Формы жестокого обращения с детьми

Важная информация в статье: "Формы жестокого обращения с детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Виды и формы жестокого обращения

1. Понятие и виды жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Обобщая точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми, предлагаем следующее определение:

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

К таким действиям относятся: физическое, сексуальное, психологическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

При этом насилие рассматривается как любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

2. Виды и формы проявления жестокого обращения с детьми.

Вид жестокого обращения

Внешние признаки и поведенческие индикаторы у детей

(бездействие) со
стороны родителей
или других взрослых,
в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Нанесение физических травм,
различных телесных
повреждений, которые причиняют ущерб здоровью
ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни (в форме избиения,
истязания, сотрясения, в виде
ударов, укусов,
пощечин, использование
горячих предметов,
жидкостей, орудий насилия;

  • привлечение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, дача ему
    отравляющих веществ,
    медицинских препаратов
    вызывающих одурманивающее, а
    также попытки удушения или утопления;
  • использование
    дисциплинарных мер
    • Все эти действия сопровождаются словесными оскорблениями и психическими травмами
    • раны и синяки:
    • разные по времени возникновения, в разных частях тела (например,на спине и груди одновременно);
    • ожеги:
    • топография ожегов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожеги горячими металлическими предметами или сигаретами. Жеги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления слабая пигментация и слегка втянутый центр.
    • Укусы.
    • Следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, типично наличие кровоподтеков.
    • «Синдром тряски ребенка».
    • возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга таковы, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки
    • физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев;
    • задержка развития;
    • дети малоподвижны,
    • агрессивны и тревожны, могут
      быть необычайно

    стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых, чаще всего играют только с маленькими детьми;

    • страх физического
      контакта;
    • боязнь идти домой;
    • тревога, когда плачут
      другие дети;
    • тики, сосание пальцев,
      раскачивание

    Эмоциональное или психическое

    дурное обращение с

    -любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

    Пренебрежение основными потребностями (отсутствие заботы)

    • невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилище, отдыхе, медицинском обслуживании;
    • отсутствует присмотр за ребенком; > грубое нарушение режима дня, лишение сна, прогулок, пищи
    • не растет, не набирает подходящего веса, теряет вес;
    • ребенок брошен, не имеет необходимого питания, подходящей одежды, жилища;
    • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия)
    • отравление;
    • прогуливает или не ходит в школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
    • устает, апатичен;
    • имеет отклонения в поведении.

    Пренебрежение медицинской помощью

    • отказ от лечения;
    • несогласие на вакцинацию и иммунизацию;
    • несвоевременное оказание медицинской помощи и т.д.
    • усугубляет состояние здоровья, особенно детей с хроническими заболеваниями, может привести к смерти ребенка

    Горячая линия департамента образования Ярославской области (4852) 31-43-45

    Жестокое обращение с детьми

    Мифы и факты о жестоком обращении с детьми

    Миф № 1: Жестокое обращение – это только когда родители избивают ребенка.

    Программы профилактики сексуального насилия над детьми. Результаты

    По данным последнего глобального обзора научных исследований.

    Миф № 2: Только плохие люди жестоко обращаются со своими детьми.

    Миф № 3: Жестокое обращение с детьми никогда не случается в «хороших» семьях.

    Миф № 4: Большинство детей страдает от рук незнакомцев.

    Миф № 5: Из детей, подвергшихся жестокому обращению, всегда вырастают жестокие люди.

    Виды жестокого обращения с детьми

    Сексуальное насилие над ребенком: скрытый вид насилия

    Эмоциональное насилие над ребенком

    Профилактика жестокого обращения с детьми. Гайдлайн ААР

    Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatr.

    • Постоянные унижения, порицание и упреки в сторону ребенка.
    • Постоянное негативное сравнение с другими детьми.
    • Убеждение ребенка в том, что в нем нет ничего хорошего, что он «ничего не стоит», что он «плохой», что он является «обузой» или «ошибкой» родителей.
    • Частые крики, угрозы или запугивание ребенка.
    • Игнорирование ребенка ради наказания, или из чувства отвращения у нему.
    • Ограничение физического контакта с ребенком: лишение его объятий, поцелуев, или других проявления родительской любви.
    • Проявление насилия при ребенке в отношении супруга, братьев или сестер, домашних животных.

    Распознать неподобающее поведение в самом себе

    Молодежные субкультуры. Влияние на частоту суицидов у подростков

    Почти половина «альтернативных» подростков — то .

