Проблема насилия детей в семье

Важная информация в статье: "Проблема насилия детей в семье". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога

Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.

Причины насилия

Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.

В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:

  • низкий уровень дохода, бедность;
  • потеря работы, безработица или временные подработки;
  • юный и молодой возраст родителей;
  • низкий социальный статус родителей;
  • неполная или многодетная семья;
  • недостаток социальной и государственной поддержки;
  • усыновление детей, появление отчима или мачехи;
  • конфликтные отношения между супругами, непонимание;
  • воспитание родителей в условиях насилия;
  • изоляция семьи.

Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.

Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:

  • ригидность;
  • низкая самооценка;
  • раздражительность;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • импульсивность;
  • низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • подозрительность;
  • замкнутость;
  • непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
  • неадекватные, завышенные требования к окружающим;
  • низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.

Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.

Методы борьбы

Проблема насилия над детьми в семье распространяется на все социальные слои общества. Зачастую предотвратить и защитить ребенка могут только окружающие неравнодушные люди. При обнаружении признаков подобных действий по отношению к ребенку необходимо связаться с социальными службами, которые возьмут семью под свой контроль.

В такой ситуации зачастую родители, как и ребенок, нуждаются в психологической помощи. Семья ставится на учет, курируется социальной службой. В случае повторения насильственных действий ребенок изымается из семьи.

В случае причинения ребенку тяжелых травм родители должны быть лишены своих прав и, кроме того, обязаны нести уголовную ответственность за свои действия. Нормативный акт, по которому родители могут быть лишены своих родительских прав за насилие над детьми в семье – статья 69 Семейного кодекса РФ. За причинение вреда здоровью ребенка предусмотрено наказание в виде штрафа 40 тыс. рублей или исправительных работ до 6 месяцев. За истязание ребенка предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

Проблема насилия над детьми в семье

Для современной российской семьи характерно множество различных проблем: рост числа неполных семей, увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, трудное материальное положение многодетных семей и т. д. Однако, следует признать, что наиболее скрытой проблемой современной российской семьи является насилие над детьми. Насилие в семье — угрозы, действия насильственного характера, совершаемые родителями или опекунами по отношению к ребенку [3]. Различают физическое, эмоциональное, экономическое и сексуальное насилия, разные его формы могут сочетаться.

Проблема насилия в семье над детьми с каждым годом становится все более актуальной, с каждым годом растет число детей, подвергающихся насилию в семье. По данным официальной статистике за год в семьях России подвергалось побоям родителями около 2,2 млн. детей. Около 10% из этого числа детей погибли; около 2тыс. покончили жизнь самоубийством и более 50 тыс. ушли из дома [1].

В Республике Саха (Якутия) 7056 семей находится в социально опасном положении, у 14850 детей родители не выполняют надлежащим образом свои обязанности по воспитанию (учет Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия)), обучению и содержанию детей, 3492 человек состоят на учете Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (учет Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), 1015 детей пострадали от жестокого обращения и преступных посягательств (учет Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)) [2].

Из зарубежных исследователей проблема домашнего насилия над детьми рассматривалась в работах: М. Страус, Л. Лерман, Р. Берк, Л. Шерман, Л. Берковица, Б. Крэйхи и т.д. В России эта тема только начала изучаться. Особую значимость проблема насилия в семье в России приобрела в последние пятнадцать лет. Свой вклад в изучение данной проблемы внесли такие исследователи Е.И.Цымбал, Л.С.Алкесеева, Е.И. Холостова, И.А.Алексеева,2006 Т.Я.Сафонова, Н.В.Курасова и.т.д.

Ребёнок может столкнуться с насилием в любое время и в любой ситуации. Семья не является исключением, хотя этот социальный институт должен обеспечивать, в первую очередь, безопасность, которая является одним из факторов для нормального развития ребенка. Следствием домашнего насилия над ребенком со стороны родителей всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза для жизни.

Домашнее насилие, в первую очередь, является социальной проблемой, которая должна решаться не только с помощью правового регулирования, но и путем изменения ценностных ориентаций и института семьи, что является залогом благоприятного функционирования личности ребенка и успешного развития общества и государства.

Следовательно, актуальность данной темы заключается в том, что общество не осознаёт масштабы серьезности этой проблемы.

