Факторы риска насилия в семье

Важная информация в статье: "Факторы риска насилия в семье". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Факторы риска насилия в семье

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:
• низкий доход;
• безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов);
• многодетная семья;
• молодые родители;
• неполная семья;
• принадлежность к меньшинствам;
• плохие квартирные условия;
• отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):
• семья родителя-одиночки, а также многодетная семья;
• отчим в семье или приемные родители;
• конфликтные или насильственные отношения между членами семьи;
• проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.);
• межпоколенная передача агрессивного паттерна поведения;
• проблемы взаимоотношений родителя и ребенка;
• эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью ребенка:
• нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;
• недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
• дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей небольшой (погодки);
• дети с врожденными или приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья;
• дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);
• дети с определенными свойствами личности (безгранично требовательный, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, повышенно внушаемый);
• дети с привычками, действующими на нервы родителям;
• дети с низкими социальными навыками;
• дети с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлимыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);
• дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Из Малкина-Пых И.Г. «Психология поведения жертвы»

http://amicel.cnpac.org.md/pentru-profesionisti/faktory-riska-nasiliya-v-semie

Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком

Разного рода насилие над детьми встречается повсеместно: в семье, дошкольных учреждениях, школе, детских домах и интернатах, лечебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях, местах проведения досуга и молодежных тусовок. Поэтому помимо причин, выделяются факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого или пренебрежительного обращения с детьми. К таким факторам риска исследователи (Н.Ф.Михайлова, Кристел Алтосаар и др.) относят личностные характеристики насильников (субъектов насилия) и жертв. Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:

  • родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
  • близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
  • сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку;
  • педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
  • посторонних наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
  • иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.

В ходе исследования, проведенного в лаборатории семейно воспитания Национального института образования, уточнялись данные относительно наиболее частных субъектов жестокого обращения с детьми. Исследованием было охвачено свыше тысячи респондентов: 369 подростков, 170 студентов и 211 взрослых (родителей и педагогов). Как выяснилось, безопасных для детей мест, к сожалению, практически нет, но в зависимости от вида насилия большую угрозу представляют различные сферы обитания. В целом, на первом месте по опасности стоят улица и двор, где более четверти опрошенных испытывают и вербальное, и физическое насилие. На втором – общественные места и транспорт, несущие для респондентов, в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз. В школе, которая оказалась на 3-м месте по числу выборов, ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес. На последнем месте по числу выборов стоит квартира (собственная или чужая).

Вместе с тем, по данным исследователей, если сексуальное насилие около половины детей терпят от чужих людей, то физическое и психическое насилие совершается, в основном, в кругу семьи. По большей части матери (около 90%) ответственны за отсутствие родительской заботы, так как матери или люди их заменяющие являются основными опекунами. Зато сексуальное насилие гораздо чаще, приблизительно в 90% случаях, совершается мужчинами, около половины из них – отцы или люди их заменяющие. Мужчины также по большей части оказываются виновниками эмоционального и физического насилия.

Интересной выглядит позиция, объединяющая точки зрения зарубежных и российских ученых (Е.Н.Иванова, R.F.Celeste). Они выделяют три инициирующих домашнее насилие основных компонента, что позволяет определить и причины его возникновения. Этими компоненты являются насильник, жертва и кризис, причем в роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника. Кроме того, должна возникнуть кризисная ситуация, т.е. неблагоприятное событие, которое играет роль пускового механизма для потенциального насильника и лишает его возможности справиться со своими желаниями и проблемами социально приемлемым способом.

Анализируя случаи домашнего насилия, они отметили, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностных расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
  • воспитывают ребенка без супруга(и);
  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
  • обременены большим количеством детей.

Что касается жертв, то с высокой долей вероятности семейному насилию могут подвергаться дети:

  • нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
  • трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
  • живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
  • имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
  • отличающиеся девиантным поведением, раздражающими привычками и такими чертами характера, как вспыльчивость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, равнодушие, требовательность, внушаемость и др.

Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.

