Классификация случаев жестокого обращения с детьми

Важная информация в статье: "Классификация случаев жестокого обращения с детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Жестокое обращение с детьми
материал на тему

Всегда хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности

Скачать:

Вложение Размер
zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx 127.02 КБ

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать «нет»;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Общие сведения

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

  • предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
  • призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
  • обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Классификация

Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

Лечение при жестоком обращении с детьми

Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

  1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
  2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
  3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
  4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
  5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
  6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.
Читайте так же:  Где можно заменить свидетельство о рождении ребенка

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Сообщество и социальные факторы

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

Симптомы жестокого обращения с детьми

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Диагностика

Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

Патогенез

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Основные факты

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
  • Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
  • С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
  • Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.
Читайте так же:  Развод по решению суда в загсе документы

Предварительный просмотр:

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Всегда хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка. Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,– вынужденное раскаяние или послушание ребенка – покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его. Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями и который, может быть, спустя много лет, проявится в виде какого-либо серьезного недостатка характера, надломленности его: ребенок станет лживым, хитрым, злым. Пусть родители, разгневанные непослушанием ребенка, задумаются, постараются понять поступок, вызвавший их гнев, пусть вникнут в свое собственное поведение. Взрослые должны относиться к ребенку с первых дней появления на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности, а не как к существу, подвластному им, которое должно лишь беспрекословно исполнять все требования взрослых. Любовь к детям, знание их возрастных особенностей, внимание к их потребностям и интересам повышают силу воспитательного воздействия взрослых. Физические наказания никогда не могут положительно повлиять на ребенка и прививают либо озлобленность и упрямство, либо трусость и лживость.

К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители с низкой стрессоустойчивостью, повышенной раздражительностью, которые не признают у ребенка права на ошибку (неадекватное социальное ожидание в отношении своего ребенка, предъявление у ребенку требований, не соответствующих его уровню развития и возможностям.) Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой. Что, несомненно, является прямым нарушением прав и свобод человека и личности ребенка.

Насилие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение – это любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, причинившие вред физическому и психическому здоровью ребенка или в следствие, которых нарушилось развитие ребенка или возникла реальная угроза для его жизни и здоровья.

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

2. Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежени – э то хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

4. Психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое пренебрежение – последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение – хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

Читайте так же:  Восстановление сертификата на материнский капитал

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей соединяется с жестоким с ними обращением. Жестокость выражается в непредоставлении несовершеннолетнему питания, крова, одежды, запирание в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и в других действиях.

В соответствии с санкцией статьи 156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст.69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Дети должны расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья должна быть для ребенка источником эмоциональной поддержки, тепла и воспитания, защиты и безопасности.

Не забывайте, что когда ваши дети вырастут, и будут воспитывать своих детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства.

Не бейте детей, никогда не бейте!

Поймите, вы бьете в них сами себя,

Неважно, любя их иль не любя,

Но делать такого вовек не смейте!

Вы только взгляните: пред вами – дети,

Какое ж, простите, геройство тут?!

Но сколько ж таких, кто жестоко бьют,

Вложив чуть не душу в тот черный труд,

Заведомо зная, что не ответят!

Кричи на них, бей! А чего стесняться?!

Ведь мы ж многократно сильней детей!

Но если по совести разобраться,

То порка – бессилье больших людей!

И сколько ж порой на детей срывается

Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.

Ну как же рука только поднимается

На ужас в глазах и потоки слез?!

И можно ль распущенно озлобляться,

Калеча и душу, и детский взгляд,

Чтоб после же искренно удивляться

Вдруг вспышкам жестокости у ребят.

Мир жив добротою и уваженьем,

А плетка рождает лишь страх и ложь.

И то, что не можешь взять убежденьем –

Хоть тресни – побоями не возьмешь!

В ребячьей душе все хрустально-тонко,

Разрушим – вовеки не соберем.

И день, когда мы избили ребенка,

Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Когда-то подавлены вашей силою,

Не знаю, как жить они после будут,

Но только запомните, люди милые,

Они той жестокости не забудут.

Семья – это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время тема жестокого обращения с детьми занимает одно из первых мест. Данный материал в виде презентации возможно использовать при работе с родителями, а также для проведение семинаров и з.

Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям. Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и и.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у.

Данный материал можно использовать на родительских собраниях.

Данный материал можно использовать на родительских собраниях.

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком.

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи.

Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком»

Елена Третьякова
Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком»

Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком»

Цель: выявление вида жестокого обращения с ребенком.

В первом столбце таблицы приведены физические, эмоциональные и поведенческие признаки, позволяющие выявить несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения. Признак в отдельности не указывает на жестокое обращение с ребенком. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.

Отметьте во втором столбце наблюдаемые признаки и проанализируйте полученный список для того, чтобы определить, какому виду жестокого обращения подвергся ребенок. Для этого используйте информацию третьего столбца таблицы, где указаны те виды жестокого обращения, к которым относится данный признак.

