Тема насилия над детьми в романах достоевского

Важная информация в статье: "Тема насилия над детьми в романах достоевского". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Анализ произведения Подросток Достоевского

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов. Планировалось, что он будет иметь черты самого автора. Путь героя, который начинал с атеизма, потом обратился в веру и снова вернулся к атеизму.

Первая тема, которую поднимает автор, это проблема отцов и детей. Эта тема поднимается не только в семье главного героя, но и вообще везде. Проблема воспитания отличается особой актуальностью. Особенно, когда тема касается нравственности.

Далее, Фёдор Михайлович поднимает тему детей, которые являются будущим нашей страны. С детства их окружает множество негативных факторов: «плохая» информация, которая пестрит на страницах журналов и газет, всё, что показывают на телеэкране. Автор описывает разные жизненные ценности: царящий в обществе хаос, случайные семейства и прочее. После автор противопоставляет этим деталям семьи, которые всегда заботились о своей чести и чтили традиции своего родства, за пример берется произведение «Капитанская дочка» и «Война и мир».

Фёдор Михайлович доносит до читателя мысль, что корень всех проблем находится в нравственности, а точнее, ее уровне. В сознании героя царит полный хаос, который возник по причине недостаточного уровня нравственности. По сути, разум героя уже опорочен. По этой причине герой ведет разгульный образ жизни, а потом будет пытаться исправить ситуацию через исповедь.

Следующая проблема – проблема эстетики. Начинается со спасительной красоты, которая помогает душе очиститься. Однако, вот в чем загвоздка, душа уже успела оскверниться. Всё начинается с обычного любования и доходит до того, что может произойти разврат. Любование на прекрасное не поможет измениться за раз, нужно время, чтобы прекрасное накопилось, тогда человек сможет измениться.

После Фёдор Михайлович поднимает тему двойственности красоты. Суть в том, что красота может быть разной. Она может быть, как нравственной, чистой и Христовой, так и грязной, ложной и полной противоположностью первым качествам.

По причине безнравственности человеческое сердце грубеет и перестает понимать, где добро, а где зло. Человек теряет способность правильно оценивать прекрасное. Красота является страшной силой.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Всегда важно помнить, что главной является внутренняя красота души, а не внешность. Проблема в том, что человек, очень часто мужчина, в первую очередь, обращает внимание на внешнюю оболочку. Именно, когда человек следует этой красоте, происходит совершенная другая реакция. В таком случае душа не будет преобразовываться, она будет продолжать оскверняться. Потому как чрезмерное любование на внешнюю красоту приведет к разврату. Эта красота работает непосредственно на сердце, не проходя через разум, в отличие от красоты нравственной, которая охватывает всё и помогает измениться.

Главным героем является Аркадий, незаконный сын Версилова. Этот молодой человек стремится к свободе и независимости. Он еще не умеет различать добро и зло. Герою свойственна гордыня, он желает получить от жизни всё лучшее, его тянет к роскоши. Однако, он не согласен получить богатство путем мошеннических действий. В конечном итоге, герой встает на правильный путь, ему в этом помогает родной отец.

Также читают:

Скачать:

Вложение Размер
10_klass_dostoevskiy.doc 58 КБ

Популярные сегодня темы

Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.

Каждая героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени имеет тонкую связь с главным героем — Печориным. Они зависимы от него по-своему. Также сам мужчина неравнодушен к ним. Женщины

Николай Васильевич Гоголь является автором комедии «Ревизор». Произведение, состоящее из пяти действий, было начато автором осенью 1835 года, в свет же вышло в 1836 году.

Илья Бунчук – является одним из борцов против существующего ранее старого режима, им движет настоящая идеология, которая отражается во всех его поступках и даже в мышлении.

Михаил Шолохов сохранился в человеческой памяти, как гений в писательской среде,с самым обыденным раскладом к творчеству. Известность во всем мире ему принес известный «Тихий дон».

Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе «Преступление и наказание» (Школьные сочинения)

Что представляет собой современный мир? Всегда ли в мире присутствовали насилие и несправедливость ? В нашей жизни мы все чаще замечаем, насколько люди алчны, злы и беспощадны. Литература — это отражение реальности. Поэтому эти отрицательные черты человечества раскрывает великий писатель, Ф.М. Достоевский, в романе «Преступление и наказание», затронувший множество психологических и философских проблем.

