Профилактика отказов от приемных детей

Важная информация в статье: "Профилактика отказов от приемных детей". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Основные причины возврата детей из замещающих семей

В последнее время средства массовой информации активно продвигают тему семейного устройства детей-сирот. И увидев по телевизору очаровательных брошенных детишек, многие нередко задумываются: «А не могу ли и я стать тем, кто осчастливит этого ребенка?» Но сердечные порывы тормозятся вполне оправданным голосом разума. «Есть ли в моем сердце достаточный потенциал любви и терпения? Будет ли этот ребенок вызывать у меня такое же умиление, когда наступят неизбежные трудности?»

Нужно понимать, что родить своего ребенка – естественно, а взять приемного – это выше естественного, в каком-то смысле это подвиг. Трудности неизбежно возникнут. И сможет ли семья справиться с этими проблемами, и кто будет рядом в момент отчаяния?

v Непонимание того, что взятые в семью дети особенные, поскольку пережили сильную травму, расставшись с родными родителями. В дальнейшем это ведет к нарушениям в эмоциональном плане, что впоследствии гасит интеллект, их познавательную активность. Многие приемные родители не представляют себе этой проблемы. Они воспринимают приемного ребенка как обычного, что он на самом деле чувствует – для них неведомо. Поэтому часто вызывает некий шок неадекватное поведение ребенка. Но почему он себя так вообще ведет, сам ребенок никогда не сможет объяснить. И часто, именно отсутствие нужных знаний приводит к тому, что родители не справляются, происходит то, что приносит еще более глубокую травму и для ребенка, и для усыновителей – отказ.

v Ложный мотив принятия ребенка в семью у замещающих родителей, также является частой причиной возвратов, поскольку успех воспитания приемного ребенка и его дальнейшее благополучие напрямую зависят от истинной причины принятия этого ребенка в семью. Для того чтобы не было мучительно больно в последствии, педагоги-психологи пытаются обрисовать потенциальным приемным родителям реальную сторону дела, пытаясь донести до них, что это серьезная напряженная ежедневная работа, и как любое сложное дело, родительство требует основательной подготовки.

Нередко специалисты отдела опеки и попечительства сталкиваются с кандидатами на роль замещающих родителей, которые с помощью ребенка стремятся разрешить свои собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то хочет быть «не хуже других», обеспечить себя под старость заботой или даже поправить свое материальное положение. Однако необходимо понимать, что существующие жизненные проблемы нельзя решать за счет других. Принятие чужого ребенка в свою жизнь не облегчит их трудности, напротив, лишь усугубит еще больше. Рано или поздно такие замещающие родители неизбежно приходят к решению отказаться от ребенка, сбросить его как ненужный балласт.

Существует так же мнение, что в случае разлада в семье, появление в ней ребенка может помочь сохранить отношения между супругами и привязать их друг к другу, однако в реальности это миф. Ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки и семейная жизнь, давшая трещины, от этих дополнительных нагрузок может разлететься вдребезги.

v Практически каждая семья с приемным ребенком переживает непростой период адаптации.

Период адаптации – это период привыкания, «притирки» людей друг к другу, к новым условиям жизни, к новым отношениям. Любое изменение жизненных обстоятельств – это стресс, даже если эти изменения к лучшему. Принято считать, что раз у ребенка случилось такое счастливое событие, его взяли из детского дома в семью, то и испытывать он при этом должен только счастье, радость, благодарность к своим новым родителям. Однако это далеко не так. Ребенок – это живой человек, в душе которого, наряду с радостью и надеждой, теснятся и сомнения, и неуверенность, и даже, может быть, страх – что ждет его в этой новой семье, с этими людьми?

Новым замещающим родителям тоже не легче. Они сознательно приняли ребенка в семью, они готовы его любить и заботиться о нем. Но любовь не появляется сразу, она вырастает постепенно. А пока, в первые дни и недели, душу переполняет та же неуверенность, те же сомнения. Да и жизнь становится намного труднее – ведь, как ни готовься заранее, а с приходом ребенка родительские заботы обрушиваются, как лавина. Пока жизнь утрясется и войдет в обычную колею, должно пройти немало времени – полгода, год, а может быть, и дольше. Этот год надо как-то пережить. Иногда бывает так, что новые приемные родители оказываются не готовыми к тому, что их ждет. И ребенок, «не вписавшийся» в семью, возвращается в детское учреждение.

v Неготовность родителя к жизни с приемным ребенком, способствующая возврату, может проявляться по-разному. Иногда приемных родителей, у которых не было собственных детей, приводит в негодование самое обычное детское поведение. «Я ему сказала – ешь кашу! А он не ел, и размазывал ее по столу», — жаловалась на трехлетнего мальчика незадачливая «мама», и требовала, чтобы ребенка «срочно забрали назад».

