Дети развод мусульмане

Важная информация в статье: "Дети развод мусульмане". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

С кем остается ребенок после развода у мусульман

Представители большинства религиозных конфессий могут как вступить в брак, так и развестись. Не является исключением и ислам. В связи с этим вызывает интерес вопрос, касающийся участи детей расставшихся супругов? С кем из родителей они остаются?

Ранний возраст

Развод в исламе хоть и является крайне нежелательной мерой, но тем не менее относится к категории дозволенных действий (халяль). Об этом свидетельствует один из хадисов, в котором сказано: «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Тем не менее, браки все равно распадаются. Именно тогда и встает вопрос о том, с кем из родителей останутся дети.

Известный исламский богослов Абу Ханифа утверждал, что маленькие дети должны жить с матерью, потому как женщины, по мнению богослова, более терпеливы и добры. При этом материальное обеспечение не только детей, но и бывшей супруги полностью ложится на плечи мужчины. В этом случае плата за воспитание приравнивается к плате за кормление грудью. «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).

После 7-ми лет

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх писал о том, что дети после развода родителей живут с матерью до тех пор, пока не перестают нуждаться в ее помощи и заботе. Богослов отмечал, что показателем в этом плане является самостоятельность отпрысков, то есть тот момент, когда они сами научаются принимать пищу, одеваться, мыться и т.д.. Несмотря на то, что Шариат не устанавливает для этого какие-то определенные сроки, обычно мать воспитывает мальчиков до 7-ми лет, а девочек до наступления первой менструации.

Когда ребенок становится старше и способен сам себя обслуживать, родители решают, с кем он останется жить дальше. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх учил, что если мать и отец не могут договориться между собой, право выбора передается их ребенку. Окончательное же решение остается за судьей.

В каких случаях после развода у мусульман ребенок остается с матерью

Представители большинства религиозных конфессий могут как вступить в брак, так и развестись. Не является исключением и ислам. В связи с этим вызывает интерес вопрос, касающийся участи детей расставшихся супругов? С кем из родителей они остаются?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Условия для матери

Однако ребенка, пусть и маленького, не всегда передают матери. Дело в том, что для того, чтобы быть достойной воспитывать своего сына или дочь, женщина должна соответствовать нескольким параметрам. Древний правовед аш-Шафии писал, что мать в обязательном порядке должна являться мусульманкой, находиться в здравом уме, быть честной, а также она не должна быть замужем за кем-либо, кто является для нее махрамом. Махрамом в исламе называется близкий родственник.

Известный богослов Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх добавлял, что женщина также должна обладать крепким здоровьем, которое позволит ей уделять достаточное внимание детям, не иметь дурного нрава и вести пристойный образ жизни. Кроме того, как утверждал богослов, дети не могут передаваться матери, которая не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне. В противном случае детей забирает к себе отец.

Условия для матери

Однако ребенка, пусть и маленького, не всегда передают матери. Дело в том, что для того, чтобы быть достойной воспитывать своего сына или дочь, женщина должна соответствовать нескольким параметрам. Древний правовед аш-Шафии писал, что мать в обязательном порядке должна являться мусульманкой, находиться в здравом уме, быть честной, а также она не должна быть замужем за кем-либо, кто является для нее махрамом. Махрамом в исламе называется близкий родственник.

Известный богослов Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх добавлял, что женщина также должна обладать крепким здоровьем, которое позволит ей уделять достаточное внимание детям, не иметь дурного нрава и вести пристойный образ жизни. Кроме того, как утверждал богослов, дети не могут передаваться матери, которая не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне. В противном случае детей забирает к себе отец.

Ранний возраст

Развод в исламе хоть и является крайне нежелательной мерой, но тем не менее относится к категории дозволенных действий (халяль). Об этом свидетельствует один из хадисов, в котором сказано: «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Тем не менее, браки все равно распадаются. Именно тогда и встает вопрос о том, с кем из родителей останутся дети.

