Психические последствия домашнего насилия

Важная информация в статье: "Психические последствия домашнего насилия". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

15 последствий домашнего насилия: как у взрослых людей проявляются детские психотравмы

Насилие в любой форме никогда не проходит бесследно. Оно имеет особенно тяжёлые последствия, когда мы говорим о травмах, пережитых в детстве. Дети наивны, открыты и не готовы к предательству, особенно со стороны близких. Воздействие насилия на детскую психику разрушительно. Пережившие в детстве травматический опыт, люди не умеют общаться, строить нормальные отношения, их восприятие реальности искажено.

«Невидимый враг» – страшные воспоминания о прошлом – лишь часть проблемы. Серьёзные последствия могут не проявляться в форме ярко выраженной депрессии или девиантного поведения. Даже, на первый взгляд, обычная замкнутость может быть поводом для беспокойства: «С человеком не все в порядке! Нужна помощь!».

Проблемы в общении

Создание доверительного общения с людьми после перенесенной домашней травли, издевательств, постоянных телесных наказаний, сарказма и унижений оказывается невозможным по нескольким причинам.

1. Закрытость

Беда выросших детей с насилием в семейной истории. Человек замыкается в себе, избегает общения, чтобы не показывать истинного состояния, настоящих чувств. Кому-то такие люди кажутся высокомерными, непробиваемыми, недосягаемыми – да какими угодно, только не общительными и не позитивными. Это закономерная защитная реакция.

2. Одиночество

Ведь лучше не иметь круга общения совсем, чем снова пережить боль и предательство. Близкие отношения можно создать только открыв сердце, позволив себе быть уязвимым. Но открываться страшно. К тому же, нет навыка быть в отношениях: говорить о своих чувствах, потребностях, интересах и желаниях.

3. Страх высказать своё мнение, иметь свою точку зрения

Вчерашний ребенок постоянно боится наказания, осуждения, издевательств. Поэтому поговорить с начальником, обсудить деловой вопрос с коллегами, не говоря уже о разговорах с незнакомыми людьми – это испытание. И далеко не все выходят из него с честью. Это касается обычного, бытового общения. Люди с насилием в прошлом болезненно боятся осуждения, насмешек. Снова окунаться в психологическое насилие им не хочется.

4. Тревожность как жизненный фон

Люди, пережившие насилие, дезориентированы. Их хорошее самочувствие зависит от отношения окружающих. Это называют психологической зависимостью. Но хроническая тревога создает, сужая сознание, создаёт суетливость. Суета – много мелких бесполезных действий часто вредит как в личной жизни, так и в рабочем процессе. Они боятся что-то упустить, забыть, недоделать и на фоне этой тревоги, в суете как раз упускают, забывают, пропускают ошибки.

5. Замалчивание проблем

Замалчивание проблем в отношениях происходит из-за неумения общаться здоровым способом. Раскрыть свою душу перед кем-то – невозможно, попросить о помощи – ужасно. Причин этому несколько:

  • Страх быть осужденным за свои действия, оказаться осмеянным, униженным, растоптанным.
  • Стыд перед раскрытием позорных с собственной точки зрения фактов.
  • Неумение быть откровенным. Ведь за проявление себя можно быть наказанным. Легче показывать окружающим то, что по вашему мнению, они от вас ожидают.
  • Отсутствие базового доверия к миру.
  • Боязнь конфликта. Человек стремится избежать конфликтной ситуации любой ценой, даже в ущерб своим интересам.
  • Эмоциональный перфекционизм – убеждённость в том, что человек имеете право проявлять только положительные эмоции. Если любишь, то не можешь злиться на любимого человека.
  • Безнадежность – убеждённость в том, что отношения невозможно улучшить, они не зависят от желания и поведения.
  • Угадывание мыслей – человек старается угадать, что думает, что чувствует и что хочет партнёр и удовлетворить его воображаемые потребности и желания.
  • завышенные ожидания — уверенность, что другие должны сами понимать, что Вы чувствуете и что Вам нужно. Но только убеждаетесь, что близкие к Вам равнодушны.
  • Необходимость решать проблемы, значит выходить на конструктивный диалог. Но страх быть не услышанным, не принятым, приводит к мысли, что проблема сама рассосётся.

6. Низкая самооценка

Человек уверен, что любить его не за что. Поэтому для создания отношений выбирает в партнеры того, кто ниже по социальной лестнице или имеет какой-либо «дефект», например, зависимость.