Даже если будущие приемные родители хорошо подготовились к изменениям в своей жизни, узнали о том, как проходит период адаптации, как может вести себя ребенок и «как с этим справляться», ситуация, тем не менее, может зайти в тупик. Родители стараются и стараются, ребенок чудит и чудит, период адаптации все никак не закончится, а эмоциональная усталость накапливается, превращаясь в истощение. Вот и закрадывается поневоле мысль: «А может, и не надо ничего этого? Мне плохо, ребенку плохо… Может, отдать его, да и прекратить эти мучения?»

v Причиной возврата может быть и изменение состава принимающей семьи: «Одиннадцатилетний Владик прожил в семье опекунов три года, когда его приемные мама и папа развелись. Оказалось, что Владик вполне устраивал обоих как «ребенок в семье», но вот поодиночке никто из них не захотел брать на себя ответственность за воспитание мальчика. Владик снова оказался в детском доме».

v Практически нет шансов у новой приемной семьи в том случае, если родители, принимая ребенка, руководствуются желанием «попробовать». Такие родители живут, все время как будто «примериваясь», приглядываясь – «достоин» приемный ребенок того, чтобы его оставили в семье, или «не достоин». Подобная установка не может не влиять на ребенка – он постоянно чувствует, что проходит «испытание», и понимает, что может испытания не выдержать. Нервы напряжены, поведение становится все хуже, требования родителей все строже. Не выдерживая напряжения, ребенок срывается то здесь, то там. Приемные родители получают «доказательство» своей правоты, и отводят «виновного» в детский дом со словами «мы тебя предупреждали».

v Говоря о том, почему приемные родители возвращают детей в детские учреждения, нельзя обойти вниманием такой феномен как «подростковые возвраты». Усыновив или взяв под опеку ребенка в раннем возрасте, семья живет вполне благополучно, не испытывая особых затруднений в воспитании. И вот у ребенка наступает переходный возраст – период, когда даже самые благополучные, «свои» детеныши порой становятся грубыми, дерзкими, неуправляемыми. Не всем родителям удается с пониманием отнестись к такому «превращению», для многих семей период взросления ребенка становится настоящим испытанием. Приемным родителям приходится вдвойне тяжело, ведь, кроме обычной родительской растерянности, они могут испытывать и отчуждение, и непонимание, и даже страх. Приемному родителю достаточно легко попасть в ловушку «мой ребенок так бы не поступил», в его душе всплывают страхи «дурной наследственности», забытые и задавленные когда-то давно. В случае если замещающей семье не удается преодолеть негативные чувства, подросток оказывается в детском учреждении.

Читайте так же:  Права совершеннолетнего ребенка при разводе родителей

v Всегда ли возврат ребенка из семьи происходит по инициативе взрослых? Иногда, отправляя «не прижившееся» чадо из семьи на казенные хлеба, приемные родители говорят, что «ребенок сам так захотел». Действительно, бывает так, что приемный ребенок, особенно в подростковом возрасте, говорит родителям, что «не хочет с ними жить», и даже настаивает на том, чтобы его вернули в детский дом. Как правило, это связано с тем, что отношения не сложились, в семье царит напряжение, и ребенок, чувствуя себя «нежеланным гостем», просто опережает события, озвучивая то, что витает в воздухе.

Поэтому, при принятии решения взять в свою семью ребенка не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент, и как вы будете справляться с возникающими проблемами. Особенно необходимо разобраться сможете ли вы принять личностные особенности ребенка, справиться со своими амбициями, если он не сможет усвоить все ваши правила. Успех зависит от вашей готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Ребенка нужно любить за то, что он есть, а не за правильное поведение, хорошие отметки, симпатичное личико или таланты.

По статистике, возвращается в детские учреждения от трех до десяти процентов приемных детей. «Много» это или «мало», трудно сказать. Это просто цифры, но за каждой цифрой стоит человеческая трагедия. «Неудавшимся» приемным родителям редко удается забыть приемного ребенка. Можно отдать ребенка, но невозможно «отдать» ни душевную боль, ни чувство вины, ни воспоминания о лучших и худших моментах совместной жизни. Для ребенка же, которого «вернули», это становится очередной травмой, очередным подтверждением того, что «никому нельзя верить». Один разрыв с близкими, другой, третий – и душа постепенно черствеет, теряет способность любить. Становясь взрослыми, «отданные дети» боятся вступать в близкие, доверительные отношения, боятся заводить семью, не хотят иметь детей – зачем, ведь ребенком быть так больно и страшно.

Можно ли как-то предотвратить возвраты детей из приемных семей? Однозначных «рецептов» нет, но есть своего рода «правила», следуя которым, приемные родители могут помочь самим себе и своему будущему приемному ребенку. Весьма полезным, оказывается, пройти подготовку в школе принимающих родителей. Хотя многие порой относятся к таким школам как к «лишней трате времени», тем не менее, хорошая школа позволяет узнать много нового, и взвесить свои собственные силы. Иногда люди, прошедшие школу, говорят – «мы поняли, что не сможем стать приемными родителями». Ведь лучше честно сказать себе «нет» до того, как ребенок придет в семью, чем потом мучительно сожалеть о сделанном.

[1]

http://www.admmegion.ru/news/316079/

В Екатеринбурге решают проблему отказов от приемных детей

29 мая в РИЦ ТАСС (г. Екатеринбург) состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов социального проекта «Школа осознанного родительства», который реализуется в Екатеринбурге благотворительной организацией «Семья детям» при финансовой поддержке Благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее». Данный проект направлен на предотвращение возвратов приемных детей в детские дома. Участники пресс-конференции рассказали о том, с какими проблемами сегодня сталкиваются приемные родители, представили программу по профилактике вторичного социального сиротства в Свердловской области и рассказали о дальнейшем развитии проекта.

О проблеме отказов от приемных детей

Как говорит директор Благотворительной организации «Семья детям» Лариса Бучельникова: «Вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку. И страдает здесь не только этот конкретный ребенок. Наша организация плотно работает с детскими домами, наши сотрудники напрямую взаимодействуют со специалистами учреждений. И мы можем говорить о том, что один вернувшийся ребенок из семьи несет с собой травму в весь детский коллектив. Агрессия ребенка, его боль передается его сверстникам и сотрудникам детского дома».