    • Вы не можете остановить свой гнев. Вы иногда трясете ребенка, или швыряете его. Вы кричите на него во всю глотку, и не можете остановить себя.
    • Вы чувствуете эмоциональную отрешенность от своего ребенка. Вы нередко чувствуете себя настолько перегруженным, что у Вас нет никакого желания заниматься ребенком. День идет за днем, и вы просто хотите, чтобы в доме была тишина, чтобы ребенок просто оставил вас в покое.
    • Удовлетворение повседневных потребностей вашего ребенка кажется вам невозможным. Если у вас не получается ежедневно пеленать ребенка, кормить или отводить в школу – это признак того, что ситуация выходит из под контроля.
    • Другие люди выражают озабоченность ситуацией в вашей семье. Это может вызывать у вас гнев в отношении их, вы можете считать, что это не их дело. Возможно, вы правы. И все же, внимательно обдумайте то, что они говорят. Не являются ли их претензии справедливыми?
    Читайте так же:  Подаренная квартира является совместно нажитым имуществом

    Физическое насилие над ребенком

    Различия между физическим насилием и строгой дисциплиной

    Подростковые суициды. Анализ причин

    Исследование показывает, что самоубийства в подростковом воз.

    Сообщите органам опеки или полиции о жестоком обращении с ребенком

    Жестокое обращение с детьми. Последствия

    Известно, что издевательства над ребенком не проходят бессле.

    «Профилактика жестокого обращения с детьми»
    консультация

    Консультация для родителей

    Невыполнение базовых родительских обязанностей

    Как помочь чужому ребенку, если вы заметили, что он подвергается жестокому обращению в семье?

    Отцы оказывают наибольшее влияние на формирование отношения к алкоголю у подростков

    Новое исследование из Тайваня изучило влияние поведения ро.

    Советы по ведению разговора с пострадавшим ребенком

    • Избегайте отрицания, проявлений сомнений, и сохраняйте спокойствие. Новость о жестоком обращении с ребенком может показаться вам неправдоподобной, может шокировать и расстроить вас. Однако если вы покажете ребенку свое недоверие, шок или отрицание того, о чем он говорит — ребенок может немедленно испугаться, замолчать и вы потеряете всякий дальнейший контакт с ним. Будьте настолько спокойны и настолько участливы, насколько умеете.
    • Не допрашивайте. Пусть ребенок расскажет вам сам, своими словами о том, что произошло. Не допрашивайте ребенка, не задавайте наводящих вопросов. Это может запутать и взволновать ребенка, и затруднить его дальнейший рассказ.
    • Убедите ребенка в том, что он совершенно не виноват. Рассказывать о таких вещах – крайне сложно для ребенка он нередко чувствует за собой вину за произошедшее, или за то, что он рассказывает вам это. Крайне важно убедить его в обратном: ребенок не виноват в произошедшем, и он поступил смело и правильно, рассказав вам об этом.
    • Безопасность прежде всего. Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребенка окажется под угрозой, если вы попытаетесь вмешаться, оставьте эту работу профессионалам. Вы можете быть куда более полезны после вмешательства профессионалов, ваша поддержка в дальнейшем может быть крайне важна для ребенка.

    Последствия жестокого обращения с детьми

    Жестокое обращение с детьми и депрессия

    Новое исследование, проведенное в Великобритании, и включавш.

    • Отсутствие доверия окружающим, трудности построения отношений с окружающими. Если вы не можете доверять собственным родителям, кому вообще вы можете доверять? Насилие со стороны родителей потрясает само основание будущих межличностных отношений. Если отсутствует базис родительской любви, доверия, уважения – то крайне сложно научиться доверять другим людям, или даже понять, кто из них заслуживает доверия. Это может привести к страху перед отношениями или привязанностями, из-за опасений подвергнуться строгому контролю или насилию. Это также может привести к нездоровым отношениям, просто из-за отсутствия опыта нормальных межличностных отношений.
    • Основополагающие чувства обесцениваются или искажаются. Если ребенку не говорили в детстве снова и снова, что он умница, что он красив, ловок, силен, любим и все на свете сможет – позже ему крайне сложно поверить в это. Такой человек склонен к чрезвычайно низкой самооценке, он не стремится получить хорошее образование, он соглашается на низкооплачиваемую работу, потому что не верит, что может что-то большее или стоит чего-то. Особенно глубоки психические травмы у детей, перенесших сексуальное насилие: ярмо стыда, неуверенности в себе и недоверия окружающим – преследует таких людей до старости.
    • Проблемы с выражением эмоций. Дети, подвергшиеся хроническому насилию, не имели возможности безопасно выражать свои эмоции. В результате, эмоции искажались самым нелепым образом. Став взрослыми, эти люди испытывают приступы необъяснимой тревоги, депрессии или гнева. Чтобы подавить в себе эти тягостные ощущения они нередко прибегают к алкоголю или наркотикам.

