Насилие подростки в семье

Важная информация в статье: "Насилие подростки в семье". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними. В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Классификация насильственных действий

Можно выделить следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:

  • Физическое – сюда относятся действия, причиняющие вред здоровью или физические страдания: побои, ограничение свободы и т.п.
  • Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование.
  • Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних 1 . Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью. Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица. Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д. К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).

Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора. Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии. К сожалению, привлечь виновное лицо к какой-либо ответственности за подобные действия очень сложно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

Следующие возможные действия:

  • Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
  • Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  • Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.

Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  • Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  • Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. Главная функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
  • Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.

Михаил Красильников

1 Судебное толкование

В. осужден по ст. 116 УК РФ: он хватал несовершеннолетнего С. за ворот куртки, сдавливая при этом шею ребенка до состояния удушения, причиняя физическую боль, протащил его в таком положении в подъезд и по ступенькам лестничного марша (судебный участок №1 Багратионовского района Калининградской области, дело №112/2012).

М. осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ за совершение насильственных действий в отношении В., а именно: не пуская В. в квартиру, М. стала закрывать дверь и умышленно ударила потерпевшую дверью по спине, зажав В. в дверном проеме и причинив ей физическую боль (судебный участок N 81 Чусовского муниципального района Пермского края, дело №1-12/2011).

При рассмотрении уголовного дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 116 УК РФ мировой судья пришел к выводу, что иные насильственные действия выразились в том, что подсудимая поставила несовершеннолетнего Г. на колени в угол прихожей, где ребенок простоял не менее семи часов, в результате чего от длительного соприкосновения коленей с твердой поверхностью мальчик испытывал физическую боль (судебный участок №1 Кемеровского района г. Кемерово, дело №1-17/2011).

Читайте так же:  Сколько осталось материнского капитала

Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога

Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.

Причины насилия

Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.

В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:

  • низкий уровень дохода, бедность;
  • потеря работы, безработица или временные подработки;
  • юный и молодой возраст родителей;
  • низкий социальный статус родителей;
  • неполная или многодетная семья;
  • недостаток социальной и государственной поддержки;
  • усыновление детей, появление отчима или мачехи;
  • конфликтные отношения между супругами, непонимание;
  • воспитание родителей в условиях насилия;
  • изоляция семьи.

Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.

Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:

  • ригидность;
  • низкая самооценка;
  • раздражительность;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • импульсивность;
  • низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • подозрительность;
  • замкнутость;
  • непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
  • неадекватные, завышенные требования к окружающим;
  • низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.

[3]

Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.

Последствия насилия

Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.

Как пережить насилие

Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.

Насилие в детстве

Воспитание в условиях жестокости деформирует структуру личности ребенка: снижается самооценка, исчезает ощущение самоценности, формируется установка «я плохой». Дети растут с убеждением в собственной несостоятельности. Ребенок оказывается заложником треугольника Карпмана.

Став взрослыми, такие дети:

  • не способны решать жизненные трудности;
  • не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
  • страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
  • отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.

Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:

  • хаотичность и дезорганизованность семьи;
  • жестокость и насилие;
  • неспособность заботиться о себе и о других;
  • проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
  • трудности и барьеры в общении;
  • саморазрушающее поведение.

Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.

Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:

  • чувство вины за произошедшее насилие;
  • повышенное возбуждение;
  • постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
  • неосознаваемая противоречивость;
  • страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
  • беспокойство о будущем;
  • потребность во внимании;
  • неспособность радоваться, получать удовольствие.

Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.

У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.

Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.

Насилие во взрослой жизни

Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:

  • снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
  • чувство вины и стыда;
  • искаженный образ «Я»;
  • патологический страх, ощущение опасности;
  • синдром выученной беспомощности;
  • неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
  • стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
  • склонность к зависимым и созависимым отношениям;
  • подавление и обесценивание чувств жертвы;
  • недоверие к людям;
  • упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
  • эмоциональная заторможенность, «онемение»;
  • отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).

Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».

Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.

Кроме того, реабилитация предполагает следующее:

  1. Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
  2. Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.
Читайте так же:  Махинации со свидетельством о рождении ребенка

На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.

Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.

[2]

Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.

