Сколько выделяют уровней обеспечения защиты прав ребенка

Важная информация в статье: "Сколько выделяют уровней обеспечения защиты прав ребенка". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Какие права имеет ребенок в Российской Федерации?

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:

  • «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Какие права имеет ребенок в соответствии с действующим законодательством?

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.

Имя дается ребенку родителями, отчество – по имени отца, фамилия – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.

Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.

Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.

2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.

Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. Развод родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.

Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.

Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.

Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.

4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).

Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.

Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.

5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.

Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.

Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.

7. Ребенок имеет право на доступ к информации.

Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.

В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.

9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.

Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.

10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.

Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.

Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. Многодетным семьям государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.

11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.

В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.

12. Ребенок имеет право на образование.

Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.

Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.

Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.

13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Усыновление (удочерение)», содержащая важную информацию для будущих приемных родителей.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как получить пособие по беременности и родам.

14. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.

С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.

15. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.

Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.

Читайте так же:  Какие документы придется менять при смене фамилии

16. Ребенок имеет имущественные права.

К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства.

Распоряжаться данным имуществом он может по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 26 и 28 ГК РФ).

http://legalmap.ru/articles/so/prava-rebenoka/

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;– на развитие;– на защиту;– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией , принят целый ряд законодательных актов Кодекс о БС ПМР, Закон «Об образовании».

Кодекс о браке и семье –документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции и гражданского законодательства.

Целый Раздел Кодекса посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава «Права несовершеннолетних детей» и глава «Права и обязанности родителей».

В Кодексе законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты , а также устанавливает:

1 обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка ;

2 защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию ;

3 обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием ;

4 признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

5 защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

6 защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

7 меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекспредусматривает ответственность:

1за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних ;

[3]

2 за преступление против семьи и несовершеннолетних .

Кодекс о браке и семьегарантирует:

1)право ребенка на уважение его человеческого достоинства

2)право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка ;

3)меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

4)немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью .

Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8752 — | 7559 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_176452_ogranichenie-roditelskih-prav.html

Нормативные основы защиты прав детства

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

Читайте так же:  Реквизиты замена паспорта при смене фамилии

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании в РФ» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правилами внутреннего распорядка воспитанников, Уставом МАДОУ.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

http://xn--48-6kcpbe8fh.xn--p1ai/site/pub?id=226

Сколько выделяют уровней обеспечения защиты прав ребенка

Соблюдение прав ребёнка является достаточно актуальным вопросом нашего времени. На наш взгляд, от того как государство будет проявлять заботу о своих маленьких гражданах, будет зависеть будущее и страны, и мира в целом.

Читайте так же:  Где подавать в суд на алименты

В детях всегда видели будущих членов общества. На современном этапе детиэто не только объект воспитания, но и равноправные партнёры общественных отношений. В основе данного понимания лежит признание ребёнка личностью, которая обладает таким же достоинством и правами, как и любой взрослый человек. В отличие от взрослого ребёнок ещёне может защищать и отстаивать собственные интересы самостоятельно, ему необходимо обращаться за помощью к взрослому: к родителям, педагогу, несущим за него ответственность и обеспечивающий его права. [7]

Рассмотрим сущностные характеристики понятий – право, права ребёнка, правовое регулирование.

Право это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Права ребёнка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации гласит о том, что ребёнком считается каждый человек, не достигший совершеннолетия, то есть 18 лет. [4]

А.В. Дёмин утверждал, что «правовое регулирование – осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации». [5]

Права ребенка обозначаются и защищаются не только на региональном и федеральном уровнях, но и на международном. Например, Организация Объединенных Наций (ООН) является координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, затрагивающий интересы детей. В состав ООН также входят специализированные структуры такие, как Комитет по правам ребёнка и Детский фонд ЮНИСЕФ.

К основным международным документам по правам ребенка относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Несмотря на то, что документы были разработаны и приняты еще в прошлом столетии – они являются значимыми и актуальными и на сегодняшний день.

Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. Это первый документ международного уровня, посвященный правам детей. Декларация гласит о том, что «Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Она нацелена на то, чтобы обеспечить детям счастливое детство. Взрослые призываются к признанию и соблюдению прав детей.

Декларация прав ребёнка включает в себя 10 принципов, в которых провозглашены права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Согласно положениям этого документа каждый ребёнок должен своевременно получать помощь, быть ограждённым от всех форм жестокости, насилия, небрежности и эксплуатации.[2]

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

[1]

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как известно, считались актуальной проблемой того времени, например, торговля детьми, детский труд, проституция несовершеннолетних. Именно поэтому возникла потребность в законодательном обеспечении защиты прав детей и охраны их здоровья. Именно поэтому в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребёнка.