Читайте так же:  Для установления отцовства в административном порядке необходимо

Признаки жестокого обращения +

Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения 1,2,3,4

Телесные повреждения: ожоги, повреждения кожи, гематомы, покраснения, кровотечения, участки кожи без волос, следы связывания или удушения 1,2,4

Видео (кликните для воспроизведения).

Телесные повреждения на разных стадиях заживления, на разных частях тела, частые «случайные» травмы 1,4

Травмы внутренних органов, головы (признаки сотрясения головного

мозга – головные боли, потеря сознания, тошнота, рвота, кровоизлияния в сетчатке глаза, переломы, вывихи 1,4

Состояние измененного сознания, отравление 1,4

Реакция родителей: необъяснимая отсрочка со стороны родителей в

предоставлении помощи ребенку; отрицание взрослым, что ему было

известно о травмах, несмотря на то, что эти травмы очевидны; неправдоподобные объяснения возникновения признаков жестокого обращения, несоответствующие характеру полученных травм и уровню

развития ребенка; противоречия в сообщаемой истории; частичное

признание родителем вины за жестокое обращение 1,4

Истощение, обезвоживание, перегревание, переохлаждение, бледное лицо, опухшие глаза, всклокоченные волосы, педикулез, сыпи, плохой запах 4

Одежда, несоответствующая сезону; разорванная, грязная одежда 1,4

Несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие

спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр

Опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое

стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам 4

Запущенные заболевания, отсутствие необходимых прививок, ребе-

нок не наблюдается у врача 4

Постоянное чувство голода, попрошайничество или воровство еды 4

Боль при сидении и ходьбе, боли внизу живота, воспаление мочевыводящих путей, инфекции, передающиеся половым путем, беременность 2

Психические расстройства (депрессии, фобии, психопатии, ПТСР,

бессонница, ночные кошмары 1,2,3

Психосоматические заболевания: боли в животе, энурез, энкопрез,

тики, заикание, кожные сыпи, язва желудка, анорексия, булимия, ожирение или резкая потеря веса 1,2,3,4

Задержки в психомоторном развитии 1,2,3,4

Задержка речевого развития 1,2,3,4

Задержки в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, боязливость 1,2,3,4

Эмоциональные признаки: равнодушие, пассивность, страх, тревожность, настороженность, возбуждение, гнев, чувство вины, стыда, негативизм, недоверие; трудности в словесном выражении чувств и мыслей; застывший, испуганный взгляд у ребенка грудного возраста

Низкая самооценка, отрицательная картина собственного «Я» 1,2,3,4

Навязчивость в отношениях со взрослыми в поисках внимания и тепла 1,2,3,4

Регрессивное поведение – возвращение к более ранним формам поведения, которые уже были преодолены с возрастом, например, сосание пальцев; потеря ранее приобретенных навыков 1,2,3,4

Псевдовзрослое поведение 3,4

Страх при приближении родителя, в грудном возрасте – малая подвижность и слабая эмоциональная реакция 1,2,3

Нежелание возвращаться домой, уходы из дома 1,2,3,4

Внезапное снижение успеваемости, отсутствие мотивации к учебе, частые опоздания в школу, прогулы 1,2,3,4

Употребление ПАВ, химическая зависимость 1,2,3,4

Нанесение самоповреждений и суицидальные попытки 1,2,3,4

Хроническая усталость, сонливость во время игр, уроков 4

Стереотипность движений, занятий, игр 4

Избегание физических контактов 1,2

Агрессивное поведение, применение насилия в отношении других людей, животных 1,2,3

Ложь, манипулирование в отношениях, воровство 1,2,3,4

Сексуально окрашенные рисунки и разговоры, способность в деталях

[2]

описать различные действия сексуального характера; откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития; чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация 2

Вовлечение других детей в действия сексуального характера, сексуальное насилие по отношению к другим детям 2

Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров, проституция 2,3,4

Формы жестокого обращения

1. Фзическое насилие 3. Психологическое (эмоциональное) насилие

2. Сексуальное насилие 4. Пренебрежение нуждами

Консультация для родителей «Защита детей от жестокого обращения» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Жестокое обращение не сводится.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в младшей группе Слайд 1. Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в 1 младшей группе. Актуальность: проблема обеспечения для.

Организация работы ДОО с неблагополучными семьями, с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО 1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет).

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия: «Сказки учат многому…» Автор- составитель:.

Защита детей от жестокого обращения Защита детей от жестокого обращения Жестокое обращение с детьми — это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц,.

Жестокое обращение с детьми

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

Читайте так же:  Бланк заявления на лишение родительских прав матери

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

[3]

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

[1]

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Источники

Литература


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  3. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.
  4. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
  5. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
Классификация случаев жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here