Постановление жестокое обращение с детьми

Важная информация в статье: "Постановление жестокое обращение с детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Приложение N 3. Протокол действий (реагирования) по факту жестокого обращения с детьми и случаю насилия над несовершеннолетними

Протокол
действий (реагирования) по факту жестокого обращения с детьми и случаю насилия над несовершеннолетними
(далее — протокол действий)
(утв. постановлением Администрации города Дзержинска
от 10 сентября 2010 г. N 3138)

1. Общие положения

Сообщение о фактах жестокого обращения с детьми и случаях насилия над несовершеннолетними фиксируется в Журнале приема сообщений о фактах жестокого обращения с детьми и случаях насилия над несовершеннолетними (Приложение N 4) (далее — журнал) ответственными лицами учреждений или субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Сообщение может быть передано лично, в письменной или устной форме, по телефону или иным способом.

2. Действия сотрудников медицинских учреждений в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми и случаев насилия над несовершеннолетними

2. В случае выявления факта жестокого обращения с ребенком или случая насилия над ним:

2.1. Провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения или насилия над несовершеннолетним, зафиксировав данное состояние в медицинской карте, при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокому обращению или насилию.

2.2. Направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном факте жестокого обращения с ребенком или случае насилия над ним.

2.3. Руководителю лечебного учреждения незамедлительно направить сообщение о выявленном факте жестокого обращения с ребенком или случае насилия над несовершеннолетним:

2.3.1. В органы социальной защиты.

2.3.2. В правоохранительные органы.

2.3.3. В органы опеки, попечительства и усыновления.

2.3.4. В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходного сообщения в журнале, оставив сообщение в копии документов по делопроизводству.

3. Действия сотрудников органов социальной защиты в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми или случаев насилия над несовершеннолетними

3. Рекомендовать в случае выявления факта жестокого обращения с ребенком или случая насилия над несовершеннолетними:

3.1. Провести совместный патронаж со специалистами органов опеки, ОДН УВД, составив акт обследование жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

3.2. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью принять необходимые меры по отобранию ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц и поместить его в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, семьи граждан, основываясь на оценке степени факторов риска, на основании соответствующего акта.

3.3. В случае, если факт жестокого обращения с ребенком, ранее помещенным в специализированное реабилитационное учреждение для несовершеннолетних, выявлен социальным работником данного учреждения в ходе реабилитационной работы с ним, необходимо направить служебную записку руководителю учреждения об этом факте.

3.4. Руководителю учреждения незамедлительно направить сообщение о выявленном факте жестокого обращения с ребенком или случае насилия над несовершеннолетним:

3.4.1. В правоохранительные органы.

3.4.2. В органы опеки и попечительства.

3.4.3. В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходного сообщения в журнале, оставив сообщение в копии в документах по делопроизводству.

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

3.4.2. Организовать работу с семьей, в которой выявлен факт жестокого обращения с ребенком, в соответствии с регламентом данного учреждения либо субъекта профилактики.

3.4.3. Организовать индивидуальную реабилитационную работу с несовершеннолетним — жертвой жестокого обращения, в рамках полномочий субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Действия работников образовательных учреждений в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми и случаев насилия над несовершеннолетними

4.1. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком или насилия над ним работник образовательного учреждения (школа, детский сад, учреждение дополнительного образования) направляет докладную записку о выявленном факте руководителю своего учреждения.

4.2. Руководитель образовательного учреждения незамедлительно направляет сообщение о выявленном факте жестокого обращения с ребенком или случае насилия над несовершеннолетним:

4.2.1. В органы социальной защиты населения.

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

4.2.1. В органы опеки для проведения обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

4.3. Специалист отдела опеки совместно со специалистом образовательного учреждения, специалистом социальной защиты, сотрудником правоохранительных органов (при необходимости) незамедлительно проводят обследование жилищно-бытовых условий жизни ребенка, подвергшегося жестокому обращению или насилию.