Отношение к насилию в семье у подростков

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Республика Беларусь, г. Брест

Сегодня, наверное, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Чтобы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания [4]. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических особенностей. Наиболее страшной и опасной для общества формой семейного насилия является насилие в отношении несовершеннолетних. Многочисленные факты того, что дети стали жертвами насилия или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятся в последнее время обычными. Согласно опросу школьников, проведенному в Барнауле, более 40% опрошенных учащихся 8–11-х классов признались, что они являются жертвами насилия в семье [5].

Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы [3]. Насилие над детьми – сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие. Дети, пережившие насилие в семье, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде.

Материалы, представленные ниже, отражают некоторые результаты исследования осведомленности подростков о теме насилия за период с 2012 по 2013 год с использованием авторского опросника. Исследование проводилось на базе трех общеобразовательных школ Республики Беларусь. Выборка исследования составила 86 человек – учащихся в возрасте 13-15 лет. Гендерный состав респондентов – 34 девочки и 52 мальчика.

Определяя понятие насилия, подростки чаще указывали, что это унижение одного человека другим (51% от выборки в целом), что отражает содержание данного понятия и совпадает с трактовкой насилия у некоторых авторов. В 16% случаев подростки рассматривают насилие как причинение физического вреда человеку, таким образом, иные формы насилия не указываются в качестве таковых. Некоторые подростки связывают насилие с проявлением власти одного человека над другим (14% учащихся), с «желанием самоутвердиться», так ответили 5 подростков. Подчеркивая несправедливость и неоправданность насилия, 13% опрошенных указали, что насилие – это «когда родители обижают ребенка просто так». Все указанные трактовки понятия «насилие» «сужают» его содержание, позволяют предположить, что подростки слабо представляют себе содержание данного термина.

Распределение ответов на вопрос «Как ты относишься к проблеме насилия?» показало, что осуждают насилие 56% подростков (варианты ответов «насилие недопустимо», «нельзя использовать насилие», «я осуждаю насилие» и другие). Считают, что нужно отстаивать права тех, кого унижают (женщин, детей, стариков), 16% учащихся. Некоторые подростки оправдывают насилие (8 человек). Они полагают, что «если на вас нападают, вы отвечаете, а это насилие», что «есть случаи, когда насилие спасает вам жизнь», указали, что «я допускаю насилие, потому что отвечу обидчику». Отметим, что среди таких ответов только в одном случае ответ принадлежит девочке-подростку. Фактически каждый пятый учащийся указал, что хотел бы научиться противостоять насилию (варианты ответов «хочу понять, как правильно ответить на насилие», «хочу выучить, как сопротивляться насилию», «насилие существует, значит, я должен знать, как ответить насильнику» и другие). Ответы респондентов относятся к разным категориям, но косвенно показывают, что подростки не только являются свидетелями насилия в обществе, но и становятся его жертвами.

Определяя понятие «семейное насилие», подростки в 65% случаев указывают на «жестокое обращение с детьми», 24% считают, что семейное насилие – это «плохое отношение к членам семьи», «насилие над детьми и взрослыми». Некоторые учащиеся связывают семейное насилие с супружескими отношениями. Так семеро респондентов дали ответы следующего содержания: «жестокое обращение мужа с женой», «избиение мужем жены»; трое указали на «оскорбление мужа женой», «обвинение мужа женой». Восемь подростков полагают, что семейное насилие это – «издевательство над пожилыми и стариками в семье», «плохое отношение к родителям-пенсионерам», «жестокое обращение с пожилыми взрослых детей». Таким образом, понятие семейного насилия не имеет однозначного определения, но чаще рассматривается как насилие по отношению к детям. Такое распределение ответов может быть маркером представления подростков о том, кто является менее защищенным в семейной системе.

По мнению подростков, в семье больше всего распространено физическое насилие, так считает 91% подростков. Другие виды насилия указываются подростками реже – психологическое насилие в 36% случаев, экономическое насилие – в 12% случаев, сексуальное насилие – в 3% случаев. Мы полагаем, что такие виды насилия, как психологическое и экономическое, в целом слабо дифференцируются подростками, не рассматриваются ими как виды насилия.

При этом только 7 подростков (8% от выборки) рассматривают физическое наказание как акт насилия, 87% учащихся не рассматривают физическое наказание как насилие. Противоречия в ответах подростков подтверждают ответы на вопрос: «Какие виды наказания ты считаешь проявлением насилия?» Физическое наказание считают проявлением насилия 85% подростков, 35% считают насилием запрет смотреть телевизор, играть на компьютере, 24% учащихся указали в качестве такового оскорбление, 16% – «домашний арест» (родители не разрешают общаться с друзьями), 12% – лишение карманных денег.

