Насилие в мусульманских семьях

Важная информация в статье: "Насилие в мусульманских семьях". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Насилие в мусульманских семьях

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Домашнее насилие в исламе не приемлемо

В настоящий момент в России идет широкая общественная дискуссия, связанная с подготовкой законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия. Руководство различных религиозных организаций – в частности, РПЦ (МП) – уже высказалось о своем отношении к данному закону, поэтому мы считаем необходимым ясно и лаконично обозначить нашу позицию – позицию, которой мусульмане могут придерживаться в современном контексте, не изменяя собственной вере.

Прежде всего, необходимо различить два аспекта: конкретный проект закона в его нынешней версии и идею духовно-этической неприемлемости домашнего насилия. Мы будем говорить по преимуществу о втором аспекте. Отметим, что четыре суннитские правовые школы (мазхабы), в общем и целом, допускают применение насилия в качестве крайнего средства преодоления внутрисемейного конфликта. В данном случае исламское право апеллирует к целому ряду хадисов, в которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), как утверждает традиция, одобрил элементы домашнего насилия, а также к следующему кораническому стиху:

[1]

«Мужчины – защитники и попечители женщин, потому что Аллах дал одним из них больше (сил), чем другим, и потому, что они расходуют из своего имущества, чтобы поддержать их. Поэтому праведные женщины покорны и хранят в (отсутствие мужей), что Аллах предназначил им хранить. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте (сперва), (далее) избегайте на супружеском ложе и (в последнюю очередь) побивайте (легко). Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный (над вами всеми)» (К. 4: 34).

При этом данная конкретная норма была сформулирована в социально-историческом контексте того общества, в котором она служила снижению уровня домашнего насилия, являвшегося в тот период бесконтрольным: она действительно нормировала мусульманскую общину по направлению к постепенному исключению подобных практик. Однако поскольку эти практики полагались на фундамент устоявшихся обычаев и традиций аравийского общества, они не могли быть эффективно отменены единовременным введением правовой нормы. Отказ решать проблему домашнего насилия простым юридическим запретом свидетельствует о представленном в Благородном Коране понимании, что рассматриваемая проблема является более чем правовой проблемой в узком смысле этих слов. Следовательно, реальное решение данной проблемы требует укрепления взаимного уважения супругов, защиты интересов друг друга и общего смирения перед волей Всевышнего. Как уже было сказано, воля Всевышнего – бытие человека достойным Его наместником на земле.

В общественной плоскости логично выводимая отсюда максима означает, что человек обязан стремиться к социальной гармонии (в том числе в рамках семьи), а не к простой заморозке конфликтов, и к минимизации угнетения: именно угнетения, а не любых различий между социальными ролями мужчин и женщин. Речь, однако, идет о том, что те или иные различия не могут выступать конечным оправданием фактического подавления, несдержанности и агрессии, которые совершенно не способствуют эффективному преодолению семейных ссор. Поэтому если кто-либо в современном контексте рассматривает айат К. 4: 34 как возможность получить разрешение на насильственное поведение в отношении женщин, то он ошибается.

Для мусульман Благородный Коран – это источник динамичной «нравственной истории» обновления отдельной личности и всего человечества. Таким образом, универсальное кораническое руководство направляет человека (как мужчину, так и женщину) на путь, держась которого он сумеет максимально полно реализовать дарованный ему потенциал. Помня об этом, нельзя останавливаться лишь на буквальном смысле отдельных айатов, не принимая во внимание целостность духовно-этической системы Писания, которая требует различной контекстуализации в тот или иной исторический период. Поскольку брак – это не просто формальное распределение ролей, а союз, основанный на любви, милосердии, уважении друг к другу и активном взаимодействии[3], то мусульманина должны в первую очередь интересовать способы утверждения и защиты брака в его неискаженном виде, подходящие для современных условий.

Адекватная интерпретация айата К. 4: 34 в текущих обстоятельствах учитывает именно такую перспективу: перспективу разделения социальных функций мужчин и женщин и вместе с тем несводимость тех и других к своим функциям. Другими словами, Коран производит «функциональное разделение» мужчин и женщин в рамках идеальной модели брачного союза, уже наполненного чем-то большим, нежели исполнением социальных ролей. Что же касается последних, то упомянутый в айате статус мужчины – статус «попечителя» женщин (каввамун) – не служит маркером сущностного превосходства мужчины над женщиной. Мужчины – это каввамун (т. е., скорее, «кормильцы» женщин), потому что, будучи освобождены от бремени вынашивания детей и деторождения, они несут ответственность за обеспечение женщин средствами для поддержания жизни. Таким образом, Коран признает определенное различие дополняющих друг друга социальных функций мужчин и женщин, однако не использует данное различие как повод закрепить принципиальное превосходство или ущербность кого-либо из них.