Известный исламский богослов Абу Ханифа утверждал, что маленькие дети должны жить с матерью, потому как женщины, по мнению богослова, более терпеливы и добры. При этом материальное обеспечение не только детей, но и бывшей супруги полностью ложится на плечи мужчины. В этом случае плата за воспитание приравнивается к плате за кормление грудью. «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).

Условия для матери

Однако ребенка, пусть и маленького, не всегда передают матери. Дело в том, что для того, чтобы быть достойной воспитывать своего сына или дочь, женщина должна соответствовать нескольким параметрам. Древний правовед аш-Шафии писал, что мать в обязательном порядке должна являться мусульманкой, находиться в здравом уме, быть честной, а также она не должна быть замужем за кем-либо, кто является для нее махрамом. Махрамом в исламе называется близкий родственник.

Известный богослов Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх добавлял, что женщина также должна обладать крепким здоровьем, которое позволит ей уделять достаточное внимание детям, не иметь дурного нрава и вести пристойный образ жизни. Кроме того, как утверждал богослов, дети не могут передаваться матери, которая не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне. В противном случае детей забирает к себе отец.

Ранний возраст

Развод в исламе хоть и является крайне нежелательной мерой, но тем не менее относится к категории дозволенных действий (халяль). Об этом свидетельствует один из хадисов, в котором сказано: «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Тем не менее, браки все равно распадаются. Именно тогда и встает вопрос о том, с кем из родителей останутся дети.

Известный исламский богослов Абу Ханифа утверждал, что маленькие дети должны жить с матерью, потому как женщины, по мнению богослова, более терпеливы и добры. При этом материальное обеспечение не только детей, но и бывшей супруги полностью ложится на плечи мужчины. В этом случае плата за воспитание приравнивается к плате за кормление грудью. «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).

Читайте так же:  Является ли военная ипотека совместно нажитым имуществом

Ранний возраст

Развод в исламе хоть и является крайне нежелательной мерой, но тем не менее относится к категории дозволенных действий (халяль). Об этом свидетельствует один из хадисов, в котором сказано: «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Тем не менее, браки все равно распадаются. Именно тогда и встает вопрос о том, с кем из родителей останутся дети.

Известный исламский богослов Абу Ханифа утверждал, что маленькие дети должны жить с матерью, потому как женщины, по мнению богослова, более терпеливы и добры. При этом материальное обеспечение не только детей, но и бывшей супруги полностью ложится на плечи мужчины. В этом случае плата за воспитание приравнивается к плате за кормление грудью. «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).

Условия для матери

Однако ребенка, пусть и маленького, не всегда передают матери. Дело в том, что для того, чтобы быть достойной воспитывать своего сына или дочь, женщина должна соответствовать нескольким параметрам. Древний правовед аш-Шафии писал, что мать в обязательном порядке должна являться мусульманкой, находиться в здравом уме, быть честной, а также она не должна быть замужем за кем-либо, кто является для нее махрамом. Махрамом в исламе называется близкий родственник.

Известный богослов Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх добавлял, что женщина также должна обладать крепким здоровьем, которое позволит ей уделять достаточное внимание детям, не иметь дурного нрава и вести пристойный образ жизни. Кроме того, как утверждал богослов, дети не могут передаваться матери, которая не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне. В противном случае детей забирает к себе отец.

После 7-ми лет

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх писал о том, что дети после развода родителей живут с матерью до тех пор, пока не перестают нуждаться в ее помощи и заботе. Богослов отмечал, что показателем в этом плане является самостоятельность отпрысков, то есть тот момент, когда они сами научаются принимать пищу, одеваться, мыться и т.д.. Несмотря на то, что Шариат не устанавливает для этого какие-то определенные сроки, обычно мать воспитывает мальчиков до 7-ми лет, а девочек до наступления первой менструации.

Когда ребенок становится старше и способен сам себя обслуживать, родители решают, с кем он останется жить дальше. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх учил, что если мать и отец не могут договориться между собой, право выбора передается их ребенку. Окончательное же решение остается за судьей.