В этом произведении писатель показывает читателям быт обычных людей. Но особое внимание он уделяет детям — нищим детям, выросших в неблагоприятных условиях и не имеющие будущего. Например, в семье Катерины Ивановны ребята ходят в оборванной и старой одежде и босиком, едят мало и живут с мамой в маленькой и холодной комнате. Слезы Коли и Лёни, робкий, потерянный взгляд Поли, вынужденный просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце. Соня Мармеладова — ребенок, живущий взрослой, жестокой жизнью.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она, рискуя всем и вся, идет на такой поступок, как работа «блудницей», только ради семьи, ради их благополучия. Нельзя не сочувствовать этой девушке, ведь именно бедность руководит людьми, заставляя их делать то, что несвойственно нравственным ценностям каждого. Страдания молодого поколения для Федора Михайловича — один из главных признаков несправедливо устроенного мира. Дети — это цветы жизни. Почему они должны переносить все трудности жизни с малых лет, еще не познав радости и счастья? Никто не сможет ответить на этот вопрос, но можно сказать, что общество слишком жестоко относится к нуждающимся, не имеющим даже крошки хлеба.

В данном романе Достоевский показывает жестокий мир не только со стороны несправедливости, но и со стороны насилия и неприемлемого отношения к другим. Наглядным примером являются два героя — Лужин и Свидригайлов. Петр Петрович, желая жениться на Дунечке, сестре Раскольникова, извлекает их этого собственную выгоду: бедная и беспомощная девушка станет ему рабыней, с помощью которой он надеется завоевать себе место в более высоких кругах общества. Таким образом, Лужин — корыстный, низкий человек, не достойный чего-то лучшего. Аркадий Иванович, пустой и грешный, совершил немало бесчестных поступков: изменял жене, пользуясь ее богатствами, домогался к женщинам, мошенничал в картах,попал в долговую тюрьму и, главное, выстрелил себе в голову. Всем этим он доказывает свою ничтожность, скверность. Такое поведение в обществе недопустимо, так как оно нарушает его строй и морально-эстетические нормы.

В русской литературе отражены не только счастливые мотивы жизни людей, но и их страдания, мучения. Достоевский обличает мир насилия и несправедливости, показывает последствия неправильно сложившихся норм в обществе. Реальность нередко обходится жестоко с людьми, но нужно верить в лучшее и искать подход к такой жизни, чтобы с легкостью выйти из трудных ситуаций.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id55322

Ф.М.Достоевский.Викторины. Темы для сочинений.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Материал для 10 класса.

Читайте так же:  Дети во время развода родителей

Образы детей и их роль

Роман «Преступление и наказание», который написан Федором Михайловичем Достоевским, является одной из самых читаемых книг не только в России, но и во всем мире. Главным героем является Родион Раскольников, который по сюжету совершает преступление.

Система образов в романе является очень богатой и насыщенной. Среди нее особое место уделяется детским образом. Безусловно, Достоевский дал им определенные роли. Потому в «Преступлении и наказании» несколько детским образов, созданных автором.

Дети в романе являются второстепенными персонажами, потому раскрыты не до конца, но все же они есть и это важно для всей идеи произведения. К этим образам относятся дети Катерины Ивановны, Дуня, утопившаяся девочка, снящаяся главному герою, пьяный ребенок с улицы – данные образы нельзя оставить без должного внимания. Невзирая на свой мелкий уклад в оборот сюжетных линий, они имеют определенное значение. Тема детского возраста и детей присутствует в данном произведении.

Для начала рассмотрим детей Сониной мачехи.

Катерина Ивановна сошлась во второй раз с Мармеладовым после смерти своего супруга, являвшегося офицером пехоты. Она сбежала с ним из родного дома. С ним у нее родилось трое детей. это дочки Поля и Лена, еще сын Коля. Дети одевались плохо, выглядели вечно худыми и голодным, что закономерно от такой жизни. Но мать пыталась заботиться о них, несмотря на постоянную нехватку денег и недоедание.

Соня приходилась падчерицей. Невзирая на способ заработка денег, автор подарил ей тоже не мало детских черт: высокий голосок, милое личико, нежность, которые свойственны больше детям, чем взрослым. Такая бедная жизнь и бедственное положение семьи, жалость к сводным братьям толкнули Сони пойти в проститутки. Но Достоевский совсем не осуждает девушку, а показывает ее как заложницу ситуации.

Героиня беззащитна, верит в чудо и Бога, обладает чистой, наивной, бескорыстной душой, потому ее легко можно обмануть и подставить.

