Как предупредить насилие над детьми

Важная информация в статье: "Как предупредить насилие над детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога

Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.

Причины насилия

Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.

В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:

  • низкий уровень дохода, бедность;
  • потеря работы, безработица или временные подработки;
  • юный и молодой возраст родителей;
  • низкий социальный статус родителей;
  • неполная или многодетная семья;
  • недостаток социальной и государственной поддержки;
  • усыновление детей, появление отчима или мачехи;
  • конфликтные отношения между супругами, непонимание;
  • воспитание родителей в условиях насилия;
  • изоляция семьи.

Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.

Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:

  • ригидность;
  • низкая самооценка;
  • раздражительность;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • импульсивность;
  • низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • подозрительность;
  • замкнутость;
  • непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
  • неадекватные, завышенные требования к окружающим;
  • низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.

Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.

Последствия насилия

Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Предупреждение и ответные действия

Насилие в отношении детей можно предупреждать. Для предупреждения насилия в отношении детей и осуществления ответных действий необходимо систематически направлять усилия на факторы риска и защитные факторы на всех четырех взаимосвязанных уровнях риска (на уровне отдельных людей, близких отношений, сообществ и общества).

Под руководством ВОЗ группа из 10 международных организаций разработала и одобрила основанный на фактических данных технический пакет под названием «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей». Этот пакет предназначен для содействия странам и сообществам в выполнении Задачи 16.2 ЦУР, заключающейся в том, чтобы положить конец насилию в отношении детей. Каждая буква в слове INSPIRE относится к одной из семи стратегий, многие из которых продемонстрировали свою эффективность в предупреждении нескольких разных типов насилия, а также положительные результаты в таких областях, как психическое здоровье, образование и сокращение преступности.

Это следующие семь стратегий:

Факторы риска

Насилие в отношении детей является многосторонней проблемой с причинами на уровне отдельных людей, близких отношений, сообществ и общества. Важными факторами риска являются:

На уровне отдельных лиц:

  • биологические и личные аспекты, такие как пол и возраст
  • низкие уровни образования
  • низкий доход
  • наличие инвалидности или проблем в области психического здоровья
  • принадлежность к лесбиянкам, геям, бисексуалам или транссексуалам
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков
  • перенесенное ранее насилие.

На уровне близких отношений:

  • отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями или воспитателями
  • ненадлежащее выполнение родительских обязанностей
  • проблемы в семье и развод
  • связи со сверстниками-правонарушителями
  • наблюдаемое насилие среди родителей или воспитателей
  • ранний или принудительный брак.

На уровне сообществ:

  • нищета
  • высокая плотность населения
  • низкие уровни социальной сплоченности и наличие перемещающихся групп населения
  • легкий доступ к алкоголю и огнестрельному оружию
  • высокая концентрация преступных группировок и незаконный сбыт наркотиков.

На уровне общества:

  • социальные и гендерные нормы, способствующие нормализации насилия
  • политика в области здравоохранения, экономики, образования и социального развития, поддерживающая экономические, гендерные и социальные неравенства
  • отсутствующая или ненадлежащая социальная защита
  • постконфликтные ситуации или стихийные бедствия
  • районы с плохим управлением и ненадлежащей правоохранительной системой.

Основные факты

  • Насилие в отношении детей включает все формы насилия в отношении людей в возрасте до 18 лет, совершаемого родителями или другими воспитателями, сверстниками, романтическими партнерами или незнакомыми людьми.
  • По оценкам, в глобальных масштабах до 1 миллиарда детей в возрасте 2-17 лет подверглись физическому, сексуальному или эмоциональному насилию или были оставлены без внимания в прошлом году (1).
  • Перенесенное в детстве насилие сказывается на здоровье и благополучии в течение всей жизни.
  • Задача 16.2 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. заключается в том, чтобы «положить конец надругательствам, эксплуатации, торговле и всем формам насилия и пыток в отношении детей».
  • Фактические данные из разных частей мира свидетельствуют о том, что насилие в отношении детей можно предупреждать.