В то же время по неофициальной статистике более 50% родителей признаются, что имеют намерение отказаться от детей. Масштабность проблемы может прийти в любой из регионов страны, если не работать на профилактику.

Анализ случаев возвратов детей из замещающих семей показал, что основными причинами отказа являются сложности взаимоотношений в период взросления детей. Замещающие семьи проходят различные стадии совместного проживания, в том числе кризис, во время которого есть опасность, что приемные родители не справятся и захотят вернуть ребенка в детский дом. Особенно стоит отметить положение опекунских семей. Опекунами в подавляющем большинстве становятся пожилые родственники ребенка. В силу возраста интересы подростка и опекуна могут сильно различаться, что зачастую приводит к конфликтам.

Проект «Школа осознанного родительства»

Чтобы приемный ребенок вновь не оказался в детском доме родителям требуется не только обучение перед принятием ребенка в семью в школах приемных родителей, но также профессиональная поддержка и сопровождение, когда ребенок уже находится в семье, и возникли реальные проблемы. С этой целью в 2014 году организация «Семья детям» запустила проект «Школа осознанного родительства», партнером которого выступило Министерство социальной политики Свердловской области.

В рамках проекта организация работала по двум направлениям. Во-первых, проводились групповые психологические тренинги для родителей. Как говорит психолог «Семьи детям» Наталья Хейфец: «Ценность тренинговой работы заключается в том, что родители не только узнают многое в теории, но также могут обсуждать проблемы, с которыми они непосредственно встретились в ходе воспитания ребенка. Также общение между приемными родителями в группе оказывает на них позитивный эффект, потому что именно на таких встречах они могут попросить совета у других родителей в какой-то ситуации. В итоге на тренингах происходит групповая терапия, разбор конкретных сложных случаев, а также обмен опытом между участниками проекта».

Во-вторых, в рамках проекта у родителей была возможность получить индивидуальные и семейные консультации у психолога. В итоге в проекте приняли участие 30 семей из Екатеринбурга, для них были проведены 10 тренингов и около 150 индивидуальных консультаций. Эта поддержка для родителей оказывалась бесплатно. «Нашей главной задачей было делать так, чтобы сами родители хотели меняться, потому что от того, как чувствует себя родитель в большинстве случаев зависит то, как будет вести себя ребенок» — отмечает Наталья Хейфец.

Необходимость в сопровождении отмечают и сами участники проекта: «Изменившись сам, я изменил свое отношение с моими близкими. Сейчас я просто счастлив, я рад! И это только благодаря проекту и моей собственной работе над собой», «Сопровождение родителям просто жизненно необходимо! Возникает очень много трудностей», «Я поняла, что хочу расти сама, чтобы даль больше внуку, хочу быть ближе и больше понимать его».

О проблемах родителей

Главные проблемы, с которыми встречаются родители сегодня лежат в нескольких плоскостях: это пристальное внимание общества к приемных родителям и осуждение их выбора. Часто родителям приходится доказывать в обществе, что их ребенок нормальный, и что они сделали правильный шаг, взяв его из детского дома. Другая проблема — родителям не хватает специальных знаний по воспитанию ребенка из детского дома. Также приемным родителям необходим свой круг общения, благодаря которому решалась бы проблема эмоционального выгорания. Кроме того, очень часто уже взяв ребенка из детского дома, родители не понимают мотива своего поступка, отсюда берутся все дальнейшие проблемы.

Читайте так же:  Порядок подачи на алименты на ребенка

Поддержку в этих вопросах сегодня трудно найти. Родители — участники проекта отмечают, что раньше, когда они оказывались в «остром» периоде взаимоотношений с ребенком, они совсем не знали куда идти, и где просить помощи. В местах, куда они приходили их больше выслушивали, успокаивали, но не работали с их случаями. Все это связано с отсутствием профессионального подхода. «Поэтому важной составляющей в сопровождении родителей являются личности специалистов. Это должны быть профессионалы, у которых есть большой опыт работы в терапии, а также опыт в работе с детьми из детских домов. Кроме того, сами родители при возникновении сложных ситуаций должны понимать, что нужно искать поддержку везде, где это только возможно» — говорит Лариса Бучельникова.

В дальнейшем «Семья детям» планирует продолжать работу по сопровождению семей, а также планирует передавать данную технологию специалистам государственных учреждений и НКО. В организации уже поступают заявки на обучение. «Семья детям» активно ищет средства на продолжение работы в этом направлении и призывает граждан, представителей бизнеса и государства оказывать денежную и неденежную поддержку в этом вопросе.

http://www.family2children.ru/Press_konferenciya_ShOR

Вторичный отказ: как ребенку адаптироваться в новой семье

За 2018 год в России было отменено 5368 решений о передаче ребенка в семью на воспитание. Именно столько детей вернулись из семьи в детские дома.

Выступая на форуме PRO-подростков-2019 в Москве с лекцией об особенностях адаптации детей после вторичного отказа, психолог, специалист по семейному устройству и приемный родитель Елена Мачинская привела печальную статистику: в 3522 случаях отказа инициаторами возврата ребенка выступали приемные родители. Чуть более 900 случаев произошли по инициативе органов опеки.

Согласно данным, за 2018 год в детские учреждения вернули 7,2% детей. Примечательно, что почти 14% детей из приемных семей имеют опыт вторичного сиротства. В безвозмездной опеке 10% семей отказались от детей.

По статистике, самая возвращаемая категория — дети, прожившие в семье более пяти лет. На втором месте — те, кто прожил до года.