Через образы Детей Катерины автор показывает, что Мармеладов все-таки думал о них. Он ведь пытался брать себя в руки и не пить некоторое время.

Еще одним ребенком в произведении является Дуня Раскольникова. Через нее Достоевский показывает, какие бывают испорченные, гнилые и развратные люди на примере Свидригайлова.

Дети вынуждены страдать из-за слабостей своих родителей и окружающих их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение написанию сочинения-рассуждения в старших классах — трудная задача для учителя. Широта тем, которые могут быть предложены для сочинения, безгранична. Работа должна вестись периодически .

Презентация на тему «Написание сочинения» может быть использована на уроке по развитию речи. В ней представлен алгоритм работы над сочиненим, имеется дополнительный материал о типах и стилях речи.

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 03.12.14.

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 05.02.15.

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 06.05.15.

Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих .

Мной разработана система уроков по проблеме «Как научить писать сочинение по прочитанному тексту» в 11 классе. Данные уроки в системе — первый и второй. Тема урока: «Структура сочин.

Дети в романе Преступление и наказание Достоевского

Несмотря на то, что Родион Раскольников доведен до крайней степени нервного напряжения и словно пребывает в психологическом тупике, он все же способен проявлять сострадание и жалость к тем, кто слабее и беспомощнее его. К слову, это отвечает выведенной им же доктрине.

Потому, герой очень трепетно и заботливо относится к детям. Это открывает его весьма робкую и трепетную натуру. Автор показывает читателю, что главный герой, по сути своей, неплохой человек и возможно, если бы обстоятельства сложились иначе, он никогда не пошел бы на смертоубийство. Да вот только судьба сложилась так, что эмоции в данном случае достигли пика, и юноша просто – напросто не смог взять себя в руки, совладать с ними и найти более мирный и законный выход из ситуации.

Что же касается самого Достоевского, для него малышня не просто милый образ – это отображение всего страдающего от несправедливости человечества. Он словно дает понять, что невозможно достигнуть гармонии и жить беззаботно в мире, где плачет хотя бы один ребенок.

Дети в романе символизируют духовную чистоту, непорочность, отсутствие грехов. Это симбиоз всего лучшего и светлого. Раскольников крайне расположен к детям Мармеладова, и даже 18-летняя Сонечка входит в их число, ведь, несмотря на совершеннолетие, выглядит еще совсем ребенком.

Герою больно видеть не только общечеловеческие, но и детские страдания – причем, последние кажутся ему куда более тяжкими. В его понимании причиняющий боль таким чистым существам – не человек. И, несомненно, его позицию можно понять и даже принять.

Нравственная высота детей считается «точкой отсчета» для всего человечества. В одном из кошмаров юноша видит свое детство, он сам страдает от убийства, потому понимает, как тяжело ребенку переносить горести и страдания.

Нет! Ему совершенно не жаль старуху. А вот детей – жаль. Искренне и по-человечески. Можно сказать, даже по-христиански. Хоть Родиона и нельзя назвать убежденным христианином.

Примечательно, что в разговоре с матерью, герой вспоминает о своей покойной невесте и говорит о ней как о ребенке (точнее, применительно к тому времени, когда она была ребенком), сокрушается о том, что она почти всегда была сильно больна, но, несмотря на это он любил ее, а если бы у нее выискался еще какой изъян (горб или хромота), то он бы испытывал к ней еще большую привязанность и еще более сильное чувство.

Но нельзя сказать, что любовь для Раскольникова – это просто жалость. Как нельзя сказать, что и дети для него – только лишь объект для жалости. Дети для героя нечто высшее, божественное, сродни ангелам, спустившимся с небес, чтобы сделать мир чище.

Потому, он и относится к ним с трепетом и благоговением. Мало того, герой ловит себя на мысли, что рядом с детьми чувствует себя счастливым. С одной стороны, можно расценивать это как проявление отцовских чувств.

Но, на самом деле, это не совсем так. Вероятно, рядом с детьми, Раскольников сам вспоминает, как был ребенком, чистым и непорочным, ему дорого то ощущение безмятежности и беззаботности, которое он некогда испытывал.

Как и любому взрослому, ему хотелось бы вернуть те дни, когда можно было ни о чем не беспокоиться, а предаваться играм и забавам. Но увы…Этих дней не вернуть…Никогда…

Картинка к сочинению Анализ произведения Подросток

Картинка к сочинению Дети в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Одними из главных героев данного произведения являются Евгений Онегин и Владимир Ленский. Что же это за герои и почему они обычно противопоставлены как «лёд и пламень», «вода и камень»? Рассмотрим в таблице

В повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь вложил очень много труда. Это рассказ о периоде казачества, когда проходила безжалостная борьба за самостоятельность, а также формирование сильной державы.

