Государственная политика по защите прав детей

Важная информация в статье: "Государственная политика по защите прав детей". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 4. Принципы государственной политики в интересах детей

Статья 4 . Принципы государственной политики в интересах детей

Государственная политика в интересах детей в соответствии с федеральным законом основывается на следующих принципах:

1) законодательное обеспечение прав ребенка;

2) поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

3) ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

>
Субъекты, осуществляющие деятельность в сфере защиты прав и законных интересов ребенка
Содержание
Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 4. Государственная политика в области защиты прав ребенка

Статья 4. Государственная политика в области защиты прав ребенка

Информация об изменениях:

Законом Республики Дагестан от 18 ноября 2009 г. N 69 в часть 1 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

1. Государственная политика в области защиты прав ребенка является приоритетной и основана на принципах:

законодательного обеспечения прав ребенка;

поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

2. Государственная политика в области защиты прав ребенка в Республике Дагестан реализуется:

формированием и реализацией республиканских целевых программ по охране и защите детей, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также других социальных программ и мероприятий в интересах детей;

выделением из республиканского бюджета Республики Дагестан средств, необходимых для социальной поддержки детей;

созданием государственной и муниципальной службы по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства;

осуществлением целенаправленной пропаганды охраны и защиты прав и интересов ребенка;

созданием благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий в Республике Дагестан, обеспечивающих детям уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного развития.

>
Полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в области защиты прав ребенка в Республике Дагестан
Содержание
Закон Республики Дагестан от 15 декабря 1998 г. N 24 «О защите прав ребенка в Республике Дагестан»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

Терехина Ирина Олеговна

Дата и место рождения
15 июня 1971 года, г. Ярославль.

Образование
2003 г. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, специальность «Логопедия».

Трудовая деятельность
– воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната №82 г. Ярославля;
– учитель, заместитель директора, директор специальной (коррекционной) школы № 38 г. Ярославля;
– занимала должности главного специалиста-эксперта, консультанта, референта, начальника отдела, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России;
– заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;
– директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.

Дополнительная информация
Замужем, есть дочь.

В Минпросвещения России состоялось заседание Совета руководителей коррекционных школ

26 ноября состоялось второе заседание Совета руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Читайте так же:  Признание матери одиночки

В Москве прошло подведение итогов III Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья»

8 ноября в Москве в Центральном доме культуры железнодорожников состоялись презентация работ и награждение победителей III Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». В церемонии приняла участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации И.О. Терёхина.

В Москве стартовал финал Всероссийского фестиваля инклюзивных театров и II Всероссийского фестиваля «Как взмах крыла»

26 октября на площадке Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий состоялось открытие Всероссийского фестиваля инклюзивных театров и II Всероссийского фестиваля «Как взмах крыла» (Фестивали).

Презентованы лучшие практики помощи родителям, реализуемые в рамках нацпроекта «Образование»

22 октября в Москве на III Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одарённых родителей» прошла работа секции-презентации лучших практик помощи родителям, которые реализуются в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».

В Москве назвали победителей VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

24 октября в Общественной палате Российской Федерации на торжественной церемонии закрытия VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» объявили победителей. Лучшей инклюзивной школой в стране в 2019 году признана средняя школа № 3 городского округа г. Михайловка Волгоградской области, а лучшим инклюзивным детским садом – детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики. В финале конкурса приняли участие 40 образовательных организаций из 31 региона России, по 20 в каждой номинации.

В Москве стартовал финал VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

23 октября в Доме Пашкова в Москве дан старт конкурсным испытаниям очной части федерального этапа VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». В финале принимают участие 40 образовательных организаций из 31 региона России.

Стартовал федеральный этап конкурса «Педагог-психолог России – 2019»

30 сентября в Москве начался заключительный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов-психологов. Торжественное открытие состоялось в Психологическом институте Российской академии образования. В финал вышли 66 педагогов-психологов, преодолевших региональный этап конкурса.

[2]

Расширен перечень номинаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»

12 сентября в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялось заседание организационного комитета Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019». Заседание прошло под председательством директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехиной.

В Нижнем Новгороде обсудили защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

22 – 23 августа в Нижнем Новгороде состоялось очередное Окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Приволжского федерального округа. В совещании приняли участие и.о. директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехина, делегации от субъектов Приволжского федерального округа, а также ведущие эксперты в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

Сильянов Евгений Александрович

Дата и место рождения
3 мая 1975 года, г. Биробиджан.