Типы насилия в отношении детей

Большинство случаев насилия в отношении детей относится, по крайней мере, к одному из шести основных типов межличностного насилия, совершаемого на разных этапах развития ребенка.

Любые из этих типов насилия, направленного против девочек или мальчиков в связи с их биологическим полом или половой идентичностью, могут также представлять собой насилие по признаку пола.

[1]

Скачать:

Вложение Размер
nasilie.doc 45.5 КБ

Как пережить насилие

Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.

Насилие в детстве

Воспитание в условиях жестокости деформирует структуру личности ребенка: снижается самооценка, исчезает ощущение самоценности, формируется установка «я плохой». Дети растут с убеждением в собственной несостоятельности. Ребенок оказывается заложником треугольника Карпмана.

Читайте так же:  Материнский капитал первым взносом

Став взрослыми, такие дети:

  • не способны решать жизненные трудности;
  • не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
  • страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
  • отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.

Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:

  • хаотичность и дезорганизованность семьи;
  • жестокость и насилие;
  • неспособность заботиться о себе и о других;
  • проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
  • трудности и барьеры в общении;
  • саморазрушающее поведение.

Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.

Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:

  • чувство вины за произошедшее насилие;
  • повышенное возбуждение;
  • постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
  • неосознаваемая противоречивость;
  • страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
  • беспокойство о будущем;
  • потребность во внимании;
  • неспособность радоваться, получать удовольствие.

Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.

У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.

Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.

Насилие во взрослой жизни

Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:

  • снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
  • чувство вины и стыда;
  • искаженный образ «Я»;
  • патологический страх, ощущение опасности;
  • синдром выученной беспомощности;
  • неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
  • стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
  • склонность к зависимым и созависимым отношениям;
  • подавление и обесценивание чувств жертвы;
  • недоверие к людям;
  • упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
  • эмоциональная заторможенность, «онемение»;
  • отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).

Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».

Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.

Кроме того, реабилитация предполагает следующее:

  1. Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
  2. Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.

На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.

Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.

Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.

Сексуальное насилие над детьми: как защитить ребенка

Когда речь заходит о сексуальном насилии над детьми, мы невольно представляем себе зловещие сцены с участием незнакомца, оказывающегося маньяком и(или) педофилом, но в реальности самый распространенный сценарий иной — это сексуальные притязания со стороны взрослого члена семьи (35-40% случаев) или друга семьи (45% случаев), хорошо ребенку знакомого*. Как распознать беду? И с чего начать разговор с ребенком? Объясняет педагог и психолог Лия Олейник.

Об эксперте

Лия Олейник — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и менеджмента образования Николаевского областного института последипломного педагогического образования (Украина). Автор десятков научных трудов по вопросам полового воспитания детей от рождения до 18 лет. Соавтор книг «Личность в едином образовательном пространстве» (Запорожье, 2010), «Половое воспитание учеников школ-интернатов и их защита от сексуального насилия» (Николаев, 2012).

Насилие в отношении ребенка может проявляться по-разному. Подглядывание отчима за падчерицей во время купания, игра дедушки с четырехлетним малышом «в войнушку», когда ребенок ощупывается, якобы в поисках оружия, а потом «разоружается» догола. Или отчим укладывает ребенка на диван и гладит, постепенно переходя к половым органам, объясняя ребенку, что так надо любить друг друга: «Тебе же так приятно?» Все это — различные формы сексуального насилия. В подобных действиях ребенок может выполнять пассивную и активную роль и при этом переживать противоречивые чувства: страх и удовольствие, стыд и желание. Парадокс заключается в том, что если насильнику удается выстроить с ребенком доверительные отношения, тот может даже испытывать удовольствие. Часто мать не верит или не хочет верить ребенку, когда он пытается рассказать о случившемся. Конечно, сложно допустить и поверить в то, что в своей семье может твориться такое. Проще списать это на детские фантазии и выдумки. Однако детские «сказки» могут оказаться вовсе не сказками…

Тревожные сигналы

Узнать о случае насилия или развратных действиях в отношении ребенка со стороны членов семьи, знакомых или посторонних можно по его внешнему виду, поведению, разговорам. Никогда прежде не наблюдавшиеся ссадины и синяки на лице или на теле ребенка, не склонного к дракам и активным играм, — тревожный сигнал. Особенно если ребенок не вдается в подробности или его рассказ выглядит не совсем правдоподобным. Пережитое насилие может спровоцировать замкнутость, плохое настроение, подавленность, тревожность, страх, нежелание оставаться наедине со своим обидчиком.