Структура семьи также является важной характеристикой, поскольку дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться лишенными заботы вследствие трудовой занятости взрослого или подвергнуться жестокому обращению из-за его физической или эмоциональной перегрузки. Причем, дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются насилию, чем оставшиеся с одной матерью. Наконец, жестокое обращение с детьми, в особенности отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка или педагогическая запущенность, чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности.

Читайте так же:  Принудительный раздел имущества

Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого обращения. Гиперактивные дети более возбудимы и менее охотно выполняют правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.

Отдельным объектом внимания российских (С.В.Ильина, А.Д.Кошелева, О.С.Лобза, Е.Т.Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.

Непрекращающийся крик и раздражительность младенца приводят к уменьшению привязанности матери и, как отметил S.M.Bell, в этом случае женщины могут уйти, оставляя малыша одного. Впрочем, пассивные, отстающие в развитии, родившиеся преждевременно, требующие из-за этого или вследствие психофизических особенностей специального ухода младенцы тоже могут фрустрировать матерей. Такие дети не только обременительны для родителей, но и рассматриваются ими как постоянное напоминание об уязвленном самолюбии, что стимулирует со стороны взрослых жестокое обращение в виде недостатка ухода.

Жертвами же физического насилия в семье зачастую становятся подростки 12-17 лет. Самый пик приходится на 15-17-летних: 14,2 случая на 1000 исследуемых, в то время как для всех школьников показатель в два с лишним раза ниже (6,3 на 1000). Любопытен и такой факт: хотя в физическом насилии дети признают виновными обоих родителей (94,2% всех случаев), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины. Матери виновны также в 75% фактов плохого ухода за детьми. В этом данные американских специалистов практически совпадают с результатами, полученными белорусским ученым, доктором социологических наук Ю.М.Бубновым (г. Могилев).

По половому признаку пострадавшие различаются следующим образом: с физическим насилием и мальчики и девочки от рождения до 3-лет встречаются одинаково часто. Среди 4-12-летних наказываемых физически мальчиков примерно на 30% больше, чем девочек. Далее, в подростковом возрасте соотношение выравнивается, чтобы после 16 лет качнуться в сторону девочек, которые теперь уже страдают чаще на те же 30%.

От сексуального преследования чаще страдают девочки всех возрастных групп. С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4. Как ни странно, но запущенными в бытовом плане также чаще бывают девочки, особенно после 10 лет. Пик неухоженности припадает все на тех же 16-летних девушек, когда их преобладание над юношами становится шестикратным.

Перечисленные выше факторы риска не обязательно оборачиваются прямой опасностью для детей. Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Однако выделение таких факторов способствует обозначению своеобразной «зоны особого внимания» для специалистов, помогая им выявить, а иногда и предотвратить домашнее насилие.

http://dtspc.schools.by/pages/subekty-i-faktory-riska-dlja-osuschestvlenija-nasilija-nad-rebenkom

Социально-психологические факторы семейного насилия

Дети в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами жестокого обращения родителей и различных видов насилия со стороны семьи.

Слово семья имеет определенное ценностное значение и несет огромную смысловую нагрузку. Термин «семья» определен как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью и обязанностью друг перед другом, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

В благоприятном случае семья – это сильный источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку поддержку и понимание. Если же ситуация в семье отнюдь неблагоприятна, как правило всегда возникают различной степени сложности не только в межличностных отношениях между членами данной конкретной семьи, но и в отношениях их с окружающей социальной средой. Это неизбежно приводит к внутренним личностным противоречиям различной степени и видов. Травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию в обществе.

Многочисленные исследования показывают, что столкновение с агрессией в большинстве случаев увеличивает вероятность агрессивных действий со стороны пострадавшего. Подтверждением того, что жертва сама начинает моделировать агрессивное поведение, направленное на окружающую среду, являются результаты экспериментов, направленных на изучение передачи агрессивного поведения и установок из поколения в поколение внутри семьи.

Р. Джеллес обнаружил, что люди, которые в родительской семье подвергались насилию относительно чаще, проявляют агрессивность по отношению к членам собственной семьи. Он предположил, что воспитание с применением насилия способствует его одобрению и обучает ему.