Образование
1998 г. — Биробиджанский государственный педагогический институт, специальность «Математика» (учитель математики, учитель информатики).
1998 — 2001 гг. — аспирантура Биробиджанского государственного педагогического института.
2009 г. — Хабаровская государственная академия экономики и права, специальность «Государственное и муниципальное управление».

Ученая степень/ученое звание
Кандидат философских наук, доцент.

Трудовая деятельность
1998 г. — преподаватель Биробиджанского государственного педагогического института, воспитатель Валдгеймской школы-интерната.
2001 — 2006 гг. — старший преподаватель, заведующий кафедрой Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии.
2006 — 2012 гг. — председатель комитета образования Еврейской автономной области.
2012 — 2018 гг. — директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.
2018 г. — директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.

Дополнительная информация
Женат, воспитывает двух дочерей.

Включен в резерв управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента России (2011 г.).

В Екатеринбурге состоялось Окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот Уральского федерального округа

18–19 июля в Екатеринбурге (Уральский федеральный округ) прошло очередное окружное совещание, посвящённое вопросам деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финал конкурса «Педагог-психолог России – 2019» состоится осенью в Москве

16 июля в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялось заседание организационного комитета Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019». Заседание прошло под председательством заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной.

[3]

В Москве состоялось Окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот Центрального федерального округа

27 – 28 июня в столице прошло окружное совещание, посвящённое вопросам совершенствования деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главной темой нового номера журнала «Вестник образования» стало обучение детей с особыми образовательными потребностями

На сегодняшний день в России насчитывается более 1,5 миллиона воспитанников и обучающихся с особыми образовательными потребностями. В июньском выпуске электронного журнала «Вестник образования» Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева подчеркнула, что вопрос сохранения и обновления существующей сети коррекционных детских садов и школ находится на особом контроле ведомства.

Более 1,4 тысячи организаций в России осуществляют постинтернатное сопровождение детей-сирот

29 мая в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол по проблемам обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В мероприятии, организованном по инициативе Счётной палаты Российской Федерации, принял участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е.А. Сильянов.

Около 22 процентов учащихся с РАС в России получают инклюзивное образование

2 апреля на площадке ТАСС состоялась пресс-конференция по теме «Система непрерывного межведомственного сопровождения людей с аутизмом». Мероприятие приурочено к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма В рамках конференции выступил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е. А. Сильянов.

Психолого-медико-педагогические комиссии перейдут на централизованный принцип работы

19 марта в Московском центре качества образования прошёл Всероссийский семинар-совещание с руководителями центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) Российской Федерации. Мероприятие провёл директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е. А. Сильянов.

Читайте так же:  Психологическое насилие в семье что делать

В Минпросвещения России обсудили перспективы развития коррекционного образования

27 февраля в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялось первое заседание Совета руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (Совет). Мероприятие провёл директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Е. А. Сильянов.

Эксперты обсудили проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России

26 февраля на базе Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета под председательством директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е. А. Сильянова состоялось заседание Всероссийского экспертного круглого стола на тему «Инклюзивное образование: анализ опыта и перспективы развития».

В регионах пройдут родительские собрания по профилактике ВИЧ/СПИДа

26 ноября в Москве состоялось открытие IV Всероссийского форума для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа. В мероприятии принял участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е. А. Сильянов.

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Фальковская Лариса Павловна

И.о. директора Департамента защиты прав детей

Телефон приемной директора Департамента:
+7 (495) 587-01-10 доб. 3450

Дни и часы приема граждан директором Департамента:
первый четверг месяца
с 14:00 до 16:00

Местонахождение Департамента:
ул. Каретный ряд, д. 2

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные направления деятельности:

Ключевые проекты:

  • безопасное поведение детей и подростков на дорогах
  • защита прав детей в международных семейных конфликтах
  • организация и проведение Всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа», «Учитель дефектолог России» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года России»), «Школа – территория здоровья»

Государственная политика в области охраны прав детей (часть 1)

Все дети в возрасте до 18 лет обладают правами, изложенными в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно статистическим данным в 2001 году в Российской Федерации насчитывалось около 34 миллионов детей, что составляет примерно 24% от общей численности населения.

Уважаемые дамы и господа!