Читайте так же:  Госпошлина за восстановление свидетельства о рождении ребенка

Ребенок может рассказать о случившемся другу или подруге, учителю, матери, но представить это как случай, произошедший с кем-то другим, о чем он узнал из новостей, прочитал в интернете или увидел в кино. Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка во время рассказа, почувствуйте, что в действительности он хочет вам этим сказать: просто поделиться шокирующим фактом или просигналить о случившемся лично с ним.

В некоторых случаях ребенок может воспринять действия взрослого как должное и правильное поведение. Субъективные реакции детей на сексуальное совращение неоднозначны: по результатам одного исследования, 52% американских студентов, переживших сексуальное совращение, восприняли его отрицательно, а 48% — нейтрально и положительно.* *

Кроме того, дети далеко не всегда являются лишь пассивными объектами сексуальных домогательств: ребенок с разбуженной сексуальностью может сам провоцировать и поощрять взрослого к эротическим контактам. Но мы, взрослые, знаем, что за любые действия сексуального характера в отношении ребенка предусмотрена уголовная ответственность. Если взрослый человек совершает противоправные действия — он преступник. Поведение ответственного и любящего взрослого должно быть направлено в первую очередь на защиту ребенка.

* См. об этом: итоговый отчет «Сексуальное насилие над детьми: социальное явление, социальная проблема, социальный контент, 2009» информационно-аналитического агентства «Социальная реклама.ru» (socreklama.ru)

** И. Кон «Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе» // Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. РИПКРО, 1997, с. 63-74.

Правильно построить разговор

Если у вас есть основания подозревать насилие в отношении ребенка, но вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, чтобы говорить с ним на эту тему, лучше обратиться к профессиональному психологу. Если же вы все-таки решились на откровенный диалог с сыном (дочерью), подумайте не только о том, что будете говорить, но и как. Поза, мимика, жесты, интонация, тембр голоса, смысловые паузы — все это ребенок считывает как сигнал: на чьей вы стороне? заслуживаете ли вы его доверие? Начало разговора и его сценарий зависят от возраста ребенка, семейных традиций и степени доверия, которая существует между вами. С дошкольником можно поиграть в игры с куклами, наделяя их ролями ребенка и взрослых членов семьи, среди которых будет человек, которого вы подозреваете. Такое игровое взаимодействие дает возможность малышу «проиграть» негативные действия взрослого, если они имели место. Можно предложить сыну (дочери) нарисовать свою семью и затем, обсуждая нарисованное, коснуться взаимоотношений с человеком, который по вашим предположениям мог допускать развратные действия в отношении ребенка.

Прямые вопросы, требующие однозначного ответа, скорее всего, смутят ребенка и заставят замкнуться. Тем более что ваши предположения могут и не подтвердиться. Важно, чтобы ваш разговор не напоминал ситуацию дознания в суде. Проявите искреннюю заинтересованность в жизни ребенка в целом — побеседуйте о том, что его радует, огорчает, страшит, удивляет, тревожит.

Для открытого разговора с ребенком школьного возраста должна быть располагающая атмосфера. Если в семье существует опыт доверительных бесед на другие темы, то и начать разговор на такую деликатную тему, как предполагаемое насилие, следует с привычных фраз: «Давай пошепчемся», «Ты мне хочешь что-то рассказать?» Но это возможно, если ребенок с ранних лет знает, что он может рассказать вам обо всем, что происходит в его жизни, и вы, взрослый и любящий человек, всегда готовы его выслушать и помочь найти выход из любой ситуации. Если таких доверительных отношений с ребенком не сложилось, попробуйте начать разговор с якобы услышанной или прочитанной истории о неправильном поведении взрослого по отношению к ребенку. Выскажите свое негативное отношение к действиям взрослого и понимание чувств и мотивов поведения ребенка. Дайте понять ребенку, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и защиту.