    Факторы риска жестокого обращения с детьми

    Депрессия у подростков

    Подростковая депрессия является серьезной медицинской пробле.

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Профилактика жестокого обращения с детьми»

    Жестокое обращение с детьми

    Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних. Жестокое обращение с ребёнком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

    Выделяют 4 типа жестокого обращения с детьми:

    • Физическое насилие.
    • Сексуальное насилие.
    • Психологическое (психическое) насилие.
    • Пренебрежение нуждами детей.

    Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

    Читайте так же:  Основания для раздела земельного участка

    Формы физического насилия :

    • избиение;
    • пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки;
    • порка;
    • нанесение травм, ожогов;
    • вырывание волос;
    • фиксация в неудобной позе;
    • укусы;
    • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
    • преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
    • грубое нарушение режима дня;
    • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);
    • сильное встряхивание грудных детей.

    Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

    Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

    Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

    Формы сексуального насилия :

    • половой акт;
    • телесный контакт с половыми органами ребенка;
    • введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;
    • мастурбация;
    • демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
    • демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
    • совершение полового акта в присутствии ребенка;
    • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
    • принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
    • игры сексуального характера;
    • изготовление порнографических изображений ребенка;
    • подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;
    • разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка;
    • детская проституция;
    • детский сексуальный туризм;
    • детская порнография;
    • трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

    Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

    Формы психологического насилия :

    отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

    Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

    Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

    Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви , заботы.

    Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

    Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

    Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

    Формы пренебрежения нуждами :

    • оставление ребенка без присмотра;
    • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
    • не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
    • несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
    • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
    • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
    • несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
    • не предоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
    • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
    • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.;
    • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

    В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть .

    Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями .

    Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

    Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

    Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

    Читайте так же:  Бывший муж подал на установление отцовства

    Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально -психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения , управления своими эмоциями , отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому и самостоятельно, с помощью книг.

    1. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2.
    2. Крайг Г. Психология развития.
    3. Кузьмина З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. – СПб: Врачи детям, 2010.
    4. Луковцева З.В., Кулажина Д.Р. Актуальные проблемы профилактики жестокого обращения с детьми // Психология и право. — 2013. — № 3.
    5. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Восприятие детьми семейного насилия // Психология и право. — 2013. — № 1.

    Как разорвать порочный круг жестокого обращения с детьми?

    • Узнайте, что является нормой в каждом возрасте ребенка, а что нет. Читайте книги по воспитанию детей. Если вы будете обладать верными знаниями, то не будете требовать невозможного от своего ребенка, и это поможет вам избежать разочарования и гнева на обычное поведение ребенка. Например, новорожденные вовсе не должны спать всю ночь без еды, а малыши совсем не собираются спокойно сидеть на одном месте долгое время.
    • Осваивайте новые родительские навыки. Мало сдерживать негативные эмоции, мало знать, как не следует поступать – крайне важно знать, что следует делать вместо всего этого. Начните с изучения правильных методов воспитания, и установления четких правил и границ для ваших детей. Классы для родителей, книги и семинары являются лишь некоторыми способами получения этой информации и этих навыков. Вы также можете обратиться за помощью к другим родителям, нередко именно от них можно получить удивительно простые и действенные советы и рекомендации.
    • Позаботьтесь о себе. Если вы сами не получаете достаточного отдыха и поддержки, или чувствуете себя разбитым и усталым, то вы гораздо легче сможете поддаться гневу. Недосыпание, столь частое среди родителей маленьких детей, делает вас более раздражительным и уставшим – а это именно то, чего вы пытаетесь избежать.
    • Получите профессиональную помощь. Разорвать круг семейного насилия может быть очень трудно. Если вы не можете остановить себя, несмотря на все усилия – знайте, пришло время обратиться за помощью к профессионалам. Это психотерапия, школа родителей или консультация психиатра. Это иногда нелегко осознать и нелегко сделать. Соберите волю в кулак и сделайте это, наградой вам будет благодарность и любовь собственных детей.
    • Узнайте, как можно контролировать свои эмоции. Первый шаг к достижению этого контроля – осознание того, что негативные эмоции существуют. Если Вы сами подверглись жестокому обращению в детстве, то у вас могут быть серьезные трудности со спектром эмоций. Будучи ребенком, Вы, возможно, отрицали или подавляли их, и теперь они выплескиваются без вашего контроля.