Резюмируя наш анализ, можно сказать, что:

1) хотя Коран и допускает домашнее насилие в качестве крайней меры, все же айат К. 4: 34 должен читаться не как абсолютная и внеисторичная директива, а как обусловленный контекстом Аравии VII в. способ контроля бытового насилия (которое у арабов было бесконтрольным);

2) эта установка на контроль домашнего насилия в современном контексте должна пониматься специфическим образом и с учетом общественного блага (маслаха);

3) конечная цель Корана (и шариата) ориентирована на полное искоренение домашнего насилия, на установление равноправных брачных отношений, не допускающих притеснения и угнетения (зулм) какой-либо стороны (ср. К. 2: 187: «Ваши женыодеяние для вас, а выодеяние для них»);

4) Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) свидетельствует о том, что высшей ценностью и высшим ориентиром для всякого мусульманина является отказ от домашнего насилия[4].

Духовное управление мусульман Российской Федерации отстаивает твердую позицию, согласно которой ислам на духовно-этическом уровне выступает против домашнего насилия. Что касается обсуждаемого сейчас закона, то это отдельная проблема. Формально заявленные в нем принципы соответствуют духовно-этической установке ислама по искоренению домашнего насилия. Однако, как всякая частная правовая инициатива, закон имеет множество нюансов и требует детальной и компетентной юридической оценки. Кроме того, не вполне ясно, привносит ли он что-то новое в дело защиты прав личности по сравнению с уже существующим законодательством, и не приведет ли он в российском контексте (не во всем идеальном в плане имплементации законов) к расширению простора для потенциального произвола. Все это требует дополнительных размышлений, в том числе со стороны мусульманских граждан Российской Федерации.

Читайте так же:  Подать на алименты при беременности

Д.В. Мухетдинов

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации,

Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

Ответственный секретарь Международного мусульманского форума

[1] Сказано: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и покровителями друг другу. Они предписывают правильное, справедливое и запрещают неверное, предосудительное, творят молитву и милостыню, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (К. 9: 71).

[2] Еще в средневековом фикхе было подмечено, что термин дараба следует понимать не столько как «избиение», сколько как мягкий или символический удар, который не должен приходиться на лицо, мягкую часть тела и не должен оставлять след.

[3] См., например: К. 4: 128; К. 30: 21; К. 2:187.

[4] Для углубления в проблему домашнего насилия в исламской традиции рекомендуем обратиться к нашей статье: Бородай С.Ю., Мухетдинов Д.В. Исламская феминистская герменевтика: идеи и перспективы // Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 4. М.: Медина, 2019 [в печати]. Также см. работу Айеши Чоудхри: Chaudhry A. Domestic Violence and the Islamic Tradition: Ethics, Law, and the Muslim Discourse on Gender. New York: Oxford University Press, 2013.

http://dumrf.ru/islam/theology/16443

«ЖИВИТЕ С НИМИ ДОСТОЙНО…» ИСЛАМ ПРОТИВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Суббота, 16 Декабрь 2017

Многие ошибочно предполагают, что домашнее насилие является приемлемым с точки зрения Ислама. Своеобразное толкование аятов и хадисов служит «далилем» сторонников этой точки зрения. Но жизнь самого Посланника Аллаха (с), который был терпеливым, милосердным и заботливым к своим женам, опровергает этот миф. Помимо его жизни есть и религиозные доводы на то, что домашнее насилие противоречит мусульманской этике. Здесь мы можем привести признаки домашнего насилия и религиозные «контраргументы».

Посланник Аллаха (с) говорил, что вера не будет полноценной без благого нрава, а наилучшим нравом обладают те, кто наилучшим образом относится к своей семье. Домашнее (да и не только) насилие – это отпечаток невежества, который сохранился до сих пор и в среде людей, причисляющих себя к мусульманам. Наверно, тот, кто все-таки желает избивать жену и издеваться над домочадцами, все равно найдет себе оправдание и «соответствующее толкование», да только примеры самих праведных мусульман и Сунна доказывают обратное – истинный Ислам несовместим ни с какими формами насилия, особенно в отношении женщин и детей. И никакие «далили» не затмят этого факта.

http://www.musulmanka.su/index.php/nasha-zhizn/semya/item/zhivite-s-nimi-dostojno-islam-protiv-domashnego-nasiliya.html

Девушки-езидки, изнасилованные боевиками-исламистами, совершают групповые самоубийства

Курды заявляют о «геноциде»: «Исламское государство» убивает мужчин, отказывающихся перейти в ислам, а также похищает женщин и детей

Трагедия иракских курдов-езидов продолжает развиваться. Свидетели сообщают, что девушки, изнасилованные боевиками-мусульманами «Исламского государства» (бывшее ИГИЛ), вернувшись к своим семьям, совершают самоубийства. Между тем, поступают все новые сообщения об изнасилованиях, которым исламисты систематически подвергают немусульманок. Люди, сумевшие выбраться из района гор Синджар, где по-прежнему заперты десятки тысяч беженцев-езидов, сообщили курдскому телеканалу Rudaw о трех похищенных девушках, которых вернули после похищения и изнасилования, но которые были так травмированы пережитым, что бросились с утеса.