По результатам составляется акт обследования.

4.4. По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения незамедлительно направляет сообщения:

4.4.1. В органы социальной защиты населения.

4.4.2. В органы опеки и попечительства.

4.4.3. В УВД по городу Дзержинску.

4.4.4. В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Действия работников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми и случаев насилия над несовершеннолетними

5.1. При поступлении информации о фактах жестокого обращения с детьми и случаев насилия над несовершеннолетними от учреждений и субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

5.1.1. Зафиксировать в документах по делопроизводству данное сообщение.

5.1.2. Проанализировать и выявить причины и условия, способствующие жестокому обращению с ребенком и насилию над несовершеннолетним.

5.1.3. Организовать профилактическую работу.

5.1.4. Организовать индивидуальную профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетнего — жертвы жестокого обращения и насилия.

5.2. При поступлении информации о фактах жестокого обращения с ребенком и случае насилия над несовершеннолетним от граждан#

5.2.1. Дать поручение социальным педагогам или сотрудникам учреждений социальной защиты населения провести обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, способствовавших жестокому обращению с ребенком или насилию.

5.2.2. По результатам акт обследования направить в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав в документах по делопроизводству данное сообщение.

6. Действия работников органов опеки и попечительства в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми и случаев насилия над несовершеннолетними

6.1. В случае выявления фактов жестокого обращения с детьми и случаев насилия над несовершеннолетними

Читайте так же:  Размер госпошлины при разделе квартиры

6.1.1. Провести совместный патронаж со специалистами органов социальной защиты населения, ОДН УВД, по результатам которого составить акт обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению.

6.1.2. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью принять необходимые меры по отобранию ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц и поместить его в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения на основании соответствующего акта, семьи граждан, основываясь на оценке степени факторов риска.

6.2. Руководителю отдела опеки, попечительства и усыновления#

6.2.1. Незамедлительно направить сообщение о выявленном факте жестокого обращения с ребенком или случае насилия над несовершеннолетним:

6.2.1.1. В органы социальной защиты населения.

6.2.1.2. В правоохранительные органы.

6.2.1.3. В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходного сообщения в журнале, оставив сообщение в копии документов по делопроизводству.

6.2.2. Организовать работу с семьей, в которой выявлен факт жестокого обращения с ребенком, в соответствии с регламентом субъекта профилактики.

6.2.3. Организовать индивидуальную реабилитационную работу с несовершеннолетним, оказавшимся жертвой жестокого обращения или насилия, в соответствии с регламентом субъекта профилактики.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10
«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

С изменениями и дополнениями от:

6 февраля 2007 г., 14 ноября, 26 декабря 2017 г.

Семейный кодекс Российской Федерации закрепил право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание. В целях обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, а также правильного и единообразного применения судами норм Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующих указанные правоотношения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

[3]

1. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст.66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п.3 ст.67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст.68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п.2 ст.150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п.3 ст.153 СК РФ); о лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п.2 ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК РФ), об отмене ограничения родительских прав (ст.76 СК РФ) и другие.

2. При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44

[2]

См. предыдущую редакцию

3. При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст.78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Абзац утратил силу. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 6 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции

4. В случае принятия решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд, исходя из п. 2 ст. 24 СК РФ принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и разъясняет сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому.

5. Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п.3 ст.65, ст.57 СК РФ).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

6. В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (п.1 ст.63 СК РФ) и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда (ч.1 п.1 ст.68 СК РФ). Вместе с тем суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (ч.2 п.1 ст.68 СК РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст.57 СК РФ.

Читайте так же:  Как написать заявление на оспаривание отцовства

При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п.2 ст.68 СК РФ).

7. При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приемных родителей, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений), необходимо выяснять, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям.

8. В соответствии с п.2 ст.66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства.

Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п.1 ст.65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения.

Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда (п.3 ст.66 СК РФ). В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер.