Дети после развода родителей

Аудио версия настоящей статьи:

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Поистине, живот был сосудом для моего ребенка, грудь – источником питья, а подол – тем, где он был и что его оберегало [он – выношенное и выстраданное мною]. Однако его отец развелся со мною и хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор пока не выйдешь замуж [за другого], у тебя больше прав на воспитание ребенка»[1].

Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение будет зависеть от суда или обоюдного согласия матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании[2].

Также однажды к пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и сказал: «Это – твой папа, а это – твоя мама. Возьми за руку того, кого желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. Она ушла вместе с ним[3]. В итоге права на ребенка были переданы его матери.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки, должна мать. По мнению одних ученых, это 5-летний возраст, по мнению других — 7-летний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ним переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть 5–7-летние дети и оба претендуют на то, чтобы они оставались с ними, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнувшие сознательного возраста дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами[4].

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия[5], о чем упоминается в одном из хадисов[6]. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом[7].

Богословы подчеркивают, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери»[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Байхакы и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 259, хадис № 2276, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 348, хадис № 2973.

[2] Кстати сказать, если (не дай Бог) ребенок потерял мать или обоих родителей в раннем возрасте, то предпочтение в его воспитании отдается в первую очередь родственникам матери ребенка, ее родным сестрам (о чем сказано в достоверном хадисе), конечно же, при условии что они имеют необходимые навыки ухода за детьми и подобающий морально-нравственный облик.

Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 2. С. 820, хадис № 2699; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 6. С. 380, хадис № 2699; там же. Т. 9. С. 635 и 645, хадис № 4251 и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2280, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 347, хадис № 2972.

Читайте так же:  При смене фамилии новый загранпаспорт

[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3496, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349, хадис № 2974.

[4] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350.

[5] Традиция использования жребия при решении различных вопросов восходит к Ветхому Завету. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» — гласит Книга притчей Соломоновых (Притч. 16:33). Так, жребий использовали для распределения службы в храме (1Пар. 24:5; Неем. 10:34), в спорах о праве собственности (Притч. 16:33; 18:18) и т. д. В Новом Завете также упоминается практика бросания жребия: при избрании апостолами Матфея в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян. 1:26); Захария, согласно жребию, служил в храме, когда к нему явился ангел Гавриил (Лк. 1:9) и т. д. Пророк Мухаммад и его сподвижники тоже использовали жребий при решении различных вопросов (см.: св. х. Абу Дауда и ан-Насаи). См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3488, «сахих».

[6] Св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349–351, хадис № 2974 и пояснение к нему.

[7] В достоверном хадисе повествуется история времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда отец ребенка (не достигшего еще периода начала полового созревания, примерно, 11–12 лет) стал мусульманином, а мать не захотела принимать Ислам. Они пришли к Пророку. Отца и мать Божий посланник рассадил по разные стороны от себя и предоставил мальчику право выбора. При этом помолился: «Господи, наставь его на верный путь». Мальчик выбрал отца. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3495, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350, 351, хадис № 2975 и пояснение к нему.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 351.

Развод по инициативе родителей

Имам ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж», перечисляя причины, из-за которых желательно разводиться, пишет следующее:

. أو يأمره به أحد والديه أي من غير نحو تعنت كما هو شأن الحمقى من الآباء والأمهات ومع عدم خوف فتنة أو مشقة بطلاقها.

«Причинами, из-за которых желательно дать развод, является требование одного из родителей дать его, если они требуют развестись не из-за упрямства и принципа, как это наблюдается у недалёких отцов и матерей. А также отсутствие опасения смуты и проблем по причине развода с ней»

[См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами, Тухфат аль-Мухтадж, т. 8, с. 3].

Также имам ад-Дим’яти аль-Бакри в своей книге «И’анат ат-Талибин» пишет:

[3]

)قوله: من غير تعنت ( أي بأن يكون لغرض صحيح، فإن كان بتعنت، بأن لا يكون لذلك — كما هو شأن الحمقى من الآباء والأمهات — فلا يندب الطلاق إذا أمره أحد والديه به.