Изначально, сказка Горького «Воробьишко» вышла в сборнике, а потом уже, издательство «Парус» выпустили её отдельной книгой.

Многие люди задумываются о собственном предназначении, они ищут ответы в книгах или на просторах Интернета. Так и происходит с главным персонажем рассказа «Книга» Бунина. Он с детства привык проводить время за чтением книг

Судя по названию произведения можно сделать вывод, что Евгений Онегин — это центральный герой романа. Александр Пушкин писал «Евгения Онегина» в течение восьми лет, поэтому судя по эволюции образа героя можно сделать вывод о взрослении самого автора.

Читайте так же:  Ограничение в родительских правах отца ребенка

Суровая правда жизни «униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Фёдор Михайлович Достоевский пронизывает роман «Преступление и наказание» самыми беспокойными и беспокоящими мыслями. Читая, сам невольно погружаешься в этот жестокий и запутанный мир Родиона Раскольникова, становишься соучастником преступления и создания безумной теории, сходишь с ума от совершённого и учишься любить.

«Униженные и оскорблённые» — вот основные герои романа. Семья Мармеладовых, семья Раскольниковых, Лизавета – все они так или иначе обижены жизнью.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Пристанищем «униженных и оскорблённых» служит Петербург, который для этой роли подходит как нельзя лучше. У Достоевского это вовсе не город величественных дворцов и фонтанов, а город вони, духоты и безысходности. В этом городе невозможно остаться здоровым и полным энергии, он душит, давит и убивает. Петербург – место, где на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить своё горе. Город, ставший царством бедности, безнравственности, безысходности и болезней. В нём сама жизнь приобретает уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием героев. Они мучительно осознают безвыходность своего положения и жестокость реальности. Существует особая связь между размерами комнатушки Раскольникова и Петербургом. Его маленькая комната длиной всего лишь несколько шагов, такая же давящая, душная и пыльная как сам город. В Петербурге Достоевского большинство людей чувствуют себя одинокими. Люди в этом жутком месте злорадствуют над несчастьями других, относятся друг к другу недоверчиво. Вонь, грязь, духота, пьяные — всё это окружает главного героя. Город как будто сам подталкивает Раскольникова к преступлению и усугубляет его душевные терзания после убийства.

Виновниками ужасной жизни в Петербурге становятся люди, подобные Лужину и Свидригайлову. Они являются источниками лжи, насилия и издевательства над другими. Они подминают под себя любого, кто встанет у них на пути. Для таких людей не существует законов и совести, они могут оклеветать и унизить невиновного, как это сделал Лужин по отношению к Соне. В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский хотел показать два пути, которые могут ожидать Раскольникова. Он мог стать либо расчётливым эксплуататором людей, либо праздным помещиком, живущим в своё удовольствие. Но они оба одинаково омерзительны и неприемлемы для Родиона, потому что эти люди окончательно потеряли ориентиры между добром и злом и проповедуют только личную выгоду.

Боль за человека и человечество, сострадание и желание помочь людям, попавшим в беду, постоянно присутствуют на страницах романа Достоевского. Его герои постоянно ищут выход из сложных жизненных ситуаций. Зачастую они вынуждены жить в жестоком и яростном мире, заставляющем совершать безнравственные поступки. Но Достоевский показывает, что даже под гнётом этого страшного города, эти люди всё ещё способные на высокие и чистые поступки.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

[3]

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id38047

Манифест сексуальности в «Бесах» Достоевского

Перевод: Лера Огурцова
Коррекция, редакция: Александра Алабина, Маргарита Баранова

I. Чистота: секс как высшее выражение любви

В этом произведении секс рассматривается как высшая форма любви, и для эротики в этом акте романтического поиска нет места. Хуже всего в преступлениях Ставрогина и в его сексуальной распущенности — недостаток любви, это деформирует сам акт, превращая его в отвратительную форму потакания своим желаниям. Каждая женщина, участвующая в беспорядочном буйстве Ставрогина, просто отбрасывается и умерщвляется. Они жертвы, но они виновны в том, что запятнали свою чистоту, и за своё преступление, к сожалению, они несут соразмерную плату — смерть. В каждом случае секса в «Бесах» эротизм устраняется, потому что животная реакция на наши желания осуждается писателем. Секс как прекрасная форма любви — это тематическая перспектива, которая очевидна в современной культуре, и именно эту романтическую идею продвигали интеллектуалы, среди которых сам Достоевский.