Преодолеть последствия

Однократное, а тем более повторяющееся насилие со стороны члена семьи, который вынуждает ребенка замалчивать эти действия угрозами или уговорами, наносит ребенку сильную эмоциональную травму. Эти обиды оставляют в его душе ощущение вины, грязи, бессилия и предательства. Тяжесть последствий насилия зависит от восприятия и возраста ребенка. Ребенок дошкольного возраста, который испытал сексуальные ласки от кого-то из любящих родственников, может и не проявлять признаков психологической травмы. Иногда ее симптомы могут появиться намного позже, когда он начнет понимать, что с ним совершили.

Дети, которые осознают весь ужас, неправильность и противозаконность насильственных действий, но не могут им противостоять, часто страдают от страхов и ночных кошмаров, депрессивных состояний, самобичевания или неконтролируемых вспышек агрессии, направленных на тех, кто слабее их, или на животных. Нередко они пытаются избавиться от чувства собственной беспомощности и обрести уверенность в себе через насилие по отношению к другим. Чаще такое происходит с юношами, которые, остро переживая свой позор и испытывая чувство вины, пытаются доказать свою мужественность, унижая и проявляя насилие по отношению к другим. Нередко дети и подростки, сталкивающиеся с насилием со стороны отчима или другого члена семьи при молчаливом потворстве матери, убегают из дома или пытаются покончить жизнь самоубийством. Большинство же детей, переживших насилие, замыкаются в себе и не идут на близкие и доверительные отношения с другими людьми.

Однако многие из тех, кто пережил в детстве сексуальное насилие, в состоянии «закрыть» эту страницу своей биографии. Им помогает своевременное выявление травмы и помощь, оказанная грамотным психологом. Но самое главное — рядом с ребенком должен быть близкий человек, которому он доверяет и с помощью которого к нему вернется чувство ценности собственной личности.

Молчать нельзя признаться

В зависимости от обстоятельств дети могут молчать о том, что с ними происходит, или рассказать взрослым о том, что они стали жертвой насилия. От чего это зависит? Мнение Лии Олейник.

Ребенок молчит, когда:•чувствует себя ответственным за произошедшее с ним;•опасается, что ему не поверят; •верит в угрозы того, кто совершил насилие;•не хочет огорчать взрослых;•приучен не говорить о «плохом»;•ему тяжело рассказать, что произошло;•приучен не болтать лишнего;•уважает взрослых и боится доставить неприятности развратнику в ответ на его просьбу никому не рассказывать о произошедшем.

Читайте так же:  Молитва чтобы муж не подал на развод

Ребенок говорит, когда:•осознает невыносимость продолжения насилия;•страдает от физического вреда;•хочет защитить другого ребенка;•последствия насилия могут стать очевидными (например, беременность);•знает, как предотвращать насилие;•доверяет тому, от кого ожидает защиты.

Насилие в отношении детей

Воздействие насилия

Насилие в отношении детей имеет пожизненные последствия для здоровья и благополучия детей, семей, сообществ и стран. Насилие в отношении детей может:

Деятельность ВОЗ

Принятая в мае 2016 г. резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила первый Глобальный план действий ВОЗ по усилению роли системы здравоохранения в рамках национальных межсекторальных ответных мер по борьбе с межличностным насилием, в частности, в отношении женщин и девочек, а также детей.

В соответствии с этим планом ВОЗ в сотрудничестве с государствами-членами и другими партнерами твердо намерена:

«Насилие над ребёнком. Как егo предотвратить?»
классный час по теме

Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка! Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!

Предварительный просмотр:

«Насилие над ребёнком. Как егo предотвратить?»