[1]

Нами было проведено, исследование, в виде анкетного опроса целью которого является выявление отношения общества к насилию над детьми в семейной системе. При этом проверялась гипотеза: отношение к проблеме насилия над детьми в семье, у мужчин и женщин разное. В опросе приняли участие всего 100 респондентов, 50 мужчин и 50 женщин в возрасте от 18 до 60 лет.

В начале опроса мы хотели выявить, что респонденты понимают под определением «насилие». В ходе опроса было определено, что понятие «насилие» люди понимают, как «причинение физического вреда другому человеку» (34%); «унижение достоинства другого человека» (24%); «психическое отклонение» (16%); «ситуацию власти одного человека над другим» (13%); «способ самоутверждения» (7%); «способ контроля другого человека» (6%).

Так же было обнаружено, что большинство людей (71%) осуждают любые формы проявления насилия, из них 55% женского пола и 16% мужского. 18% заявили, что скорее осуждают насилие, чем нет, из них 6% респонденты женского пола и 12% мужского пола. 8% допускают, что в некоторых случаях насилие возможно. Следует отметить, что 5% из них мужчины и 3% женщины. И 2% людей, то есть мужчин, ответили, что относятся к насилию нейтрально.

Читайте так же:  Возможно ли разделить ипотеку при разводе

Наиболее распространенными видами насилия в современной российской семье были названы: физическое насилие — 58%; психологическое — 30%; сексуальное— 8%; и экономическое— 4%.

На вопрос: «В отношении кого, с Вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?» — лидирующие позиции были отданы детям (58%) и женщинам (30%). В отношении мужчин — 8%, животным — 7%, реже пожилым — 4%. Учитывая полученные ответы, можно сказать, что респонденты не только рассматривают женщин и детей как объекты насильственных действий, но и называют мужчин вероятными жертвами насилия в семье. Большинство респондентов, женского (34%) и мужского(16%) пола, считают, что чаще всего подвергаются насилию дети. Мужчины (5%) в возрасте от18 до 30 лет считают, что мужчины тоже могут быть жертвами насилия. В то время мужчины в возрасте от 30 и 60 так не считают.

На вопрос: «Рассматриваете ли Вы наказания детей как акт насилия?» — положительно ответили 12%; «скорее да, чем нет» — 28%; отрицательно ответили — 34%; «скорее нет, чем да» — 25%. Половина отвечавших людей сомневается в своем ответе. Большинство мужчин 43% не рассматривают наказание как акт насилия, в то время 37% женщин рассматривают наказание детей как акт насилия.

При ответе на вопрос: «Какие виды наказаний в семье вы можете отнести к акту насилия?» — ответы респондентов распределились следующим образом: физическое воздействие (побои, порка ремнем, показывает нанесение результате телесных повреждений конвенция) отметили 58%; словесные оскорбления — 28%; запрет на деятельность, приносящую ребенку удовольствие — 13%.

[2]

На вопрос «Если вы будете знать о фактах насилия в семье над ребенком, проживающей по соседству. Как вы поступите?» респонденты ответили: 13% поговорит с родителями, 12% сообщит в органы и опеки, 7% сообщит полиции, 4% ничего не предпримет, 2% сообщит в школу, где учится ребенок. По результатам женщины (8%) в случае насилия сообщат об этом в органы опеки и попечительства, в то время мужчины(6%) поговорят сначала с родителями.

И напоследок на вопрос нужны ли профилактические работы, психологические тренинги и беседы по проблеме насилия над детьми большинство ответило, нужны для жертв насилия и для членов её семьи, также для людей, которые не столкнулись с этой проблемой. 7% людей ответили, что все эти работы бесполезны.

Таким образом, в результате опроса выяснилось, что люди чаще всего под насилием понимают причинение физического вреда другому человеку. Насилие в восприятиях респондентов связано с травмами, повреждениями, тогда как словесные оскорбления, ограничения свободы, лишение удовольствия чаще всего не рассматриваются как проявление насилия в отношении детей. На самом деле, не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика или же не должное внимание со стороны взрослых.

Многие участники исследования категорически осуждают насилие. Мужчины относятся к проблеме семейного насилия нейтрально и считают, что можно допускать насилие в некоторых случаях, в то время большинство женщин осуждают любое проявления насилия. Гипотеза: отношение к проблеме насилия над детьми в семье, у мужчин и женщин разное подтвердилась ( U = 0,19, р ≤ 0,05).