К. Перри и М. Кузель, опираясь на полученные в результате экспериментов данные, доказали, что жертвы агрессии подразделяются на две категории. Некоторые сами высоко агрессивны (вызывающие, раздражающие и провоцирующие жертвы). Жертвы с низким уровнем агрессивности по характеристикам сходны с пассивными жертвами, которые проявляют тревожность и неуверенность в себе и не защищаются, когда на них совершается нападение. В результате исследований остро стала проблема раскрытия механизма превращения человека в жертву и выявления различий между пассивными и провоцирующими жертвами.

10.2 Виды агрессивных действий родителей, приводящие к виктимизации ребёнка

Дети довольно часто подвергаются агрессивным действиям со стороны родителей или близких родственников в силу непосредственного и постоянного взаимодействия с ними. Жертвы насилия в семье зачастую сами становятся агрессорами и наносят большой ущерб другой личности. Вероятно, это связанно с генетической предрасположенностью к агрессивному поведению.

Исходя из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертв, следует, что нанесение телесных повреждений не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действия является какое-либо негативное последствие.

По мнению Т. Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая-вербальная агрессия, активная-пассивная агрессия и прямая-непямая. Применительно к агрессивным действиям со стороны родителей, данную классификацию можно представить следующим образом:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_27889_sotsialno-psihologicheskie-faktori-semeynogo-nasiliya.html

Факторы риска насилия в семье

Адрес:

230029, г.Гродно
ул.Лермонтова, 13

Телефоны:

Справка: 8 0152 61-06-24

Алкоголизм как фактор риска насилия в семье

Насилие – это действия, направленные на унижение другого человека и контроль над ним. Не только физические действия могут быть насильственными. То, что одна из сторон вынуждена постоянно взвешивать и подбирать слова, ограничивать свои действия, является следствием насилия, наносящим ущерб личности. Насилие – это действие, посредством которого добиваются власти над другим человеком, порождая в нем чувство напряжения и страха, унижение человеческого достоинства и самооценки.

Проблема борьбы с алкоголизмом и его последствиями является одной из самых важных в большинстве стран мира. В последнее десятилетие при изучении алкоголизма наблюдается сдвиг интереса учёных с проблем личности к её взаимоотношениям с ближайшим окружением. При этом преобладающим становится рассмотрение алкоголика в контексте его социальных и прежде всего внутрисемейных связей. Семья рассматривается как система, в которой все члены оказывают влияние друг на друга.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов квартира в ипотеке

Известно, что алкоголизм мужчины является достаточно мощным стрессором для его жены и детей. Алкоголь играет определенную роль в нарастании агрессии при домашнем насилии и может быть использован в качестве его оправдания. Данные о взаимосвязи бытового насилия и злоупотребления алкоголем широко варьируются от самого низкого показателя в 25% до самого высокого – более 80% случаев. Алкоголизм и насилие в некотором роде имеют схожие характеристики, такие как: могут передаваться из поколения в поколение, отрицание или минимизация проблемы, изоляция семьи.

Специалисты свидетельствуют о том, что главной особенностью алкогольных семей является насилие, которое окрашивает и предопределяет все характеристики этих семей и прежде всего межличностные.

Отвержение членов семьи друг другом, в особенности родителями детей, отношения деспотичности чаще всего проявляются в скрытой форме (не осмыслены самими членами семьи), выражаются в сочетании внешнего внимания и заботы, жёсткого контроля и чрезмерной опеки с отсутствием доверительных, эмоциональных контактов, безразличия, эмоциональной холодности, отстранённости членов семьи от внутренней психологической жизни друг друга. Отвержение может проявляться и явно, даже грубо и цинично, в форме издевательств, побоев, физических и сексуальных оскорблений, открытого пренебрежения супругами или родителями своими обязанностями.