«Все мы знаем, что под усыновление выбирают голубоглазых блондинов с первой группой здоровья от профессора и балерины. За ними стоят очереди, все бегают и охотятся за такими детьми. И такие самые востребованные дети как раз возвращаются реже, чем дети с особенностями развития, трудные подростки или приемные дети с братьями и сестрами», — говорит Елена Мачинская.

По ее собственному опыту, обычно непонимание и скандалы в семье начинаются уже на стадии оформления документов на предварительную опеку.

Травмы вторичного возврата

«Когда от ребенка отказываются в первый раз, он думает: «Что-то со мной не так. Я плохой, меня выкинули, как игрушку». Но приходят другие люди и говорят: «Нет, ты хороший. С тобой просто случилась беда. Те первые родители просто не справились». В первый раз ребенка удается убедить, что случилось это не по его вине. И теперь все будет хорошо. Но во второй раз человек точно знает: «Я плохой». Мы знаем такие случаи, и вторым разом возврат может не ограничиться», — утверждает эксперт.

Елена Мачинская привела пример: у девочки, которую два раза возвращали, была уверенность в том, что она плохая, и она всячески поддерживала такой имидж. В 12 лет она уже умела курить, пить и ругаться матом, но не читала и не считала. Эту девочку, свою первую приемную дочь, Елена взяла после 15 минут знакомства.

Фото: Елена Алмазова / АСИ

«Через какое-то время мне звонят: срочный возврат, не хочешь взять? И я решила на время поиска основной семьи девочке взять ее к себе. Но ничего не бывает более постоянного, чем временное. Я побила собственный рекорд: я оформила опеку раньше, чем познакомилась с девочкой и даже увидела ее фото, — вспоминает Елена. — У нее было реактивное расстройство привязанности (РРП), но об этом мне не сказали. Дома были многочасовые истерики без возможности отвлечь, драки, крики. Она скинула кровать со второго этажа. Ее нельзя было отвлечь. Она кричала до тех пор, пока не начинала терять сознание. Девочка находилась детском доме с пяти лет и постоянно была на взводе. Маме было 18 лет, когда она оставила дочь, но обещала ей вернуться, как только жизнь наладится. И два года ребенок просто стоял у окна в ожидании».

Бывает, что после оставления ребенка в детском доме у него происходят посттравматические психические нарушения. И очень часто это случается именно после второго возврата. Могут проявиться расстройства, связанные с поведением, аутичные черты, расстройства сна и пищевые расстройства, патологическая тревожность и страх, недоверие. В этом случае уже требуется не помощь психолога, а врача-психиатра.

Особенности адаптации «возвратных» детей

Тут важно знать, какая семья нужна «возвратному» ребенку.

У родителей прежде всего должен быть опыт воспитания приемных детей. В семье не должно быть детей младше приемного ребенка, иначе он будет срываться на них. Стрессоустойчивость — если мама будет вся в депрессии, то ребенку явно это не поможет. Родители не должны смотреть на ребенка через «розовые очки», никаких завышенных ожиданий. А также не лишним будут навыки и знания о психогигиене.

Как помочь семье, воспитывающей ребенка с опытом вторичного отказа? Лучше всего помощь делом, а не только словом, считает эксперт. Таким семьям крайне нужна помощь и поддержка специалистов. А еще важно подарить «свободный час». Ведь уставшие родители могут только усугубить и так сложное состояние ребенка. И, конечно, обязательно похвалить за работу, отметить успехи.

Лекция Елены Мачинской «Особенности адаптации детей после вторичного отказа» прошла на форуме PRO-подростков в Москве, где 400 специалистов из всех регионов России обсудили эффективные технологии помощи детям-сиротам. Форум проходил с 22 по 24 апреля и был организован на средства ранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов. Его организаторами выступили Детский благотворительный фонд «Солнечный город», фонды «Измени одну жизнь» и «Открывая горизонты».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

http://www.asi.org.ru/news/2019/04/25/vtorichnyj-otkaz/

В Свердловской области нашли новый способ предотвращения возвратов приемных детей

В регионе успешно прошла апробацию новая модель сопровождения замещающих семей.

Проект «Глазами ребенка» по апробации и распространению новой модели сопровождения замещающих семей разработали некоммерческая организация «Семья детям» и Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области.

Целью проекта является профилактика отказов от приемных детей в замещающих семьях, а также своевременное выявление детского и семейного неблагополучия.

Новая модель нацелена на то, чтобы выявлять возможные проблемы в замещающих семьях на ранних стадиях их проявления, не дать им приобрести крайние формы, такие как отказ от ребенка или жестокое обращение с ним. Для этого, по словам начальника отдела организации и контроля деятельности по опеки и попечительству Министерства социальной политики Свердловской области Ирины Маевской, разработан единый алгоритм действий для всех служб, работающих с замещающими семьями, предусматривающий более тесное сотрудничество между ними.

Особое место в новой модели отводится повышению уровня знаний и навыков среди специалистов, занимающихся вопросами приемных детей и замещающих семей. Так, специалистам учреждений не всегда хватает квалификации для оказания помощи в решении проблем, связанных с восстановлением нарушенной привязанности у ребенка, воспитанием подростка, подготовкой воспитанников детских домов к жизни в семье, работой с кровными семьямии др.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании долга по алиментам

В апробации новой модели приняли участие более 35 специалистов из разных муниципальных образований, которые ознакомились с новой моделью, адаптировали ее в своей работе, а затем обменялись опытом и разработали свои предложения по улучшению модели.