«Под словами “. если они его требуют не из-за упрямства и принципа. ” подразумевается наличие объективной причины. Если же требование развода мотивировано их упрямством, свойственным недальновидным родителям (т. е. отсутствием обоснованной причины), то тогда нет желательности разводиться по их требованию»

[См.: Имам ад-Дим’яти аль-Бакри, И’анат ат-Талибин, т. 4, с. 6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Если оба родителя или один из них повелит сыну дать развод своей супруге, то ему желательно развестись при условии, что они требуют развода не ввиду своих эгоистичных соображений, а из-за веских оснований. Если же нет таковых, то разводиться нежелательно. Также нежелательно разводиться по требованию родителей, если развод может привести к каким-то проблемам у супругов или к смуте.

• Вопрос развода не из тех деяний, в которых надо беспрекословно подчиняться велению родителям. Это не является ‘укук аль-валидайн (ослушанием родителей), о запрете на который указывают Коран и Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и который является тяжким грехом.

Отдел фетв Муфтията РД

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Считается ли светский развод автоматически и шариатским разводом?

Вопрос:

[2]

Мусульмане, живущие в светском государстве, часто сталкиваются с ситуацией, когда, помимо шариатского брака, они еще заключают и светский брак. И иногда, по разным причинам, им приходится расторгать этот брак. Возникает вопрос – будет ли расторжение светского брака автоматически расторжением шариатского брака? Ведь человек подписывает бумагу, в которой сказано, что его жена перестает быть его женой. Не является ли это передачей права развода судье? Если человек подпишет бумагу, в которой сказано, что он соглашается развести свою жену или передать право на развод другому человеку, то это будет действительным. Не будет ли тут то же самое?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ:

Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Задача судьи в светском суде – администрировать судопроизводство согласно закону, который установлен его юрисдикцией. И у него нет права заходить за рамки юридической системы, в которой он находится, даже если иску истца ничего не противостоит.

( ویجوز تقلد القضاء من السلطان العادل والجائر ) ولو كافرا ذكره مسكین وغيره إلا إذا كان يمنعه من القضاء بالحق فيحرم
الدر المختار — (ج 5 / ص 368)
ثم یجوز التقلید من السلطان العادل والجائر ولو كان كافراً كما في الدر عن مسكین وغبره، إلا إذا كان لا يمكنه من القضاء بالحق؛ لأن المقصود لا یحصل بالتقليد
اللباب في شرح الكتاب — (ج 1 / ص 381)

وما ذَكَرَ الْمُؤَلِّفُ من جَوَازِ التقليد من الْجَائِرِ مُقَیَّدٌ بِمَا إذَا كان يمكنه من الْقَضَاءِ بِالْحَقِّ أَمَّا إذَا لم يمكنه فَلَا كما في الهداية لِأَنَّ الْمَقْصُودَ لَا یَحْصُلُ بهن
البحر الرائق — (ج 6 / ص 298)

Если замужняя женщина просит развод от светского суда, то судья будет рассматривать ее иск и выносить решение по нему согласно требованиям и принципам юридической системы той страны, где он судит. Нельзя предполагать, что решение светского суда будет автоматически также означать и решение о шариатском разводе. Такое предположение противоречит реальности, потому что судья не имеет намерение давать талак этой женщине.

Документы, которые предоставлены мужу и которые он подписывает, указывающие на его согласие, касаются светского брака и развода, и это никак не означает, что муж передает право на развод (тавкиль) светскому судье. В светской системе развода согласие мужа, подтвержденное судьей, еще не означает развод, потому что судья обладает правом отвергнуть иск, если какие-то юридические условия не были выполнены.