Алкогольная семья – это семья с контрастными правилами: они либо слишком свободны, либо слишком строги. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. У всех членов алкогольной семьи существует амбивалентность в самовосприятии, восприятии членов семьи, окружающих людей и событий жизни. В их сознании происходит активное разделение позитивных и негативных образов, что частично является причиной отсутствия у этих людей целостной картины мира. Вся жизнь алкогольной семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью.Члены семьи активно отрицают алкогольную реальность, стремятся тщательно скрывать неблагополучие своей семьи от посторонних и даже друг от друга, практически табуируя эту тему для обсуждений. Жизнь алкогольной семьи зачастую построена на лжи, и членам семьи порой самим трудно распознать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти навязчивый характер: больной отрицает наличие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, вся семья отрицает порождаемые алкоголизмом тягостные события. В правилах семьи в целом значительное место занимают гласные и негласные запреты, как основное воспитательное средство, регламентирующее отношения. В этих семьях запрещается свободно выражать свои потребности и чувства.

Насилие в семье – это нарушение прав человека, насилие приводит к страданию, разрушению семьи, психическим нарушениям, к тяжелым социальным и экономическим последствиям для всего общества. Именно поэтому общество может и должно сделать все возможное для искоренения такого явления как насилие вообще, и насилие в семье в особенности.

Телефоны по которым можно позвонить в случае семейного насилия

  • Горячая линия для пострадавших от семейного насилия: 8-801-100-8-801
  • Горячая линия программы «Ла Страда»: +375-29-645-31-65
  • Кризисное отделение г.Гродно: 72-33-34
  • «Кризисная комната для женщин, пострадавших о семейного насилия» в г.Гродно, телефон: 8 (0152) 96-05-00.
  • Кризисный центр для женщин при Союзе Сестричества милосердия в честь игуменьи Е.Полоцкой, г.Лида: +375-33-688-40-49; +375-29-151-95-22
  • Телефон Доверия: 170

Кризисная комната для мужчин-агрессоров в Гродно. Помощь семейных психологов в комнате бесплатна и конфиденциальна. Обратиться к ним можно по телефонам:

  • 8 (0152) 73-03-86,
  • 8 (0152) 72-33-34.

http://gp1.by/pages/alkogolizm-kak-faktor-riska-nasiliya-v-seme.html

Tartu Naiste Varjupaik

Звони, мы поможем: 55 94 94 96

Факторы, способствующие насилию

В нашем обществе много примеров власти и насилия, которые считаются «нормальными», которые легко прощают, и которые иногда даже вызывают уважение.

Постоянные новости о насилии создают впечатление, что насилие — неотъемлимая часть нашей ежедневной жизни. Группы населения, имеющие меньше власти, часто становятся жертвами насилия и злоупотребления.

Насилие намного более комплексный феномен, чем лишь сумма неких отдельных действий или признаков. Мужчины, применяющие насилие к женщинам, не классифицируются по какому-то одному признаку, например, принадлежности к какому-либо социальному классу, опыту насилия в процессе социализации или пристрастию к спиртному. Все эти признаки могут сопутствовать насилию, но не являться его причиной. Любой мужчина, из любого социального слоя, может ударить — как в пьяном, так и в трезвом виде. Как правило, обидчики — совершенно обыкновенные мужчины, их невозможно распознать по внешнему виду. Во многих (и даже в большинстве) случаев про них никто даже не подумал бы, что они на это способны. Нет ни одного единственного теоретического объяснения, которое можно было бы применить для объяснения во всех случаях супружеского насилия. Ниже приведены некоторые факторы, содействующие применению насилия, но всегда надо учитывать, что этот перечень ни в коем случае не является исчерпывающим, и что у многих мужчин, избивающих своих жен, не проявляется ни один из этих факторов, и все же они ведут себя насильственно.

Изоляция
Изоляция может быть как социальной, так и эмоциональной. Часто она появляется в связи со страхом перед отношениями, ревностью, неуправляемых вспышек злости и т.п. У мужчин стереотипное представление о «мужественности» часто мешает созданию эмоциональных отношений как с другими мужчинами, так и с женщинами. Отношения с женщинами могут в таких случаях сводиться к сексуальному овладению и стремлением к самоутверждению. В таком случае мужчина использует секс как акт агрессии, повышающий его неустойчивую самооценку. Мужчина чувствует, что должен вести себя, как мужчина, даже если он этого не хочет.