Организаторы провели обучающие семинары для 180 специалистов и руководителей детских домов, центров социальной помощи семьи и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, органов опеки и попечительства из разных городов Свердловской области. Особое внимание уделялось таким вопросам как ценности и смыслы социальной работы и сопровождения замещающей семьи; способы установления контакта с семьей; ресурсы модели; барьеры на пути внедрения модели; профилактика эмоционального выгорания специалистов и замещающих родителей; способы повышения эффективности работы над общими задачами разных служб, которые работают с замещающими семьями; возможности и потенциал развития межведомственного сотрудничества.

http://www.asi.org.ru/news/2016/07/08/v-sverdlovskoj-oblasti-nashli-novyj-sposob-predotvrashheniya-vozvratov-priemnyh-detej/

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ

Семья — единственный путь обретения опыта семейного образа жизни для детей. Особенно это актуально для тех детей, которые воспитываются в государственных учреждениях. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, воспитанников интернатных учреждений, передаваемых на воспитание в замещающие семьи. Этот процесс обусловлен государственной политикой в вопросе развития семейных форм устройства детей-сирот, определённой готовностью общества к приёму детей в семьи.

Однако в реализации новых направлений семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд трудностей таких как: внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приёму детей в семью, незнание потенциальными приёмными родителями особенностей развития депривированных детей-сирот, неготовность самих детей к проживанию в семье.

Также наблюдается возврат детей, находившихся в семье продолжительное количество времени.

Причин возврата детей много, это как правило состояние здоровья, изменение материального положения семьи, и что совсем неприемлемо – ненадлежащее исполнение обязанностей опекуном. Самой главной причиной является обострение межличностных отношений – неумение детей и замещающих родителей эти отношения выстраивать. Дети растут, подростковые проблемы накапливаются, и замещающие родители оказываются, к этому не готовы, отсюда и вывод: легче вернуть.

В целях предотвращения возвратов приёмных семей необходимо выявить проблемы в замещающих семьях ещё на ранних этапах, проводить профилактическую работу отдельно с замещающими родителями, с другими членами семьи, с приёмными детьми и в целом со всей семьёй.

Работа с семьёй по предотвращению возвратов проходит в несколько этапов:

1. Этап «Пропедевтический»

Подготовка граждан, выразивших желание принять на воспитание детей в семью, которая проводится по специально разработанной программе с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Порядка подготовки граждан. Программа включает не только юридический и медицинский, но и психолого-педагогический модуль, где уделяется внимание вопросам поведенческих возрастных и полоролевых особенностей приёмных детей.

Подготовка детей-сирот к проживанию в семье осуществляется специалистами детского дома и службой сопровождения замещающих семей, с использованием специально разработанных программ, включающих эмоциональный, когнитивный и поведенческий блоки.

Результатом данного этапа должна стать мотивационная и знаниевая готовность кандидата.

2. Этап «Диагностический»

Углублённая диагностика как родителей, так и детей на предмет совместимости и определения психологических особенностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Диагностика проводится в период подготовки и включает как самодиагностику, так и тестирование специалистами.

С этой целью используется стандартизированная база валидных методик (опросники, тесты, проективные методики).

Обработка рабочих материалов проводится специалистами: психологом, социальным педагогом. На основании полученных данных делается окончательный вывод о готовности кандидатов, о возможных претендентах.

3. Этап «Подготовительный»

На момент окончательного перехода ребенка в семью организуются встречи, совместное времяпровождение, используется форма временного пребывания ребёнка в семье (гостевой режим). После чего принимается окончательное обоюдное (ребенка и семьи) решение о передаче на воспитание приемного ребенка и присвоения семье статуса замещающей семьи.

4. Этап «Патронаж семьи первого года»

После окончательного принятия решения о передаче ребёнка в семью, с ней заключается договор специалистов службы сопровождения замещающих семей о социально-психологическом сопровождении, которое включает поддержку семей, профилактику кризисных моментов, просвещение, консультирование, супервизию проблем, внутрисемейные и межсемейные занятия (тренинги) на развитие семьи и семейных отношений и предусматривает закрепление куратора.

График посещения семьи первые три месяца составляет 2-3 раза в неделю. Используется метод включенного наблюдения, проводится срезовая диагностика семейного микроклимата и комфортности пребывания ребёнка в семье. Также предусматривается работа со всей семьей (мини-тренинги). Семьи могут участвовать и в групповой, клубной работе, которая проводится специалистами службы сопровождения.

По мере адаптации встречи на дому становятся реже, но остаётся контроль по телефону и участие в клубной работе

5. Этап «Сопроводительный»

Сопровождение семьи и ребёнка осуществляется специалистами службы сопровождения замещающих семей при активном сотрудничестве со специалистами образовательных учреждений (дошкольных и школьных).

6. Этап «Профилактический»

По мере взросления ребёнка и с учётом прохождения замещающей семьёй стадии своего становления и развития специалисты отмечают наиболее опасные в плане кризиса периоды, например подростковый, поступление в школу и т.п., и усиливают интенсивность встреч. Кроме того в банке данных о замещающих семьях службой контролируются семьи в предкризисные моменты и проводится просветительская работа с родителями.

7. Этап «Кризисный»

Кризисы могут быть вызваны управляемыми (кризис возраста) и неуправляемыми факторами (несчастные случаи, потеря работы и т.п) Информация о проявлениях неблагополучия, в первую очередь вызванных неуправляемыми факторами может поступать в службу со стороны образовательных учреждений, ближайшего окружения семьи, получается путём собеседования с воспитателем, классными руководителями, участия специалистов службы сопровождения в психолого-педагогических консилиумах, профсоветах образовательных учреждений, информации детского телефона доверия, а также обращениях замещающих родителей в органы опеки и попечительства.

