Если ребенка обижают сверстники в школе

Важная информация в статье: "Если ребенка обижают сверстники в школе". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.

Фото: © EAST NEWS

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое.

Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе

. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель

— то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте. Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции. Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка. Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний. После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Фото: © EAST NEWS

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт.

При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Читайте так же:  Права ребенка при разделе квартиры родителями

Если ничто не работает

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

Что делать, если ребенка обижают в школе?

Детский коллектив может быть дружным и сплоченным, а может распадаться на группки по интересам, как обычно и происходит в школе. И зачастую основным развлечение одной из таких групп (а то и всего класса) становится травля «неудачников». Жертва выбирается по разным признакам, но преследование выглядит всегда унизительно: оскорбления, издевательства, порча личных вещей, а порой даже коллективные избиения. Что делать родителям, если ребенка обижают в школе сверстники?

Что делать, если ребенка обижают сверстники?

Что делать, если ребенка обижают сверстники? Какие качества надо воспитывать, чтобы этого не происходило? Есть ли здесь вина родителей? На вопросы свежего номера журнала для родителей «Виноград» отвечает священник Павел Гумеров.

— Сегодня для многих родителей стал животрепещущим вопрос: «Что делать, если моего ребенка обижают сверстники?» Пренебрежительное отношение, грубость, даже издевательства — такая проблема с каждым годом обостряется. Отец Павел, почему обижают ребенка, в чем, по‑вашему, причины?

— Причины в каждом отдельном случае могут быть разными, можно перечислить лишь основные.

Во-первых, как правило, в любом сообществе, особенно в детском, человека не принимают, если тот каким‑то образом не совпадает с его большинством по интересам, взглядам, мироощущению, поведению, внешнему виду. Из-за несовпадения интересов возникает некоторый конфликт, столкновение, в результате которого кто‑то не вписывается в данный конкретный социум. У детей, подростков вообще очень развит стайный инстинкт, и если один начинает по внешнему виду или поведению выбиваться из общей массы, «стае» это не нравится.

Во-вторых, наш ребенок в силу особенностей своего характера может быть недостаточно общителен и коммуникабелен. А когда ребенок не умеет общаться, не умеет налаживать отношения, он вызывает раздражение окружающих его сверстников. Конечно, никакой ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе, но кому‑то далеко не всегда удается проявить в коллективе свои сильные стороны, а сверстники куда охотнее обнаруживают его слабости.

Поводом для возникновения неприязни могут стать внешность, особенности поведения. Если, например, ребенок меньше всех ростом, страдает лишним весом или, например, он рыжий или носит очки — все это может стать поводом для обзывательств. Неопрятность, бедность одежды также может стать причиной насмешек. Легкой добычей для любителей поиздеваться становятся обидчивые дети, насмешки достаются плаксам, застенчивым, неуверенным в себе и слабым детям.

Вызывает неприязнь у сверстников и ребенок, излишне опекаемый взрослыми.

Помню, как дети смеялись над одной моей одноклассницей — ее провожали в школу за ручку чуть ли не до шестого класса, хотя школа от ее дома находилась в двухстах метрах. Когда человека не готовят к самостоятельной жизни в обществе, когда за него все решают, лишают его своего мнения, он становится инфантильным, не способным, даже став уже взрослым, принять решение. Конечно, он нигде не сможет построить хороших отношений: не только в школе, но и в будущей своей семье! Ведь сейчас стало обычным делом, когда не только девица тридцати лет, но и взрослый мужчина полностью зависит от родителей: и финансово и морально.

Припоминаю еще одного своего одноклассника, который, перед тем как попасть к нам, сменил не одну школу и несколько классов. Родители перевели его в наш класс с надеждой, что хотя бы здесь он приживется. Но история повторилась: ребята над ним смеялись, и так же, как в предыдущих местах, у него не было друзей. Конечно, причина была не в классе, который был у него не первый, не второй и даже не третий, не в школе и не в ребятах, а в нем самом и его родителях, которые не смогли научить его устанавливать контакты с другими людьми.

Надеюсь, что меня поймут правильно: мы тут вовсе не оправдываем тех, кто обижает других или смеется над ними. Конфликты со сверстниками могут возникать не только «по вине» самого ребенка. Возможно, ребенку просто не повезло — среди окружающих его детей оказался какой‑нибудь заводила, который самоутверждается, обижая более тихих и безответных товарищей.