9. Утратил силу. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44

Приказ о профилактике жестокого обращения с детьми

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от __28.06.2010г.____ № _664/01-03______

О профилактике жестокого обращения с детьми

На основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 01.01.2001 года № 3/1 «Об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, нуждающихся в социальной реабилитации», с целью предупреждения жестокого обращения с детьми, обеспечения реабилитации и оказания эффективной помощи и услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, вызванной жестоким обращением, приказываю:

1. Разработать план мероприятий по участию в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми на 2010 год.

2. Создать страницу доверия для обращения учащихся и родителей по вопросам защиты их прав на Интернет – сайтах.

3. Руководителям образовательных учреждений незамедлительно информировать управление образования администрации муниципального образования Апшеронский район, отдел внутренних дел по Апшеронскому району, отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Апшеронский район о выявлении семей, в которых жизни и здоровью несовершеннолетнего угрожает реальная опасность.

4. Разместить на стендах школ информацию об адресах и телефонах служб, куда несовершеннолетний может обратиться в случае жестокого обращения.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника управления образования

мероприятий по участию в общенациональной

информационной кампании по противодействию

жестокому обращению с детьми на 2010 год

В ходе подворовых обходов выявление семей, где допускается жестокое обращение в отношении детей.

Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения

Штаб воспитательной работы

Патронаж семей. Оказание психолого – педагогической помощи, выявленным несовершеннолетним.

Классный руководитель, педагог – психолог

Создание страницы доверия для обращения родителей и учащихся по вопросам защиты их прав на Интернет — сайте

Проведение акции «Телефон доверия. Шаг к безопасности ребенка».

Проведение рекламно – просветительской акции «Семья без насилия»

Распространение информационных буклетов (памяток) для родителей, педагогов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по профилактике жестокого обращения с детьми.

Инспектор по охране прав детства

Оформление информационного стенда по профилактике жестокого обращения с детьми. Размещение на стендах:

-Конвенции о правах ребенка;

-Закона РФ «Об образовании»;

Размещения телефонов доверия, куда можно обратиться в случае жестокого обращения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Штаб воспитательной работы

Организация книжных выставок, обзоров книг и журналов по правам несовершеннолетних :

«Твои права — твои обязанности»,

« Права ребенка в новом веке»

Проведение общешкольных и классных родительских собраний на темы:

-«О недопустимости жестокого обращения с детьми»,

-Насилие повседневности или где зарождается жестокость?» и др.

Проведение классных часов, бесед, лекций, «круглых столов» и т. д. о недопустимости случаев жестокого обращения.

Читайте так же:  Снятие с регистрационного учета за домашнее насилие

Организация и проведения спортивных соревнований с привлечением родителей.

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

[1]

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

Читайте так же:  Работа по восстановлению в родительских правах

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Предлагаем вашему вниманию информационный материал, разъясняющий законодательство об ответственности родителей за жестокое обращение с детьми и ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию

Прокуратура области (Оренбургская область). 16 декабря 2014

Семья для ребенка является первой и важнейшей школой, где главные учителя — родители. В семье происходит физическое, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетнего. Закон обязывает родителей создать для ребенка такую среду обитания, в которой он вырастет здоровым, полноценным человеком – гражданином общества.

Несмотря на то, что семья является существенной составляющей в воспитании подрастающего поколения, именно в ней совершается значительное количество преступлений в отношении детей. О распространенности таких явлений свидетельствуют статистика. За 11 месяцев 2014 года в Оренбургской области выявлено 89 случаев жестокого обращения с детьми, по которым возбуждены уголовные дела по ст. 156 УК РФ, и 6096 административных правонарушений, связанных с неисполнением родителями или иными законными представителями детей обязанностей по их содержанию и воспитанию.

Незнание родителями установленной законом ответственности может способствовать противоправным действиям в отношении детей.

Законодательство предусматривает уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Максимальным наказанием за это преступление является лишение свободы на срок до 3-х лет.