II. Сексуальная аберрация: правильная точка зрения для борьбы с сексуальным насилием над молодыми и калеками

Исследуя творчество Достоевского после ссылки, можно обнаружить его ключевое стремление, приводящее к пониманию сексуальных отклонений, которых было так много в России того времени. В этом конкретном анализе я опираюсь на работы Сюзанны Фуссо, в частности, на её глубокое исследование «Раскрытие сексуальности в творчестве Достоевского» (Discovering Sexuality in Dostoevsky) (2006), в котором выдвинуты очень точные теории, поскольку было бы несправедливо совсем отказаться от упоминания её колоссальных достижений в этой области.

Фюссо утверждает, что Достоевский очень долго искал верную перспективу взгляда на проблему педофилии. Об этом свидетельствует большая часть «Униженных и оскорблённых» (1861), в частности, разговоры между Иваном и Нелли, которые перекликаются с исповедью Ставрогина в ненапечатанной главе «У Тихона».

Его исповедь прорывается через привычность воспоминания о совершённом им преступлении, сотрясая её. Вся история разворачивается во время праздного разврата, когда герой снимает дом у семьи из среднего класса. Ставрогин видит маленькую дочь хозяина, Матрёшу, она больна и бредит. Он входит в её комнату, когда знает, что она останется одна. Он инициирует то, что всеми рассматривается как половой акт. Тогда она бредит и проявляет привязанность к партнеру. Однако, после того, как девушка приходит в сознание, она вешается.

Фуссо пишет так: «Речь Ставрогина о возрасте Матрёши запутанна», и это было важной частью многоуровневой дискуссии на протяжении веков. Изначально считалось, что ей «около четырнадцати», хотя «внешне она совсем ребёнок». Ставрогин, однако, борясь с преследующими его воспоминаниями об этом случае, говорит о «жалком отчаянии беспомощного десятилетнего существа с несложившимся рассудком». Замечательная техника, с которой Достоевский подходит к потенциально непристойной теме, кроме того, великолепно обобщена Уильямом Вудином Роу:

Когда ребёнок становится жертвой, он кажется моложе. Но Достоевский обычно получает убедительный эффект от обеих половин (странно примирённого) противоречия. Несмотря на снижение своего возраста, жертва-ребёнок остается достаточно взрослой, чтобы осознавать своё положение. Например, жертвы педофилии у Достоевского почти неизменно обладали соблазнительностью более взрослых девушек, беспомощностью маленькой девочки и почти женской способностью принимать своё мучение.

Фюссо замечает: «Элемент, отсутствующий в портрете Матрёши, описанный Ставрогиным, — это “сексуальная соблазнительность”». Конечно, в тексте Достоевского эротика отсутствует, но это аспект, который стоит отложить на более позднее исследование. Фюссо, в первую очередь, сосредоточена на сравнении признания Ставрогина с «Униженными и оскорблёнными» в попытке подчеркнуть триумфальное заявление Достоевского по поводу обсуждения ужасной идеи педофилии. Она продолжает изучать сущность принудительного первого сексуального опыта, или, если проще, насилия в работах Достоевского.

Утверждение Роу выявляет причину, по которой педофилия для Достоевского является столь же отталкивающей, как и для большинства людей. Это беспомощность, отсутствие нормативного, по закону, определения любви; это, по сути, случай принудительного сексуального опыта с тем, кто ещё не мыслит разумно. С другой стороны, уступчивость жертв установлена вовремя — это, по мнению многих, самая большая их трагедия — и будет восприниматься в полной мере. Только когда будет уже слишком поздно, их сочтут жертвами.

Следует, однако, отметить, что Достоевский отказывается рассматривать педофилию отдельно от контекста. Он наметил конкретную догматическую повестку, и, по сути, рассмотрение проблемы педофилии внутри и вне этой повестки имеет свои сложности. Обратимся, во-первых, к выдержке из документа Датской ассоциации педофилов и Североамериканской ассоциации любителей мальчиков:

Отвратительно апологетический подход к нравственно, по праву, самому отвратительному преступлению! — восклицает большинство. Возможно, догматическая повестка дня Достоевского такова: педофилия ужасна. Тем не менее, потенциально можно утверждать, что у конкретных несовершеннолетних есть раннее развитие осуждаемых влечений. Либертарианский аргумент, как видно выше, является, по-видимому, подходящим опровержением предисловия Достоевского.