Как утверждает курдский журналист, мать одной из девушек дала интервью, однако бойцы курдских Отрядов народной самообороны (ОНС) отобрали у него камеру и стерли запись: вероятно, в попытке избежать распространения паники. По словам журналиста, женщина рассказала, что девушки в отчаянии просили других беженцев убить их, а когда никто не согласился, покончили с собой. ОНС — главная курдская боевая структура в Сирии. Они взяли под контроль ряд территорий за иракской границей после того, как этим летом ИГ отбросило иракские войска. Отряды активно сопротивляются исламистам и помогли спастись многим езидам и христианам, однако противники критикуют их за авторитарную политику.

По словам другой беженки, она тоже видела случившееся с девушками. «Они [боевики ИГ] схватили девушек и изнасиловали. После возвращения они себя убили», — заявила она. Некоторые из курдов считают систематические изнасилования езидок доказательством стремления ИГ осуществить геноцид этого народа. Свидетели отмечают, что продвигающиеся по северной части Ирака боевики ИГ убивают всех мужчин, отказывающихся перейти в ислам, и обращают женщин и детей в рабство. В пятницу в маленькой езидской деревне Коджо были убиты 80 мужчин-езидов. 100 женщин и детей были захвачены.

Езидизм — одна из традиционных религий Курдистана, сами езиды — этнические курды. Однако в отличие от многих других курдов, они в целом избежали смешения с окрестными арабами. Многие из них сохранили характерную «арийскую» внешность — светлые волосы и голубые глаза. По мнению одного из ведущих курдских активистов, насилуя их женщин, боевики «дополняют» резню и насильственное обращение езидов в ислам, стремясь зачать детей, чтобы стереть езидскую наследственность.

«Исходно и курды, и езиды — арийцы. Однако езиды — замкнутая община, сохранившая менее смуглую кожу, более светлые волосы и голубые глаза. Они заключают браки только с другими езидами», — объяснил Daily Mail Аднан Кочар (Adnan Kochar), глава Курдского культурного центра в Лондоне. «ИГИЛ захватил в Синджаре около 300 женщин и отдал их в жены джихадистам, чтобы те зачали детей-мусульман. Если они не могут уничтожить всех езидов, они постараются уничтожить езидский тип».

На прошлой неделе специальный представитель генерального секретаря ООН по вопросам сексуального насилия в конфликтах Зейнаб Хава Бангура (Zainab Hawa Bangura) и специальный представитель генерального секретаря ООН по Ираку Николай Младенов осудили «сексуальное насилие», которое террористы Исламского государства применяют в отношении женщин и детей, не исповедующих ислам. «Мы глубоко озабочены продолжающими поступать сведениями о насилии, в том числе сексуальном, по отношению к женщинам, а также к девочкам и мальчикам подросткового возраста из иракских меньшинств», — говорится в их совместном заявлении.

Читайте так же:  Можно ли разделить ипотеку после развода

«Ужасные сообщения о похищениях женщин, девочек и мальчиков из числа езидов и христиан, туркменов и шабаков, а также информация о жестоких изнасилованиях не могут не тревожить», — добавили г-жа Бангура и г-н Младенов. По их мнению, в сексуальном рабстве сейчас могут находиться до 1500 человек. Возможно, эта цифра намного увеличилась, так как исламисты успели заметно продвинуться вперед.

Впрочем, в воскресенье курдские отряды пешмерга, поддержанные американскими авиаударами, добились немалых успехов и сейчас продвигаются к стратегически важной Мосульской плотине, захваченной ИГ 7 августа. Многие мужчины-езиды записываются сейчас в ряды пешмерга, чтобы сражаться с исламистами и освобождать свою землю от власти самопровозглашенного халифата.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

http://inosmi.ru/world/20140819/222474187.html

Можно ли остановить половое насилие?