7. Неумение отказать кому бы то ни было

Люди, пережившие насилие, становятся ведомыми. У них все занимают деньги, но никогда ничего не отдают. Их используют, так как человеку психологически сложно сказать: «Нет!». В раннем возрасте за отказ от абсолютного послушания могло последовать жестокое наказание. Ассоциации не уходят долгие годы.

Не избалованные общением в детстве, взрослые боятся потерять расположенных к ним людей: «Откажу – потеряю друга».

8. Склонность к самокопанию и самоедству

Те, кто пережил насилие, винят себя не только в своих бедах, но и в бедах других людей. Поэтому бесконечно ищут недостатки в себе, в любом своём проявлении, поведении. Проигрывают в памяти прошедшие события, как было бы, если бы…

9. Неспособность принимать решения или их чрезмерно долгое их обдумывание

Возможно, что в детстве безобидные игры становились причиной жестокого наказания. Человек боится что-то предпринять, не взвесив за и против. Казалось бы, все логично. Хорошо продумаешь – примешь верное решение. Нет. Люди с травмами делают это очень медленно, упуская возможности, потому что боязнь перемен оказывается сильнее радужных перспектив. Даже покупка новой одежды превращается в проблему. Человек боится принимать решения, потому что эта область всегда находилась под контролем подавляющих взрослых.

10. Детское поведение во взрослой жизни

Человек, переживший насилие, навсегда остается ребёнком. Инфантилизм, постоянное мысленное возвращение к прошлым обидам, желание переиграть жизненный сценарий с нуля, перекладывание ответственности на других – типичные проявления. К этой же группе психологических сложностей относится стремление избежать принятия решений.

Эмоциональные решения без логического обдумывания, часто приводят к серьёзным проблемам. При этом возникает желание, чтобы их решил кто-нибудь другой (взрослый).

Детская вина, взращенная родителями или другими близкими взрослыми, не покидает, не изживается. Человек на всю жизнь остается отруганным малышом, который плохо себя вел.

Вина сидит настолько глубоко, что человек видит её в других людях. Выросший мужчина или зрелая женщина постоянно оправдывают ошибки и обиды, причинённые другими, отыскивая обоснования непростительным поступкам по отношению к себе.

11. Фобии

Люди, пережившие детское насилие, страдают от множества фобий. Страхи часто бывают иррациональными, придуманными, без причины.

12. Боязнь прикосновений (гаптофобия)

Человек становится уязвимым при сокращении расстояния между ним и другим человеком. Не говоря уже об объятиях, поцелуях или сексуальных отношениях. Боязнь физических контактов развивается из-за побоев и других жестокостей в раннем возрасте.

Читайте так же:  Новые выплаты материнского капитала

13. Страх потери близких

Страх потери близких – совершенно нормальное состояние. Но у личностей с насилием в прошлом он приобретает гипертрофированные масштабы. Они не доверяют людям. А те, кто все же занял место в их сердце, представляются незаменимыми. Мысль об их уходе ужасает.

14. Саморазрушение

Результатом постоянного стресса, внутренних переживаний, злости на себя становится аутоагрессия. Токсичная атмосфера в семье приводит к селф-харму – нанесению физического вреда самого себе в виде порезов, царапин, отказа от еды, воды, необходимого лечения. Явление разрушительное и в психологическом, и в физическом планах.

[2]

15. Хроническая депрессия и суицид

Подавление чувств доводит человека до хронической депрессии, иногда в тяжёлой форме. Как следствие, мысли о суициде частые гости в голове человека, пережившего насилие.

Виды и формы

В психологии нет единой классификации видов насилия. Предлагаю рассмотреть типологии на основе характера насильственных действий и места.

По характеру действий насилие бывает психологическим, физическим и сексуальным. Рассмотрим каждый вид подробнее:

  1. Психологическое насилие – действия, направленные на унижение, оскорбление, высмеивание, издевательство над ребенком или взрослым. Иногда этот вид называют эмоциональным насилием.
  2. Физическое насилие – умышленное причинение физического вреда. Авторитарный стиль воспитания с телесными наказаниями тоже можно отнести к физическому насилию.
  3. Сексуальное насилие – сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает в силу особенностей своего развития характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами тоже является сексуальным насилием.

По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим:

  1. Семейное насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера.
  2. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими).
  3. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством.
  4. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах.