Читайте так же:  Задачи лишение родительских прав

Фуссо пишет: «Виталий Свинцов1 утверждает, что, поскольку нет очевидного насилия, и сама Матрёша инициирует заключительный этап встречи, нельзя говорить об инциденте как изнасиловании. Ирина Роднянская2 убедительно парирует: “Эротически втягивая ребёнка в этот акт, пробуждая в нём ‘сладострастие’, он не смягчает то, что было совершено, как воображает Свинцов, но делает его еще более ужасным, чем грубое насилие”».

Это вопиющее утверждение, потому что Матрёша едва ли была эмоционально вовлечена. Сам Достоевский стремился спровоцировать катарсис, вызванный большей трагедией; но в это уравнение был добавлен ещё один элемент — инвалидность жертвы. Матрёша — персонаж в преходящем состоянии бреда, в момент насилия её умственные способности были нарушены. Это полностью отрицает аргумент о том, что Матрёша дала обдуманное согласие своему партнеру.

«Правильная точка зрения» на педофилию по Достоевскому — точка зрения с позиции жалости.

III. Секс как часть брака

В это время и в этом веке брак без секса считается неудавшимся, и крайне редко пары, у которых нет секса, консультируются с профессионалом, как они сделали бы, если бы их отношения рушились. Что может быть более унизительным для человека в наше время, чем признание в собственной сексуальной недееспособности? Боязнь сексуальной дисфункции для современного мужчины является свидетельством сомнений и несчастья, которые актуализирует эта форма любви. Эта концепция присутствует в «Бесах», в которых независимо от того, является ли связь удачной или нет, она считается частью половой жизни пары.

Самым ярким из примеров, которые приводятся в исследовании, является, наверное, губернатор и его жена Юлия Михайловна. Их отношения — неудачные, и губернатор настолько охвачен тревогой от своей мужской недееспособности, что опускается до всякой потери рациональности. Петр Степанович, лидер нигилистов, берёт на себя роль мужчины в особняке губернатора, и хотя непонятно, связаны ли его отношения с Юлией Михайловной половым актом, недвусмысленно раскрывается, что он сумел заменить ей мужа. Брак в творчестве Достоевского — это не эмоционально умеренный союз полов, а страстная история любви длиною в жизнь. Страсть в этом смысле является термином, который объединяет любовь и секс, что поднимает секс до высшего выражения любви; это здоровый образ жизни. Без него, как пишет Достоевский, ни брак, ни какие-либо любовные отношения не существуют.

Это аргумент в романе, который впервые проявляется в отношениях между Степаном Трофимовичем Верховенским и его покровительницей Варварой Петровной Ставрогиной. В их отношения любовники следуют примеру: Степан Трофимович живет в её доме, они заботятся друг о друге и друг друга любят. Только одно отделяет их от успешного любовного союза, — их любовь платонична. Они живут без секса, и, хотя их влечёт друг к другу как-то иначе, брак между ними невозможен из-за этого упущения. Достоевский утверждает: брак невозможен без секса, а у тех, кто живет без секса, брак неудачен. Достоевский редко в своих произведениях рассматривал секс и измены как катастрофы. Именно эта мысль по сей день вызывает агонию и отчаяние среди любовников.

И гетеросексуальные, и гомосексуальные отношения присутствуют в литературе Достоевского, а из пережитого конфликта возникает другая форма угрызений совести. И хотя о гомосексуальности он пишет не так открыто, это та форма любви, которую однозначно испытывают его персонажи.

Отношения Степана Трофимовича и Ставрогина — это отношения опеки, которая на ранних этапах выражалась в некоторой нежности между двумя мужчинами:

Степан Трофимович сумел дотронуться в сердце своего друга до глубочайших струн и вызвать в нем первое, еще неопределенное ощущение той вековечной, священной тоски, которую иная избранная душа, раз вкусив и познав, уже не променяет потом никогда на дешевое удовлетворение. (Есть и такие любители, которые тоской этой дорожат более самого радикального удовлетворения, если б даже таковое и было возможно). Но во всяком случае хорошо было, что птенца и наставника, хоть и поздно, а развели в разные стороны.