Проблема насилия всегда была и остаётся самой обсуждаемой проблемой. Разработаны множество всяческих теорий, описывающих причины насильственного и агрессивного поведения. Составлена масса психологических портретов людей, склонных к такому поведению. Этим занимается юриспруденция, социология и, конечно же, психология. В то же время развивается и другая научная дисциплина, которая не так известна в широких кругах. Речь идёт о виктимологии — специальном учении, которое занимается изучением жертвы преступления, а конкретно, что именно может послужить причиной того, что тот или иной человек становится объектом преступления. Однако мы поговорим об этом в конце данной статьи, сейчас же уделим внимание такому мерзкому, но достаточно распространённому явлению, как сексуальное насилие над женщиной.

Согласно статистическим данным, общее среднее количество изнасилований в нашей стране составляет примерно от 4500 до 5500 случаев в год. На самом же деле, эту цифру можно смело умножать на десять, чтобы отразить реальную картину происходящего. Такая разница между официальной и неофициальной статистикой объясняется самим характером преступления. Девять из десяти жертв предпочитают никому не сообщать о том, что с ними произошло, опасаясь огласки и осуждения. Подобная картина ведёт к росту этого мерзкого преступления, поскольку насильник чувствует безнаказанность и это побуждает его к совершению новых насильственных действий. Кроме этого, насильник может хвастаться своими «подвигами» перед другими аморальными людьми, что может их тоже подтолкнуть к подобной практике. Этот механизм очень трудно остановить, он набирает обороты с каждым годом. Уже известно о том, что Россия находится в числе лидеров по этой категории преступлений.

Но, тем не менее, этот процесс остановить можно, главное, консолидировать общие усилия и не оставаться к этому равнодушным. Никогда нельзя забывать о том, что если сегодня не остановить насильника, то уже завтра его жертвой может стать кто-то из наших близких. Однако, находятся такие, которые живут по принципу «меня не трогают, и на этом хорошо».

В принципе, довольно-таки трудно вычислить потенциального насильника, легче идти иным путём, а именно, через раскрытие всей гнусности этого преступления и показа картины реального наказания за содеянное. Если с первым ещё хоть как-то ясно, то со вторым намного сложнее и, к большому сожалению, вся тяжесть ляжет на саму жертву насилия. В этом-то и вся проблема, что пострадавшие девушки не спешат заявлять об этом в правоохранительные органы. А надо, иначе снова рост преступлений на сексуальной почве.

Сейчас легко найти конкретные рекомендации на случай, если девушка подверглась насилию. Они включают в себя медицинское освидетельствование, сохранение следов насилия от момента подачи заявления до самого завершения составления протокола. Ключевым моментом является подача заявления с наличием вещественных доказательств. Нужно обязательно требовать, чтобы заявление было в двух экземплярах, и тот, что остаётся на руках у жертвы, должен быть обязательно заверен следователем, принявшим его, с указанием даты, времени, звания и должности полицейского. Нужно быть готовыми и к тому, что кто-то постарается «замять» дело. Но они не смогут сделать этого, если пострадавшая сторона настаивает на возбуждении уголовного дела и привлекает к этому общественные организации.

Часто проблема состоит ещё и в том, что многих девушек запугивают тем, что им придётся всё подробно рассказывать в полиции, притом неоднократно, что об этом все узнают, что на неё будут показывать пальцами т.д. и т.п. В таких случаях нужно всегда помнить о том, что позору подвергается насильник, а не жертва, это он по своему волевому решению пошёл на этот гнусный поступок, это его в «зоне» поджидают уголовники, которые, по законам уголовного мира, непременно подвергают жестокому наказанию и унижению насильников и детоубийц. Это он должен бояться, а не слабая девушка, которую он подло изнасиловал.

Крайне важно подавить в себе чувство вины, которому подвержены большинство изнасилованных девушек. Они начинают винить себя в произошедшем, считают, что сами подвели к этому. Может, и в самом деле есть её вина, но она заключается лишь в том, что не была внимательна, предусмотрительна, а где-то допустила беспечность, излишнюю доверчивость. Однако отсутствует главный компонент– у неё не было намерения быть изнасилованной, и вот от этого следует отталкиваться.

Но вместе с тем, всегда нужно держать при себе средства индивидуальной защиты в виде баллончика с газом, который можно легко купить в специализированных магазинах. Важно усвоить одну истину: преступление легче предупредить, чем потом разбирать его последствия. Нужно свести к минимуму все риски и всегда быть настороже, ведь зло не дремлет и может поджидать нас где угодно и когда угодно.

http://islam.ru/content/obshestvo/41570

Исламский взгляд на насилие в семье (часть 2)

Ошибочное толкование так называемого «аята о наказании» из Корана привело к тому, что многие полагают, что Ислам оправдывает бытовое насилие. Однако, как мы увидели в предыдущей части данной серии, пример Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) доказал, что Ислам против проявлений жестокости по отношению к брачному спутнику. В этой статье вы сможете ознакомиться с точкой зрения Ислама на разные виды проявления насилия.