При факте домашнего насилия респонденты сначала поговорят с родителями или сообщат в органы опеки и попечительства. Однако все же есть люди, которые, ответили, ничего не предпримут в таких случаях или не знают, куда обратиться.

Как видим, опрос показал, что насилие в семье является серьезной проблемой. Граждане, во-первых, плохо осведомлены о проблеме семейного насилия в отношении детей, то есть проблемой является слабая информированность граждан о проблеме и возможных видах социальной помощи и поддержки.

Во-вторых, толерантно относятся к этому явлению. Отношение к этой проблеме у нас в стране также неоднозначное: многие граждане считают, что определенные формы насилия допустимыми и зачастую являются единственно возможными. Именно поэтому, довольно медленно идет становление системы социальной помощи людям, подвергшимся насилию.

Наше общество должно научиться понимать, что любой вид насилия это не «семейная проблема», а преступление совершенное внутри семьи. Без формирования у людей современного, гуманистического взгляда на насилие, мы не сможем далеко продвинуться в решении этой проблемы.

1. Единая межведомственная информационно-статистическая система: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL : http : //fedstat.ru/indicators/start.do.

2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.09.2013 №306) о Комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Кэскил» по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними.

3. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье// Социологическое исследования. 2003.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

Список использованных источников

1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. -М., 2007. -256 с.

2. Маханько А.В. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе // Социальная работа. -2008

3. Ярская-Смирнова Г.Р., Романова П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. — 2008. — №1. — С.

4. Павленок, П. Д., Руднева, М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

Домашнее насилие над детьми в семье

Одной из главнейших проблем нашего времени является насилие над детьми в семье. Подвергнувшийся издевательствам и побоям ребенок имеет огромное количество психологических проблем, с трудом адаптируется в социуме и часто перенимает поведение родителей уже в отношении своих собственных детей.

Болезни

Одним из последствий насилия над детьми в семье могут быть разные травмы: переломы, ушибы, повреждения внутренних органов, ожоги. В результате ребенок может стать инвалидом или лишиться жизни.

К последствиям сексуального насилия относятся повреждения половых органов, болезни, передающиеся половым путем (СПИД, гонорея, сифилис, различные инфекции).

Перечисленные формы насилия часто сопровождаются эмоциональным и психологическим давлением, что может стать причиной проблем с психикой и нервной системой. У таких детей наблюдаются нервные тики, заикание.

Ослабленный постоянными стрессами организм восприимчив к разным инфекционным и бактериальным заболеваниям. Дети, подвергнувшиеся насилию, часто болеют аллергией, недержанием мочи и кала, дыхательными патологиями. Во взрослом возрасте они чаще болеют раком.

Проблемы с социализацией

Пережившие насилие дети испытывают огромные трудности в социальной адаптации, им тяжело находить общий язык со сверстниками. Часто имеют проблемы с алкоголем и наркотиками, с помощью которых они находят успокоение. Девочки склонны к занятию проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация.

Таким детям тяжело создавать собственные семьи. Часто они переносят пережитое на собственных детей, становясь агрессорами. Потому цикл насилия в семье продолжается из поколения в поколение.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над детьми в семье – это любой вид взаимодействия с ребенком, при котором происходит:

  1. Сексуальная стимуляции половых органов ребенка или взрослого с помощью ребенка.
  2. Демонстрация ребенку половых органов.
  3. Подглядывание за ребенком.
  4. Растление и изнасилование ребенка.
  5. Эксплуатация с целью проституции или съемки порнографии.

Сексуальное насилие очень серьезно травмирует психику ребенка. У жертв подобных действий падает успеваемость, они становятся замкнутыми, у детей случаются беспричинные истерики. Пережитый в детстве стресс влияет на всю дальнейшую жизнь. Жертвы насилия живут меньше остальных людей, они больше подвержены психическим и физическим болезням, у них есть проблемы с социализацией.

Читайте так же:  Срок рассмотрения иска о взыскании алиментов

Физическое насилие

Насилие – это действие лица или группы лиц, которое может причинить вред психическому, физическому и половому здоровью другого человека. Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм его родителями или другими взрослыми, которые могут стать причиной проблем со здоровьем, развитием или могут лишить ребенка жизни.

К физическому насилию над детьми в семье относятся: избиение, пытки, удушение, истязание, нанесение ожогов раскаленными предметами или жидкостями. Также сюда относится способствование употреблению ребенком алкоголя, отравляющих веществ, наркотиков.

