Семейное насилие над детьми

Важная информация в статье: "Семейное насилие над детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Семейное насилие над детьми

Листая ленту в популярной соцсети, я наткнулась на статью девушки, которая писала о проблеме в своей семье. Дело в том, что ее права очень часто ущемляют и ее родители прибегают к телесным наказаниям. Главным посылом девушки была фраза: «Не нужно воспринимать это как должное». Меня очень затронули и воодушевили ее слова, поэтому я решила написать данную работу.

Мне кажется, что в нашей стране эта тема является достаточно актуальной. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90 % беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться.

Цель моей работы: разобраться, почему родители угнетают своих детей в физическом и моральном смыслах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, защищающие права детей;

2. Изучить проведенные научные исследования, касающиеся домашнего насилия;

3. Сравнить взаимоотношения в семье в разных странах;

4. Понять, какие права есть у ребенка в семье;

5. Разработать памятку идеального воспитания ребенка для родителей без причинения ему вреда.

Объект исследования: домашнее насилие.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и детей, научные исследования и методики воспитания детей.

Методы исследования: разработка методических материалов для родителей по взаимоотношению и воспитанию детей, изучение литры и использование материалов интернета, сравнивание взаимоотношений родителей и детей в других странах.

Гипотеза: проблема домашнего насилия является всеобъемлющей, и ее решение зависит от большего круга лиц, а не заключается в рамках одной семьи, однако соблюдение и применение в воспитании детей установленных методик, может привести к воспитанию более уравновешенного и целеустремлённого будущего поколения.

Насилие, его формы, причины, последствия

На обсуждение проблемы насилия над детьми до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Различают несколько видов насилия:

1. Физическое насилие над ребёнком – преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий;

2. Эмоциональное насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка;

3. Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями ребёнка со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:

– медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей.

– социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком.

– ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде. (Особенностям поведения ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье).

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых – младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.

Исследования данной проблемы

Люди издавна стали задумываться о данной проблеме и проводили ряд исследований.

Например, иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.

В 2005 Питер Людвиг Бергер, австрийский лютеранский теолог и социолог, провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Он пришел к выводу, что это является одной из основных причин проявления агрессии и насилия над детьми.

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление, зависящее от многих факторов, и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них.

Домашнее насилие в других странах

На Украине, принятый 6 декабря Верховной Радой законопроект «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» предполагает ужесточение наказания для обидчиков. Относительно насилия над детьми, значительную роль в этом вопросе возлагают на работников сферы образования. В случае выявления фактов домашнего насилия, они должны сообщить об этом в службу по делам детей и нацполицию.

Права ребенка и их защита

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и в Федеральном Законе 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ребенок в семье имеет собственные права, которые он должен знать и не переходить за рамки дозволенного.

1. Право жить и воспитываться в семье.

2. Право на общение с родственниками.

3. Право на получение фамилии, имени, отчества.

4. Право на выражение собственного мнения

5. Право на собственные доходы и средства существования

6. Право на защиту

Исходя из этого, можно сделать вывод о том что, права ребенка защищаются нормативно-правовыми актами:

• Конвенция о правах ребенка

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Выявление проблемы, путем общения с носителем другого языка

Изучая проблему домашнего насилия в других странах, я задумалась о правдивости фактов, которые прочитала. Я решила лично пообщаться с детьми из других стран и задать им несколько вопросов по этой теме. Мне было интересно, знают ли они свои права, обсуждается ли тема насилия у них в школах и семьях и как они выходят из конфликтных ситуаций в своей семье. Я задала им 4 вопроса:

Читайте так же:  Гпк раздел имущества супругов

1) Как в вашей стране относятся к телесным наказаниям в адрес ребенка?

2) Является ли домашнее насилие наказуемо?

3) Знаете ли вы свои права в семье?

4) Обсуждается ли у вас тема домашнего насилия?

Я опросила 4 человек (двух девушек их Нидерландов и 2 молодых людей из Германии и Франции)

На 1 вопрос школьницы ответили одинаково, они написали, что телесные наказания в адрес ребенка не приветствуются у них в стране. На 2 вопрос обе девушки из Нидерландов ответили, что домашнее насилие в их стране строго наказуемо, ребенка могут отправить в приют или в другую семью. На 3 вопрос девушки ответили по-разному, одна сказала, что она не знает своих прав и она никогда не задумывалась об этом, а другая ответила совсем наоборот. Она четко расписала какие у нее есть права, более того девушка рассказала как она и семьи ее друзей справляются с конфликтными ситуациями. Когда у них происходит разлад, они просто расходятся по комнатам, не говоря друг другу ничего, через некоторое время, когда гнев ушел, они садятся за стол и обсуждают проблему мирно и спокойно. Так же они одинаково ответили на 4 вопрос, связанный с обсуждением данной проблемы в обществе. Они объяснили мне, что практически во всех школах есть несколько психологов, которые беседуют со школьниками и помогают им в трудной ситуации.

На 1 вопрос молодые люди ответили по-разному. Юноша из Германии написал, что не знает, как другие люди относятся к этому, потому что на тему домашнего насилия существует своего рода табу. Второй молодой человек из Франции ответил, что в некоторых семьях существует данный вид наказаний, сам же он относится к ним отрицательно. На следующий вопрос они единогласно ответили: «да, домашнее насилие в нашей стране наказуемо и государство борется с этим». На 3 вопрос молодой человек из Франции ответил, что он знает свои права и более того, у них подробно рассказывается об этом на лекциях. Юноша из Германии ответил на данный вопрос так: «я знаю какие у меня есть права. Так же в моей семье мы не можем причинять вред друг другу или использовать грубые слова». На 4 вопрос юноши ответили одинаково: «В обществе (в школе, с друзьями) эта тема не обсуждается вообще»

Исходя из опроса, мы можем сделать вывод о том, что в данных странах (Нидерланды, Франция, Германия) практически не используются телесные наказания для детей. Взрослые с ранних лет своего ребенка, относятся к нему как к взрослому и решают конфликты мирно и спокойно.