Физическое насилие

Мусульмане считают, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан Аллахом как милость мирам. Он никогда ни на кого не поднял руку. Жена Пророка (мир ему и благословение) Аиша сообщает, что он никогда не бил своих жен.

Читайте так же:  Вопросы ювенальной юстиции журнал официальный сайт

Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно увещевал своих сподвижников:

«Не будьте как те, которые бьют своих жен как рабов, а затем в конце дня, ложатся с ними в одну постель» 21 .

Эмоциональное насилие

Коран категорически запрещает клеветать на людей 22 . Эмоциональное отчуждение мужа юридически также можно приравнять к неисполнению им своих обязанностей. Этот вид злоупотребления строго запрещен 23 .

Словесные оскорбления

Пророк (мир ему и благословение) запретил проклинать и использовать нецензурную лексику. Он сравнивал проклятия с убийством 24 . Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Наихудшее ростовщичество – посягательство на честь мусульманина» 25 .

Мусульманину не пристало употреблять проклятия и ругательства. Он должен относиться к жене с любовью и уважением, а не оскорблять ее.

Сексуальное насилие
Видео (кликните для воспроизведения).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал мужа и жену удовлетворять сексуальные потребности друг друга. При этом оба должны учитывать эмоциональное и физическое состояние партнера и никогда не давить и не принуждать другого к соитию. Ислам запрещает наносить вред в любом виде. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Недопустимо ни (причинять) вред (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)» 26 .

Финансовые злоупотребления

Исламские ученые единодушны в том, что муж обязан материально обеспечивать жену, независимо от ее материального достатка. Аллах называет мужей защитниками и попечителями своих жен 27 . Муж обязан удовлетворять материальные потребности жены и вести свои финансовые дела так, чтобы жена не была ущемленной. Кроме того, поскольку она считается финансово независимой, муж злоупотребит своей властью, если попытается контролировать или расходовать ее доходы, подарки или наследованное имущество, так как все это находится исключительно в ее распоряжении.

Независимо от материального достатка жены, муж не может требовать, чтобы она взяла на себя часть материальной ответственности за дом и семью 28 .

[3]

Честное и глубокое прочтение Корана с учетом тонкостей арабского языка, хадисов Пророка (мир ему и благословение), а также социально-исторического контекста ниспослания этих аятов и обстоятельств возникновения этих хадисов, со всей очевидностью доказывает, что ни ислам, ни Коран, ни какие-либо исламские юридические тексты не допускают бытового насилия в любых проявлениях.

Любое насилие, результатом которого стало кровопролитие, переломы костей или увечья, несомненно, является законным основанием для того, чтобы жена аннулировала брачный договор, и для того, чтобы суд присудил за них соответствующее наказание.

Итак, если ислам осуждает любые формы насилия в отношении женщин, то что же тогда разрешает 34 аят 4-й суры Корана? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо учесть целый ряд моментов, в том числе, исторический контекст ниспослания этого аята, другие переводы, язык и предыдущие толкования.

Контекст и рамки

В некоторых обществах «легкое» избиение жен считается допустимым средством наказания за непослушание. В других обществах это считается отвратительным и предосудительным. Эту разницу хорошо видно на примере ранних обществ Мекки и Медины. Из хадисов и исторической литературы можно заключить, что ислам отдает предпочтение подходу, существовавшему в Медине, то есть считает любые формы рукоприкладства в супружеских отношениях отвратительными.

Мекка и Медина были двумя крупнейшими городами, в которых жил Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники, и где произошло ниспослание большинства сур Корана.

Первые мусульмане переселились в Медину, чтобы избежать преследований за свою религию в Мекке. В мединском обществе мужчины не били жен, несмотря на то, что с точки зрения мекканских мужчин местные женщины вели себя недопустимо 29 .

В этом отношении важно напомнить, что ранняя мекканская культура была враждебна к женщинам, особенно женщинам из низших слоев. Эта враждебность подпитывалась и мекканской религиозной культурой, которая представляла собой смесь языческих арабских, раннехристианских и иудейских традиций.

Кроме того, если им не выпало родиться в зажиточном или правящем клане, мекканцы могли достичь привилегированного положения только на военном или торговом поприщах. За небольшим исключением, это были мужские сферы деятельности.

Крайним проявлением женоненавистничества был тот факт, что иногда мекканцы заживо хоронили своих дочерей – эта традиция получила решительное осуждение в Коране.

Строго говоря, раннюю мекканскую культуру можно считать примером дарвинистского общества. Те, кто обладал властью, не могли потерпеть покушений на нее. Зачастую этот менталитет сводился к тому, что для мекканских мужчин непокорность была абсолютно невыносима, особенно непокорность их жен.