Сегодня, к сожалению, насилие над детьми превратилось в обычное явление. Большинство людей уже привыкли, даже смирились или стараются не замечать жестокого обращения с детьми, пренебрежение их интересами, эксплуатации – это ужасно.

Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны различными причинами :

[2]

— семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),

— в качестве наказания, неадекватными родителями,

— специфическими культурными, национальными или религиозными факторами,

— сочетанием специфических характерологических особенностей взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;

— жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех и вся.

Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Наряду с этим факторами риска подвержения ребёнка насилию могут выступать:

— наличие у ребёнка физических недостатков,

— сходство с нелюбимым человеком,

— нарушения в поведении (чрезмерная активность),

Различают 4 основных формы насилия над детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие может проявляться в виде пощёчин, пинков, толчков, нанесения ожогов, удушения, грубого хватания другого человека, отбрасывания партнёра в сторону или наземь, бросание предметов в другого человека и т.д.

Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию, демонстрация эротических материалов, эгсгибиционизм перед ребёнком, принуждение его к раздеванию и т. п. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других людей на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

— оскорбление и унижение его достоинства;

— угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, вовлечение в секты (использование гипноза, интенсивных консультаций «один на один», монотонного пения, «бомбардировка любовью», повторяющиеся угрозы санкций за уход);

— предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

— ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

— одинокое грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К данному виду насилия относятся:

— вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а так же в совершение правонарушений;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения.

Каковы же последствия перенесённого насилия. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечают сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия. До 10% детей – жертв насилия – погибает, у большинства появляются серьёзные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться. Создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Как правило причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Как же можно предотвратить насилие? Можно ли защитить наших детей?

Наших детей можно защитить. Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Они гарантируют обеспечение прав ребёнка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и нарушающих или ограничивающих их права и свободы.

В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1990 г., подчёркивается: «…ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Таким образом ребёнок имеет право на защиту от всех форм насилия, а к лицам совершающим насильственные действия применяются социальные, административные и законодательные меры предусмотренные УК РФ.

[3]

Мы все хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо и были счастливы. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть всё хорошее, что есть в наших детях.

  • Ребёнок стал замкнут – поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит. В случае когда разговор с ребёнком не получается, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.
  • Рассказывайте своим детям о том, что в отношении их могут быть предприняты насильственные действия. Объясните им простые правила как их избежать:
Читайте так же:  Лишение родительских прав неплательщика алиментов

— надо прежде всего не провоцировать (обзывания, шлепки, оскорбления, неуважение повлекут за собой ответные агрессивные действия; слишком открытая, обтягивающая одежда может привлечь насильника и т. д.)

Видео (кликните для воспроизведения).

— соблюдайте меры предосторожности (не гуляйте в пустынных местах, возвращайтесь домой до темноты, не верьте заманчивым обещаниям, не ходите в гости к малознакомому человеку, нельзя выполнять поручения случайных знакомых; если вас кто-то настойчиво преследует, звоните по телефону и т. д.);

— будьте разборчивы в выборе друзей.

  • Если ваш ребёнок попал в секту:

— не позволяйте себе агрессивных высказываний в адрес его увлечения – ваша ссора с ребёнком будет им только на руку;

— постарайтесь выявить и устранить источник тех проблем, которые загнали его в секту;

— мягко обращайте внимание вашего ребёнка на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять.

— старайтесь укрепить эмоциональную связь с ним, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни в вашей семье.

  • Во избежании жестокого отношения в семье:

— знайте любой проступок ребёнка – это ваша вина (не доглядели, избаловали, не объяснили, сами поступаете так же).

— помните «Что посеете, то и пожнёте». Ваше отношение к окружающим вас людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям.

— нельзя переносить на ребёнка свои проблемы и неудачи. Помните он не отвечает за поступки других (мужа, начальника и т. д.).

— очень бережно относитесь к ребёнку. При конфликтной ситуации принимайте справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.