Читайте так же:  Новости насилие над детьми

Например, судья может счесть, что причин, указанных женой, недостаточно для развода, и может отказать ей в этом, даже если муж не будет возражать. Судья Стивен Герлис (суд Барнет Каунти) отметил: «Роль судьи в решениях касательно разводов по взаимному согласию – это не просто формальный штамп. Мы должны учитывать, действительно ли брак, согласно документам, непоправимо разрушен».

И поэтому, даже если муж соглашается на процедуру расторжения брака без каких-либо возражений, на самом деле, он лишь информирует судью о том, что не будет возражать, приводить какие-то контраргументы против желания своей жены. И поэтому муж лишь соглашается на то, что судья будет решать, соблюдены ли, согласно светскому законодательству, требования, необходимые для развода. И согласие мужа на развод никаким образом не обязывает судью вынести некое решение. И из всего сказанного очевидно, что утверждение, что подписанные мужем бумаги на развод устанавливают передачу права на развод судье (вакалят), безосновательно. Судья не замещает мужа в вопросе вынесения развода.

Далее: простое согласие на расторжение светского брака, подтверждённое светским судьей, не устанавливает развод. И если кто-то преподалагает, что подпись документов, в которых выражается согласие на развод, означает вакалят судье на развод, то необходимо это интерпретировать в рамках светской судебной системы, потому что все документы лишь устанавливают светский развод.

القاعدة الثانية الأمور بمقاصدها
الاشباه والنظائر ص ٣٩

И если согласие на развод будет пониматься как передача права на развод светскому судье, то речь будет идти о праве на расторжение светского брака, а не о праве на шариатский талак, потому что муж не давал права на шариатский развод светскому судье. Более того, муж обладает, согласно Шариату, самостоятельным правом на развод по своему желанию. И он не нуждается в том, чтобы уполномочивать кого-то в том, чтобы тот дал за него развод, и, более того, не в этом цель заполнения таких бумаг.

И наше окончательное мнение в этом вопросе заключается в том, что светский развод, установленный судьей на основе согласия мужа на это, не является шариатским разводом, при условии, что муж не подразумевал шариатский развод. Интерпретация светского развода и решения судьи о разводе как расторжение шариатского брака идет вразрез с реальностью светского суда и функций судьи, а также нарушает фундаментальное право независимости и нейтралитета судьи.

И Аллах знает лучше.

Студент Даруль Ифтаа,

Одобрено и подтверждено муфтием Ибрахимом Десаи

Психологическая помощь — «Родила ребенка от мусульманина, после крещения дочки муж совсем отдалился от нас…»

Вопрос:

Здравствуйте,пожалуйста помогите разрешить один очень важный вопрос. Я по вероисповеданию христианка. Мой муж -мусульманин, у нас есть общий ребенок. Я забеременела,еще не будучи в браке, неоднократно просила мужа прочитать никях, чтобы ребенок родился с Божьим благословением. Муж не сделал этого. Спустя два года,после рождения ребенка мы зарегистрировали свои отношения юридически, но я считала,что ребенок был рожден в хараме. Когда ребенку исполнилось почти 4 года, я покрестила дочь, о своем намерении я неоднократно говорила мужу. На момент свершения крещения, мы с мужем не проживали вместе, после того, как он узнал о том, что ребенок крещеный, он отказывается жить с нами, нашел себе другую женщину, кстати, тоже немусульманку и имеет с ней отношения. К нам он приезжает один раз в неделю, ребенок растет без отца. Еще хочу объяснить, почему мы до этого жили порознь — муж сильно пил, ежедневно, ребенок это видел, и я попросила его отца, своего свекра во время одного из пьяных дебошей увезти мужа домой, после чего он решил, что я его выгнала, начал гулять с другими женщинами. Я считаю, что Бог един, и не считаю, что крещение ребенка должно привести к подобному поведению моего мужа. Прошу Вас пояснить этот момент с точки зрения ислама. Спасибо.
Ответ:

Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.