Жестокие методы наказания – шлепки, удары ремнем, подзатыльники — также являются элементами физического насилия.

Физическое насилие над ребенком в семье широко распространено в связи с исторически сложившимися традициями воспитания детей. При воспитании ребенка необходимо помнить, что подобные методы несут только вред психологическому и физическому состоянию ребенка.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — это воздействие, которое держит ребенка в напряженном эмоциональном состоянии, что может вызвать проблемы с психическим здоровьем.

К эмоциональному и психологическому насилию над детьми в семье относятся:

  • унижения и оскорбления;
  • изоляция ребенка от общества;
  • равнодушие и отстраненность;
  • запугивание и угрозы;
  • принуждение ребенка к аморальным действиям;
  • завышенные требования, с которыми ребенок не способен справиться.

Постоянные конфликты в семье между родителями могут стать причиной торможения развития ребенка.

Дабы избежать эмоционального и психологического насилия, общение с ребенком должно складываться на принципах взаимного уважения, терпимости к детским неудачам, отсутствия равнодушия при общении с ребенком.

Как пережить насилие

Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.

Насилие в детстве

Воспитание в условиях жестокости деформирует структуру личности ребенка: снижается самооценка, исчезает ощущение самоценности, формируется установка «я плохой». Дети растут с убеждением в собственной несостоятельности. Ребенок оказывается заложником треугольника Карпмана.

Став взрослыми, такие дети:

  • не способны решать жизненные трудности;
  • не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
  • страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
  • отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.

Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:

  • хаотичность и дезорганизованность семьи;
  • жестокость и насилие;
  • неспособность заботиться о себе и о других;
  • проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
  • трудности и барьеры в общении;
  • саморазрушающее поведение.

Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.

Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:

  • чувство вины за произошедшее насилие;
  • повышенное возбуждение;
  • постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
  • неосознаваемая противоречивость;
  • страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
  • беспокойство о будущем;
  • потребность во внимании;
  • неспособность радоваться, получать удовольствие.
Видео (кликните для воспроизведения).

Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.

У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.

Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.

Насилие во взрослой жизни

Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:

  • снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
  • чувство вины и стыда;
  • искаженный образ «Я»;
  • патологический страх, ощущение опасности;
  • синдром выученной беспомощности;
  • неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
  • стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
  • склонность к зависимым и созависимым отношениям;
  • подавление и обесценивание чувств жертвы;
  • недоверие к людям;
  • упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
  • эмоциональная заторможенность, «онемение»;
  • отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).

Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».

Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.

Кроме того, реабилитация предполагает следующее:

  1. Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
  2. Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.

На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.

Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.

Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Суть и статистика

Насилию могут быть подвергнуты дети разных возрастов в семьях разного материального и социального положения. Существуют статистические исследования, по которым можно определить, какие группы детей находятся в большей зоне риска:

  • в 50 % случаев родители, подвергающие своих детей насилию, сами в детстве были его жертвами;
  • чаще всего подвергаются насилию дети в возрасте до 3 лет;
  • очень часто жертвами становятся приемные дети;
  • в зоне риска дети с психическими или физическими отклонениями.

В 77 % случаев агрессорами являются родители детей, в 11 % — другие близкие родственники, и в 2 % — чужие люди (няни, приемные родители).

Согласно мнению ученых, хотя и не существует точных данных относительно того, сколько людей подвергались насилию в детстве, однако каждый ребенок хоть раз в жизни познал насильственные действия или унижения. В России внутрисемейному насилию подвергаются около 49 % детей. Около 10 % жертв домашнего насилия погибает. В целом, на сто таких случаев приходится один или два летальных исхода.

Читайте так же:  Как сменить омс при смене фамилии

Нарушение развития

В семьях, где процветает насилие по отношению к ребенку, замечено отставание в его физическом и нервно-психическом развитии. Отмечено, что негативное отношение к малышу способно влиять на него еще на стадии внутриутробного развития. Нежеланные дети часто рождаются раньше срока, имеют врожденные проблемы со здоровьем, развиваются медленнее своих сверстников.

Подверженные насилию дети отстают от сверстников в весе и росте, они хуже учатся. У таких людей зачастую больной помятый вид: бледная кожа, круги под глазами, непричесанные волосы, мятая одежда. Это замкнутые дети, которые могут иметь плохие привычки. Они сложно социализируются в обществе, не ладят со сверстниками, всех сторонятся.

