Статьи в газете жестокое обращение с детьми

Важная информация в статье: "Статьи в газете жестокое обращение с детьми". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья о жестоком обращении с детьми
статья на тему

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Прошу вас познакомиться со статьёй о жестоком обращении с детьми , отнеситесь внимательно к простым правилам, которые помогут вам в воспитании вашего ребёнка.

родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

1. Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка —
• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
• используют для запугивания свой рост, возраст,
• на него кричат,
• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов —
• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции —
• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
• унижают его достоинство,
• используют обидные прозвища,
• используют его в качестве доверенного лица,
• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
• ребенка стыдят,
• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
• взрослыми растрачиваются семейные деньги.
• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
• угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

О физическом наказании

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.∙
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Читайте так же:  Смена фамилии через год после замужества

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

[3]

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Журнал Педагог

Автор: Попова Ирина Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДОУ № 15
Населённый пункт: г.Оленегорск
Наименование материала: статья «Жестокое обращение с ребенком»
Тема: «Жестокое обращение с ребенком»
Дата публикации: 16.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Жестокое обращение с ребёнком.

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети

выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать

соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий

процесс и требует от родителей много сил и терпения.

где родители испытывают

ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо

понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а

также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии

Положение ребёнка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях,

где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей

являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

оба родителя страдают

алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не

занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные

обсуждать, но и принимать меры по его решению.

несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение

ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди

[2]

калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы

пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают

ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.

Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей

уважения, внимания, ласки, тепла.

д е з а д а п т и р о в а н н ы х ,

с о з д а в а т ь

является дальнейшее воспроизводство жестокости.

• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием

отчимов и мачех;

алкоголизмом (наркоманией) или

вернувшегося из мест лишения свободы;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• умственные или физические недостатки ребенка;

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое

действие, которое наносит вред ребёнку.

отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут

сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого

мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина.

Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого

отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребёнка, попавшего в

обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребёнку физических

эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать

или не делать того, в чем нуждается ребёнок.

Физическое насилие над ребёнком заметить проще всего. Оно включает в

себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий.

кровоотёки и порезы, переломы и другие следы на теле ребёнка, которым так

же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от

криков и угроз до игнорирования ребёнка и лишения его любви и заботы.

Подобные действия не оставляют следов на теле ребёнка, но могут быть не

менее опасными для состояния ребёнка.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

— угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;

— преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или

другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка

между детьми старшего

угроза его здоровью или развитию.

является даже более распространённым явлением.

. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок

может стать жертвой несчастного случая.

Что делать, если вы подозреваете, что ребёнок подвергается насилию или

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не

сообщать своё имя. Если ребёнок находится в непосредственной опасности

или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь,

полицию или другие службы спасения.

Если вы являетесь ребёнком или подростком, который в настоящее время

подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом

телефону доверия или обратиться в полицию, социальные службы.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребёнку?

Читайте так же:  Запрещенные семейные дела

Если вы думаете, что ваш ребёнок находится в опасности, звоните 02,

поместите ребёнка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы

получить помощь в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту

жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе

с детьми или в полицию.

Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за

вашим ребёнком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с

ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится

более серьёзной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в

соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребёнка от жестокого обращения:

Прислушивайтесь к своему ребёнку.

Пусть ребёнок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем

Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка и членами их семей.

воспитателей в детском саду, учителей, нянь.

Научите ребёнка правильно называть интимные части тела, объясните

разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.

Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь

или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.

Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи

Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону

доверия, если вы подвергаетесь насилию.

Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения. Например,

ребёнок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным

или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным.

Узнайте имена ваших соседей и их детей.

Предложите свою помощь молодым родителям.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с

— неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием

отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося

из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только

увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти

Жесткое обращение с детьми
материал

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_zhestokoesobrashchenie_s_detmi.docx 26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Система профилактики жесткого обращения с детьми.

Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее. Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах, ребенок может встретиться с насилием на улице, в школе. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.

Российская статистика по отношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Лидером по числу случаев жестокого обращения с детьми в России в 2018 году стал Пермский край, следует из данных Министерства просвещения и Росстата. В этом регионе в 2018 году было зафиксировано 159 таких случаев. Это почти в три раза больше, чем в Архангельской области и Краснодарском крае, которые делят второе и третье места, — по 55 таких случаев. В первой пятерке также Оренбургская (53) и Кировская (46) области.

Что же касается отношения количества случаев жестокого обращения к общему числу детей в регионе, то, в этой категории стала Еврейская автономная область, где этот показатель составил семь случаев на 10 тыс. детей. На втором месте Камчатский край (3,7 случая на 10 тыс.), далее следуют Ямало-Ненецкий округ (2,9), Пермский край (2,7) и Архангельская область (2,4). Но ориентироваться на эту статистику как на отражение реальной картины нельзя, реальная ситуация куда хуже.

Ежегодно в России от жестокого обращения погибает несколько тысяч детей. Гораздо большее число детей страдает от насилия, которое не оканчивается гибелью, но наносит тяжкий физический или психологический вред ребенку. Так, по данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, за последний год около 2 тыс. детей погибло в результате насилия. По данным неофициальной статистики, каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом абсолютное большинство таких преступлений остаются нераскрытыми.