Стресс
Безработица, неудовлетворенность работой, перенапряжение на работе, а также нереальные ожидания к партнеру, могут в определенных ситуациях привести к компенсаторному насилию. Особенно критичными являются ситуации развода, так как именно во время стресса от развода насильственные реакции часто появляются даже у тех мужчин, которые никогда раньше не вели себя насильственно (и не применяют насилие и в будущем). Многие исследования показывают, что насилие начинается или становится сильнее во время беременности женщины. Например, ревнивого мужчину могут начать терзать сомнения в том, его ли это ребенок. Существуют и предположения, что мужчина подсознательно боится того, что после рождения ребенка внимание и забота жены сместятся с мужчины на ребенка. Кроме того, у мужчины могут активироваться чувства, которые он испытывал в детстве по отношению к своей собственной матери. Так как и женщина может во время беременности вести себя менее стабильно, чем обычно (больше плакать, обижаться и т.д), то непривычный стресс может тяжело сказаться на обоих партнерах.

Несбывшиеся ожидания к ролям в семье
Если мужчина находится социально на более низкой позиции, чем женщина, он чувствует, что он не выполняет доминантной роли и ощущает ситуацию, как угрозу его мужественности. Он пытается компенсировать чувство унижения и беспомощности насилием.

Ложное восприятие
Нейтральное общение мужчина может воспринимать как опасное или обидное; людей, участвующих в общении, — враждебными или неприязненными (например, если женщина опаздывает на пятнадцать минут, мужчина думает, что она убежала с другим).

Трудности в общении
Трудности в выражении своих мыслей, чувств и желаний. Мужчине трудно выслушать собеседника и рассказывать самому. Он чувствует, что не может выразиться иначе, чем с помощью рук.

[2]

Низкая самооценка
Чувство унижения и беспомощности. Насилие создает на мгновение иллюзию компенсации слабости.

Читайте так же:  С каких доходов удерживаются алименты на ребенка

Зависимость (часто напоминающая отношения матери-ребенка)
Часто результатом такой зависимости становится эффект «тяни-толкай». С одной стороны, мужчину охватывает паника, что его могут бросить; с другой стороны он сам ищет возможность создать дистанцию и убежать. В итоге получается, что женщина должна хотеть близости именно тогда, когда этого хочет мужчина. У мужчины появляется сильная потребность контролировать и ревность.

Защитный механизм самооправдания
Человек пытается убедить самого себя и других в том, что ситуация менее серьезная, чем на самом деле: «Я же только слегка толкнул ее», «Это же не так уж часто случается», «Она же от этого не пострадала». Мужчина отказывается верить, что у его насильственного поведения могут быть отрицательные результаты. Параллельно с попыткой уменьшить серьезность ситуации, мужчина использует тактику обвинения: женщина сама провоцировала, сама была агрессивной, сама вела себя неправильно («любящая жена так не сделала бы»). Хотя широко распространен миф о том, что избивают женщин, которые «хотят быть избитыми», так как не уходят и терпят такое отношение, этот миф далек от реальности.

Столкновение с насилием в детском возрасте
Во многих исследованиях подчеркивают, что жестокость по отношению к жене часто свойственна мужчинам, выросшим в семье, в которой насилие было в порядке вещей. Даже если мужчина понимает, что это неправильно, он не способен найти действующую альтернативу для решения сложных ситуаций. Но несмотря на такие заявления, все же не существует автоматической зависимости, и статистически такая зависимость доказана лишь в 50-60-ти процентах от всех случаев насилия.

Алкоголь/наркотики
Хотя часто считается, что причиной насилия является злоупотребление алкоголем/наркотиками, это не так. Скорее, употребление алкоголя стирает барьеры и таким образом снижает мотивацию контролировать поведение. Некоторые мужчины признаются, что употребляли спиртное именно для того, чтобы было легче ударить. Хотя злоупотребление алкоголем не является причиной насилия, оно очень часто используется как оправдание ему («я ведь не понимал, что делаю»). Многие женщины подтверждают, что мужчины, избивая, хорошо сознают, где, как, и в какой степени они могут себе это позволить (напр., не при свидетелях, не оставляя видимых следов и т.д.), поэтому мы не можем говорить о потере контроля под влиянием спиртного.