Последствия насилия

Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.

Психические особенности пострадавших детей

Дети, пережившие насилие в семье, имеют серьезные психологические травмы, которые становятся результатом личностных и поведенческих особенностей человека. Они подвержены немотивированным вспышкам гнева, переносят собственную агрессию на младших и на животных. Другие дети, наоборот, могут быть чрезмерно замкнуты и пассивны, что вызывает проблемы в общении со сверстниками. Некоторые могут пытаться привлечь к себе внимание вызывающим поведением или попытками суицида.

Пострадавшие от сексуального насилия дети могут иметь познания, несвойственные их возрасту, странно вести себя со сверстниками. С возрастом сами могут стать агрессорами по отношению к другим людям в сексуальном плане.

Подвержены депрессиям. Часто имеют низкую самооценку, из-за чего в будущем им тяжело добиться успехов.

Причины

Стоит отметить, что с древности у людей сложился утилитарный подход к детям. Ребенок раньше считался лишь придатком к взрослым, родители могли распоряжаться малышом как им угодно, воспитывать, как считали нужным. В древней Спарте так и вовсе больных и некрасивых детей убивали. Жестокие наказания часто применялись и на Руси. Считалось, что нет ничего зазорного в том, чтобы воспитывать ребенка с помощью физических наказаний. Многие люди переняли данную линию поведения и в наше время.

Выделим наиболее частые причины домашнего насилия над детьми:

  1. Стереотипы о воспитании детей, которые сложились исторически. Особо подобная проблема прослеживается в сельской местности, где насильственные методы воспитания детей переходят из поколения в поколение и считаются абсолютно нормальными.
  2. Ребенок разочаровал ожидания родителей, не оправдал возложенные на него надежды. Часто родители «во благо» пытаются сделать так, чтобы ребенок всесторонне развивался, а для того записывают его на всевозможные кружки и тренинги. Если ребенок не выдерживает подобных нагрузок, он способен вызвать агрессию у своих родителей. К тому же подобные методы воспитания часто становятся главной причиной морального и эмоционального насилия, когда ребенка заставляют заниматься тем, что ему не нравится.
  3. Низкий уровень культуры населения.
  4. Психологические отклонения родителей, алкоголизм и наркомания.
  5. Нежелательная беременность.
  6. Плохое поведение самого ребенка, попытки привлечь внимание неправильными поступками и провоцированием родителей на агрессию.
  7. Негативный опыт родителей, которых самих подвергали насилию в детстве.
  8. Экономические и социальные перемены в обществе. Собственную тревогу, негодование, неудовлетворенность взрослые склонны скидывать на тех, кто слабее их.

Можно выделить следующие виды насилия над детьми в семье: физическое, сексуальное и эмоциональное, суть которых мы рассмотрим ниже.

[3]

Профилактика

Перечислим основные способы профилактики насилия над детьми в семье:

  • информирование населения относительно правильного воспитания детей, об административной и уголовной ответственности, которую родители могут нести за причинение вреда ребенку;
  • оперативное реагирование на поступающую информацию о семейном насилии;
  • психологическая помощь детям, подвергшимся насилию, с целью коррекции их дальнейшего поведения;
  • реабилитационные центры для проблемных семей;
  • своевременно оказанная помощь жертвам подобных действий.

Важно внимательно относиться к окружающим людям. Жертвы насилия зачастую нуждаются в психологической поддержке окружающих. Дети наиболее беспомощны перед взрослыми, потому при первых подозрениях о домашнем насилии над ребенком необходимо срочно принимать меры, а именно обращаться в государственные органы. Равнодушие окружающих может стоить ребенку не только здоровья, но и жизни.


Таким образом, дети – самые уязвимые члены общества, а потому нуждаются в особой защите и заботе. Насилие над детьми в семье – один из самых травмирующих факторов, который влечет за собой проблемы с физическим и психическим здоровьем, а также с социальной адаптацией ребенка. Очень важно вовремя фиксировать факты издевательств над ребенком и предотвращать их, используя социальные, административные и уголовные инструменты.

Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему

Психологическое насилие над детьми в семье

Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Читайте так же:  Госдума оставляет жилье детям при разводе родителей

Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.

2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.

7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.

7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

Читайте так же:  Мать отказывается платить алименты ребенку

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Источники

Литература


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  5. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
Проблема насилия детей в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here