Изучаются причины кризиса, участников конфликта, намечаются пути решения и ответственные -кризисный куратор.

В первом случае при первых сигналах службы сопровождения активно подключаются к работе с семьёй. Частота и интенсивность встреч увеличивается. Возможно использование технологии «Супервизия», «Сетевых контактов», «Работа со случаем».

В особых случаях допустимо участие «мобильной бригады», на выезд которой оформляется заявка и отправляется в Ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.

Семья ставится на контроль и переводится в режим патронажа (этап «Патронаж семьи первого года»).

Во втором случае изучаются ресурсы семьи и возможности помощи (экстренной или пролонгированной) до момента разрешения кризиса и принятия решения. Возможен вариант передачи ребёнка в патронатную/гостевую семью из числа ближайших родственников, знакомых или сотрудников учреждения, где расположена служба сопровождения. В любом случае это должна быть семья знакомых ребёнку людей. В крайнем случае, ребёнок возвращается в учреждение.

8. Этап «Послекризисный»

Семья переводится на сопровождение, частота встреч снижается. Критические периоды в становлении приёмной семьи:

12 месяцев приёма (семья, нередко самодостаточные до приёма, начинают отказываться от детей). В первые полгода приёма увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приёмные) ожидают от неё исполнения роли лидера семьи. В это же время резко снижается статус отцов.

На этом этапе психологическое сопровождение направлено на целостность супружеской подсистемы, уровень эмоционального напряжения у матери и статус отца в семье. Супругов обучают техникам принятия совместных решений, помогают в организации обсуждения ситуации, сложившейся в семье.

[3]

2 года приёма (к этому времени должна сформироваться самоидентификация членов семьи с её новым статусом). Идёт процесс переструктурирования границ, как в отдельных подсистемах, так и в системе в целом. Это вносит значительный хаос в структуру отношений в семье как внутри самой системы, так и во взаимодействии с окружением. Приёмные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, они пытаются воспроизвести привычные модели взаимоотношений сиротского учреждения или кровной семьи.

Читайте так же:  Распространяется ли материнский капитал на третьего ребенка

Психологическое сопровождение направлено на структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов, а также системные защиты базовой семьи и приёмного ребёнка от взаимной интервенции. Важным становится участие детей в группе поддержки с другими кровными и приёмными детьми, имеющими большой опыт совместной жизни.

3-3,5 года приёма (кризис сепарации, который начинает актуализировать потребность у замещающих семей отказаться от воспитания приёмных детей). Примерно в 3 года приёма актуализируется потребность в сепарации у приёмных детей. Взаимоотношения к этому времени стабилизировались, и они уже могут позволить себе большую автономию. Система снова испытывает потребность в переструктурировании. В результате повышается уровень конфликтности в семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей. Замещающие родители начинают испытывать определённую «усталость» от проблем, связанных с поведением приёмных детей. Напряжённость в семье достигает своего пика примерно в 3,5 года приёма и нередко провоцирует структурный кризис в системе.

Целями психологической помощи становятся личностные границы членов семьи, способы проявления ими своих чувств, привязанности в семье, способность к рефлексии и управлению поведением детей. Главной целью сопровождения в этот период становится вывод семьи из кризиса.

Замещающие семьи проходят через определённые этапы становления и развития. Семейные системы находятся на постоянном движении: дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, её потребности. Поэтому своевременное выявление и разрешение семейных проблем является важным фактором профилактики отказа от приёмных детей.

Список литературы

1. Басова В.М. Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Учебно-методическое пособие. // Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2003.

2. Гринберг С.Н. Савельева Е.В. и др. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.Речь. СПб., 2007.

3. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. Энас. М., 2005.

4. Пронина С. «Время восстанавливать семьи». Общественно-аналитический ежеквартальный журнал «Детский дом» № 4 (17) октябрь-декабрь 2005.

[2]

5. Пфальц В.Р., Хюсген Г., Шмитц М. «Работа с родителями и социально-педагогическая помощь семье» Вологда, 2002.

6. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: 1999. –185с.

http://evansys.com/articles/pedagogika-i-psikhologiya-ot-voprosov-k-resheniyam-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy/sektsiya-17-sotsialnaya-psikhologiya/profilaktika-vozvratov-detey-iz-priyemnykh-semey/

Вторичное сиротство. Как предупредить отказы от приёмных детей?

Содержание этой страницы

Предупреждению вторичного сиротства, как одной из актуальных проблем в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, было посвящено заседание Клуба приёмных родителей «Мы вместе», которое состоялось 29 ноября 2019 года в правлении по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар.

О факторах и причинах вторичного сиротства рассказала собравшимся начальник отдела социально-психологической и методической работы Управления Кушнаренко Ирина Борисовна. К таким факторам относятся: неконструктивная мотивация замещающих родителей (жалость, желание скрасить одиночество, быть как все, желание сохранить брак путём принятия в семью ребёнка и др.); несоответствие ожиданий замещающего родителя возможностям ребёнка; сложность протекания адаптационного периода у приёмного ребёнка; психологическая и эмоциональная неготовность к новой роли замещающих родителей.

Проблемам социализации приёмных детей, переживших вторичное сиротство, было посвящено выступление ведущего специалиста отдела социально-психологической и методической работы Управления Большак Натальи Кузьминичны.

Последствия отказа для ребёнка чудовищны. После такого шага со стороны приёмных родителей ребёнок перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Исходя из этой новой позиции, он меняет своё поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем — теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго — от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить. Устроить их снова в семью крайне трудно — часто вторая попытка также может закончиться возвратом.

