Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Важная информация в статье: "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Профилактика жестокого обращение в семье

Если Вы стали очевидцами жестокого обращения с ребенком –

не молчите.

Обратитесь в полицию (тел.: 356-42-08 )

в органы опеки и попечительства (тел.: 368-44-48)

Жестокое обращение

Жестокое обращение — причинение особых физических или психических страданий в результате определенной линии поведения виновного, выражающейся в его активных действия в отношении потерпевшего. Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей или лиц, их заменяющих, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Насилие

Насилие – любой акт психического или физического воздействия одного лица или группы лиц, нарушающее природные или приобретенные права и свободы человека.

Формы жестокого обращения с детьми

Формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие, Сексуальное насилие, Психическое (эмоциональное) насилие: 1) психологическое пренебрежение; 2) психологическое жестокое обращение 3) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в их развитии. Включает телесные повреждения ребенка, нанесенные сознательно вследствие: ударов, побоев сознательного введения веществ, вызывающих болезненное состояние создания условий жизни, ставящих под угрозу безопасность ребенка.

Признаки физического насилия над ребенком

Признаки физического насилия над ребенком раны и синяки, разные по времени возникновения, на разных частях тела, непонятного происхождения, имеющие особую форму ожоги, укусы боязнь взрослых, боязнь родителей болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, негативизм, агрессивность, жестокость по отношению к животным стремление скрыть причину травм и повреждений, боязнь идти домой после школы побеги из дома (подростковый возраст), суицидальные попытки (подростковый возраст), употребление ПАВ (подростковый возраст).

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Признаки сексуального насилия над ребенком

Признаки сексуального насилия над ребенком ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, несвойственные поведению и возрасту сексуальные игры с самим собой, сверстниками, игрушками; открытая мастурбация, беспричинные нервно-психические расстройства – в дошкольном возрасте Низкая школьная успеваемость, замкнутость, стремление избегать контактов, изменение ролевого поведения, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью скрыть тело одеждой. В младшем школьном возрасте депрессии, побеги из дома, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания. Сексуализированное поведение, употребление ПАВ, проституция, жалобы на боли в животе – в старшем школьном возрасте.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Явные признаки физического и сексуального насилия над ребенком, требующие немедленного обращения в правоохранительные органы — это следы побоев, истязаний следы сексуального насилия запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.п.), антисанитарное состояние условий существования ребенка, систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, изгнание из дома.

Психическое насилие

Психическое насилие — длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности: скрытое неприятие и критика ребенка, оскорбление или унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Признаки психического насилия над ребенком

Признаки психического насилия над ребенком задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (дошкольники, младшие школьники) импульсивность, взрывчатость, агрессивность аутоагрессия, суицидальные высказывания и попытки чрезмерная уступчивость, податливость ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева депрессии, беспомощность, низкая самооценка, заторможенность.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Включает: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи отсутствие должного внимания и заботы в отношении ребенка, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений и др.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка

Ребенок не растет, не набирает подходящего веса, теряет вес, испытывает постоянный голод или жажду, ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, у ребенка нет прививок, плохая гигиена кожи, запущенное состояние здоровья, ребенок не ходит в школу, прогуливает занятия, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно. Ребенок испытывает трудности в обучении, проявляет регрессивное поведение, низкую самооценку, у ребенка наблюдается подавленное настроение, апатичность, пассивность, плохие социальные взаимоотношения отклонения в поведении ребенка.

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей физического насилия. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание: Убийство (ст. 105), Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106), Причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), Причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), Причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), Нанесение побоев (ст. 116), Истязание (ст. 117), Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118).

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей сексуального насилия. Уголовный кодекс Российской Федерации: Изнасилование (ст. 131), Насильственные действия сексуального характера (ст. 132), Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133), Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134), Развратные действия (ст. 135), Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятию проституцией (ст. 240).

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей психического насилия. Уголовный кодекс Российской Федерации: Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), Доведение до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110), Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественной деятельности (ст. 151), Склонение несовершеннолетнего к употреблению наркотиков (ст. 230), Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятию проституцией (ст. 240).

Читайте так же:  Жена подала на лишение родительских прав

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей пренебрежение основными потребностями ребенка. Уголовный кодекс Российской Федерации: Халатное отношение родителей или воспитателей к обеспечению безопасности ребенка, приведшее к его гибели, причинению тяжкого вреда его здоровью (ст. 109, 118), Оставление в опасности (ст. 125), Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156), Злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157), Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118), Неоказание помощи больному (ст. 124).