Как мы видим, насилие по характеру действий не зависит от места и может относиться к любой категории. Что касается форм насилия, то они стремятся к бесконечности (на что хватит фантазии агрессора). Среди популярных форм можно назвать крики, оскорбления, избиение, пинки, толчки, клевету, порчу имущества.

Последствия домашнего насилия

В зависимости от векторального набора, ребенок по-разному реагирует на домашнее насилие. Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, у человека с кожным вектором кожа – самая чувствительная зона. При физическом воздействии кожный ребенок испытывает стресс, снять который ребенок может архетипичным, древним способом – воровством.

Кроме этого, особо чувствительной коже причиняется сильная боль и чтобы ее заглушить, организм начинает выделять эндорфины, природные опиаты, которые ослабляют боль и вызывают привыкание. Так развивается получение удовольствия при ощущении боли – мазохизм.

Поэтому, если ребенка с кожным вектором бить, он может начать воровать, у него могут проявляться мазохистские наклонности, а на физическом уровне он может страдать различными кожными заболеваниями, тиками, а также могут возникнуть разного рода ортопедические проблемы с позвоночником.

У ребенка со звуковым вектором особо чувствительный орган – ухо. Звуковик, — потенциальный гений, не любит шума, криков и сам предпочитает уединение и спокойствие. Если на него кричать – он уйдет в себя, вплоть до развития депрессии и аутизма. В лучшем случае вместо гения можно получить психически больного ребенка, неспособного к обучению, потому что громкий звук, крик разрушает нейронные связи, ответственные за процесс обучения. Такой ребенок часто страдает отитом, у него может развиться тугоухость.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, ребенок, обладающий зрительным вектором, рождается с естественным страхом смерти. Если такого ребенка не учить выводить свой страх наружу, если он будет свидетелем ссор и скандалов, вполне возможно, что он всю жизнь будет страдать от всевозможных страхов, фобий, панических атак, а также будет стараться привлекать к себе внимание всевозможными способами. От сильного стресса у него может ухудшиться зрение.

Ребенок с уретральным вектором по своей природе – вождь. Он неуправляемый, дерзкий и не признает никаких авторитетов. Он просто не потерпит никакого унижения и давления над собой. Он будет выражать протест разными активными действиями: совершит побег из дома или подожжет дом. Став взрослым, битый и неразвитый в милосердии уретральник может собрать вокруг себя банду и впоследствии стать опасным преступником, не знающим никаких ограничений и запретов.

Последствия

Последствия насилия бывают ближайшими и отдаленными. К ближайшим последствиям относятся:

  • травмы;
  • сотрясение мозга;
  • потеря сознания;
  • тошнота и прочее ухудшение самочувствия;
  • психические расстройства, заставляющие в ответ на агрессию бежать, прятаться, замирать, «отключать» эмоции или отвечать агрессией.

Постепенно усиливается чувство тревоги, страх, гнев. Нередко у жертвы возникают депрессивные наклонности, чувство собственной неполноценности. А также к отдаленным последствиям относятся соматические заболевания, личностные расстройства, задержка в развитии, социальные трудности (например, неспособность построить длительные отношения).

Обида на мать – фундаментальная обида

Не менее серьезными последствия домашнего насилия будут для ребенка с анальным вектором. Такой ребенок по своим врожденным качествам нетороплив во всем: медленно ест, говорит, ходит, а начатое дело доводит до конца. Если его постоянно торопить, перебивать, кричать — он впадет в ступор, будет упрямиться. У ребенка на фоне сильного стресса может возникнуть заикание, длительные устойчивые запоры, язва желудка.

Для него, как ни для кого другого, важны похвала и поддержка мамы. Поэтому частая критика, отсутствие заслуженной похвалы за старания и успехи приводит к неуверенности ребенка в собственных силах, неспособности принять решение, адаптироваться в коллективе и в будущем может помешать реализоваться в жизни.

Кроме этого, если он получает недостаточную поддержку и одобрение мамы, он может затаить на нее обиду, которая обычно накапливается и разрастается как снежный ком, и не дает человеку реализовать заданные ему природой свойства. А во взрослой жизни это приводит к новым обидам, фрустрациям.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что если отец физически наказывает ребенка с анальным вектором, а мать видит это и не защищает его, то ребенок может воспринять это как предательство со стороны самого дорогого человека. Вместо того, чтобы давать базовое чувство защищенности и безопасности, мама оставляет его беззащитным перед отцом.