Но детское бессердечие, которое, надо сказать, обычно проходит с возрастом, все же нельзя считать сознательной жестокостью и следствием какого‑то укорененного зла, — возможно, дети в силу малого жизненного опыта не в состоянии чувствовать боль другого человека. В сказке английского писателя Джеймса Барри «Питер Пэн» есть очень емкая и точная фраза: «Дети веселы, бесхитростны и бессердечны».

— Получается, что виноваты не только обидчики, но и обиженные? Какие качества воспитывать, чтобы нашего ребенка не обижали?

– Вспомните песочницу: каких детей больше всего там не любят? Жадных, которые не дают играть в свои совочки, ведерочки и лопаточки: «Это моя машинка, не смей трогать!» Агрессивных, которые из‑за пустяков бросаются в драку. Ябед, тех, которые чуть что бегут жаловаться: «Вот этот взял мою игрушку, он меня обижает, накажи его», то есть, по сути, совершают предательство. Сверстники перестают им доверять. Не любят и не захотят иметь в друзьях эгоистов. Тех, кто считает себя центром игры, кто играет только по своим правилам, навязывает свое «Я» окружающим. Ведь дружба, особенно детская — понятие командное: ты должен уметь взаимодействовать с другим человеком, а не «тянуть одеяло на себя»! А еще не любят, когда пытаются навязать свою дружбу, в дружбе всем хочется общаться на равных.

Читайте так же:  Смена фамилии на девичью фамилию матери

Вот эти «правила песочницы» абсолютно применимы к любому сообществу, детскому и взрослому, но они формируются именно в детском возрасте: умение дружить, умение общаться, умение взаимодействовать с другими, умение бороться со своими слабостями: жадностью, агрессивностью, обидчивостью…

— Говорят, дети — наше отражение и продолжение. В чем, по‑вашему, вина родителей?

— Очень часто детские проблемы коренятся в семье, в неправильном родительском вос­питании. В большинстве своем конфликты со сверстниками случаются у детей из неблагополучных семей, где к ребенку плохо относятся, унижают и обижают. В школе такие дети либо очень агрессивны, либо очень подавлены — и это «заслуга» родителей.

Можно заметить несколько крайностей в родительских установках. Первая — это подавление личности ребенка. В результате ребенок воспринимает весь окружающий мир как нечто очень враждебное, чем вызывает у окружающих детей и раздражение, и насмешки. Он может и наоборот, озлобиться и начать вымещать семейные обиды на своих более слабых сверстниках.

Другая крайность — гипер­опека. Когда родители от всего ограждают чадо, не дают ему никакой инициативы, не разрешают ни с кем общаться. Ребенок начинает потенциально бояться всех, кроме родителей, чуть «пальцем ткнут» — он сразу плачет.

[2]

Еще одна крайность: это воспитание эгоиста, маленького тирана, вокруг которого привычно крутятся все дома, чего он требует и от окружающих детей.

Когда родители сталкиваются с проблемой, которую мы обсуждаем, они в первую очередь должны обратить внимание на себя, подумать, где и что они упустили. Вообще‑то наша родительская задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, в которой ему придется встречаться с самыми разными людьми. Учите ребенка относиться к другим искренне, без камня за пазухой, приветливо, по‑доброму, но без заискивания. Тогда к нему будут тянуться другие дети.

— И все‑таки, обычно первое родительское побуждение — грудью встать на защиту своего ребенка.

— Советовал бы не драматизировать ситуацию. Правильнее в этих случаях не спешить наказать обидчика. Сначала нужно постараться понять, почему это произошло: то ли ребенка действительно надо защитить, то ли в его собственном поведении что‑то неладно. Если, не разобравшись, призовем обидчика к наказанию — дети если не явно, то тайно постараются отыграться на нашем же ребенке!

Вспоминается случай из моего детства: ребенком я был маленького роста, слабеньким, ранимым. Однажды ребята меня довольно серьезно побили на улице, домой я пришел заплаканный, с помятой физиономией. Какой же была реакция моей мамы? Я‑то надеялся, что она станет жалеть меня, утешать, однако ничего подобного не случилось. Не могу повторить сейчас ее слова очень точно, но она сказала примерно так: «Ты мужчина и должен понимать, что такое в жизни случается». Поначалу меня это очень обидело, но потом я понял, что это совершенно правильная позиция: если мальчишку от всего ограждать, жалеть, из него не вырастет мужчина. Он должен понять, что мир состоит не только из приятных ему людей. Но при этом ребенку необходимо чувствовать наше сочувствие к себе. Я считаю, что трудности, которые так или иначе возникают в жизни ребенка, дают бесценный опыт налаживания контактов с людьми, являются школой жизни, их преодоление делает его крепче!