После переселения в Медину мекканские мужчины жаловались Пророку (мир ему и благословение), что их жены «осмелели», усвоив манеры мединских женщин, чье поведение по отношению к мужьям казалось им наглым и грубым 30 .

[2]

Ибн Ашур (умер в 1392 году по хиджре), утверждает, что эта сура «относилась ко времени, когда бить жену считалось приемлемым в обществе – особенно среди бедуинов». Он пишет, что «общество, даже женщины, не считали побои в качестве исправительной меры преступлением» 31 .

Наложение строгих ограничений на действие, которое было распространенной практикой в таких местах как Мекка, и тот факт, что этот аят сводит это действие к последней мере, видимо, указывает на то, что целью ниспослания этого аята было устранение «дарб» из списка приоритетных мер воздействия в супружеских отношениях.

Более того, утверждает ученый, в случае серьезных разногласий и настоящего гнева оставаться в рамках строгих ограничений, установленных учеными, практически невозможно. А поскольку выходить за эти рамки запрещено, заключает он, этот аят по сути был ниспослан, чтобы устранить бытовое насилие.

Ибн Ашур добавляет: «Мы [также] считаем, что власти, если им известно, что муж применяет узаконенные средства внушения не надлежащим образом, имеют право наказать мужчину, который преступил эти границы» 32 .

http://www.ansar.ru/rightway/islamskij-vzglyad-na-nasilie-v-seme-chast-2

Изнасилование в браке: позиция ислама

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Для начала заметим, что ислам стремится к построению сильного общества. Поскольку семья – это краеугольный камень общества, ислам уделяет ей большое внимание ради сохранения ее стабильности и благосостояния. При этом ислам определяет главные цели семейной жизни и ясно обозначает роль каждого супруга. Также отметим, что домашнее насилие и насилие в браке – это социальная проблема, которая имеет место в нашем обществе. Это общая проблема, которая не ограничена определенной религией или этнической группой. Об этом почти никогда не говорят, но ясно одно – избиваемые жены также могут быть изнасилованными. Насилие – это термин, который используется для описания полового акта, совершаемого без согласия человека или против его желания. Часто к брачному насилию относятся как к менее серьезному и травматическому по сравнению с другими формами насилия. Исследования, однако, свидетельствуют в пользу того, что насилие в браке часто довольно имеет более тяжелые и травматичные последствия, чем какое-либо другое насилие.

Читайте так же:  Материнский капитал если рождается двойня

Обычное насилие, даже не менее пагубное, все же случается единожды, а насилие в браке, напротив, часто длится годы. Когда Вы изнасилованы Вашим мужем, Вам приходится жить со своим насильником. Почему мужчина насилует жену? Странно, но это происходит не из-за отказа женщины, что является наиболее распространенным мифом. Большинство женщин, которые сообщают о том, что они были изнасилованы мужем, сообщают и о том, что между ними был половой акт по обоюдному согласию. Если общественная мораль не будет сдерживать преступника от рукоприкладства, тогда ему, вероятно, не будет запрещено и принуждение к сексу. В свете этого становится ясно, почему ислам уделяет большое внимание понятию взаимной любви между супругами и почему в Священном Коране сказано:

«Среди Его знамений — то, что он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие».

Д-р Музаммиль Х. Сиддик говорит:

“Отношения между супругами должны быть основаны на спокойствии, любви и милосердии. Аллах говорит:

«Среди Его знамений — то, что он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (Коран, 30:21).

Спокойствие (сукун), любовь (мавадда) и милость (рахма) – это очень важные понятия в исламе. Эти три понятия обобщают идеалы исламского брака. Муж и жена должны быть источником спокойствия друг для друга. Они обязаны сделать все физически, эмоционально и духовно, чтобы их партнер чувствовал себя счастливым и спокойным. Они должны заботиться друг о друге. Они не должны ранить друг друга или причинять друг другу вред в физической или словесной форме. Чтобы сделать супружескую и семейную жизнь еще более спокойной и комфортной, они должны любить друг друга и проявлять по отношению друг к другу милость и доброту. Любовь и милосердные отношения – это важные компоненты полноценного брака и полноценной семейной жизни. В исламском браке мужу не разрешено требовать от супруги то, что запрещено Аллахом и что является грубым и непристойным. Жена также не должна требовать от мужа делать то, что запретил Аллах и что сильно его обременит. Секс – это естественное влечение и желание. Ислам позволяет половой акт только среди супружеских пар. Внебрачная связь и супружеская измена в исламе запрещены.