Читайте так же:  Раздел имущества разведенных супругов

В иной ситуации, когда ребенок видит жестокое обращение отца по отношению к матери, и мать, находясь в стрессе, не в состоянии дать ребенку чувство защищенности и безопасности, — расценивает это как предательство, что также формирует глубокую обиду на всю жизнь.

Только обладатель анального вектора — заложник первого опыта. И горе, если это был неудачный опыт, так как он свято верит, что этот отрицательный опыт повторится. И если первая женщина в его жизни — мама, была, например, грубой, или бросила его, то в его представлении и от всех остальных женщин надо ждать такого же отношения.

Мама для ребенка с анальным вектором навсегда останется самым важным человеком в жизни. Поэтому, если есть на нее обида, то не исключено, что, став взрослым, такой человек тоже может стать в своей семье вербальным и даже физическим садистом.

Понятие насилия

В широком смысле насилие можно определить как принудительное воздействие на кого-либо: оскорбление, унижение, использование в своих целях и т. д. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы.

В психологии нет единого определения насилия, потому воспользуемся одним из наиболее полных (автор И. М. Пономарева): «Насилие – применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) с целью приобретения или сохранения политического, экономического, психологического господства, завоевания каких-либо прав и привилегий».

К насилию прибегают дети в школах и детских садах, политики и руководители компаний, мужья и жены, родители, случайные прохожие. Не будем рассматривать случаи из психиатрии, говорить о маньяках. Мы рассмотрим склонность к насилию с психологической точки зрения. Хотя сама по себе такая модель поведения аномальна, стоит отметить, что встречается она и у здоровых клинически людей. Давайте разберем популярные в быту формы и виды насилия, их причины и последствия.

Резюме

Последствия насилия в семье необходимо устранять, начиная с анализа источника проблем. Грамотная психологическая поддержка способна нивелировать разрушительное влияние на личность человека. Запишитесь на бесплатную консультацию к профессиональному психологу Марии Кудрявцевой

Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога

Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.

Причины насилия

Насильник жаждет власти. Он хочет самоутвердиться, возвыситься за счет унижения личного достоинства жертвы. Как считал Фрейд, миром правят чувство голода, секс и жажда власти. Это базовые потребности, которые обуславливают активность личности. Но у некоторых людей жажда власти переходит в патологическое стремление доминировать.

Причиной насилия может стать любой пустяк: случайный толчок в транспорте, «неправильный» цвет кофты, какое-либо действие, не соответствующее ожиданиям агрессора. Всех ситуаций и причин не назовешь. Но можно выделить два основных механизма или пути формирования склонности к насилию: фрустрация базовых потребностей и социальное научение. Рассмотрим оба механизма подробнее:

  1. Теория о неудовлетворенных базовых потребностях как причине насилия принадлежит Фрейду. Психоаналитик полагал, что неудовлетворенная потребность в еде, воде, безопасности, сексе, общении, самоуважении, уважении, принадлежности способствует накоплению энергии и повышению напряжения. Тело и психика требует разрядки. Агрессия и насилие – примитивный способ снять напряжение. Хочу отметить, что в данном случае базовые потребности рассматриваются не как первичные, а как свойственные каждому человеку. Конечно, согласно пирамиде Маслоу, потребность в самоуважении или сопричастности находится на более высоком уровне, чем еда.
  2. Теория социального научения насилию принадлежит А. Бандуре. Психолог экспериментально и методом наблюдения определил, что насилие как паттерн поведения усваивается их семьи, СМИ, культуры и субкультур общества. Притом формируется это поведение не за счет наказаний и подкреплений, а на основе имитации и идентификации, подражания значимому человеку.

В ряде случаев первый и второй механизм действуют сообща. Например, когда ребенок становится свидетелем бытового насилия между родителями. Он и страдает от фрустрации, и усваивает модель отношений. Позже такие дети проявляют агрессию в отношении более слабых детей, людей или животных.

Реабилитация

Насилие превращается в психотравму. Справиться с ней и посттравматическим синдромом самостоятельно невозможно. Нужно обязательно посетить психолога.

Для реабилитации недостаточно устранить сами инциденты насилия, само воздействие. Нужно устранить травматические воспоминания, переживания, связанные со случившимся. Важно дать выход чувствам жертвы. Реакции индивидуальны, но часто встречаются:

  • страх;
  • отрицание;
  • потрясение от ощущения безвыходности ситуации или непринятия альтернативных вариантов решения;
  • чувство вины и беспомощности;
  • гнев;
  • недоверие;
  • противоречивость;
  • депрессивные и суицидальные наклонности.