Организация работы с семьей в случае наличия в ней насилия

Организация работы с семьей в случае наличия в ней насилия:

Установление контакта с членами семьи,

Выявление причин и сущности домашнего насилия

Разработка плана помощи семье, определение роли каждой из задействованных в этом процессе служб,

Реализация намеченного плана, его коррекция в случае обнаружения новых обстоятельств и проблем,

Патронирование, сопровождение семьи.

Методы работы с домашним насилием

Методы работы с домашним насилием:

Диагностические методы (наблюдение, изучение документов, анализ сновидений, опросники, интервью, беседа, экспериментальные методы, изучение продуктов деятельности, проективные методики, тестовые методы). Обучающие методы (методы повышения самооценки, выработка коммуникативных умений, конструктивных способов выражения гнева, страха, любви и др. чувств, обучение различным видам саморегуляции. Правовое просвещение, консультирование по вопросам семейных отношений, воспитания детей и т.д., обучение профессиональным навыкам и др.)

Терапевтические методы (коррекционные поведенческие тренинги, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, песочная терапия, серийное рисование, тематические медитации, трудотерапия).

Видео Азбука прав ребенка.mp4

Тег video не поддерживается вашим браузером.

Рекомендации родителям по профилактике жестокого обращения в семье

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, среди людей, которые должны обеспечивать безопасность ребенка, заботиться о нем и любить его.

Жестокое обращение с детьми в семье травмирует их психику и является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать негативное влияние на различные сферы жизни ребенка. Кроме того, оно имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты.

В случае ослушания или при наличии признаков трудного поведения родители считают, что вправе наказывать ребенка, ошибочно полагая это нормой. Опасность представляет непросвещенность взрослых о том, что жестокое обращение – это не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. Призываем родителей использовать в своей практике только приемлемые способы дисциплинарного воздействия.

Перед тем, как наказать ребенка, необходимо встать на его место и понять, почему он совершил этот поступок. Нет ли Вашей вины в том, что ребенок совершил проступок? Возможно, Вы не объяснили ему, что так делать нельзя, и он просто не видит в своем поступке ничего плохого и не понимает последствий? В этом случае все наказание должно свестись к разъяснительной беседе, почему так делать нельзя. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма.

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Оно не должно затрагивать вещей, важных для развития ребенка, например, еды, сна или спортивных занятий. Наказание должно соответствовать тяжести провинности. Поэтому будьте осторожны и объективны. Прежде чем наказывать, подумайте, а не будет ли это слишком сурово за этот конкретный проступок, и соблюдайте во всем меру. Кроме того, есть виды наказания, которые к ребенку никогда и ни при каких условиях применять нельзя.

Угрозы и запугивания – могут привести к серьезным психологическим расстройствам, развитию неврозов и т.д. Также такой вид наказания может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей.

Оставлять проступки без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия.

Применяя наказание, нужно придерживаться очень важного правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, что не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним.

Помните, что плох тот родитель, который наказывает не воспитывая. Поэтому Вам понадобится: терпение, любовь, последовательность, адекватность.

Алгоритм наказания

  1. Наказывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.
  2. Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
  3. Наказание должно следовать сразу за проступком.
  4. Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.
  5. Потом расскажите о том, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка. Если Вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что Вы чувствуете, как факт, который нужно принять.
  6. Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоиться.
  7. Когда Вы будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
  8. Спокойно скажите: «Твое поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю».
  9. Обнимите своего ребенка.
  10. Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.

Профилактика жесткого обращения с детьми дома

Выше мы говорили о том, что насилие может быть как физическим, так и психологическим. Здорово, когда в семье царит взаимопонимание. Но, к сожалению, бывают разные случаи. Какие семьи попадают в зону риска:

  • Семья, где ребенок не родной. Если даже один из родителей не являются родным для ребенка, он может проявлять агрессию. Это происходит из-за отсутствия любви и привязанности к ребенку. Для такого взрослого, ребенок может быть обузой.
Читайте так же:  Споры о лишении родительских прав

Рекомендации: Люди проявляют агрессию, когда им самим не хватает любви! Если у вас подобная ситуация, не опускайте руки. Отсутствие взаимопонимания между взрослыми приводит к большим проблемам с детьми. Практически любую ситуацию можно исцелить. Постарайтесь подарить любовь и поддержку не только ребенку, но и взрослым людям, которые его окружают.

  • Неблагополучные семьи. Если родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками или склонны к насилию — это большой риск для детей.

Рекомендации: Таким семьям может помочь только квалифицированный специалист. Единственной рекомендацией является изолировать ребенка от влияния подобной семьи до прояснения обстоятельств. Бывают разные случаи, поэтому прежде всего нужно оказывать психологическую помощь взрослым. Убрав причины деструктивного поведения, можно создать гармоничную семью. Но и ребенку в такой ситуации необходима помощь психолога.