Поскольку согласно исламу нет иного допустимого способа реализовать это желание, кроме как в браке, супруги должны быть внимательны друг к другу в этом вопросе. По этому вопросу Шариат дал нам 2 важных принципа:

1. Муж не должен отказывать жене, как и жена не должна отказывать мужу. Каждый из них должен стараться удовлетворить своего супруга. Даже во время месячных или послеродового кровотечения, когда сексуальный контакт запрещен, супруги могут быть вместе и наслаждаться близостью другими способами.

2. В интимных отношениях супруги должны быть добрыми и внимательными друг к другу. Есть хадисы, сообщающие, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выражал осуждение, когда слышал, что некоторые мужья резко начинают половой акт и так же резко отстраняются после него. Например:

«Мужчина [поступает] грубо, вступая в половое сношение с женой без предварительной игры с нею». Или: «Мужчина [поступает] греховно, [коль] нападает на неподготовленную жену, стремясь удовлетворить свою похоть, и оставляет ее прежде, чем она удовлетворится…»

Эти хадисы приведены имамом Аль-Газали в его работе «Ихья» (издание 2: 49-50). Большинство ученых-хадисоведов считают эти хадисы слабыми (даиф), и мы не можем гарантировать, что это изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), однако они содержат определенную мудрость и этикет, которые являются естественными и исламскими”. Что касается права мужа на сексуальный доступ (к жене) и его условий, шейх Ибн Аль-Усаймин, известный саудовский ученый, добавляет: «Жена должна отвечать своему мужу, если он зовет ее в постель. Но если она психологически больна и не может активно ответить на его призыв, или у нее есть физическая болезнь, в таких случаях муж не должен настаивать, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не должно быть ни вреда, ни ответного вреда».

http://islam.plus/ru/fatwa/sema/intimnye-voprosy/iznasilovanie-v-brake-pozicia-islama

Исламский взгляд на насилие в семье (часть 2)

Имам Абдулла Хасан

Ошибочное толкование так называемого «аята о наказании» из Корана привело к тому, что многие полагают, что Ислам оправдывает бытовое насилие. Однако, как мы увидели впредыдущей части данной серии, пример Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) доказал, что Ислам против проявлений жестокости по отношению к брачному спутнику. В этой статье вы сможете ознакомиться с точкой зрения Ислама на разные виды проявления насилия.

Физическое насилие

Мусульмане считают, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан Аллахом как милость мирам. Он никогда ни на кого не поднял руку. Жена Пророка (мир ему и благословение) Аиша сообщает, что он никогда не бил своих жен.

Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно увещевал своих сподвижников:

«Не будьте как те, которые бьют своих жен как рабов, а затем в конце дня, ложатся с ними в одну постель»21.

Эмоциональное насилие

Коран категорически запрещает клеветать на людей22. Эмоциональное отчуждение мужа юридически также можно приравнять к неисполнению им своих обязанностей. Этот вид злоупотребления строго запрещен23.

Словесные оскорбления

Пророк (мир ему и благословение) запретил проклинать и использовать нецензурную лексику. Он сравнивал проклятия с убийством24. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Наихудшее ростовщичество – посягательство на честь мусульманина»25.

Мусульманину не пристало употреблять проклятия и ругательства. Он должен относиться к жене с любовью и уважением, а не оскорблять ее.

Читайте так же:  Внебрачные дети медведева
Сексуальное насилие

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал мужа и жену удовлетворять сексуальные потребности друг друга. При этом оба должны учитывать эмоциональное и физическое состояние партнера и никогда не давить и не принуждать другого к соитию. Ислам запрещает наносить вред в любом виде. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Недопустимо ни (причинять) вред (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)»26.

Финансовые злоупотребления

Исламские ученые единодушны в том, что муж обязан материально обеспечивать жену, независимо от ее материального достатка. Аллах называет мужей защитниками и попечителями своих жен27. Муж обязан удовлетворять материальные потребности жены и вести свои финансовые дела так, чтобы жена не была ущемленной. Кроме того, поскольку она считается финансово независимой, муж злоупотребит своей властью, если попытается контролировать или расходовать ее доходы, подарки или наследованное имущество, так как все это находится исключительно в ее распоряжении.

Независимо от материального достатка жены, муж не может требовать, чтобы она взяла на себя часть материальной ответственности за дом и семью28.

Честное и глубокое прочтение Корана с учетом тонкостей арабского языка, хадисов Пророка (мир ему и благословение), а также социально-исторического контекста ниспослания этих аятов и обстоятельств возникновения этих хадисов, со всей очевидностью доказывает, что ни ислам, ни Коран, ни какие-либо исламские юридические тексты не допускают бытового насилия в любых проявлениях.