— Многие задаются вопросом, нужно ли ребенка учить давать сдачи, драться?

— Не смогу дать категорических советов, но и ничего плохого в том, чтобы научить ребенка давать отпор, не вижу. Умение постоять за себя помогает преодолеть страх, а такие мужские качества, как смелость и решительность, еще пригодятся ему в жизни: когда‑то, может быть, придется защищать женщину, детей, семью, воевать. Эти качества обязательно должны быть в мальчишках.

Но ребенка надо учить защищаться, а не драться. Постарайтесь донести до него древнюю мудрость «Лучший бой — это тот, который тебе удалось предотвратить!», что силу нужно использовать для обороны, а не для нападения. Слишком увлекаться самообороной и уповать на собственные силы тоже не стоит. Здесь также существуют свои опасности. Во-первых, на каждую силу найдется своя сила, если хулиганы захотят свести счеты, то они это сделают (нападут большой компанией, вооружатся и т. д.), а вот это уже опасно. Во-вторых, известно, что во всякие истории с драками чаще всего попадают люди, которые как раз готовятся обороняться, занимаются боксом, карате и проч. Почему? Если в первом акте пьесы на стене висит ружье — в третьем оно выстрелит. Если человек готовится к драке, он ее найдет. Когда подросток научился хорошо драться, он может начать применять эти навыки совсем не в мирных целях, он сам может начать задирать своих товарищей. Поэтому во всем должна быть мера.

Но, с другой стороны, когда мы отдаем ребенка в секцию самбо или какой‑то другой борьбы, это может иметь один очень положительный эффект: ребенок поверит в свои силы, преодолеет неуверенность, научится общаться с товарищами по секции, а также научится терпеть боль, не делать трагедию из синяка под глазом. Мой двоюродный брат, занимаясь в детстве боксом, не достиг каких‑то выдающихся результатов, но зато потом его родители говорили, что он теперь не боится быть обиженным и умеет терпеть боль.

К кому больше всего пристают школьные хулиганы? К ребятам слабым духом, неуверенным в себе, плаксам, так называемым «пищикам». Их ткнули — они и запищали. Если мальчик или девочка реагируют на обиды и насмешки спокойно, не плачут и не обзываются в ответ, обидчики, как правило, очень скоро теряют к ним интерес и находят более благоприятные мишени. Вот этому надо учить детей.

— И наконец, что делать, когда православный ребенок оказывается в нецерковной среде, где он подчас чувствует себя белой вороной?

Видео (кликните для воспроизведения).

— Задача родителей — формировать среду общения своему ребенку. Бывает, что в школе подбирается такая компания, что очень даже неплохо, если ребенок не будет с ней общаться. Если не получается найти друзей в школе, то их можно найти вне школьной среды. Как? Есть кружки, секции, приходские школы, клубы детские, где ребенок будет иметь возможность общаться с детьми, близкими ему по интересам. Ничто так не сплачивает детей, как общее дело!

Если нет друзей в школе — не беда, настоящих друзей, единомышленников не может быть много, значит, близких по духу людей надо искать в других местах.

Очень важно отметить: первыми друзьями ребенка должны быть родители, а те самые важные качества, которыми должен обладать человек, он должен увидеть в собственных родителях. Важно на их примере понять, каким бывает настоящий друг!

Читайте так же:  Сколько стоит сделать доверенность на ребенка

Нашему ребенку очень поможет в жизни уверенность в своих силах, а для этого нужно помогать ему поднимать здоровую самооценку: давать полезные навыки, практические умения, руководить его самообразованием, предлагать хорошие книжки — вот база, которая сделает его жизнь полной, насыщенной, это поможет ему стать личностью. Интересный, цельный человек также становится интересен окружающим. Не нужно путать это с гордыней. Хотя каждый из нас должен осознавать, что он не лучше других людей, а перед Богом — ничто, но должен реально осознавать, на что способен и что собой представляет. Если человек не уверен в своих силах, у него никогда ничего не получится в жизни, ему не хватит ни уверенности, ни решимости.

Кроме того, когда человек себя уважает, его очень трудно обидеть — сильного не обзывают, не задирают, и только слабый отвечает злом на зло. К сильному же люди тянутся. А это формируется родительской любовью, поощрением, поддержкой. Защищенность — это броня из любви, которую нам дали родители, она помогает и когда их уже нет с нами, позволяет не обижаться на мелочи жизни, ведь в этом случае внутри человека мир, светлый и добрый.