Заключительная часть заседания была посвящена профилактике эмоционального выгорания, как одного из способа предупреждения вторичного сиротства. О стадиях этого феномена, способах восстановления своего психоэмоционального состояния рассказала замещающим родителям ведущий специалист, психолог обособленного подразделения отдела работы с приёмными семьями ГКУ КК «Краевой методический центр» Науменко Надежда Юрьевна.

Замещающая семья должна обладать большим психолого-педагогическим потенциалом, разнообразным диапазоном воспитательного воздействия. Замещающая семья – особенный мир, который отличается от мира обычных семей. Ведь приёмный ребёнок – это человек, за свою короткую жизнь уже успевший пережить и расставание с кровной семьёй, а зачастую и пребывание в реабилитационном центре или в детском доме. Организация профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребёнка в семье – одна из основных задач всех лиц и учреждений, заинтересованных в благополучии замещающих семей: органа опеки и попечительства, ГКУ КК «Краевой методический центр» и самой замещающей семьи. Сопровождение позволяет получить замещающим семьям бесплатную квалифицированную поддержку специалистов, помогает справиться с трудными ситуациями в семье, даёт уверенность в воспитании приёмных детей, а самое главное – является одним из основных компонентов профилактики вторичного сиротства.

http://uvsd.ru/news/events/183-vtorichnoe-sirotstvo-kak-predupredit-otkazy-ot-priemnyh-detej.html

Профилактика отказов от приемных детей. Пособие

Монография отражает авторскую точку зрения на развитие форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систему отбора, обследования, обучения, профессионального сопровождения и мониторинга замещающих семей. В работе нашли отражение исследования и опыт работы автора в области предотвращения социального сиротства и отказов от приемных детей.

Работа посвящена вопросам эффективности замещающей семьи, критериям и методам её оценки, а также особенностям в развитии и поведении детей-сирот. Что считать эффективностью: количество детей-сирот, взятых на воспитание, отсутствие отказов приемных семей от воспитания, а может, отсутствие проблемных ситуаций и запросов на оказание помощи семье службой сопровождения?

Основным показателем эффективности семьи является уровень комфортности всех её членов, установление прочных привязанностей между всеми членами семьи, включая приемного ребенка. Особенно актуален вопрос определения эффективности замещающей семьи сегодня, когда в патронатную службу с просьбой отдать на воспитание в семью детей-сирот обращаются люди с совершенно разным опытом и мотивами.

Наша задача заключается не в том, чтобы ставить дополнительные заслоны и преграды людям, желающим помочь сиротам, а в том, чтобы защитить этих детей от очередного разочарования.

Монография может быть интересна для специалистов, работающих в области защиты интересов материнства и детства.

Осипова И.И. Профилактика отказов от приемных детей. Пособие – М.: НП “Независимый Институт семьи и демографии”, 2008. 144 с.

http://victoriacf.ru/2065/profilaktika-otkazov-ot-priemny-h-detej-posobie/

adoptlaw

www.adoptlaw.ru

Ольга Митирева: за профессионализацию семейного устройства

Возврат приемного ребенка — часть 2 (причины и профилактика)

Моя практика показывает две особые категории возвратов (или вторичных возвратов от приемных детей):
— возвраты в течение нескольких дней или недель после принятия ребенка (для удобства назовем их «преждевременные возвраты»);
— возвраты по истечении полугода-года, вплоть до нескольких лет после принятия ребенка (назовем их «сознательные возвраты»).
У этих двух группу возвратов разные причины и разные способы профилактики.

Начнем с преждевременных возвратов.

Сначала приведу примеры из реальной жизни (из последних писем родителей), в которых отмечу ключевые фразы и моменты, необходимые для понимая специфики преждевременных возвратов. Потом проанализируем причины и возможную профилактику подобных возвратов.

История Нины П., сентябрь 2015 года
Добрый день, 2 сентября мы усыновили ребенка, решение вступила в силу 12 сентября. 18 сентября забрали домой. К, сожалению, жить с усыновленным ребенком не сможем, приняли решение вернуть обратно в детский дом 2 октября. Подскажите, как с юридической точки зрения сделать это правильно? Как пройти процедуру разусыновления быстро и правильно, чтобы у ребенка появился шанс как можно быстрее оказаться в семье?

Читайте так же:  Как подать на алименты на пенсию

На мой взгляд, сознательные возвраты – так я называю возвраты через несколько месяцев или даже лет после принятия ребенка – отражают одну или несколько из следующих ситуаций:

(1) по сути отсроченный преждевременный возврат, когда в прошлом органы опеки либо принудили родителей забрать конкретного ребенка (обычно «в довесок» к брату или сестре или в попытке «быстренько» устроить в семью непростого ребенка), либо отговорили от возврата сразу после появления ребенка в семье; родители внешне смиряются, вроде бы принимают ситуацию, но подсознательно выискивают в поведении ребенка малейшие «неадекватности», чтобы вернуться к теме возврата (в начальной школе или в подростковом возрасте эти «неадекватности» сами «падают в руки»);

(2) профессиональное бессилие (а нередко – полное отсутствие) служб по семейному устройству, закамуфлированное под возврат ребенка по инициативе приемных родителей; обычно такие возвраты происходят с подачи органов опеки в период адаптации, т.е. в пределах полугода-года после устройства ребенка;

(3) «непролеченные» проблемы периода адаптации, когда профессиональной помощи приемный родитель не получил, кое-как справился собственными силами (а точнее, решил перетерпеть проблему, «вылечить любовью» и т.п.), но по мере взросления ребенка игнорировать особенности в поведении становится труднее, внутренние резервы приемной семьи истощаются и в какой-то момент, вроде бы очень далекий от появления ребенка в семье, «вдруг» происходит срыв;

(4) реакция на непредвиденное событие в семье, прямо не связанное с ребенком, но обнажившее хрупкость отношений, особенно в условиях отсутствия грамотного сопровождения и поддержки семьи – такие возвраты могут иметь место и через много лет после принятия ребенка.