Реабилитация проходит поэтапно: работа с мыслями, эмоциями, поведением. Для коррекции состояния используется индивидуальная или групповая терапия (не все жертвы могут и хотят работать в группе).

В ходе психотерапии предстоит решить следующие задачи:

  1. Определить проблемы, связанные с насилием.
  2. Помочь клиенту получить доступ к собственным ресурсам.
  3. Восстановить чувство безопасности и контроля.
  4. Выявить и укрепить сильные стороны клиента.
  5. Добиться полного или максимального самопринятия.
  6. Скорректировать самооценку.
  7. Определить долю ответственности жертвы. Определить, как избежать подобного в будущем.
  8. Восстановить целостность личности.
  9. Помочь интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.

Для индивидуальной работы применяется когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия. Подробнее о каждом методе психотерапии читайте в статье «Виды психотерапии и их краткое описание».

Групповая психотерапия полезна тем, что служит источником эмоциональной поддержки, понимания и принятия, активного слушания. Групповая психотерапия избавляет клиентов от страха и изоляции. Чем еще полезна групповая терапия:

  • умножение личностных ресурсов;
  • чувство безопасности;
  • снижение тревоги и восприятия своего случая как уникального в результате обмена опытом;
  • атмосфера доверия и открытости, которая дарит позитивный опыт общения, взаимодействия.

В условиях групповых занятий используются те же методы психотерапии, что на индивидуальных консультациях: арт-терапия, гештальт, психодрама, когнитивно-поведенческая терапия.

Последствия насилия

Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.

Как же разорвать замкнутый круг домашнего насилия?

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно видеть человека как бы изнутри, пользуясь знанием свойств и проявлений каждого вектора. Благодаря тренингу по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди осознают причины своего поведения и поведения других людей. Одним это помогает понять, как создать крепкие отношения, в которых не будет домашнего насилия, другим – как избавиться от детских обид; третьим – проработать давние страхи, связанные с детскими воспоминаниями о насилии в семье, которые мешают строить отношения.

Читайте так же:  Нужна ли доверенность на поездку ребенка

На сайте Юрия Бурлана есть множество положительных результатов, подтверждающих это:

«. Меняюсь я. Очередная вспышка гнева у мужа, спора ни о чем. И вдруг. Я понимаю, что после ехидных несправедливых слов в свой адрес я должна обидеться, надуться (уйдет — поплачу). Но ничего нет. Я не могу обидеться. Злости нет. Обиды нет. Думаю :». надо всё же сказать, что я сейчас обижусь. Улыбаюсь как дурочка. И шучу. Он тоже переводит все в шутку, чмокает и уходит на работу.

Прохожу второй уровень. Он смотрит на меня по-другому. Кажется, мы разводились? Сейчас понимаю — узнала много, но знаю очень мало. Чем больше узнаю, тем больше осознаю, что ничего не знаю. »
Елена Я., учитель

Видео (кликните для воспроизведения).

«. Незаметно для меня самой стала терпимей, внимательней и понимающей его желания. Так же, как и по многим аспектам моей личной и нашей общей жизни мне еще работать и работать. «Стрижка только началась», — как в том мультфильме. Но желание расстаться с моим сахарно-ягодным мужем исчезло. »
Дарья Ф., агент недвижимости, дизайнер

«. До тренинга кошмарила семейная жизнь и я хотела только развода, после я увидела и мужа и ребенка другими глазами, все отношения наладились! Люди «липнут» ко мне как пчелы, подсознательно ощущая, что я знаю что-то важное, что нужно им, и им со мной ХОРОШО!)))). »
ОКСАНА, Москва

Уже на первых бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана слушателям удается осознать и решить некоторые свои проблемы. Узнать больше вы можете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-лекции.

Последствия домашнего насилия над женщиной

Насилию нет оправдания!

Домашнее насилие (бытовое насилие, семейное насилие, насилие в семье) – э то реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического, морального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело семейные, интимные или иные подобные отношения. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл насилия с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведения и чувства другого.

Бытовое насилие приносит женщине травматический опыт, который приводит к серьезным последствиям для нее. Жертвы домашнего насилия приобретают глубокие личностные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие изменения, такие как: снижение самооценки, повышенное чувство вины, вера в большинство мифов о насилии, мысли о безвыходности ситуации, появление стойкого чувства одиночества, вины за происходящее и не проходящий страх, замкнутость, самоагрессия, появление психосоматических заболеваний и многое другое. Все эти признаки и некоторые личностные изменения не зависят от продолжительности домашнего насилия и могут проявиться уже после первого акта насилия. У женщин перенесших насилие остаются не только физические, но и психологические травмы.