Все дети в возрасте до 18 лет обладают правами, изложенными в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно статистическим данным в 2001 году в Российской Федерации насчитывалось около 34 миллионов детей, что составляет примерно 24% от общей численности населения. Каждому из этих детей государство гарантирует защиту и поддержку.

[1]

За последние годы государственная социальная политика в интересах детей, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего в области образования, воспитания, здравоохранения, организации детского отдыха создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.

Однако принимаемые усилия оказались недостаточными для преодоления существующих трудностей, прежде всего, таких как увеличение количества бедных семей, низкого уровня социальных выплат и льгот, адресованных детям, рост числа социально обусловленных заболеваний, снижения общедоступности качественного образования, предоставления медицинских и других услуг, предоставляемых детскому населению и семьям, имеющим детей.

За последнее десятилетие социальная политика в отношении детей стала предметом совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации. Результатом стало значительное возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности регионов.

В Российской Федерации постепенно развиваются независимые механизмы обеспечения прав детей, к числу которых можно отнести как неправительственные и общественные организации, действующие в интересах детей, так и новый институт — уполномоченного по правам ребенка.

Для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики беспризорности и безнадзорности при Правительстве Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссия координирует деятельность федеральных министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов, готовит соответствующие предложения для Правительства Российской Федерации.

Основные направления государственной социальной политики по улучшению качества жизни детей в Российской Федерации содержатся в Национальном плане действий в интересах детей. В нем, в частности, предусмотрены приведение национального законодательства в соответствие с международными документами; защита прав ребенка на воспитание в семье, родительскую заботу, охрану здоровья, обучение, отдых; обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его прав и интересов, уважение чести и достоинства; определение права и ответственности родителей и лиц их заменяющих, за воспитание детей; усиление защиты личных и имущественных прав детей.

К сожалению, в России не становится меньше детей, которым требуется особая защита и поддержка взрослых. Если в прошлые времена большую часть таких детей составляли дети-сироты, то в последнее время мы наблюдаем активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию. В результате по решению суда или по воле родителей такие дети оказываются на попечении государства.

Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда, одежда и присмотр

Согласно статистическим данным в семьях граждан под опекой (попечительством) находятся 347,5 тыс. детей, оставшихся без родительского попечения, усыновлено 154,2 тыс. детей, однако по-прежнему почти 225 тыс. детей воспитываются в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несомненно, то, что каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей.

Основными направлениями деятельности органов управления образованием, органов исполнительной власти и местного самоуправления в этой области являются вопросы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты прав как детей, оставшихся без родительского попечения, так и детей, проживающих с родителями, но нуждающихся в помощи государства, включая все виды споров, связанных с воспитанием детей, защита имущественных прав детей, имеющих родителей.

На протяжении последних лет все большую остроту принимает проблема выявления детей, которые по различным причинам утратили родительское попечение.

В соответствии с частью первой ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации должностные лица учреждений или граждане, располагающие сведениями о детях, утративших родительское попечение, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Читайте так же:  Малоимущая многодетная мать одиночка пособия

Согласно действующему законодательству лицо, нашедшее ребенка, обязано в течение 48 часов сообщить об этом в органы внутренних дел, а государственная регистрация ребенка, родители которого неизвестны, должна быть произведена не позднее семи дней со дня его обнаружения.

Как правило, ряд служб, таких как жилищно-эксплуатационные организации, отделы ЗАГС, органы социальной защиты населения, органы внутренних дел, судов и прокуратуры, одними из первых получают информацию детях, утративших родительское попечение или проживающих в неблагоприятных семейных условиях.

Однако практика показывает, что зачастую сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, передаются в органы опеки и попечительства не немедленно (как это указано в Семейном кодексе Российской Федерации), а спустя некоторое время. При этом сроки задержки могут составлять от нескольких недель до 5-6 месяцев, в течение которых ребенок остается без правового статуса и государственной защиты.

Для наиболее эффективной работы по обмену информацией необходимо на уровне органов местного самоуправления и органов исполнительной власти регионов создавать схему межведомственного взаимодействия по обмену информацией и предоставлению в органы опеки и попечительства сведений о детях, остающихся без родительского попечения.