Примеры из жизни:

История Анны, июль 2015 года (Челябинская область)
Здравствуйте. У нас приемная семья, двое детей, родные брат с сестрой. Мама этих детей лишена родительских прав по решению суда, отец прочерк. Дети в нашей семье с марта 2013 года. С мальчиком много трудностей, приняли решение вернуть его в детское учреждение. Имеем ли мы право разлучать их, оставив девочку в семье? Распоряжения выданы на каждого ребенка.

История Марии, июль 2015 года (Якутия)
У меня под опекой трое детей: две сестры и брат. Средняя сестра меня не слушается, усложняет нам всем жизнь, я с ней не справляюсь и хочу ее отдать в детдом. Но боюсь, что заберут остальных двоих детей. Так это или нет?

История Ольги, апрель 2015
Моя мама 8 лет назад оформила приемную семью над двойней — мальчик и девочка, с девочкой никаких проблем, а вот мальчик совершенно не поддается контролю и воспитанию, учиться не хочет, в школу не ходит, на домашнем обучении, никого не слушает, сбегает, ворует, каждые полгода лежит в психбольнице, но диагнозов, кроме нарушения поведения нет. Хотим отказаться от мальчика, но управление по вопросам семьи и детства утверждают, что по закону не имеют права разделять брата и сестру, действительно ли это так и что можно сделать?

История Марины С., апрель 2015
Возникли проблемы со старшим мальчиком Андреем 14 лет. Он попал ко мне в семью 5 лет назад после расформирования детдома, этакий «кот в мешке». В личном деле мелькали диагнозы 84.8, 91.8, 92.9, ММД, Андрей лежал в детской психиатрической больнице в 2009 году в течение 2-х месяцев «за сексуальные пристрастия» (так написано в личном деле). В декабре 2014 года выяснилась неприятная информация: Андрей неоднократно сексуально домогался до младшего ребенка 9 лет. Сейчас Андрей лежит в детской психиатрической больнице, предварительный диагноз: психопатия. Мною принято решение о возврате Андрея после его выписки.

История Ирины, апрель 2015 года

Девочка 9 лет была в семье полгода, адаптация была тяжелая, кражи, начала уходить из дома, в очередной раз три дня искали с полицией, где она заявила, что в приемной семье жить не желает, т.к. ее обижают, бьют и т.д., желает жить у «бабушки» — это знакомая биоматери, тоже лишенная родительских прав с асоциальным образом жизни. Правда, когда девочке сказали, что она поедет обратно в детский дом, она сразу пошла на попятную и сказала, что согласна жить у приемной мамы, если ей разрешат ходить к «бабушке». Что реально указано в её объяснении, неизвестно (все со слов опеки).
Опека настояла на возврате ребенка в детский дом, мотивируя тем, что почти 10-летний ребенок имеет право выбирать, где и с кем жить. Приемная мама написала заявление о прекращении опеки в связи с нежеланием ребенка жить в семье.

История Таисии, август 2015 года (Московская область)
На Вашем сайте я нашла книгу Нэнси Томас «Когда любви не достаточно». В ней на 100 % процентов описан наш ребенок. Женя уже шесть лет с нами (ему скоро исполнится 9 лет). За эти годы, несмотря на некоторые положительные сдвиги, мы не смогли решить главную проблему — оппозиционно-вызывающее поведение (на фоне которого наши ЗПР и СДВГ просто «цветочки»). Понимаю, что многое мы делали не так как надо. Несмотря на то, что в книге подробно описан метод воспитания (излечения) детей с синдромом нарушения привязанности, у меня возникает отчаяние из-за того, что многое мы упустили и страха не справиться (верней, я уже теряю контроль над ситуацией). Моя жизнь превратилась в настоящую битву с Женей (что, как я понимаю, совершенно неправильно, но иначе у меня не получается). Я на грани своих возможностей. Очень нуждаюсь в помощи опытного психотерапевта, находящегося в нашей теме. Пожалуйста, посоветуйте специалиста в Москве, к которому можно обратиться по этой проблеме.

История Олеси, март 2013 года
Девочка с рождения возвратная, в четыре года передана под опеку одинокой женщине примерно 50 лет. Сейчас девочке уже 8 лет.
Недавно умер отец мамы-опекуна. Она это очень переживает. Остальные родственники не поддерживают ее решение быть опекуном, а скорее наоборот. Все это обострилось после смерти отца. Мама не смогла разрешить ситуацию, опека отправила ее в районную поликлинику к психологу, там помощь, по всей видимости, не смогли оказать. В итоге мама отвезла девочку в больницу под видом лечения и тем временем написала возврат от опеки, ребенок пока не знает об этом, мама девочку навещает.
Информация к нам поступила из больницы, т.к. с опекой у нас отношения, прямо скажем, сложные (пишет представитель некоммерческой региональной организации содействия приемным семьям). Мы подключили нашего психолога для работы с мамой. После работы с психологом мама забрала заявление о возврате.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://adoptlaw.livejournal.com/18246.html

Литература


  1. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.

  2. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  3. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
  4. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  5. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
Профилактика отказов от приемных детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here