На протяжении 10 лет, в период с 1979 по 1989 годы, специалисты различных стран, принимавшие участие в Комиссии ООН по правам человека, работали над текстом нового положения о правах ребенка, в котором бы на максимальном уровне учитывались все стороны общественной жизни ребенка. Так, 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ, получивший название Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

В Конвенции ребёнок впервые рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, наделённый полным спектром прав человека. Для того чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, их объединили в отдельные группы:

  1. Права на жизнь, на имя;
  2. Права на семейное благополучие;
  3. Права на свободное развитие личности;
  4. Группа прав, обеспечивающая здоровье детей;
  5. Группа прав, способствующая образованию детей;
  6. Права на защиту ребёнка от разных видов эксплуатации.[3]

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей была принята в 1990 году в Нью-Йорке детей. Она включает в себя:

  • проблемы множества детей во всем мире;
  • возможности международного сотрудничества и солидарности в обеспечении благополучия детей;
  • задачи для мирового сообщества;
  • обязательства в рамках международного сотрудничества стран с принятием программы из 10 пунктов;
  • последующие шаги с принятием конкретных мер и совместных международных действий «План действий». [1]

Наряду с международными документами по правам ребенка существуют нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Основным правовым актом нашей страны является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, Согласно её положениям, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации были приняты следующие законодательные акты: Семейный кодекс Российский Федерации (1995 г.), Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998 г.), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Их принятие объясняется тем, что необходимо создавать и модернизировать механизм реализации прав детей на защиту, которые декларированы в Конвенции и гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Читайте так же:  Как не стать жертвой домашнего насилия

Важным механизмом защиты прав детей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, особое внимание которого сосредоточено на проблемах детей и который имеется в каждом регионе нашей страны.

Механизм судебной защиты прав детей также является немаловажным и достаточно действенным.

Одной из самых универсальных форм защиты детей являются Органы правосудия.

В настоящее время механизм защиты прав ребенка в нашей стране наряду с государственными властными структурами включает в себя ещё неправительственные правозащитные организации и общественные объединения и организации, а также международные инструменты.

Институт неправительственных правозащитных организаций призван:

  • дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан;
  • осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека;
  • способствовать комплексному решению данной проблемы.

К элементам гражданского общества относятся общественные объединения и организации, которые играют важную роль в решении проблем, относящихся к этапу детства. Они принимают участие в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, а также выступают с самостоятельными программами и реализуют их, при этом уделяя особое внимание детям, которые нуждаются в попечении общества.

Конституция Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.

Европейский суд по правам человека является наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, его решения государство, в отношении которого они вынесены, обязательно должны быть исполнены [6].

Таким образом, каждый ребёнок с рождения имеет свои права. Международные, федеральныеи региональные документы по правам ребёнка преследуют общую цель — укрепление правового статуса ребёнка как гражданина своей страны и члена семьи, улучшение его положения в обществе и семейном коллективе.

http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19444

Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

[2]

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

http://03.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BC/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0/%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BC-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

Надежда Размахова
Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

«Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью».

Развитие человечества на современном этапе характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в отдельную категорию. Международное правовое регулирование защиты прав и интересов детей обусловлено множеством факторов. Начало его развития было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В частности, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то уже после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют отдельные положения Декларации о правах ребенка 1959 г.

Основным международно-правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Читайте так же:  Развод при ипотеке с материнским капиталом

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей.Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами,как:

• Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ;

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Игры на развитие познавательных интересов ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: — формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «День прав ребёнка» Цель: создать условия для обобщения знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Задачи: • способствовать развитию правового мировоззрения.

Конспект защиты проекта «Наши пальчики играют — речь ребёнка развивают» Сценарий кульминационного мероприятия по защите проекта по развитию мелкой моторики «Золушка» Воспитатель: Уважаемые гости! Мы рады видеть.

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений «Права ребёнка и формы его правовой защиты» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького гражданина,.

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Нормативно-правовое обеспечение.

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/rosiiskoe-zakonodatelstvo-i-mezhdunarodno-pravovye-akty-v-oblasti-zaschity-prav-i-interesov-rebyonka.html

Литература


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  2. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  3. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  5. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
Сколько выделяют уровней обеспечения защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here