Вероятно, ваши проблемы начались из-за того, что между вами не был осуществлен никах. Это родило в вас тревогу, что ребенок родится без Божьего благословения, а также обиду. Что в свою очередь неосознанно для вас самих повлияло на ваше отношение к «мужу». Это стало толчком к тому, чтобы ваши и так хрупкие отношения распались. По сути, вы в них законно и не состояли перед Аллахом. А то, что вы крестили дочь только отдалило от вас «супруга».

Насчет того, что Бог Един, и вы не видите причин подобного поведения «мужа», я отвечу так: «Муж» и так не состоял с вами в брачных отношениях перед Аллахом. А это лишает вас, определенных прав, как жены, перед Аллахом. Поэтому объсним его выбор и, как бы дико это не звучало, право на раздельную жизнь с вами. Я сочувствую вашему положению.

Бог Един и Один, это истина. Но это не означает, что ислам равен другим религиям! (Насчет крещения ребенка почитайте статью «Почему нельзя крестить ребенка») Дело в том, что ислам признает всех пророков, мира им всем, включая и Ису (Иисуса), мир ему. И наша религия признает все Божественные Писания, включая Псалтырь Дауда, мир ему, и Евангелие Исы, мир ему. Но со временем Божественные Писания посланников Аллаха, мира им всем, были искажены людьми в угодных им целях. И только Коран явился людям, как чудо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и как знамение Всевышнего Аллаха. Аллах обещал сохранить Его неизменным. Коран существует на арабском языке, и если его переводят на другие языки, то только как тафсир (толкование к Корану), но никак не меняется сам текст Корана. И это является одним из доказательств истинности и подлинности Корана.

Хвала Аллаху! Если вы будете изучать Коран, то удивитесь тому, с какой речью к вам обращается Аллах — людям сочинить подобное, даже один аят, невозможно! А те научные открытия, о которых сообщено в Коране безграмотным посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и которыми оперируют современные ученые и по сей день находят в Нем что-то новое в пользу своих научных исследований, является еще одним доказательством истинности и подлинности Корана. Слава Аллаху! В Коране вы найдете для себя ответы на все вопросы. Это, бесспорно, Книга Аллаха, Которая была передана всему человечеству, а не только мусульманам, как милость для миров, через «печать пророков» — Мухаммада (после него больше не будет ни пророков, ни посланников Аллаха), да благословит его Аллах и приветствует, в виде внушения от ангела Джибрила, мир ему. Коран — истинное, подлинное и последнее Божественное Писание для всего человечества вплоть до Судного Дня.

Читайте так же:  Оформление опеки над пожилым родственником

Из всего вышенаписанного следует, что вам надо было совершить с «мужем» никах, что дало бы вам определенные права перед Аллахом, как супруги. Религия перед Единым и Единственнм Аллахом — ислам. Я надеюсь, что вы сами придете к этому путем собственных наблюдений и размышлений. Если у вас возникнут какие-то вопросы касательно религии, то вы можете задать их местному имаму мечети.

Так как вы не состоите в никахе, то вы, увы, не можете требовать от «мужа», чтобы он жил вместе с вами. Я вам советую начать изучать ислам и приучать к исламу свою дочь. Это облегчило бы вам жизнь уже в этом мире. Методом переговоров, быть может, через ваших родных мужского пола (отец, брат) вам удастся склонить мужа к тому, чтобы он совершил с вами никах, что дало бы вам и вашей дочери определенные привилегии. Просите Аллаха облегчить вам и помочь соединить вашу семью.

С кем остается ребенок после развода у мусульман

Представители большинства религиозных конфессий могут как вступить в брак, так и развестись. Не является исключением и ислам. В связи с этим вызывает интерес вопрос, касающийся участи детей расставшихся супругов? С кем из родителей они остаются?

После 7-ми лет

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх писал о том, что дети после развода родителей живут с матерью до тех пор, пока не перестают нуждаться в ее помощи и заботе. Богослов отмечал, что показателем в этом плане является самостоятельность отпрысков, то есть тот момент, когда они сами научаются принимать пищу, одеваться, мыться и т.д.. Несмотря на то, что Шариат не устанавливает для этого какие-то определенные сроки, обычно мать воспитывает мальчиков до 7-ми лет, а девочек до наступления первой менструации.