Поскольку большая часть детского населения посещает образовательные учреждения (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования), высокую эффективность в работе по выявлению детей указанных категорий может дать привлечение общественных инспекторов. Общественные инспекторы и (или) воспитатели по работе среди несовершеннолетних должны назначаться распоряжением заместителя главы администрации органа местного самоуправления, курирующего социальные вопросы, а не приказом органа управления образования. Распоряжением утверждается список нназначенных инспекторов и должен быть определен круг полномочий, которыми они наделяются.

Особо хочется обратить внимание на случаи, когда дети, оставшиеся без родительского попечения, фактически находятся в семьях под опекой (попечительством) близких родственников. При этом сведения о них в органы опеки и попечительства не поступают, не осуществляется законное представительство прав и интересов таких детей. Соответственно граждане, фактически выполняющие обязанности опекунов (попечителей) не могут в полном объеме защищать права и интересы подопечных, не получают денежных средств на их содержание, а дети лишаются дополнительных льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Особые сложности в этой ситуации могут возникнуть не у детей-сирот (статус которых подтверждается документами о смерти родителей или признании их умершими), а у детей, по тем или иным причинам оставшихся без родительского попечения. Это связано с тем, что факт утраты родительского попечения относится к фактам, имеющим юридическое значение, и подлежит доказыванию в установленном порядке. Поэтому вопросы законного представительства в отношении таких детей необходимо решать в установленные законом минимальные сроки с момента их выявления.

Еще одним обстоятельством, обуславливающим недостаточность работы в области выявления детей, которым требуется государственная защита, является действующая система организации работы по защите прав и законных интересов детей. В настоящее время охрана прав и законных интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства. Согласно ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Фактически на органы местного самоуправления возложена государственная функция по защите и поддержке несовершеннолетних, из чего следует необходимость государственного обеспечения соответствующих гарантий и создания единых федеральных стандартов осуществления опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на всей территории Российской Федерации.

Однако вопросы организации работы и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми в соответствии с действующим законодательством определяются указанными органами индивидуально на основании уставов муниципальных образований. Отсутствуют необходимые для работы федеральные стандарты и государственные гарантии качества этой работы, а, соответственно, и отсутствуют государственные гарантии эффективной защиты прав детей.

Это в совокупности с действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ставит органы опеки в чрезвычайно сложную ситуацию, когда весь объем работы ложится на плечи одного-двух человек (специалистов по охране прав детства), а органы опеки и попечительства объективно не заинтересованы в модернизации и повышении эффективности своей работы.

В этой связи очевидны два основных направления деятельности.

Первое — на уровне федерации в настоящее время идет работа по разграничению предметов ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации по вопросам государственной защиты детства. Этой работой занимается созданная при Президенте Российской Федерации Комиссия по разграничению полномочий.

Второе — активная работа органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Реализуя положения ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации необходимо принимать законы, определяющие новые формы семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

В большей части субъектов Российской Федерации идет активный поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и существует понимание того, что наиболее важными при работе с детьми, оставшимися без родительского попечения или имеющими родителей, но попавшими в трудную жизненную ситуацию, остаются задачи по устройству ребенка в семейную среду и профессиональной помощи семье, для сохранения (где это возможно) связей ребенка с родителями.

Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних

Дата публикации: 21.10.2014 2014-10-21

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Кузьменко В. И. Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/archive/76/13031/ (дата обращения: 16.03.2020).

На протяжении последних десяти­летий в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволя­ющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механиз­мом является институт уполномоченно­го по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах, а их более сорока, службы уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональ­ном уровнях выполняют функции неза­висимого механизма обеспечения прав детей. История данного института насчитывает несколько столетий. Впервые подобная структура появилась в Швеции в 1809 г. Тогда она называлась «парламентский омбудсмен». В других странах такие институты стали появляться в XX в., особенно, во второй половине.

В России должность Уполномоченного по правам ребенка была учреждена 1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ. Согласно Указу, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлялось право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе

Читайте так же:  Установление факта признания отцовства после смерти отца

Обращения Уполномоченных к органам власти способствуют принятию управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, решению актуальных проблем детства. Объективно деятельность региональных Уполномоченных по правам ребенка способствует усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.

Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и повышение эффективности его деятельности по содействию защиты прав детей сдерживается рядом проблем.

Не у всех Уполномоченных при объективно значительном объеме их работы предусмотрено наличие аппарата, обеспечивающего его работу, что значительно ослабляет организационно-технические возможности осуществления Уполномоченным его функций. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации пока не интегриpoван в систему федерального законодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту прав детей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях.