Читайте так же:  Случаи домашнего насилия самые известные

В числе причин насилия в семье на первом месте – алкоголизм родителей (84% респондентов), на втором месте – жизненные проблемы (51%), что согласуется с данными, представленными в работах ряда авторов [3], на третьем – демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ (40% респондентов). Причины насилия в семье подростки видят и в личностных характеристиках родителей: 24% учащихся отметили неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы), 16% – склонность личности к насилию. Упоминаются респондентами и традиции воспитания в семье – 13% учащихся, а также неурядицы на работе – 9%.

По мнению подростков, ребенок или подросток, ставший жертвой насилия, может обратиться за помощью на Телефон доверия (85% опрошенных), в милицию (40%), в социальные службы (28%), к психологу (24%), в скорую помощь, а затем в милицию (16%). В числе редко упоминавшихся ответов – Центр помощи семье, классный руководитель, администрация школы и вариант ответа «никому не говорить».

Среди вариантов решения проблемы жестокого обращения с детьми в семье, предложенных подростками, первое место принадлежит варианту «умение находить компромисс», его указал 61% респондентов. На втором месте вариант – «все проблемы с детьми можно решить без насилия». Часто учащихся считают, что «нужно ребенку объяснять, как правильно поступить» (23%). В выборке некоторые подростки категоричны в решении данной проблемы, они предлагают «лишать родительских прав тех, кто жестоко обращается с ребенком» (16%).

Согласно данным опроса, многие учащиеся знакомы с темой семейного насилия, но отношение подростков к нему не является однозначным как в части понимания содержания понятия «насилие» и того, что можно считать фактами насилия в семье, так и в части понимания причин насилия и возможностей решения проблемы насилия в семье.

Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обращение родителей с детьми, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Последние всегда связаны с взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка; появляются в стрессовых ситуациях и обстоятельствах. Насилие, как правило, – результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна [2]. Специальные исследования отношения взрослых к применению различных видов насилия над детьми, проведенные учёными и практиками, позволили установить, что 60% опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения [6]. Многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми. Среди основных причины, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, не выполнение домашних обязанностей и т.п. [6].

Дети являются наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия. Особенно критическими являются дошкольный и подростковый возрастные периоды, которые большинством исследователей рассматриваются «возрастами риска» в отношении насилия [1]. До недавнего времени проблема насилия над детьми оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, со стороны других социальных институтов. Защита детей и подростков от насилия и жестокости и предупреждение преступлений против них является социально важной и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный, комплексный характер, включает работу правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, учреждений образования, медицинской и психологической служб.

1. Бауэр, В.В. Насилие в семье как социально-педагогическая проблема / Е.Ю. Коновалова, В.В. Бауэр, А.Н. Богатырева, Т.В. Рюмина. – Новосиб. гос. пед. ун-т, фак. нач. кл. – Новосибирск, 2007. – 244 с.

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.

3. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. – СПб. : Издательский дом «Питер», 2012. – 398 с.

4. Елисеев, Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного
общества / Д. Елисеев. – М.: Свобода, 1999. – 386 с.

5. Середа, Н. Настолько широко, что даже не видно / Н. Середа // Насилие и социальные изменения. – 2000 – № 2 – С.29–34.

6. Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. – СПб. : Речь, 2004. – 592 с.

Программа профилактики насилия над детьми в семье

Татьяна Гальцева
Программа профилактики насилия над детьми в семье

[1]

Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.

Задачи программы:

• Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

• Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

• Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

Видео (кликните для воспроизведения).

• Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.

Основные направления программы:

Первый этап — диагностика насилия.На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью изучения сущностных характеристик насилия в семье глазами подростков и взрослых; психологическое тестирование, позволяющее выявить особенности детско — родительских отношений в семье с помощью методики: тест — опросник родительского отношения ОРО (Варга — Столин); кинетический рисунок семьи; методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); тест «Родители глазами подростка» (Вассерман, Горьковая, Ромицына); социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.

Второй этап — реабилитация ребенка — жертвы насилия и его семьи.

На данном этапе ребёнок в зависимости от ситуации либо изымается из семьи и определяется в Центр реабилитации несовершеннолетних, либо остаётся в семье, регулярный социальный патронаж которой осуществляется специалистом по социальной работе, социальным педагогом.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная реабилитационная программа.

Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий.

Третий этап — профилактическая работа с населением.

Читайте так же:  Количество матерей одиночек

Профилактическая работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях.

На данном этапе мы предлагаем:

— лекции для родителей: » Формы жестокого обращения с детьми в семьях «; «Влияние домашнего насилия на психику ребенка«;

— просветительскую работа юриста;

— тренинг «Оптимизация взаимодействия родителей и детей», целью которого является помощь в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

— обучающий семинар для детей младшего школьного возраста, в ходе которого дети с помощью ролевых игр постигают стратегии противостояния жестокому обращению;

— тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», направленный на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми;

— практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.

Мы попробовали реализовать разработанную программу на практике.

В программе принимали участие 5 человек детей младшего школьного и подросткового возраста и их родители.

Сроки реализации — сентябрь — ноябрь 2009 г.

Информацию о неблагополучных семьях, фактах домашнего насилия мы получали из КДН и ЗП, Центра социальной работы г. Костомукша.

В реализации программы принимала участие междисциплинарная команда, состоящая из педагогов, психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, медиков, специалиста КПДН и ЗП.

На каждом этапе реализации программы мы использовали все вышеназванные методы работы.

В результате реализации программымы выявили следующую тенденцию: все дети, подвергавшиеся насилию в семье, склонны к асоциальному поведению.

В результате исследования были выделены наиболее значимые предпосылки асоциального поведения:

* низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

* неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;

* неосознаваемая родительская установка на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

* родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;

* непринятие ребенка детской группой;

* неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.

Мы составили для каждого ребёнка индивидуальную программу реабилитации.Нам удалось:

— научить детей и родителей различать насильственные и ненасильственные формы поведения,

— помочь родителям понять, какой ущерб наносит насилие психике ребёнка;

— помочь в установлении отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;

— научить младших школьников стратегиям противостояния жестокому обращению;

— помочь подросткам обрести навыки в сфере успешного взаимодействия со взрослыми;

— сформировать у подростков некоторые умения, помогающие противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; противостоять различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанным с эмоциональным насилием.

Мы осознаём, что проделанная нами работа — лишь первые шаги в деле профилактики семейного насилия. Дети и семьи, с которыми мы работали, нуждаются в регулярном социальном патронаже и помощи различных служб, объединившихся в борьбе с насилием над детьми. Однако дети и взрослые, с которыми мы работали, осознали, что насилие, агрессия, асоциальное поведение — путь в пропасть. Они знают, куда обратиться, если не смогут самостоятельно противостоять чужому насилию или собственной агрессии.

Таким образом, предложенная программа поможет диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно — просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию. Издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений); подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей — активной жизненной позиции по защите своих прав; выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

«Детский сад — территория без насилия». Основные права ребенка в детском саду Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами.

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье Доклад социального педагога на общесадиковом родительском собрании на тему «Профилактика жестокого обращение с детьми в семье»..

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье. Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный.

Игра-квест для родителей «Мы против насилия и жестокости» Цель работы: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи методической.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает.

Осторожно, дети! О проблеме детского насилия В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье» ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ Памятка для специалистов Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов.

Фотоотчет о работе над проектом «Вместе» с детьми с ОВЗ Проанализировав результаты работы нашего дошкольного учреждения и отделения по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями.

Занятия с детьми-аутистами в детском саду и семье Дети — аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье

Дата публикации: 18.11.2015 2015-11-18

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Яковлева М. А. Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 917-919. — URL https://moluch.ru/archive/102/23141/ (дата обращения: 16.03.2020).

В статье раскрывается проблема оказания консультационной психологической помощи подросткам, подвергшимся физическому насилию в семье. Подчеркивается важность оказания психологической помощи несовершеннолетним именно данной возрастной категории в ситуации переживания последствий физического насилия со стороны родителей.

Ключевые слова: психологическое консультирование, подростки, физическое насилие, психологические последствия.

Явление жестокого обращения с детьми характерно для всех стран мира, всех культур и всех социально-экономических слоев. Оно распространяется как вирус и не знает границ. Физическое насилие в отношении несовершеннолетних ­ это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, принуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений [5, с.35]. Значение насилия над детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на физическое здоровье ребенка, его психику и развитие, но также во многом определяет жизнь будущих поколений. Насилие над детьми в семье — это феномен, передающийся из поколения в поколение.