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста

Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.

Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.

[3]

Советы психолога

Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:

  • Поговорите с ребёнком по душам. Поинтересуйтесь, есть ли у него проблемы. Не спрашивайте про учёбу, оценки и т.п. В разговоре сделайте упор именно на чувства. Главное, показать, что вы его любите, что он может обратиться к вам за поддержкой и помощью в любой ситуации. Возможно, ребёнок сам назовёт вам причину издевательств над ним.

Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.

Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.

  • Поговорите с классным руководителем (воспитателем). Поинтересуйтесь, как ваш ребёнок ведёт себя, с кем дружит, с кем конфликтует. Это даст возможность увидеть его глазами других людей, поможет понять, почему ребёнка обижают другие дети. Возможно, он сам провоцирует конфликты, задирая своих сверстников.

Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.

Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.

  • Проанализируйте список причин травли. Если разговор с ребёнком и педагогом не прояснил ситуацию, постарайтесь найти истинную причину издевательств, проанализировав выше приведённый список причин травли. Выявленную причину травли необходимо устранить. Например, если ребёнок не ухожен, нужно привести внешность в порядок, если есть дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду и т. д. К сожалению, устранить причину издевательств не всегда возможно. Нередко родителям не удаётся самостоятельно уладить конфликт ребёнка с другими детьми. В таком случае обратите внимание на следующий совет.
  • Обратитесь к психологу. Казалось бы, зачем, если всю информацию теперь можно найти в интернете? Но дело в том, что каждая ситуация уникальна. Иногда правильные ответы и решения лежат не на поверхности, доступны лишь тем, кто обладает знанием психологии. Специалист не только выявит истинные причины травли, но и подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации.

[1]

Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.

  • Если решили сменить школу (детский сад), хорошенько взвесьте своё решение. Когда у ребёнка возникают проблемы из-за низкого авторитета среди сверстников, выходом из ситуации кажется смена детского коллектива. Но это не всегда верное решение. Авторитет ребёнка понижен не просто так, на него негативно воздействует какой-то фактор (факторы). Какой именно – это и нужно выяснить родителям. Если ребёнок «заберёт» его с собой в новый коллектив, данный фактор (факторы) продолжат снижать его авторитет уже на новом месте, а значит он снова станет изгоем. Потому что ребёнок с низким авторитетом всегда будет становиться жертвой в любом коллективе.

Последствия школьных обид

Некоторые мамы и папы, узнав, что ребенка обижают в школе, предпочитают не вмешиваться. Их позиция: дети сами разберутся, такие конфликты закаляют характер и вообще — травля существовала во все времена, в том числе и в советской школе, и это норма. Действительно, выбор жертвы для издевательств — обычное дело в детской и подростковой среде. Только вот самому изгою от этого факта не легче…

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком алименты

Отголоски перенесенных обид преследуют человека практически всю жизнь, очень немногим удается «перерасти» детские комплексы и полноценно влиться в социальную среду. В глубине души бывшие жертвы остаются неуверенными в себе, а иногда и озлобленными на весь мир.

Впрочем, негативные последствия появляются сразу же после начала психологического давления сверстников на ребенка: резко падает успеваемость, ведь сосредоточится на уроках, находясь в постоянном напряжении, невозможно. Если пустить ситуацию на самотек, отвращение к учебе останется надолго, если не навсегда.

Современные подростки под влиянием компьютерных игр и различных веяний в социальных сетях могут быть гораздо более жестокими в своих издевательствах, чем их сверстники из предыдущих поколений. Ребенок, оказавшийся один на один со своими мучителями, не сможет адекватно им противостоять. Психологические травмы, комплексы, отсутствие силы воли, побеги из дома и даже подростковый суицид — все это последствия равнодушия взрослых к «невинным детским шалостям».

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Действия родителей

Кому жаловаться

Так что же делать взрослым членам семьи, если ребенка обижают сверстники в школе? В первую очередь спокойно разобраться, насколько далеко зашла ситуация и как к этому относится сам школьник. Выясните, не является ли он сам провокатором. Некоторые дети способны самостоятельно решить отдельные конфликты и тогда вмешиваться не стоит. Но если речь идет о настоящей травле или физическом насилии, нельзя оставаться в стороне.

Выяснив у ребенка количество обидчиков и их имена, следует отправиться к классному руководителю. Если педагог не в силах повлиять на обидчиков, необходим разговор с их родителями и директором школы. Иногда помогает угроза подачи заявления в местный отдел образования или прокуратуру, хотя фактически до обращения дело доходит редко. Если уж не обойтись без жестких мер, желательно заранее собрать показания свидетелей, взять справку в травмпункте, изучить и скопировать записи видеокамер, если они есть.