Жестокость по отношению к детям может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания: в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

Административная ответственность за неисполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена статьей по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административные правонарушения этого вида в отличие от уголовно-наказуемых деяний не связаны с жестоким обращением с детьми.

Семейным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 69, 73) предусмотрена и гражданско-правовая ответственность родителей в виде лишения либо ограничения родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Последствиями лишения родительских прав является потеря родителями всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в том числе, на получение от него содержания, на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. При этом лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка такой иск может быть предъявлен до истечения этого срока.

Последствиями ограничения родительских прав является утрата права на личное воспитание ребенка, льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Родители должны помнить, что они не только имеют право на воспитание, но и несут обязанность по сохранению жизни и здоровья детей, их развитию. Закон не связывает осуществление этой обязанности с наличием или отсутствием брака между родителями. Способы и методы воспитания не должны противоречить интересам детей.

Читайте так же:  Доверенность на ребенка тете образец от родителей

Родители должны не только знать и соблюдать права детей, а, прежде всего, любить их всей душой, считать воспитание ребенка главным делом своей жизни.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры области

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми заключается в физическом и психическом насилии над ними. Под физическим насилием обычно понимают нанесение ребенку побоев, а также причинение физических страданий любым другим способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка и т.п. Особую опасность представляет покушение на его половую неприкосновенность.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),

ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),

ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с несовершеннолетними в контексте ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)

Жизнь весьма многогранна: в ней и счастливые моменты и печальные. Наиболее остро жизненные ситуации переживаются детьми — наиболее уязвимыми членами общества, которым только предстоит занять свое место в социуме. Нельзя исключить существование людей, способных допустить преступную жестокость к ребенку, в силу его слабости. Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то есть является преступлением. Но тут возникает вопрос, как же определить, является ли обращение жестоким, есть ли исчерпывающий перечень действий (бездействия) в рамках такого обращения, с какого момента обращение достигает уровня жестокости? Попробуем разобраться.

Жестокое обращение — это оценочное понятие, то есть оно не может быть подробно детализировано в законе. Использование в законоположении оценочных понятий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не свидетельствует о неопределенности содержания правовых норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, систематическом нанесении побоев). К жестокому обращению при определенных условиях можно отнести лишение ребенка пищи либо кормление непригодными к приему в пищу продуктами, отказ от госпитализации ребенка длительное время нуждающегося в медицинском уходе, длительное оставление беспомощного ребенка в опасном для здоровье состоянии (голод, плач).

Вместе с тем уголовно-наказуемое жестокое обращение с ребенком может иметь место только с умышленной формой вины. Случай: несовершеннолетний нарушает порядок в классе, бросается бумажками, на замечания педагога не реагирует, препятствует проведению урока и обучению остальных учеников, нецензурно выражается. Противоправное поведение ученика, нарушающее образовательный процесс и порядок в классе, педагог обязан пресечь, поскольку остальные ученики не имеют возможности реализовать свое право на образование. При таких обстоятельствах учитываются особенности ситуации, вызвавшей ответную реакцию педагога, а также порядок его действий: намерение пресечь неправомерное поведение несовершеннолетнего может исключить преступность действий в отношении несовершеннолетнего.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации отрицает преступность деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Например, применение в отношении ребенка ремня является ненадлежащим способом воспитания и нарушает права ребенка, но в силу малозначительности — зачастую, не является преступлением.

Ребенок — это такой же субъект правоотношений, как и взрослый. Он вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Государство должно оберегать ребенка от негативных воздействий. Если ребенок испытывает страх, ему причиняется боль — это недосмотр взрослых, ответственных за благополучие ребенка. Нельзя скрывать и терпеть такие факты: о них нужно рассказывать родителям, учителям, полицейским.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовлено с использованием материалов судебной практики.

Источники

Литература


  1. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  5. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
Постановление жестокое обращение с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here