Злоупотребление спиртным и т.п. веществами не является причиной насилия. Но все же, в 65-80% случаев, спиртное связано с насилием. Хотя насильственно ведущие себя мужчины часто оправдывают свои поступки злоупотреблением спиртным, утверждая, что виноваты не они, а спиртное, здесь уместнее говорить о двух проблемах (насилие и алкоголизм), усугубляющих друг друга. Человек, подвергающий насилию, может быть алкоголиком, но это другая проблема, то есть он является алкоголиком и обладает личностью со склонностью к насилию. Обе проблемы требуют внимания.

У алкоголизма и супруж ес кого насилия много общих черт, но есть и существенные различия.

• Алкоголизм и семейное насилие не зависят от национальности, социального или экономического статуса и имеют много причин.
• Как насильники, так и алкоголики, склонны к ревности и стремятся обвинить в своих поступках партнера. В обоих случаях люди отрицают или уменьшают проблему.
• Как у насильников, так и у алкоголиков наблюдается склонность к низкой самооценке.
• Как и семейное насилие, так и алкоголизм со временем прогрессируют и становятся как эмоционально, так и физически более серьезными, а в итоге — жизненно опасными.
Как семейное насилие, так и алкоголизм являются социально позорными явлениями и зачастую неверно интерпретируются в обществе

• Алкоголизм — болезнь, а семейное насилие — социальная проблема.
• Алкоголиками могут в равной степени стать как мужчины, так и женщины. Семейное насилие применяют в большинстве случаев мужчины, а жертвами становятся, как правило, женщины.
• Насильников часто не считают ответственными за их поведение; во многих случаях насилие отрицается, его серьезность уменьшается, и обвиняется, как это ни парадоксально, сама жертва.
• Семейное насилие — уголовно наказуемое действие; злоупотребление спиртным является уголовно наказуемым лишь в определенных ситуациях (напр., нахождение за рулем в пьяном виде)
• Борьба с алкоголизмом намного более распространена в обществе, чем борьба с семейным насилием.

http://naistetugi.ee/ru/%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8/%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8E/

Нарушение привязанности как фактор риска насилия в семье

Статья для сборника материалов городской научно-практической конференции «Профилактика и защита детей от жестокого обращения в образовательном пространстве и семье».

Скачать:

Вложение Размер
privyazannost.statya.tezisy.docx 20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для сборника материалов городской научно-практической конференции «Профилактика и защита детей от жестокого обращения в образовательном пространстве и семье».

Нарушение привязанности в раннем возрасте как фактор риска насилия в семье.

Основа психического развития ребенка закладывается в младенчестве. Младенчество и ранний возраст не просто время роста ребенка, когда необходимо обеспечивать его физическое развитие. Это время первого опыта восприятия мира, опыта первых отношений, которые будут иметь основополагающее, если не решающее значение для того, как ребенок будет воспринимать мир и выстраивать отношения уже во взрослом возрасте.

Одним из важных для эмоционального и психического развития ребенка понятий является понятие привязанности, которая возникает в младенчестве, когда матери устанавливают теплые, любящие отношения со своими детьми. Эту связь между матерью и ребенком Джон Боулби назвал привязанностью.

Тот, к кому привязывается ребенок, называется объект привязанности. Объекты бывают первичные и вторичные. Первичный – тот, кто ухаживает. Если первичный объект обеспечивает ребенку чувство защищённости, тогда он способен устанавливать отношения с вторичным объектом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основная функция привязанности – обеспечение защиты и безопасности. В основе привязанности не кормление и физический уход, а эмоциональное жизнеобеспечение.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. До 3-х месяцев – период неразборчивой реакции на людей (улыбается всем).
  2. С 3 до 6 месяцев – период фокусирования внимания на знакомых людях.
  3. С 6 до 9 месяцев – период формирования привязанности. Активно предпочитает объект привязанности всем остальным.
  4. До 3-х лет – активный поиск близости. Ребенок всюду следует за объектом привязанности. Постепенно начинает удаляться, но использует объект в качестве точки безопасности.
  5. С 4-х лет – период независимости.