Согласно Закону от 7 июля 2011 г. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты…» был определен статус, компетенции, порядок избрания на должность, а также основы обеспечения деятельности данного должностного лица.

По каждому заявлению проводится работа, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав детей с обращением, в случае необходимости, в учреждения, государственные органы, включая органы прокуратуры, внутренних дел, суд. В подавляющем большинстве случаев проблемы разрешаются в пользу детей.

Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)

Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены такие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, помещение в специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение.

Согласно статистическим данным в 2000 году было выявлено и учтено 134 тыс. 600 детей, оставшихся без родительского попечения, а в 2001 году — 140,1 тыс. детей.

Анализ информации о формах устройства детей за период с 1996 по 2001 год показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан и в специализированные учреждения на протяжении этого времени остается практически неизменным. В различные учреждения помещается, как правило, от 25 до 30%, а в семьи граждан — до 70% детей, оставшихся без родительского попечения.

Так, в 2000 и 2001 годах в семьи граждан было передано 68 и 56%, а в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 29% и 27% соответственно из всех выявленных детей.

Эти данные подтверждают приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако огромное количество детей (около 230 тысяч ежегодно) передаются на воспитание в детские интернатные учреждения. Это заставляет нас предпринимать все возможные меры к совершенствованию работы и поиску новых решений, направленных на вывод максимального количества детей из специализированных учреждений на воспитание в семьи граждан.

Все дети обладают правами, в частности правом знать своих родителей и воспитываться ими во всех случаях, когда это возможно. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Защищая право детей жить и воспитываться в родной стране, создавая условия для реализации гражданами России возможности взять на воспитание в семью ребенка, законодатель в Семейном кодексе и других законодательных и нормативных правовых актах закрепил преимущественное право российских граждан на проведение процедуры усыновления.

Принятый в апреле 2001 года Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» стал основой для совершенствования действующего порядка учета детей, подлежащих семейному устройству, граждан, желающих стать усыновителями, закрепления правил обработки, хранения и использования указанной информации.

Законом введены понятия государственного, федерального и регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определены федеральный и региональные операторы соответствующих банков данных. Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных)

В Законе закреплен порядок формирования банка данных (документирование информации о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи, о гражданах, желающих принять таких детей), определены правила и порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, подлежащих семейному устройству.

Однако ряд регионов до сих пор не организовал работу по передаче сведений о детях в федеральный банк данных в соответствии с установленным порядком. Такие субъекты как Республики Ингушетия, Мордовия, Якутия, ряд автономных округов в текущем году не передавали сведений о детях, подлежащих семейному устройству.

В Республике Дагестан, Калужской, Костромской и Сахалинской областях, в Москве регулярно выявляются нарушения сроков передачи сведений о детях в государственный банк данных.

Таким образом, сегодня при должной организации работы органов опеки и попечительства на местах, можно в максимально короткий срок найти ребенку новых родителей и минимизировать время его пребывания в специализированном учреждении. Также российские граждане имеют возможность получать производную информацию о детях, подлежащих усыновлению, размещенную в специализированных газетах и журналах, распространяемую в рамках тематических проектов по устройству детей.

Читайте так же:  Подать на развод без свидетельства о браке

Об эффективности создаваемой системы говорит то, что в течение 2001 года в Российской Федерации на усыновление посторонним гражданам были переданы 13 тыс. 221 ребенок, причем граждане Российской Федерации усыновили 56% (7тыс. 410 детей). В настоящее время в государственном банке данных содержатся сведения о 130 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако не всегда удается найти ребенку новых родителей в России.

Усыновление детей, граждан Российской Федерации, иностранными гражданами за последние годы прочно вошло в практику работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложена работа по содействию в устройстве детей на воспитание в семьи, федеральных судов, Министерства образования Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других государственных органов и организации.

В 2001 году иностранные граждане приняли в свои семьи 44 % (5 тыс. 811 детей), в том числе:
США — 4336 чел.
Канаду — 135
Италию — 80
Испанию — 659
в другие страны — 601 ребенок.

В целях предупреждения незаконной деятельности в области усыновления (удочерения) детей, в особенности в случаях, когда кандидатами в усыновители выступают иностранные граждане и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, Министерством образования Российской Федерации продолжается работа по выдаче первичных и повторных разрешений иностранным органам и организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей, на открытие представительств на территории Российской Федерации (аккредитации).