Работа с ребенком

Решив школьный конфликт один раз, родители не ограждают чадо от дальнейших обид со стороны сверстников. Скорее всего, эффект будет временным и ситуация повториться. Чтобы этого не случилось, нужно и дальше активно действовать:

Иногда вражда между сверстниками перерастает в дружбу. Возможно, организованный родителями жертвы совместный выезд на природу или приглашение всего класса на день рождения станет переломным моментом в отношениях детей.

Что делать нельзя

Самая распространенная ошибка родителей, узнавших, что их ребенка обижают сверстники — громкий разбор полетов на глазах у всех его одноклассников. Мера действительно может сработать, но лучше не давать подросткам очередной повод для насмешек. И вообще все действия должны обговариваться в семье заранее. Другие неправильные решения:

  • Оставить сына или дочь наедине со своими проблемами;
  • Устраивать самосуд, разбираться с участниками травли без присутствия их законных представителей;
  • Учить отпрыска отвечать на оскорбления той же монетой. Есть большая разница между понятиями «постоять за себя» и «стать таким же»;
  • Идти на поводу у сверстников ребенка, пытаясь купить их расположение подарками или какими-то услугами.

Бывают случаи, когда жертву проще перевести в другую школу, чем оградить от нападок. Это решение не принимается сгоряча, ведь школьнику будет очень сложно адаптироваться к новым условиям, в классе он окажется в невыгодном положении.
Случается, что ребенка в школе обижают не сверстники, а учитель: придирки и обидные замечания от взрослого человека, наделенного властью выставлять оценки, напрочь отбивают у ученика интерес к знаниям и учебному процессу вообще. Что делать в такой ситуации, рассказано в видео ролике под статьей.

Чужой среди своих

Советы юриста

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:

Как понять, что ребенка обижают

Зачастую дети избегают откровенного разговора с родителями о своих проблемах в школе. Некоторые ребята считают, что действительно заслужили пренебрежительное отношение сверстников. На вопросы взрослых они упорно отвечают, что все нормально, отмалчиваются. Поэтому мамам и папам нужно быть внимательнее к следующим признакам:

  • Снижается успеваемость;
  • Ребенок ищет поводы не идти в школу, симулирует болезнь;
  • Школьник часто прогуливает уроки (это можно отследить в электронном дневнике);
  • Учителя жалуются на постоянные опоздания, неопрятность, взвинченность ученика;
  • В будние дни подросток подавлен, а в выходные находится в хорошем настроении;
  • У школьника постоянно ломаются, теряются, пачкаются и мнутся вещи;
  • У ребенка плохой аппетит и тревожный сон;
  • После занятий появляются все новые синяки, ссадины, царапины;
  • Иногда жертвы школьной травли убегают из дома.

Совпадение двух и более признаков из этого списка с ситуацией в семье — повод для откровенного разговора с ребенком и визита к классному руководителю. Беседа должна быть деликатной, а посещение школы — незаметным для одноклассников сына или дочери.

Авторитет ребёнка среди сверстников

У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

Читайте так же:  Какие ежемесячные выплаты положены матерям одиночкам

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Как понять, что ребёнка обижают? Признаки

Нередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).

Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?

Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • жалобы ребёнка на поведение других детей по отношению к нему;
  • синяки, ссадины, ушибы;
  • пропавшие или испорченные вещи;
  • отсутствие желания идти в школу или в детский сад;
  • замкнутость;
  • сниженное настроение;
  • плаксивость;
  • сниженная самооценка;
  • отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • повышенная тревожность;
  • кошмары по ночам;
  • истерики;
  • нервный тик;
  • заикание;
  • энурез и др.

Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.

Родительские просчёты

Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?

Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.

К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?

Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.

Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.

В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.

Кто обычно становится жертвой

Абсолютно любой ребенок рискует попасть в число тех, кого обижают в школе сверстники. Но все же можно выделить группу риска по следующим факторам:

Отдельно можно выделить случайных жертв, которых стали обижать вследствие какого-то казуса, неприятного недоразумения. На этом месте может оказаться любой ребенок, независимо от успеваемости, социального положения родителей, внешности.

Почему обижают именно моего ребёнка? Причины

К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.

Перечислим некоторые причины травли:

Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда.

Источники

Литература


  1. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
  4. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
Если ребенка обижают сверстники в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here