Любое насилие, результатом которого стало кровопролитие, переломы костей или увечья, несомненно, является законным основанием для того, чтобы жена аннулировала брачный договор, и для того, чтобы суд присудил за них соответствующее наказание.

Итак, если ислам осуждает любые формы насилия в отношении женщин, то что же тогда разрешает 34 аят 4-й суры Корана? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо учесть целый ряд моментов, в том числе, исторический контекст ниспослания этого аята, другие переводы, язык и предыдущие толкования.

Контекст и рамки

В некоторых обществах «легкое» избиение жен считается допустимым средством наказания за непослушание. В других обществах это считается отвратительным и предосудительным. Эту разницу хорошо видно на примере ранних обществ Мекки и Медины. Из хадисов и исторической литературы можно заключить, что ислам отдает предпочтение подходу, существовавшему в Медине, то есть считает любые формы рукоприкладства в супружеских отношениях отвратительными.

Мекка и Медина были двумя крупнейшими городами, в которых жил Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники, и где произошло ниспослание большинства сур Корана.

Первые мусульмане переселились в Медину, чтобы избежать преследований за свою религию в Мекке. В мединском обществе мужчины не били жен, несмотря на то, что с точки зрения мекканских мужчин местные женщины вели себя недопустимо29.


В этом отношении важно напомнить, что ранняя мекканская культура была враждебна к женщинам, особенно женщинам из низших слоев. Эта враждебность подпитывалась и мекканской религиозной культурой, которая представляла собой смесь языческих арабских, раннехристианских и иудейских традиций.

Кроме того, если им не выпало родиться в зажиточном или правящем клане, мекканцы могли достичь привилегированного положения только на военном или торговом поприщах. За небольшим исключением, это были мужские сферы деятельности.

Крайним проявлением женоненавистничества был тот факт, что иногда мекканцы заживо хоронили своих дочерей – эта традиция получила решительное осуждение в Коране.

Строго говоря, раннюю мекканскую культуру можно считать примером дарвинистского общества. Те, кто обладал властью, не могли потерпеть покушений на нее. Зачастую этот менталитет сводился к тому, что для мекканских мужчин непокорность была абсолютно невыносима, особенно непокорность их жен.

После переселения в Медину мекканские мужчины жаловались Пророку (мир ему и благословение), что их жены «осмелели», усвоив манеры мединских женщин, чье поведение по отношению к мужьям казалось им наглым и грубым30.

Ибн Ашур (умер в 1392 году по хиджре), утверждает, что эта сура «относилась ко времени, когда бить жену считалось приемлемым в обществе – особенно среди бедуинов». Он пишет, что «общество, даже женщины, не считали побои в качестве исправительной меры преступлением»31.

Наложение строгих ограничений на действие, которое было распространенной практикой в таких местах как Мекка, и тот факт, что этот аят сводит это действие к последней мере, видимо, указывает на то, что целью ниспослания этого аята было устранение «дарб» из списка приоритетных мер воздействия в супружеских отношениях.

Более того, утверждает ученый, в случае серьезных разногласий и настоящего гнева оставаться в рамках строгих ограничений, установленных учеными, практически невозможно. А поскольку выходить за эти рамки запрещено, заключает он, этот аят по сути был ниспослан, чтобы устранить бытовое насилие.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ибн Ашур добавляет: «Мы [также] считаем, что власти, если им известно, что муж применяет узаконенные средства внушения не надлежащим образом, имеют право наказать мужчину, который преступил эти границы»32.

21Сахих Бухари, Сахих Муслим (два самых авторитетных сборника хадисов) 22 Коран, 49:11-12 23 Сахих Бухари (самый авторитетный сборник хадисов) 24 Там же 25 Хадис приведен у Абу Дауда 26 Хадис приведен в «аль-Мустадрак» аль-Хакима и в «40 хадисах имама аль-Навави» 27 Коран, 4:34 28 В исламе существует масса текстов, где демонстрируется отвращение и презрение к любым видам бытового насилия, однако их слишком много, чтобы охватить в этом кратком исследовании. 29 Ибн Ашур, тафсир Ат-Тахрир ва ат-Танвир, Коран, 4:34 30 Бухари (2336), Сахих ибн Хиббан (4147), Муснад аль-Баззаар (206), Размышления о насих и мансух в хадисах шейха аль-Хазими, С. 139-140, издательство Дар аль-Кутуб аль-Ильмийа, Бейрут, 1996 год. 31 Ибн Ашур, тафсир Ат-Тахрир ва ат-Танвир, Коран, 4:34 32 Там же


http://islam.plus/ru/semya/vzaimootnoshenie/islamskii-vzglad-na-nasilie-v-seme-cast-2

Литература


  1. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  2. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  4. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
Насилие в мусульманских семьях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here