Ситуация осложняется тем, что физические наказания в нашей стране в большинстве семей являются допустимой нормой. Оправдываются они чаще всего примером необходимостью поддержания дисциплины.

В десяти регионах не зафиксировано ни одного случая жестокого обращения с детьми. Четыре из них находятся в Северо-Кавказском федеральном округе: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Также не зафиксировано жестокого обращения с детьми в Тамбовской и Орловской областях, Республике Алтай, Калмыкии, Севастополе и на Чукотке. В большинстве из них статистики по жестокому обращению с детьми нет из года в год, следует из данных Росстата.

За год резко выросло число зарегистрированных случаев жестокого обращения в Калужской области — с одного до 15, Курганской — с четырех до 21, Вологодской — с четырех до 16, а также в Еврейской автономной области — с восьми до 26.

Статистика по жестокому обращению с детьми не коррелирует с данными по лишению родительских прав. Регион — лидер по количеству родителей, лишенных прав за жестокое обращение с детьми, — Крым. Там за 2018 год было принято 26 таких решений. В Приморском крае — 17, Архангельской области — 14, Нижегородской и Оренбургской — по 11.

По общему количеству случаев лишения родительских прав по всем причинам (а не только за жестокое обращение) лидирует Московская область с показателем 1165. В Красноярском крае — 1126, Свердловской области — 981, Пермском крае — 964, Нижегородской области — 947.

Читайте так же:  Как подать на разделение имущества после развода

«Суд прописывает только одну причину как основную и, как правило, ту, что легче доказать. Например, алкоголизм и насилие практически всегда связаны, а суд лишает прав за алкоголизм (3284 случая в 2018 году, а за жестокое обращение — 276)».

По данным МВД, в 2018 году число преступлений против несовершеннолетних увеличилось на 5% (с 91 554 в 2017 году до 96 150), в том числе на 4,9% (с 13 487 до 14 152) — направленных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Более 60% (54 697, в 2017 году — 44 568) уголовно-наказуемых деяний в отношении детей совершено в семьях.

«Чтобы дошло до лишения родительских прав, надо доказать умышленность жестокого обращения. Есть политический фактор, бывают ситуации, когда суды получают негласное указание не портить статистику и не лишать родительских прав».

Негативную роль сыграл закон о декриминализации домашних побоев. «Теперь наказание за побои детей — штраф. Штраф взимается с той же семьи и бьет в том числе по тем же детям, которые и так пострадали».

На сегодняшний день в Засвияжком районе был случай жестокого обращения с детьми в 2017 году (3,5,7 лет узнали от соседей – школа пишет характеристики), в Сурском районе были случаи в 2008 и 2010 годах.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. (Примеры: ст. 63–64 Семейного кодекса РФ; ст. 18 и 52 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. (Примеры:

Видео (кликните для воспроизведения).

ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);

ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

ст. 131 (изнасилование);

ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);

ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);

ст. 135 (развратные действия);

ст. 125 (оставление в опасности);

ст. 124 (неоказание помощи больному);

ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

ст. 110 (доведение до самоубийства);

ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.) Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. (Примеры:

ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);

ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);

ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН, заставляют нас задуматься. Около половины опрошенных (46 %) заявили, что в детстве подвергались физическому насилию, при этом мужчины чаще, чем женщины.

Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

  1. Документы, гарантирующие права и свободы ребенка

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Читайте так же:  Замена медицинского полиса при смене фамилии

Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Статьи в газете жестокое обращение с детьми

Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения с детьми. Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым. Реализация прав ребенка, защита их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от нас, взрослых, и от нашего отношения.

Обязанность родителей по воспитанию детей закреплена статьей 63 семейного кодекса РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей влечет за собой жестокое с ними обращение.

Статья 156 уголовного и статья 65 семейного кодексов РФ, постановление Пленума Верховного Суда от 27.05.1998 г. определяют, что под жестоким обращением с детьми надлежит понимать лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, невыполнение элементарных норм, влекущее за собой заболевание (педикулез, чесотка и др.), невыполнение предписаний врача по лечению, отказ от оказания медицинской помощи, а также применение к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического и психического насилия над ним. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза для жизни.

Субъектом преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, порой являются родители, опекуны, попечители, педагоги, воспитатели, медицинские работники и иные лица, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

Если вам стало известно о фактах жестокого обращения с детьми, не оставайтесь равнодушными. Сообщите об этом в соответствующие учреждения района:

Отдел образования (опека и попечительство) ул.Луначарского, 47, тел. 22-7-47.

Подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) — ул.Луначарского, 12, тел. 21-5-42.

Комиссия по делам несовершеннолетних — ул.Луначарского, 45, администрация, тел. 21-5-83.

Прокуратура — ул.Луначарского, 47, тел. 22-4-30.

С.А.Леонова, главный специалист отдела опеки РОО

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

[1]

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

Читайте так же:  Отказ от несовершеннолетнего ребенка матерью

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Источники

Литература


  1. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  2. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

  3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
Статьи в газете жестокое обращение с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here