Когда ребенок становится старше и способен сам себя обслуживать, родители решают, с кем он останется жить дальше. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх учил, что если мать и отец не могут договориться между собой, право выбора передается их ребенку. Окончательное же решение остается за судьей.

СТАТЬИ

Материалы подготовил — Имам Московской мемориальной мечети, богослов — Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др. http://umma.ru/

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Мой ребенок — это выношенное и выстраданное мною [дитя]. Однако отец ребенка хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор, пока не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на воспитание ребенка» /1/. Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение за судом или обоюдным согласием матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании /2/.

Есть и такой хадис: «К пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и попросил: «Возьми за руку того, кого ты желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. После этого права на ребенка были переданы ей, и они вместе удалились» /3/.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что мать должна заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки. По мнению одних ученых, это пятилетний возраст, по мнению других — семилетний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ребенком переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть пяти-семилетние дети и оба претендуют на них, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнув сознательного возраста, дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами /4/.

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия /5/, о чем упоминается в одном из хадисов /6/. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

При обсуждении данной темы подчеркивается, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери» /7/.
Вопросы по теме
С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.
Если мать ребенка неверующая, а отец — верующий, то ребенок должен остаться с отцом. Но важно оговориться, что данное положение не дает отцу право в грубой и безапелляционной форме лишать мать возможности общения со своим чадом. При этом необходимо учитывать и контролировать влияние, оказываемое родственниками и друзьями на формирующуюся личность ребенка, особенно если те желают воспитать его в неисламских традициях.

С кем должен остаться ребенок после развода родителей, если мать ребенка снова вышла замуж?
В такого рода ситуациях необходим рациональный подход с точки зрения пользы для ребенка. Атмосфера и окружение серьезно влияют на формирование личности, а для родителей одной из главных обязанностей пред Богом является привитие ей (личности) морально-нравственного облика, духовности и удаление от возможных вредных привычек. При вероятности пагубного влияния со стороны отчима, девочка, например, остается с отцом.

Мы с мужем развелись полностью уже как год, есть маленький ребенок. Я подала на алименты, и мой бывший муж стал мне звонить и заявлять, что теперь я должна буду давать ребенка ему. Но до этого он даже слышать о нем не желал. Бывший муж и его мать — алчные люди, ребенка не признали, поступили подло со мной и моими родителями. Про них мы потом наслышались очень нехороших вещей. Давать им ребенка не хочу, да и боюсь, чему еще научат. Как быть? Самира.
Так как вы являетесь матерью, имеете желание воспитывать ребенка в духе морали и нравственности, а также прививать мусульманские духовные ценности, то дитя остается с вами, хотя не исключено его общение с отцом, который в свою очередь обязан покрывать расходы по воспитанию, развитию и жизнедеятельности ребенка в меру своих сил и возможностей, стараясь и прикладывая должные усилия.

[1]

Если будут сложности в урегулировании ответственностей и обязанностей, тогда придется обратиться в суд, заблаговременно посоветовавшись с юристами, специализирующимися на подобных вопросах.

Читайте так же:  Основания для раздела земельного участка

У меня родители разведены. Мама живет в одном городе, папа — в другом. Нас в семье четверо: я — старший, еще 2 сестры и младший братик (ему 5 лет). Я не знаю, с кем из родителей остаться. У нас в семье большие материальные проблемы. Папа живет в том городе один, а мама не хочет с ним быть.
Спросил по этому поводу у муллы, он сказал оставаться с отцом, но у меня мать одна не сможет прокормить сестренок. Куда пойти — не знаю. Мне обоих родителей жалко. В молитве всегда прошу, чтобы Аллах показал мне верную дорогу. Путь к истине, но я истины не вижу. Подскажите, как быть? С.
Помогать тому, кому из них тяжелее, акцентируя внимание все-таки на матери.