  • Один из взрослых — тиран. Это может касаться как родителей ребенка, так и ближайших родственников. Проявление ненависти и агрессии со стороны взрослых негативно сказывается на психике ребенка.

Рекомендации: Бывают случаи, когда тиран держит в страхе всю семью. И в таких ситуациях выход только один – уходить из семьи! Чем больше вы терпите, тем сильнее будут унижения. Справиться в такой ситуации довольно сложно, поэтому незамедлительно обратитесь к психологу.

  • Насилие между детьми. Детский эгоизм может породить насилие пострашнее взрослого. Родители могут даже не заметить, что между детьми существует вражда.

Рекомендации: Старайтесь больше уделять внимания своим детям. Им, как и взрослым, нужна поддержка и любовь. Общайтесь с детьми наравне, пусть они почувствуют, что в семье нет любимчиков. Найдите им совместное занятие, которое всем будет по душе, привлекайте вместе выполнять домашние поручения. Совместный труд сближает, и позволяет лучше узнать друг друга.

  • Семьи с детьми-инвалидами. Дети с ограниченными возможностями накладывают дополнительную ответственность по их воспитанию на родителей. Зачастую взрослые хотят дать особенным детям больше любви и поддержки. Однако при этом зачастую страдают все члены семьи, что может привести к насильственным действиям.

Рекомендации: Конечно, наличие заболевания у ребенка требует к нему особого отношения. Но не стоит забывать и про других членов семьи, как взрослых, так и детей. Уделяя слишком много внимания только ребенку-инвалиду, вы рискуете не только вызвать агрессию и ненависть в родственников, которым тоже трудно и не хватает от вас поддержки и любви. Но и вырастить ребенка-эгоиста, который в дальнейшем будет манипулировать людьми, призывая к сочувствию. Постарайтесь найти золотую середину, и создать гармоничные отношения в семье.

[1]

Как избежать насилия над ребенком?

Что делать, если у вас нормальная семья, но все равно не обходится без случаев насилия? Профилактика жестокого обращения с детьми в доме ещё никому не помешала. Она должна культивироваться государством и проводиться в масштабах всей страны. С родителями должны проводить беседы социальные работники, а, в случае необходимости, и психологи. Будущие родители должны осознавать свою роль и функцию в жизни детей, и осознанно брать на себя эту ответственность. Для этого рекомендуется посещать специальные курсы и читать литературу.

Специалисты на общегосударственном уровне должны оказывать всяческую поддержку и помощь родителям при возникновении трудностей. Важно помнить, что малыш, который подвергался насилию, в будущем может иметь серьезные проблемы (депрессивное состояние, заниженная самооценка, вредные привычки, проблемы со здоровьем, проявление насилия по отношению к другим людям).

Здорово, если на государственном уровне предпринимаются попытки предупреждения насилия над детьми. Однако для защиты своих детей, стоит обратить внимание на следующие особенности:

  1. У вашего ребенка есть синяки, ссадины и другие физические признаки насилия.
  2. Ребенок замкнулся в себе и не рассказывает, что с ним происходит
  3. Проявление агрессии стало нормой для ваших детей. Чадо дерется в школе, хамит учителям, грубит родителям.

Эти психофизиологические признаки могут свидетельствовать о насилии над ребенком.

Что подразумевает насилие над детьми?

В новостях нам часто рассказывают о физическом насилии, но не менее травматичным является и психологическое насилие над ребенком. Можно выделить следующие виды насилия:

  • отказ в элементарных потребностях (еда, чистая одежда, питьевая вода, комфортные условия для сна и жизни, медикаменты и лечение);
  • недопустимые элементы сексуального влечения и насилия;
  • намеренное травмирование и нанесение телесных повреждений;
  • унижение и оскорбление личности ребенка
  • проявление эгоизма, отсутствие любви, похвалы и должного внимания.
  • пренебрежение в общении и решении проблем.