Последствия бытового насилия есть всегда, не редко они могут быть очень тяжелыми. Домашнее насилие приводит к клиническим и неклиническим последствиям. У женщин, подвергшийся насилию, наблюд аются лич ные деформации, п осттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), комплексные ПТСР , стокгольмский синдром, синдром избиваемой женщины.

Последствия домашнего насилия приводят к личной деформации женщины: разрушается уверенность в себе, снижается самооценка, развивается тревожность, появляется ноогенный невроз. Формируются искаженный «портрет» партнера и искаженное восприятие себя и своих качеств, у трачивается реалистичное восприятие ситуации, окружающей действительности. Развивается безответственное отношение к своей жизни, и параллельно принимается на себя безосновательная ответственность (самообвинение) за насильственное поведение партнера, за его склонность к оскорбительному, насильственному поведению. Решения относительно своих действий, удовлетворения раз­личных потребностей принимаются в зависимости от реак­ций партнера. Вообще возникают значительные затруднения при принятии любого решения, что связано с неувереннос­тью в себе и развившимся страхом принятия ответственнос­ти за свои поступки. Оценка действий окружающих людей происходит в соответствии с оценками партнера. Возникает желание «спасти» партнера, когда тот попадает в неприятное или трудное положение, при этом часто присутствует радостное возбуждение как ожидание смягчения отношений в качестве ответа на заботу, чего на самом деле почти никогда не происходит.

Кроме указанных признаков личностной деформации, у женщин наблюдаются клинические последствия домашнего насилия. Это признаки, соответствующие симптомам п осттравматического стрессового расстройства. На на психологическом уровне появляются нарушения сна, повто­ряющиеся воспоминания, сложности с концентрацией вни­мания, повышенная возбудимость, ощущения враждебнос­ти общества, депрессивное состояние, внезапные вспышки раздражительности и даже агрессии. Н а физиологическом уровне проявляются ощущение нехватки воздуха, диском­форта в желудке, внутренние спазмы, головные боли, сниже­ние сексуальной активности, вплоть до полного равнодушия. На уровне поведения фиксируются злоупотребление алкоголем или нарко­тиками, проблемы с питанием, су­ицидальные попытки или мысли, нарушения взаимоотношений с окружающими, избегание общения, подозрительность, не­верие в искренность хорошего отношения, иногда — насиль­ственное поведение относительно детей, родителей или дру­гих более слабых людей.

Врачи выделяют характерные для ПТСР состояния:

[1]

«солдатское сердце» (боль за грудиной, сердцебиение, преры­вистость дыхания, повышенная потливость);

хроническое чувство вины;-синдром» (насильственно вторгающиеся в сознание воспоминания о «непереносимых» событиях);

«комбатантная» психопатия (агрессивность и импульсивное поведение со вспышками насилия, злоупотребление алкого­лем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при замкнутости и подозрительности);

синдром прогрессирующей астении (быстрое старение, паде­ние веса, психическая вялость, стремление к покою);

рентное состояние (пассивная жизненная позиция с осознан­ной выгодой от полагающихся льгот, привилегий, стремле­ние к статусу инвалида, хронически больного человека).

Диагноз ПТСР описывает то, что может происходить с человеком после одного травматичного события . Но ситуация домашнего насилия часто относится к хроническим травмам, эпизоды насилия регулярно происходят в течение месяцев и даже лет. Многие специалисты отмечают, что «простое» ПТСР не передает того огромного пс ихологического вреда, который возникает в результате повторяющихся травм, поэтому часто следует говорить о комплексном п осттравматическом стрессовом расстройстве ( ПТСР) . Исследования показали, что у 92 % людей, страдающих от комплексного ПТСР, также есть и «простое» ПТСР. В ситуации домашнего насилия ПТСР, как правило, появляется уже после первого избиения, и одновременно, с течением времени, развивается комплексное ПТСР. Причиной комплексного ПТСР может быть не только физическое и сексуальное, но и психологическое насилие (систематические унижения, оскорбления и тому подобное).

Читайте так же:  Какие документы подать на алименты на ребенка

Симптомы комплексного ПТСР включают:

Нарушения эмоциональной регуляции: постоянная грусть, мысли о самоубийстве, приступы ярости или постоянная злость.