    Скачать:

    Вложение Размер
    doklad_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_2.docx 49.1 КБ

    Признаки жестокого обращения с детьми

    Симптомы эмоционального насилия у ребенка:

    • Чрезмерная боязливость, тревога, сомнение или беспокойство о том, что он делает что-то неправильно.
    • Вычурные крайности в поведении (слишком податливый, или слишком требовательный; чрезмерная пассивность, или напористая агрессия).
    • Отсутствие привязанности к родителю или опекуну.
    • Слишком взрослое поведение (забота о других детях) или слишком инфантильное поведение (раскачивание, сосание пальца, закатывание истерик).


    Симптомы физического насилия у ребенка:

    • Частые травмы или необъяснимые синяки, рубцы, или порезы.
    • Ребенок находится всегда «настороже», словно должно случиться что-то плохое.
    • У травм ребенка явный насильственный «почерк», например ровный след от ремня, или следы от кулака.

    Рекомендации AAP по профилактике подростковых суицидов 2016

    Американская педиатрическая академия (AAP) обновила свои рек.

    Симптомы безнадзорности у ребенка

    • Неподходящая погоде, ситуации; или грязная одежда.
    • Постоянно низкий уровень личной гигиены (запах пота, спутанные немытые волосы и тд).
    • Физические травмы или болезни, по поводу которых отсутствует адекватное лечение.
    • Ребенок часто находится без присмотра, или играет в опасных местах, или занимается опасными для жизни и здоровья играми.
    • Часто опаздывает или прогуливает школу.

    Предупреждение признаки сексуального насилия у детей

    • Проблемы при сидении или ходьбе.
    • Демонстрирует избыточные познания или чрезмерный интерес к теме секса, неуместный в этом возрасте, или даже пытается вести себя соблазнительно.
    • Прилагает большие усилия, чтобы избежать встречи с конкретным человеком, без видимой на то причины.
    • Не хочет переодеваться в присутствии взрослого, хотя раньше это не было проблемой; избегает физического контакта (например, объятий).
    • Инфекции, передающиеся половым путем, или беременность, особенно в возрасте до 14 лет.
    • Побеги из дома.

    Проблема наличия стыда и вины у детей, подвергшихся сексуальным надругательствам

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год.

    Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит.

    Агитационные плакаты педагогам и родителям «Детство без насилия».

    Профилактика жестокого обращения с детьми.

    Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди.

    Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка.

    профилактика жесктого обращения с детьми в семье.

    Формы жестокого обращения с детьми и их последствия

    Формы жестокого обращения с детьми и их последствия

    Читайте так же:  Раздел участка налоги

    Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

    Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

    Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

    Сексуальное насилие (или развращение ) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

    Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

    К психической форме насилия относятся:

    открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

    угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

    замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

    преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка,

    ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

    однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

    Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

    отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Признаки и симптомы жестокого обращения с ребенком

    Наличие у ребенка телесных повреждений, синяков, кровоподтеков, рубцов, ожогов;

    К психическим симптомам относятся ночные кошмары и ужасы, потеря сна, необоснованные страхи;

    Дети чрезмерно агрессивны, импульсивны, склонны к разрушениям, негативны и гиперактивны;

    Дети проявляют склонность к насилию и могут вымещать свою враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях.

    1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

    В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

    Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

    Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

    Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

    Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

    Формы насилия над детьми:

    Насилие над детьми

    Отсутствие заботы
    (пренебрежение основными потребностями ребенка)

    Психическое (эмоционально дурное обращение)

    Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

    Влияние физического насилия на ребенка.

    1) Поведенческие и психологические индикаторы:

    задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

    2) Признаки физического насилия над ребенком:

    разные по времени возникновения;

    в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

    имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

    топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

    следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

    «синдром тряски ребенка»:

    возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

    Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

    родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

    следы травм различной давности;

    родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

    [2]

    обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

    не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

    отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь)

    повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера

    Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка ) — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

    Влияние на ребенка:

    не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

    ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

    нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

    не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

    Читайте так же:  Защита прав детей в сфере образования

    устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

    Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

    обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

    принижение его успехов, унижение его достоинства;

    длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

    принуждение к одиночеству;

    совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

    причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

    Влияние на ребенка:

    задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

    импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

    попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

    ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

    депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

    Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

    Влияние на ребенка:

    ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

    может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

    может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

    может жаловаться на физическое нездоровье;

    девочка может забеременеть;

    ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

    скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

    Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

    Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов :

    следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

    следы сексуального насилия;

    запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

    отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

    систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

    Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

    направить информацию в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

    направить информацию в органы опеки и попечительства — для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

    принять меры по оказанию помощи ребенку.

    2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

    В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

    Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

    Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

    Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

    Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

    Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

    Источники

    Литература


    1. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.

    2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

    3. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
    4. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
    5. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
    Формы жестокого обращения с детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here