Приемлемые методы дисциплинарного воздействия на ребенка

  1. Метод естественных последствий – один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, или уколется, схватив иголку, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходит и от взрослого. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять».
  2. Лишение удовольствия. Лучше наказывать. Лишая хорошего, чем делая плохое. Такой способ может использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда годовалый малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла. И для него это очень существенная потеря. Нескольких повторений будет достаточно. В семье, где заведено, что перед сном мама или папа читают малышу книгу, чтение отменяется. Для детей постарше может быть наложен запрет на просмотр телевизора, игры за компьютером. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо. Так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным. А этого допускать нельзя.
  3. Лишение внимания. Поверьте, для детей самое важное – это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченными. Поэтому ребенка можно наказать отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания, чтобы он понял, что подобная тактика не принесет никаких результатов. Но, перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому, что у Вас плохое настроение. Также необходимо определиться и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Например: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки (не перестанешь кричать). Все, просто занимайтесь своими делами. Конечно, ребенок тут же захочет проверить, и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать то, за что наказан.
  4. Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Собственно это даже не является способом наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод крайне прост – отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своем поведении (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае, если ребенок очень мал, можно самим выйти из комнаты. Наказывать надолго таким образом маленького ребенка тоже не стоит, так как через некоторое время он просто забудет, за что его наказали.
Читайте так же:  Опека над ребенком до какого возраста

Хотелось бы предупредить Вас, если Вы пробуете новый метод. Помните, что все новое сначала испытывается детьми на крепость и только потом принимается.

Подготовили: Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» г. Уфы.

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

Задачи: 1.Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых.

2. Предупредить факты семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.

[2]

3. Познакомить родителей с правовой стороной вопроса.
4. Привлечь родителей к обсуждению по теме «Наказания и поощрения детей в семье».

Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга (в форме групповой проблемной работы).

Участники: кандидаты в замещающие родители

Оформление помещения, оборудование

1. Столы расставлены для работы в группах.

2. На доске тема собрания.

3. Листы красного, зеленого и желтого цветов, ручки; информационные буклеты.

4. Проектор, экран.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Репортаж из архива Ивановских новостей.

2. Слайдовая презентация собрания.

1.Вступительное слово психолога

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в современном обществе. Очень актуальным стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости к детям, о потере семейных ценностей. Мы сегодня собрались обсудить с вами некоторые из этих проблем, а также познакомиться с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.

2. «Мозговой штурм – блиц-опрос» Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы:

1.В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)

2.На кого возлагается основная ответственность за воспитание ребенка по конвенции? (на родителей)

3.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

3.Демонстрация видеосюжета. Психолог: Вашему вниманию будет представлен репортаж из архива Ивановских новостей, который определит тему нашего собрания (показ видеосюжета).

4.Сообщение психолога по теме собрания

По научным данным за 2018 год более 78 % детей в России сталкивались с жестоким обращением в той или иной форме. В основном физическому насилию дети подвергались в своей собственной семье. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения ему наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Также большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

По данным Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами в г. Иваново возросло. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Выделяют такие виды жестокого обращения с детьми как

2. сексуальнее насилие;

3. моральное насилие или пренебрежение нуждами;

4.психологическое (эмоциональное) насилие.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей к своим детям.

Актуальность нашей встречи состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие, перенесённое в детском возрасте, особым образом оказывает негативное влияние на психическое, физиологическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в обществе. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости по отношению к другим.

Но всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Разработаны нормативно-правовые документы, в которых отражаются меры защиты и права ребенка: Всеобщая декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Уголовный кодекс РФ — ст. 106-136, ст. 150-157

Читайте так же:  Опека над ребенком из детского дома выплаты

Семейный кодекс РФ — ст. 54, 56, 69, 77

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

[3]

— Теперь с вами обсудим, какие существуют наказания для детей.

1. Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка.

2.Физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и сами находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил.

3. Вербальная агрессия. Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот.

4.Существует еще такое наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы (родители игнорируют ребенка и его просьбы, не общаются с ним). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте».

Ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо: сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур.

Естественно, применение таких наказаний как, например, наложение обязанностей; выражение морального порицания; осуждение; лишение или ограничение определенных прав бывает не только необходимо, но и полезно для детей.

Уважаемые родители! Когда вам все же придется наказывать своих детей, делать это надо грамотно. Во-первых, для того, что бы этот не очень приятный воспитательный момент пошел на пользу ребенку и чтобы потом не жалеть об этом поступке. Во-вторых, чтобы не получилось так, что мы, взрослые, не разобравшись в ситуации и с видом раздражения и ненависти, даем выход своим чувствам и эмоциям.

Психолог Владимир Леви предлагает всем родителям использовать при наказании ребенка семь правил, которые он назвал «золотые правила наказания»: (раздаточный материал)

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Вывод: Если родитель будет соблюдать эти несложные правила при наказании, то и ребенок не будет чувствовать себя агрессивным, ущемленным в своих правах, обиженным на родителей. У ребенка будет формироваться адекватная самооценка к себе и к окружающим, уверенность, доверие.