Религиозных судов у нас нет, поэтому вам, в крайнем случае, придется обратиться в светский суд для сохранения за собою прав на ребенка и, возможно, лишения его родительских прав.

Полагайтесь на Всевышнего, делая все, что в ваших силах.

С кем после развода у мусульман остается ребенок

Представители большинства религиозных конфессий могут как вступить в брак, так и развестись. Не является исключением и ислам. В связи с этим вызывает интерес вопрос, касающийся участи детей расставшихся супругов? С кем из родителей они остаются?

После 7-ми лет

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх писал о том, что дети после развода родителей живут с матерью до тех пор, пока не перестают нуждаться в ее помощи и заботе. Богослов отмечал, что показателем в этом плане является самостоятельность отпрысков, то есть тот момент, когда они сами научаются принимать пищу, одеваться, мыться и т.д.. Несмотря на то, что Шариат не устанавливает для этого какие-то определенные сроки, обычно мать воспитывает мальчиков до 7-ми лет, а девочек до наступления первой менструации.

Когда ребенок становится старше и способен сам себя обслуживать, родители решают, с кем он останется жить дальше. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх учил, что если мать и отец не могут договориться между собой, право выбора передается их ребенку. Окончательное же решение остается за судьей.

Попечительство. Содержание жены и ребенка после развода

Муж обязан содержать жену во время обязательного выжидательного срока идда. Материальное обеспечение будет таким же, как обеспечение супруги в течение брака, и вступит в силу только в том случае, если нет «нушуз» (непослушания) с ее стороны. Данное обеспечение будет отменено, если она покинет семейный дом без согласия ее супруга или без какой-либо иной уважительной по исламу причины. (Шами. – Том 3, стр 609)

Если у жены есть попечительство над ребенком, муж обязан платить ей по уходу за ребенком. Эта плата будет отменена, если отец не в состоянии ее выплачивать, и эта услуга предоставляется бесплатно родственниками матери. Мать может потерять попечительские права, если будет в этом случае настаивать на плату по уходу за ребенком.

Предоставление жилья обязательно только в том случае, если у матери нет своего жилища. В ином случае дети будут жить в доме матери. (Шами. – Том 3, стр. 557, 562)

Матери причитается отдельная плата за грудное вскармливание на максимальный срок в два лунных года, начиная с даты рождения младенца. Если кто-либо взимает меньшую плату, тогда она будет выбирать право на грудное вскармливание. (Шами. – Том 3, стр. 620)

В данное обеспечение не входит обеспечение жены машиной, бензином, страховкой и т. д., а также покрытие медицинских расходов. Если женщине нужна прислуга для помощи в присмотре за детьми, тогда отец должен предоставить такого помощника.

Сына отец обязан содержать вплоть до возраста половой зрелости или до тех пор, пока тот не сможет работать, а дочь – до ее брака. После этого можно отправить сына из дома, а дочь должна будет содержать себя сама, если сможет зарабатывать дозволенным исламом способом (например, вышивкой на дому ли др.). Отец не может предоставлять ее для работы на кого-либо, но он может послать ее к женщине, которая бы обучила ее вязанию, вышивке и т. д.

Отец обязан содержать ребенка-инвалида, который не в состоянии работать.

Это содержание вступит в силу, только если у детей нет собственного имущества. В ином случае отец может использовать их имущество для их нужд.

Указанное выше обеспечение будет включать жилье, питание, одежду и лекарства. Если отец беден, то данное обеспечение будет включать только их нужды. Если же он богат, то это будет оставлено на усмотрение мусульманского судьи. (Шами. – Том 3, стр. 612)

Обязанность отца по содержанию ребенка, рожденного в таком браке, включает обеспечение едой, одеждой, жильем (необязательно отдельным), медицинским обслуживанием и базовым образованием. Это перестанет быть его обязанностью, если у ребенка есть свое собственное имущество. Имущество ребенка будет использовано на эти потребности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Источники

Литература


  1. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  2. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
Дети развод мусульмане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here