— если вы продумываете наказания за что-либо, вы должны обязательно продумать поощрение

— не требуйте от ребёнка больше, чем он может. Соизмеряйте реальные силы ребёнка, знания и навыки. То, что для Вас является естественным, ребёнку может быть неизвестно.

— откажитесь от командно-распорядительного тона и перейдите к просьбе. Не требуйте, чтобы всё было по-вашему, только на том основании, что вы родитель.

— перейдите к рассудительному стилю семейного воспитания. Научитесь спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка.

— исключите из речевого оборота угрозы, оскорбления и слова унижающие вашего ребёнка (клички, обзывательства и т. д.).

— обращайте внимание на свои чувства («Мне жаль…», «Я расстроена…», «Мне обидно..» и т. п.).

— вместе с ребёнком размышляйте над возникшими проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

— если всё-таки сорвались, не забудьте извиниться и обсудить с ним эту проблему. Признавайте свои ошибки. Обязательно скажите ребёнку, что вы его любите и простили.

Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка!

Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!

  1. Жестокое обращение с детьми./ Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал и др.

– М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1993.

  1. Котова И. Невыполнимые советы по воспитанию: книга для психологов, родителей и детей. – М.: Чистые пруды, 2006
  2. Борба М. нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ним бороться. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
  3. Т. Уржумова Стили семейного воспитания.// Школьный психолог. – 2008 – №16
  4. Кулинич Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Как предотвратить насилие над ребенком

С одной стороны, хочется, чтобы малыш был общительный и дружелюбный, с другой – осторожный по отношению к незнакомцам. Woman.ru дает советы о том, как привить ребенку навыки личной безопасности.

Не говорите ребенку фраз типа: «Не разговаривай с незнакомцами»

Слово «незнакомец» применимо и к новой няне, которую малыш должен слушаться, и к продавщице, которой он говорит «спасибо». Все установки должны быть применимы ВСЕГДА и ПОНЯТНЫ. Например, «Всегда подходи к маме (папе, бабушке и т.д.), прежде чем пойти куда-то с кем-либо».

Научите ребенка всегда быть у вас на виду

Попросите малыша всегда сообщать вам о том, где он находится и куда собирается, даже уходя в туалет. Детям это кажется разумным, поскольку они чрезвычайно интересуются, где находитесь вы. Вскоре объявляемый ребенком «план путешествий» станет естественной частью ваших разговоров.

Хвалите за наблюдательность

Просите ребенка каждый день после детского сада рассказывать о том, как прошел день. При этом поощряйте его за то, что он подметил «нестандартную» ситуацию. Например, если он сказал, что кто-то из детей отсутствовал или они играли на новой площадке. Похвалите: «Ты очень наблюдательный!». В дальнейшем ребенок всегда расскажет вам также и о подозрительном поведении взрослых.

Научите ребенка говорить «нет»

Малыши уверены, что все взрослые заботятся о них и желают им только добра. Поэтому объясните, какие действия взрослых опасны и научите говорить «нет». Например, сказать «нет» «плохим прикосновениям» или людям, желающим увести их куда-то без разрешения родителей.

«Плохие» прикосновения:

  • Объятие слишком крепкое и долгое
  • Непрошеный поцелуй
  • Щекотать ребенка после его просьбы «перестаньте!»
  • Прикосновения взрослого к интимным местам
  • Когда взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его

Объясните, что гениталии ребенка — интимная часть его тела

Помогите ребенку осознать, что, если он не хочет, чтобы к его гениталиям прикасались взрослые, он должен сказать им это, и даже громко крикнуть при случае. Вы наверняка сможете научить ребенка говорить: «Это нехорошо. «Отпустите меня!» или «Это трогать нельзя!»

Научите ребенка без стеснения называть части тела

Придумайте какие-то слова, которые будут обозначать интимные части тела ребенка, например, «колокольчик», «петушок», «пипка». Эти слова должны произноситься также спокойно, как «локоть» и «нос». Ребенок должен без колебаний суметь сказать родителям, что «там гуляет человек с висящим наружу петушком» или что «кто-то пытался потрогать мою пипку». Если ребенка не обучили соответствующим словам или внушили, что определенные части тела нельзя упоминать, то он может утаить случай домогательства.