5. Задание «Светофор» Уважаемые родители, вам предлагается вспомнить, что такое светофор и что обозначают сигналы светофора.

Задание 1 группе. Вам предлагается на листе зеленого цвета составить и записать список всего того, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению, т.е. разрешения.

Задание 2 группе. На листе желтого цвета записать список действий, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила: ограничения.

(психолог: именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине; внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения).

Задание 3 группе. На красном листе – те действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах, т.е. запреты.

Полученные результаты анализируются.

6. «Поощрения». Чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить. Вашему вниманию представлены варианты слов или действий, которые можно использовать для поощрения своего ребенка.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Психолог: Сегодня на собрании мы обсудили важные вопросы. Спасибо за активное участие, сотрудничество и взаимопонимание! Всего вам доброго и успехов.

Памятка для родителей

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

Читайте так же:  Оформление доверенности на несовершеннолетнего ребенка

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Памятка для родителей

Виды насилия и жестокого обращения

Насилие может быть:

— Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

— Психологическое (эмоциональное) — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

— Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

— Моральное (пренебрежение нуждами) — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести серьезный вред здоровью.

В результате жестокого обращения могут быть некоторые последствия:

2. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства.

3.У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. 4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями . 5.Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают.

6.Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства.

7.Становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

8.Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

Как избежать жестокого обращения с детьми?

Довольно часто в новостях и из социальных сетей мы узнаем о массовом насилии в семье, а, как следствие, о буллинге — травле в школе. Дети очень быстро перенимают поведение взрослых и считают его нормой. Давайте устроим так называемое родительское собрание: профилактика жестокого обращения с детьми. Об этом важно вовремя говорить.

В глобальном масштабе эта проблема является общемировой. Чаще всего семейному насилию подвергаются дети возрастом до пяти лет, малыши с физическими недостатками или врожденными заболеваниями, нежеланные дети, слишком активные или, наоборот, которые не оправдывают ожидания взрослых. Также, подобное может происходить с неродными детьми.

Например, процветает, в плохом понимании этого слова, жестокое обращение с детьми в детском доме. Там насилие проявляется не только со стороны взрослых, но и по отношению друг к другу или старших к младшим. В детских дома, как правило, царят свои законы. Дети, находящиеся там, с нарушениями психики и пережитыми стрессовыми ситуациями.

Психологическое давление в таких учреждениях нередко заканчивается физической расправой. Кто сильнее — тот и прав. Конфликты возникают на фоне ревности. Доходит до банального — унижать и обижать могут самого красивого, а он, в свою очередь, теряет самооценку и ещё больше закрывается в себе.

Профилактика жестокого обращения с детьми в школе.

То, что происходит с детьми дома, они переносят и в социум. Профилактика жестокого обращения с детьми в школе также должна быть комплексной. Информационные листовки и плакаты на территории учебного заведения. Информационные беседы с преподавателями и руководством школы, родителями. Своевременное реагирование на возможные конфликтные ситуации в учебных заведениях и их решение. Не стоит думать, что травля возможна только со стороны детей, в некоторых ситуациях элементы насилия применяют и взрослые. Ребенок должен себя чувствовать максимально защищено рядом со взрослыми. Как дома, так и в школе.

Мероприятия по профилактике жестокого обращения с детьми должны носить массовый и цикличный характер. А дети в сознательном возрасте не должны бояться говорить об этом и скрывать проблемы.

К основным мероприятиям относят:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися, направленные на выявление фактов насилия.
  2. Посещение детей на дому, имеющих проблемы в семье. Общение с родителями.
  3. Анкетирование детей и родителей с целью выявления неблагополучия в семье.
  4. Индивидуальные занятия с детьми, попавшие в группу «риска»
  5. Тренинговые занятия с учащимися, направленные на формирование гармоничного образа семьи, умения общаться друг с другом и правильно реагировать на негативные обстоятельства.
  6. Проведение бесед с классными руководителями на тему: «Формы обращения с детьми».
  7. Беседа с родителями на классных родительских собраниях и другие мероприятия.

Школьные психологи и учителя обязаны проводить массу мероприятий по профилактике жестокого обращения. Однако большую роль в противодействии насильственному поведению играют родители. Каждый из нас должен взять на себя ответственность за свою семью, и постараться выстроить наиболее благоприятные условия для воспитания детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у вас не получается, не стоит опускать руки. Всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологу, спросить совета у учителя или связаться со специалистом по телефону доверия. Поверьте, вам обязательно помогут. Главное, не сдавайтесь, и вам обязательно помогут!

Источники

Литература


  1. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  2. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  3. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
  4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
  5. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here