Читайте так же:  Развод или сохранение семьи ради ребенка

Последний документ о статистических данных по количеству жертв домашнего насилия среди детей датируется 2009 годом. В этом документе приводятся данные по жестокому обращению с детьми за 2003–2007 годы, где наблюдается ежегодный рост числа преступлений, совершенных в отношении детей [1]. Примером того, что количество случаев физического насилия в отношении несовершеннолетних в семье за последние годы неуклонно растет, могут быть статистические данные МБУ МО «Город Архангельск» «Центр охраны прав детства». В данном учреждении функционирует отделение защиты прав детей от насилия, анализ работы которого показывает, что в 2014 году на учете отделения находилось 87 семей города Архангельска, из которых 70 % по факту физического насилия в отношении несовершеннолетних в семье. За первое полугодие 2015 года на учет в отделение поступило 112 семей, из которых больше половины так же по факту физического насилия.

Впервые на проблему насилия над детьми обратили внимание в США во второй половине XIX века. В начале 60-х годов американский врач, детский рентгенолог, профессор университета штата Колорадо С. Г. Кемп с соавторами опубликовал статью, в которой описал так называемый «синдром избитого (избиваемого) ребенка» (Child battered syndrome). Далее, уже в середине 70-х годов, эту проблему освещали в своих трудах социологи М. Страус, Р. Джеллз и С. Стейнметц, они же продолжили ее изучать и в середине 80-х годов.

В России изучение проблемы жестокого обращения с детьми в семье началось значительно позже. До сих пор нет достаточной систематизированной теоретической базы. В последние годы на широкую публику не выносятся статистические данные о жестоком обращении в семье с детьми. Одним из первых российских ученых, который писал о домашнем насилии над детьми и жестоком обращении с ними, был И. С. Кон.

Рассмотрением природы насилия занимался Ф. И. Минюшев, который определил его направления такие, как биогенетическое, психологическое, экологическое и социальное насилие.

Вопросы агрессивности личности, обусловливающей насильственные действия, изучали А. Басс, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер.

Анализ психологических последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О. Е. Булановой, С. И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысловой, Н. О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал, И. А. Алексеевой и И. Г. Новосельского.

Существуют программы реабилитации детей, переживших травму, но все они носят общий характер и предлагаются для работы с детьми любого возраста. Теоретические рекомендации по консультированию несовершеннолетних, подвергшихся физическому насилию, так же достаточно размыты и не учитывают особенностей разных возрастных категорий детей.

Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь.Подростки, как правило, более чувствительно, сердито и импульсивно реагируют на события, чем дети других возрастных групп. Поэтому физическое насилие в отношении несовершеннолетнего подросткового возраста может вызвать такие бурные реакции, как уход из дома, правонарушения, суицидальные попытки, употребление алкоголя и наркотиков и т. д., все это может привести к достаточно серьезным последствиям. Исходя из этого, нужно уделить особенное внимание психологической помощи подросткам, которые подверглись физическому насилию со стороны членов семьи.

Взросление личности подрастающего человека на фоне пережитых фрустраций, конфликтных переживаний не исключает формирование негативных паттернов поведения, требующих комплексной психолого-педагогической коррекции. На данном этапе очень важно обратить внимание на возрастные особенности ребенка. В связи с чем, становится актуальным изучение специфики коррекции особенностей психического развития лиц подросткового возраста, чья «социальная ситуация развития» оказалась наиболее подверженной, и способствующей формированию негативных паттернов поведения, обусловленных влиянием физического насилия [4].

В этом возрасте общение со сверстниками гораздо значимее, чем со взрослыми. К тому же у подростков, переживших физическое насилие со стороны родителей, нарушается доверие к взрослым. Это существенно осложняет работу психологов [3, с.27].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, исходя из вышесказанного, остро встает вопрос разработки подходов к психологическому консультированию подростков, подвергшихся физическому насилию. Актуальной является также проблема создания специфических методик для изучения и коррекции последствий физического насилия в отношении несовершеннолетних подросткового возраста.

  1. Письмо Минобразования и науки РФ от 10.03.2009 № 06–224 «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми».
  2. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.  М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.  470 с.
  3. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму.  М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.  238с.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  5. Цимбал Е.И Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие).  М.: РБФ НАН, 2007.  272 с.

Источники

Литература


  1. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  3. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
  4. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  5. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
Насилие подростки в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here