в отношении мужчин

Эффективность поощрений и наказаний детей в семье может быть достигнута при определённых условиях.

Родители должны быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях. Требования к детям надо предъявлять разумно, необходимо считаться с их интересами.

Ребёнку следует объяснить, почему тот или иной поступок заслуживает осуждения или наказания. Независимо от возраста ребёнок должен понять, что несёт наказание заслуженно, и если он поймет это, то внутренне будет готовится к тому, чтобы впредь этих поступков не совершать.

Выбирая меру наказания, родители должны учитывать, первый ли раз совершен проступок или уже сложилась определённая практика непослушания. В этих случаях мера наказания не может быть одинаковой: более строгое наказание должно быть применено во втором случае.

III . Практическая часть

Давайте вместе попытаемся разрешить несколько педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация 1.

Мать вернулась с родительского собрания, на котором говорили об отставании её дочери по математике. И вместо того, чтобы дома спокойно постараться выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая тупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по математике».

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 2.

Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребёнку.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 3.

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 4.

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребёнку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 5.

Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

IV . Заключительная часть. Обсуждение и принятие решения собрания.

Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной и интересной. К сожалению, весь материал по данной теме невозможно вместить в рамки одного собрания, и мы еще не раз вернемся к секретам семейного воспитания. А пока в продолжение нашего разговора я предлагаю вам памятки о ненасильственном воспитании в семье, в которых содержатся советы мудрым родителям. Закончить наше собрания мне бы хотелось отрывком из стихотворения Э. Асадова

Мир жив добротою и уваженьем,
А плетка рождает лишь страх и ложь.
И то, что не можешь взять убежденьем —
Хоть тресни — побоями не возьмешь!

В ребячьей душе все хрустально-тонко,
Разрушим — вовеки не соберем.
И день, когда мы избили ребенка,
Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Когда-то подавлены вашей силою,
Не знаю, как жить они после будут,
Но только запомните, люди милые,
Они той жестокости не забудут.

Семья — это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Посещение квартир неблагополучных семей совместно с участковыми инспекторами УВД, проведение анализа условий проживания подростков.

При выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними немедленное обращение работников педагогического коллектива в органы внутренних дел и прокуратуру.

Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.

[3]

Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.

Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.

Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.

Методические рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.
Читайте так же:  Как заставить отца ребенка платить алименты

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

— проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

— организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

— обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

— наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

— понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

— уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

Видео (кликните для воспроизведения).

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

Источники

Литература


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  2. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  5. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Анкеты жестокое обращение с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here