При благоприятном развитии между ребенком и родителем устанавливается надежная привязанность, которая помогает лучше понимать потребности и особенности поведения малыша, не способного еще выразить свое состояние словами. Родители, наладив связь с ребенком, становятся специалистами по своему ребенку. Такая связь облегчает воспитание, делает детей в свою очередь более чуткими и отзывчивыми. Они доверяют своим родителям, при этом более независимые и организованные. Насилие в таких семьях не возникает, поскольку есть другие способы воздействия на ребенка, а он сам стремится порадовать родителей, не нарушая гармонию их связи.

Но надежной привязанность бывает не всегда. Последовательница Боулби Мэри Эйнсворт выделила следующие типы привязанности:

  1. Надёжная привязанность . Дети относительно спокойно реагируют на расставание с матерью, радуются её возвращению. Матери чувствительные, эмоционально тёплые.
  2. Ненадёжная привязанность. Ребёнок безразлично реагирует на расставание с матерью и её возвращение. Матери дистанцированные, отстранённые, эмоционально холодные.
  3. Тревожная привязанность. Ребенок крайне болезненно реагирует на расставание с матерью, очень радуется её возвращению. Матери непредсказуемые, либо очень тревожные.

Ненадежная и тревожная привязанности между родителем и ребенком говорят о нарушении привязанности либо с самого появления ребенка, либо в процессе его взросления. Такие нарушения могут быть связаны как с особенностями поведения, эмоционального состояния, прежде всего, матери как самого близкого человека для ребенка, так и объективными обстоятельствами, из-за которых физическое нахождение ребенка и матери друг с другом было невозможно.

Читайте так же:  Где заменить инн при смене фамилии

В первые месяцы жизни ребенок еще не имеет представления о постоянстве предметов, времени, он не умеет сам удовлетворять свои потребности, а его пока еще небольшой опыт не дает уверенности в том, что его нужны будут удовлетворены. Но постепенно такая уверенность появляется, когда чуткие родители быстро откликаются на плач ребенка. Если же родители не подходят к ребенку сразу, например, считая, что малыш должен сам успокоиться, его плач из сигнала о помощи становится все более раздражающим, а затем и безнадежным криком. Ребенок воспринимает такое поведение родителей как отвержение. Формируется представление о себе как о «плохом». Таким образом, нарастает отчуждение.

Ребенок привыкает к безразличию со стороны воспитателей, постепенно приучается не подавать сигналы, чувствует ущербность своей жизни. А далее становится либо раздраженным и враждебно настроенным к окружающему миру, либо отстраняется от него. Если ребенок недружелюбен, общение с ним не доставляет удовольствия, и родители избегают такого ребенка, связь разрушается. Ребенок начинает считать, что надо полагаться только на себя.

Согласно западным исследованиям, дети с нарушенной привязанностью беспокойные, отстраненные, несамостоятельны, замкнуты, не уверены в себе, не ищут помощи, неотчетливо различают добро и зло.
Они становятся агрессивными, стараются подчинить себе других, недоверчивы, лишены чуткости, склонны к насилию и социально неприемлемому поведению, им трудно устанавливать близкие отношения. Они сами менее подготовлены к выполнению семейных обязанностей.

Родители с нарушенной привязанность теряют чуткость, затем и веру в свои родительские возможности, и зарождаются новые проблемы в деле воспитания. Родитель реагирует не на самого ребенка и его потребности, а на усвоенные ранее нормы и правила, далеко не всегда подходящие именно к данной ситуации или к этому ребенку. Выбор у таких родителей небольшой: либо постоянно переживать свою родительскую несостоятельность, накапливая опыт воспитательных неудач, либо все же попытаться наладить отношения с ребенком, в первую очередь, через восстановление привязанности. Родительское бессилие нередко оборачивается нарастающим гневом и выливается в физическое и моральное негативное воздействие на ребенка.