неблагоразумие. Поскольку Степан Трофимович и Ставрогин оба, в конечном итоге, трагически гибнут, можно считать, что отчасти это особое сексуальное предпочтение является одной из причин такой кончины. Повторяющаяся ошибка, которая вторгается в умы трагических персонажей в этом романе, — моральный нигилизм, который Достоевский стремится обсуждать на протяжении всей работы. Он тонко изображает этическую дисфункцию своих персонажей, и бисексуальность описывается как преступный сексуальный настрой в его произведениях. Гомосексуализм в XIX веке в России был широко стигматизированным сексуальным предпочтением, независимо от того, допускал ли его Достоевский исходя из его религиозных убеждений. Наряду с бесчисленными сексуальными завоеваниями Ставрогина, это еще один случай, который относится к оскорблению сексуальной неприкосновенности, совершённому персонажами.

Насилие над детьми — Россия

  • Читать полностью
  • Скачать архив в fb2 | Скачать архив в ePub
  • Главы:
  • Для любителей клавиатуры:
  • «Ctrl+стрелка влево» — предыдущая глава
  • «Ctrl+стрелка вправо» — следующая глава

Также читают:

Предварительный просмотр:

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Каково социальное положение главного героя?

2. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

3. С чем сравнивает автор каморку Раскольникова?

4. Каковы причины преступления, совершённого Раскольниковым?

Нищета и теория о «сверхчеловеке».

5. Какое событие послужило поводом к убийству старухи?

6. С кем проживала Алёна Ивановна?

7. Где Раскольников взял топор для убийства?

В каморке дворника, за дверью.

8. Где старуха прятала заложенные у неё вещи?

9. Где прятался Раскольников, чтобы его не увидели поднимавшиеся ему навстречу два посетителя с дворником, заподозрившие недоброе?

На втором этаже, в квартире, где был ремонт, откуда только что вышли маляры.

10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

В своей комнате за обоями и во дворе какого-то дома под камнем.

11. По какой причине Раскольникова вызвали в полицию на второй день после преступления?

По жалобе хозяйки комнаты, которой он задолжал.

12. При каких обстоятельствах Соня знакомится с родными Раскольникова?

Соня пришла пригласить Раскольникова на поминки отца.

13. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать тем, что она была им облагодетельствована?

Видео (кликните для воспроизведения).

14. Кто и кому подложил сторублёвый кредитный билет в карман с целью обвинения в воровстве?

15. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

16. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

Легенду о воскрешении Лазаря.

17. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт, а потом покончил самоубийством?

18. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

19. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны?

20. Кто из героев сопровождает Раскольникова на каторгу?

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Каково социальное положение главного героя?

2. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

3. С чем сравнивает автор каморку Раскольникова?

4. Каковы причины преступления, совершённого Раскольниковым?

5. Какое событие послужило поводом к убийству старухи?

6. С кем проживала Алёна Ивановна?

7. Где Раскольников взял топор для убийства?

8. Где старуха прятала заложенные у неё вещи?

9. Где прятался Раскольников, чтобы его не увидели поднимавшиеся ему навстречу два посетителя с дворником, заподозрившие недоброе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

11. По какой причине Раскольникова вызвали в полицию на второй день после преступления?

_____________________________________________________________________________ 12. При каких обстоятельствах Соня знакомится с родными Раскольникова?

13. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать тем, что она была им облагодетельствована?

Читайте так же:  Закон о материнском капитале на второго ребенка

14. Кто и кому подложил сторублёвый кредитный билет в карман с целью обвинения в воровстве?

15. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды.»?

16. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

17. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт, а потом покончил самоубийством?

18. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

19. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны?

20. Кто из героев сопровождает Раскольникова на каторгу?

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Материалы к сочинению

Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. Вступление. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

II . Основная часть. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей».

  1. Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление:

а) образ «жёлтого» Петербурга;

б) описание петербургских трущоб;

в) описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов»;

г) будничные кошмары на улицах города;

д) петербургские распивочные. (I-1,2/с. )

2. «Униженные» и «оскорблённые» в романе:

а) Соня Мармеладова и её семья; (I-2,7/с. 12)

б) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова; (I-3/с. 27-письмо)

в) нищета студента Раскольникова; (I-1/с. 5,6,9; I-3/с. 25)

г) пьяная девочка на бульваре, которую преследует «жирный франт». (I-4/с. 40)

3. Мир насилия и грабителей в романе:

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира; (I-6/с. )

б) мир Лужина, Свидригайлова и пр. (III-5/с. )

4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Материалы к сочинению

Теория идеи Раскольникова и её крах.

  1. Вступление. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Основная часть. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

  1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца (III-5/с. ):

— к какому разряду людей – «высшему» или «низшему» — следует отнести мать, сестру и др.?