Читайте так же:  Как подать на развод при наличии детей

Ребенок должен «вызубрить» информацию о себе.

Обязательно внушите вашему ребенку, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер милиционеру или пожарному. И научите его набирать телефон службы спасения – 01 в РФ.

Целовать детей должны только близкие

Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения.

Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались словами. На этой стадии вы можете установить простое правило: физически приласкать вашего ребенка могут лишь несколько главных в его жизни людей.

Ребенок должен просить разрешения

С самого раннего возраста дети должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то, например, конфету или подарок. Вы можете сделать несколько исключений в правиле, например, для друзей семьи.

Никаких тайн от родителей

Скажите вашему ребенку: «Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне» и «Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне». Педофилы с целью заставить молчать своих юных жертв часто используют угрозы типа «убить на их глазах любимых кроликов или котят». Скажите ребенку, что никто не смеет угрожать ему, и добавьте: «Если кто-то попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне».

Центр прикладных антистрессовых технологий «Душа города»
Тел.: (495) 981-9385
г. Москва, м. Сокольники, ул. Русаковская, д.13, 10 этаж

Как предупредить насилие над детьми?

Существует множество способов предупреждения насилия над ребенком. Приведем несколько важных, по нашему мнению, стратегий действий по отношению к детям.

Стратегии предупреждения насилия:

1. Подавайте хороший пример

Угрозы, а так же битье, психологическое давление, оскорбления редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат дисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. Станьте частым посетителем школы

Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к понижению самооценки, идите в школу – ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.

3. Говорите детям о насилии, которое показывают по телевизору

Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах – это продукт, созданный для того, чтобы держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения необходимо применять в своей жизни.

4. Нельзя недооценивать важность слов»Я тебя люблю»

Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!».

5. Говорите со своими детьми о насилии

Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а так же давать хорошие советы. Наблюдайте как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите как Вы можете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

6. Гордитесь своим решением воспользоваться помощью

Это трудное решение, но оно отражает Вашу зрелость. Это поможет предупредить насилие.

Чтобы защитить своего ребенка от насилия, необходимо:

1. Научить ребенка тому, что он может сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует опасность.

2. Научить своего ребенка громко кричать «Это не моя мама!» или «Это не мой папа!», если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

3. Научить Вашего ребенка сообщать о том, куда он идет, когда собирается вернуться и сообщать, если планы поменяются.

4. Стараться самим забирать Вашего ребенка из детского сада, школы. Если за ним придет кто-то другой, заранее предупреждайте воспитателя или учителя.

5. Убедить ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному. Преступника всегда привлечет одиноко гуляющий ребенок.

6. Научить ребенка пользоваться телефоном. Он должен знать наизусть домашний и мобильные номера родителей.

7. Хранить документы ребенка как свои собственные.

8. Быть чуткими родителями. Если что-то случилось, ребенок в первую очередь должен рассказать об этом Вам.

Известны следующие группы признаков насилия:

Физические признаки насилия

— синяки и ссадины неизвестного происхождения, возможно, различной давности;

— разрывы и порезы неизвестного происхождения на теле;

— припухлости, болезненность суставов, множественные переломы неизвестного происхождения;

— появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных, каникул.

Поведенческие признаки насилия

— ребенок постоянно боится взрослых, родителей, физического контакта с другими детьми;

— проявляет агрессивность, замкнутость;

— совершает побеги из дома;

— придумывает невероятные объяснения повреждениям;

— боится идти домой из-за плохих оценок.

Куда обратиться за помощью, если произошло насилие над ребенком?

1. Полиция 02, с мобильного – 020.

2. Телефон доверия медико-педагогического центра «Контакт» +7(4212)30-50-60.

3. Сектор экстренной психологической помощи +7(4212)30-70-92.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдел по проблемам семьи и детей
управления социального обслуживания
населения

Источники

Литература


  1. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  2. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
  4. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Как предупредить насилие над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here