Восстановление нарушенной связи, конечно, нужно начинать, как можно раньше. Но даже если в первые годы жизни ребенка из-за слабого здоровья, перемен в семейной жизни, под влиянием советов со стороны или другим причинам привязанность была нарушена, ее восстановление возможно. На процесс восстановления может уйти от полугода до года. Этот период требует максимального внимания со стороны родителей, возможно, изменения в образе жизни, родитель не сможет отвлекаться на что-то другое и потребуется немало времени, которое важно проводить вместе с ребенком. Если в раннем возрасте ребенок сам желал связи с родителем, то в более старшем возрасте придется ловить момент, когда стремящемуся к самостоятельности ребенку все же понадобится «эмоциональная подпитка». Возможно, родителю будет достаточно консультации и собственного стремления восстановить связь. Но во многих случаях бывает нужна помощь специалистов.

В первую очередь, специалисту, работающему на восстановление привязанности, важно понимать, что именно произошло. Была ли связь сформирована и потом произошел какой-то сбой или связь не установлена изначально. В любом случае необходимо вернуться к тому моменту, на котором произошло нарушение, и помочь родителю прожить вместе с ребенком все этапы формирования и укрепления привязанности.

В ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни» есть разные формы работы, которые позволяют в том числе решить задачу восстановления привязанности. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста есть группы раннего развития и детско-родительские группы. Совместное выполнение заданий, предлагаемых в игровой форме, позволяет родителю и ребенку получить опыт позитивных эмоций от взаимодействия друг с другом, настроиться на более чуткое восприятие друг друга.

Для более старших детей эффективной может быть работа психолога с парой родитель-ребенок. Особенно важно в такой работе обеспечение безопасной среды для всех участников, так как нарушение привязанности напрямую связано с нарушением доверия, как в паре, так и в целом к миру. Родитель и ребенок с помощью психолога, который предлагает различные упражнения на узнавание друг друга, умение замечать, чувствовать, понимать себя и другого, постепенно восстанавливают утраченное доверие и примеряют на себя, вероятно, не принятые раньше роли родителя и ребенка.

Но и этого может быть не достаточно. И тогда необходима будет индивидуальная работа отдельно с родителем, направленная на переживание собственного опыта в родительской семье, осознании своих сценариев и способов воспитания ребенка. Эти задачи решаются уже с помощью специалистов, специализирующихся на работе со взрослыми.

Таким образом, надежная привязанность позволяет создавать между ребенком и родителем отношения, основанные на взаимной чуткости, где нет места и необходимости в любой форме насилия. Нарушение же привязанности может привести к самым разным формам искажения восприятия себя, отношений и поведения, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. Восстановление привязанности – непростая, но решаемая задача. И чем раньше родитель осознает необходимость ее решения, тем эффективнее может быть помощь специалистов.

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/02/02/statya

ГЛАВА 6 НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998).

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока не уделяется достаточного внимания (Тарабрина, 2001).

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

• явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

• происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

• единичное или множественное, длящееся долгие годы;

• по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой (1997).

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а гакже попытки утопления.

Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Читайте так же:  Подать на развод без свидетельства о браке

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов сов-ладания» (Palmer, McMahon 1997).

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова 2003).


1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.

3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.

5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.

6. Низкая правовая грамотность населения.

7. Плохая осведомленность детей о своих правах.

8. Несовершенство законодательной базы.

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

• Безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов).

• Принадлежность к меньшинствам. © Плохие квартирные условия.

• Отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):

• Семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи.

• Отчим в семье или приемные родители.

• Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи (Михайлова, 1998, 2001).

• Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.) (Coohey, 1995).

• Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности.

[3]

• Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка.

• Эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

• Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации (Алтосаар, 2000;.

• Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

• Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.

• Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

• Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослаблен-, ный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.

• Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.

• Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

• Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всида испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998).

Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:

• нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

• недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

• дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

• дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

• с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

• с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, выраженно внушаемый);

• с привычками, действующими на нервы родителям;

[1]

• с низкими социальными навыками;

• с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);

• дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9791 — | 7483 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/15_92903_glava—nasilie-nad-detmi.html

Литература


  1. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  4. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  5. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Факторы риска насилия в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here