Создание идеальной методики воспитания, путем объединения различных эффективных методик

Для того чтобы подобрать методику воспитания ребенка, мне пришлось изучить уже известные методики. Больше всего мне понравились следующие:

• Методика Сесиль Лупан

• Методика воспитания Бориса и Елены Никитиных

Сесиль Лупан – педагог, мать двоих детей. Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания. Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали. В основе нее лежат наблюдения за детьми.

Объединяя эти методики, можно создать памятку, которая поможет будущим родителям правильно и грамотно воспитать своего ребенка, без увечий ему.

Данная памятка включает в себя основные воспитательные моменты, применяя которые родители могут избежать дальнейших конфликтов и недопониманий со своими детьми. (см. Приложение)

Заключение

Домашнее насилие в семье – многогранная проблема.

Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия – одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.

Для решения проблемы необходимо более детально и всеобъемлюще рассмотреть на законодательном уровне возможности защиты прав детей, а так же давать право детям, находящимся в трудной жизненной ситуации проходить психологическую реабилитацию и выявлять проблему в первом ее проявлении.

http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1207

Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Анна Лаптева
Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия«

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на промокашки:

впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

написано родителями.

Задачи собрания:

• Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.

Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети«

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия«.

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим, имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

Читайте так же:  Сколько стоит сделать доверенность на ребенка

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семьеможет иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

• со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т. п.

3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т. п.

4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест?Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны.Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

• распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

[3]

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

• что он не заслуживает уважения;

• что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

• что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

• что насилие — это проявление любви;

• что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;

• что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Список использованных источников:

1. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт. -сост. Я. К. Нелюбова.— Волгоград: Учитель, 2009.

2.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт. -сост. Л. И. Прикуль.— Волгоград: Учитель, 2009.

3.С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л. Е. Пахомова.— Волгоград: Учитель, 2008.

4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

Читайте так же:  Брака справок смене фамилии

5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М. : ВАКО, 2005.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-po-profilaktike-detskogo-nasilija-v-seme.html

Консультация для родителей «Домашнее насилие над детьми: причины»

Галина Сильнова
Консультация для родителей «Домашнее насилие над детьми: причины»

Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считаться с нормами этики и морали.

Вот примерный перечень факторов,которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение:

• неполные, малообеспеченные семьи;

• семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);

• отсутствие у родителей постоянного места работы;

• криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;

• наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;

• низкий уровень образования и культуры внутри семьи;

• наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.

В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причемна практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного.

Насилие над детьми в семье: виды

Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр., а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном,так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

[2]

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

Физическое насилие

Побои (как однократные, так и систематические, нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.

Сексуальное насилие

Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.). Неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.

Эмоциональное (психическое) насилие

Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилиеможет принимать следующие формы:

• высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);

• оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);

• демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.

Психологическое насилие над детьми

Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения.Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:

• формирование у ребенка негативных жизненных установок;

• задержка умственного, психического или речевого развития;

• возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;

• снижение способности к обучению;

• утрата уважительного отношения к родителям;

• патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.

Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.

Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду, воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете. Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).

Кроме того, по статистике, низкий культурный уровень и, как следствие, допущение жестокого обращения с детьми наиболее характерны для жителей небольших населенных пунктов, где крайне редко бывает организован нужный телефон доверия.

В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка,по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

Читайте так же:  Заявление об установлении отцовства отцом ребенка

• передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми

• направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;

• вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица, применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.

В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ.Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно,даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

[1]

Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера,однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции,которые содержат следующие меры:

• выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);

• проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;

• контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;

• организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;

• мониторинг поступающих в полицию заявлений о безвести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);

• содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.

Консультация для педагогов и родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» «Причины детского дорожно – транспортного травматизма». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества.

Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию» Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной — пространственной.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.

Консультация для родителей «Если ребенок захотел домашнее животное» Если ваше чадо уже понимает, что птички, собачки, кошечки, рыбки, мышки могут жить в доме или квартире, то, естественно, прозвучит вопрос:.

Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию» Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной — пространственной.

Консультация для родителей «Как правильно выполнять домашнее задание логопеда» Хотелось бы дать рекомендации родителям по правильному выполнению домашнего задания учителя- логопеда. 1. Выполняем артикуляционную гимнастику.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство: причины и способы преодоления» УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Консультация для родителей «Причины отсутствия аппетита у ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей «Причины отсутствия аппетита у ребенка дошкольного возраста» Любая мать старается вырастить здорового и крепкого.

Консультация для родителей «Причины задержки речи и речевых нарушений» Причины задержки речи и речевых нарушений. Социальные факторы: — Неразвитая речевая среда — Отсутствие потребности в разговоре с ребенком.

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-domashne-nasilie-nad-detmi-prichiny.html

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

Читайте так же:  Изменить при усыновлении день рождения ребенка

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Видео (кликните для воспроизведения).

http://snob.ru/entry/180700/

Литература


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

  3. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
Семейное насилие над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here