Нарушения сознания: полное забывание травматических эпизодов, флэшбеки и переживание травматичных эпизодов снова и снова, а также диссоциация — ощущение, что человек не связан со своим телом и разумом, что все происходит не с ним.

Изменения в отношении к себе: беспомощность, стыд, вина, ощущение «изгойства», того, что ты не такой, как все остальные люди.

Изменения в отношении к насильнику: приписывание насильнику всемогущества, навязчивые мысли о своих отношениях с насильником, к этому проявлению относятся как болезненная «привязанность», так и навязчивые мысли о мести.

Изменения в отношениях с другими: изоляция, недоверие ко всем или постоянные поиски «спасителя».

Изменения в мировоззрении: потеря веры или чувство беспомощности и отчаяния.

Женщины в ситуации домашнего насилия демонстрируют модель поведения, которые называется « стокгольмским синдромом» . Это определенное психическое состояние, которое по своей силе можно сравнить с теми психологическими последствиями, которые испытывают люди, оказавшиеся в плену или захваченные в заложники. Мужчина травмирует женщину, которая по тем или иным обстоятельствам не может порвать с ним. По разным причинам она вынуждена искать защиту и привязанность у своего обидчика, подавляя свой гнев. Если насильник проявляет к ней некоторую доброту, женщина привязывается к положительной стороне обидчика, отвергая ту его сторону, которая внушает страх. Женщина приучается смотреть на мир глазами насильника и, таким образом, она старается удержать насильника в счастливым состоянии духа, тем самым обеспечивая свое собственное выживание. В результате, жертва проявляет сверхбдительность к потребностям насильника и пренебрегает личными нуждами, смотрит на мир глазами насильника, отказываясь от собственного мнения. В конечном итоге, женщина воспринимает свое я так, как видит его насильник.

Женщине трудно расстаться с насильником, потому что боится, что проявление любой нелояльности по отношению к насильнику может вызвать его месть и он может счесть расставание как акт нелояльности. Она игнорируют агрессивную сторону насильника и, тем самым, существующую опасность, боится потерять те единственно хорошие отношения, которые ей доступны, воспринимает свою личность, как ее видит насильник.

За время истязаний и оскорблений у женщин формируется особый синдром — «синдром избиваемой женщины» . Этот синдром похож на «афганский синдром» или «чеченский синдром». У женщины с «синдромом избиваемой жены» наблюдается множество физических, соматических симптомов, а также депрессии, тревоги, предыдущих суицидальных попыток — мощный индикатор и доказательство домашней жестокости.

Женщины остаются в подобных опасных отношениях по разным причинам, включая:

женщину до сих пор удерживает фаза «медового месяца», которая следует после фазы насилия ,

экономическая зависимость от насильника,

вера в то, что она еще сможет сохранить мир в отношения,

страх мести насильника в случае ухода ,

угрозы насильника, например, он может угрожать убить или покалечить ее, ее детей или кого-то из близких ей людей, если она уйдет,

потеря самооценки в результате пережитого насилия ,

депрессия в результате пережитого насилия, и как следствие, отсутствие душевных сил для ухода.

Синдром избиваемой женщины включает четыре основных признака: женщина верит, что в произошедшем насилии была ее вина, женщина теряет способность возлагать ответственность за насилие на другого, женщина постоянно боится за свою жизнь и жизнь своих детей, у женщины развивается иррациональная вера во всемогущество и вездесущность насильника.

Со временем состояния, развивающиеся у женщин вследствии насилия, могут не только не ослабевать, а становиться все более выра­женными. Поэтому им, кроме самопомощи, необходима специализированная помощь.

Понятие, причины, формы и виды насилия — определение в психологии. Последствия насилия у взрослых. Профилактика и реабилитация

Насилие – одна из глобальных проблем всего человечества. Формы и виды насилия разнообразны, с ними можно столкнуться дома, на работе, на улице – где угодно. Жертвами становятся как взрослые, так и дети. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой непростой, но важной проблемы.

Причины насилия

Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.

В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:

  • низкий уровень дохода, бедность;
  • потеря работы, безработица или временные подработки;
  • юный и молодой возраст родителей;
  • низкий социальный статус родителей;
  • неполная или многодетная семья;
  • недостаток социальной и государственной поддержки;
  • усыновление детей, появление отчима или мачехи;
  • конфликтные отношения между супругами, непонимание;
  • воспитание родителей в условиях насилия;
  • изоляция семьи.

Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.

Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:

  • ригидность;
  • низкая самооценка;
  • раздражительность;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • импульсивность;
  • низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • подозрительность;
  • замкнутость;
  • непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
  • неадекватные, завышенные требования к окружающим;
  • низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.

Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.

Как пережить насилие

Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.

Насилие в детстве

Воспитание в условиях жестокости деформирует структуру личности ребенка: снижается самооценка, исчезает ощущение самоценности, формируется установка «я плохой». Дети растут с убеждением в собственной несостоятельности. Ребенок оказывается заложником треугольника Карпмана.

Став взрослыми, такие дети:

  • не способны решать жизненные трудности;
  • не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
  • страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
  • отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.

Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:

  • хаотичность и дезорганизованность семьи;
  • жестокость и насилие;
  • неспособность заботиться о себе и о других;
  • проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
  • трудности и барьеры в общении;
  • саморазрушающее поведение.

Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.

Читайте так же:  Подать на получение алиментов

Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:

  • чувство вины за произошедшее насилие;
  • повышенное возбуждение;
  • постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
  • неосознаваемая противоречивость;
  • страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
  • беспокойство о будущем;
  • потребность во внимании;
  • неспособность радоваться, получать удовольствие.

Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.

У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.

Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.

Насилие во взрослой жизни

Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:

  • снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
  • чувство вины и стыда;
  • искаженный образ «Я»;
  • патологический страх, ощущение опасности;
  • синдром выученной беспомощности;
  • неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
  • стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
  • склонность к зависимым и созависимым отношениям;
  • подавление и обесценивание чувств жертвы;
  • недоверие к людям;
  • упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
  • эмоциональная заторможенность, «онемение»;
  • отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).

Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».

Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.

Кроме того, реабилитация предполагает следующее:

  1. Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
  2. Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.

На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.

Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.

Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.

Как домашнее насилие отражается на детях

И в таком кошмаре может пройти вся жизнь, если женщина не решится на развод. Но русские женщины придают браку особое значение, и часто терпят всю жизнь, ища причины в себе, пытаясь сохранить брак — то ради детей, то ради любви к человеку, в котором видят смысл своей жизни. Они не в силах разорвать отношения, живя в иллюзии, что все изменится к лучшему.

Психологический комфорт ребенка как основа развития

Понять, какими могут быть последствия домашнего насилия, поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это системное знание о психике человека, позволяющее распознать его врожденные психические свойства и желания, понимать причины его поведения, его устремления и особенности.

Вектор — это набор врожденных свойств человека, определяющий его тип мышления, желания, темперамент и манеру поведения. Всего существует восемь векторов: кожный, анальный, уретральный, звуковой, мышечный, зрительный, обонятельный и оральный.

Векторальные свойства человека развиваются до окончания пубертата, то есть до 14-16 лет, а реализуются всю оставшуюся жизнь на том уровне, которого смогли достигнуть. Системно-векторная психология Юрия Бурлана обосновывает, что для нормального психического развития ребенка ему необходимо получать от мамы чувство защищенности и безопасности.

Даже если ребенок растет в бедной семье, но при этом мать чувствует себя счастливой, не испытывает постоянного стресса и у нее хорошая связь с ребенком, то впоследствии ребенок будет вспоминать свое детство как самое счастливое.

Но если дома постоянно случаются ссоры и скандалы, даже если ребенок этого не видит, все равно весь негатив передается ему через мать. О каком семейном счастье, счастливом детстве и нормальном психическом развитии ребенка может идти речь? Дети в такой ситуации страдают больше всего, ведь это отражается на их неокрепшей психике.

Если ребенок рос в нездоровых психологических условиях, имел психотравмы, а также не ощущал чувства защищенности и безопасности со стороны матери, это приводит к торможению развития его векторальных свойств.

Профилактика

В целях профилактики нужно сформировать устойчивую установку о недопустимости насилия в любом его виде и форме. Нельзя придерживаться мышления жертвы, нужно знать о зависимых отношениях, уметь определять их. Вместе с этим необходимо поддерживать на адекватном уровне самооценку и чувство собственного достоинства, знать методы психологической и физической самозащиты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Жертвами становятся люди с особым виктимным типом мышления. Но в то же время важно понимать, что не все зависит от самого человека. Стать жертвой насилия может каждый, но в ваших силах минимизировать эту вероятность.

Источники

Литература


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  3. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
  4. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
  5. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
Психические последствия домашнего насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here