Действующие постановления Правительства Российской Федерации (№ 275 от 29.03.2000 г., № 267 и 268 от 28.03.2000 г., № 217 от 04.04.2002) подробно регламентируют процедуру оформления документов кандидатами в усыновители, правила формирования, ведения и использования банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, порядок прохождения аккредитации и получения разрешения на деятельность в Российской Федерации представительств иностранных органов и организаций по усыновлению детей.

В соответствии с постановлением Правительства «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации. » Минобразованием в течение двух лет ведется работа по аккредитации представительств уполномоченных иностранных организаций по усыновлению детей.

По состоянию на ноябрь 2002 года в Российской Федерации аккредитовано 76 представительств иностранных организаций по усыновлению, в том числе:

  1. США — 48
  2. Канада — 6
  3. Бельгия — 2
  4. Финляндия — 1
  5. Испания — 4
  6. Швеция -1
  7. Франция -1
  8. Италия -6
  9. Норвегия — 2

36 организациям был продлен срок действия разрешений на 2002 год.

В настоящее время аккредитация представительств иностранных организаций открыта в отношении всех стран, за исключением США, так как решением межведомственной комиссии по вопросам международного усыновления от 8.04.2002 г. прием документов американских организаций приостановлен на 2 года (учитывая значительное количество уже аккредитованных организаций США).

Значительную роль в решении вопросов аккредитации иностранных организаций в спорных неоднозначных случаях играет Межведомственная комиссия, заседания которой проводятся регулярно. Все вопросы решаются на коллегиальной основе и протоколируются.

Комиссия рассматривает не только спорные вопросы, касающиеся аккредитации иностранных организаций, но и другие проблемы, связанные с международным усыновлением. Так, например, на Комиссии был утвержден перечень стран и регионов, не рекомендованных для размещения детей, граждан Российской Федерации в семьи граждан, проживающих на территориях данных государств. Выписка из решения Комиссии направлена 13.11.01 г. №1354/28-5 всем органам управления образованием субъектов Российской Федерации, в Верховный Суд РФ.

В 2002 году по рекомендации Комиссии не продлено разрешение на работу в Российской Федерации 3 организациям (вставить).

Комиссией также был рассмотрен вопрос о сокращении так называемых независимых усыновлений и работе через аккредитованные организации. Однако в ряде субъектов Российской Федерации отдельными гражданами осуществляется незаконная посредническая деятельность при усыновлении детей. Кандидаты в усыновители через Интернет получают информацию о детях, подлежащих усыновлению, и связываются с посредниками, предлагающими свои услуги. Внешне все оформляется как независимое усыновление, однако за данным усыновлением стоит не аккредитованная организация или физические лица — незаконные посредники). Такое положение дел противоречит международным и российским принципам права, затрудняет последующий контроль за условиями жизни усыновленных детей.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за 2001 год количество усыновлений, проведенных так называемыми независимыми усыновителями, составило более 50% от общего числа усыновленных детей, а за 10 месяцев текущего года эта цифра составила 34 %, в том числе
США 20,1%
Испания 71,7%
Канада 12,9%
Франция 8,8%.

К сожалению, в Семейный кодекс Российской Федерации до сих пор не внесены соответствующие изменения, пресекающие такой путь устройства детей.

В целях наиболее эффективного контроля за судьбой детей, усыновленных за пределы Российской Федерации Министерством совместно с другими заинтересованными ведомствами подготовлен законопроект, предусматривающий существенное сокращение независимых усыновлений и ужесточение требований к документам, предоставляемым кандидатами в усыновители.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особую тревогу в последнее время вызывают случаи насилия в семьях иностранцев, усыновивших российских детей. К сожалению сегодня зафиксировано уже 5 случаев гибели усыновленных детей (4 в США и 1 в Канаде), в результате действий как приемных родителей, так и иных лиц, находившихся в контакте с ребенком (Канада). В этой связи остро стоит вопрос о необходимости создания унифицированной программы подготовки кандидатов (тренинга), введения обязательного психологического тестирования на предмет их эмоциональной стабильности, которые они должны проходить до приезда в Россию с помощью аккредитованной организации, через которую они проводят усыновление.

Источники

Литература


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  3. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
  4. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
  5. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
Государственная политика по защите прав детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here