— захотят ли близкие люди, ради которых он решился на преступление, воспользоваться «результатами» этого преступления?

— как намеревался герой использовать украденные вещи?

б) несоответствие замыслов и результатов:

— замысел : убить никому не нужную старуху, чтобы самому встать «на ноги», сделать первые шаги, избавить родных от унизительного полунищенского положения и осчастливить своей деятельностью человечество; результат : собственные душевные страдания, страдания близких и родных, смерть матери (II-1,2/с. ; III-6/с. ) ;

— замысел : перевести себя в «высший» разряд людей; результат : оказался рядом с Лужиным и Свидригайловым (II-5/с. ; IV-2/с. ) ;

в) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей (III-5/с. ; IV-1/с. ) ;

г) сны Раскольникова:

— бессмысленность индивидуалистического бунта (I-5/с. ; III-6/с. ) ;

— за преступлением непременно следует наказание;

— антигуманистический, преступный характер идеи Раскольникова ( III-5/с. ) .

[2]

2. Наказание Раскольникову за преступление:

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством» (II-5,6,7/с. ) ;

б) смерть матери (III-3,6/с. ) ;

в) всенародное осмеяние и осуждение:

— насмешливая реплика пьяного, которую слышит Раскольников в свой адрес, когда идёт «на пробу»: «Эй, ты немецкий шляпник!»;

— смех Настасьи, услыхавшей слова Раскольникова о его «работе», о его «думанье»: «А тебе бы сразу весь капитал!»;

— осмеяние Раскольникова толпой во время его коленопреклонения на Сенной площади (VI-8/с. ) ;

— неприятие Соней его теории (IV-4/с. ) ;

— ненависть к нему каторжных;

г) каторга и как юридическое наказание, и как исход, и как очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, воспринимается нами как личность значительная, вызывающая не только сочувствие, но даже сострадание?

а) развенчивает ли Достоевский Раскольникова, показывая преступный характер его теории?

[1]

б) каков Раскольников в представлении и оценках положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони, Порфирия Петровича?

в) как характеризует автор душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) вытекает ли возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры?

III. Заключение. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

Насилие над детьми — Россия

В письме Достоевского к его жене, Анне Григорьевне Достоевской, от 23 июля 1873 года есть следующие строки:

«Сегодня, с воскресения на понедельник, видел во сне,

что Лиля [его дочь] сиротка и попала к какой-то мучительнице,

и та ее засекла розгами, большими, солдатскими, так что я

уже застал ее на последнем издыхании, и она все говорила:

Мамочка, мамочка! От этого сна я сегодня чуть с ума не сойду.»

Через три года его сон, хотя и в искаженном виде, все же сбылся. Правда, жертвой насилия стала не Любовь Достоевская, а другая девочка — семилетняя Мария, дочь бывшего офицера Станислава Кроненберга. Процесс Кроненберга, как и прочие дела о насилии над детьми, подробно рассматривается в «Дневнике Писателя.» Более того, Достоевский включил описание процесса в обвинительную речь Ивана Карамазова, а Спасович, адвокат горе-родителя, стал прототипом пронырливого адвоката Фетюковича из все тех же «Братьев Карамазовых.» Достоевский так же собирался воссоздать и «дело Кроненберга,» и другие подобные процессы, в романе «Отцы и Дети,» который так и не был написан.

Поводом к судебному разбирательству стало систематичное издевательство Станислава Кроненберга над его дочерью. В данном случае, домашний тиран оказался образованным человеком, а не выходцем из простого люда. В 1867 году он закончил Варшавский университет со степенью магистра права (какая ирония!) Отличившись во время франко-прусской войны, он получил орден Почетного Легиона и французское гражданство. В время пребывания в Варшаве, он вступил в связь с замужней дамой, которая в 1868м родила о него девочку Марию. Ребенка она отдала на воспитание швейцарским крестьянам и лишь после этого сообщила Кроненбергу счастливую весть о его отцовстве. Надо отдать ему должное, Кроненберг не бросил девочку на произвол судьбы, но решил назначить ей содержание. Кроме того, он лично съездил в Женеву, забрал дочку у крестьян и поместил ее в дом пастора де Комба, жена которого стала ей крестной матерью. Отец и дочь не виделись с 1872 до 1875 года, когда Кронеберг внезапно нагрянул, чтобы увезти Марию в Петербург. К этому моменту девочка успела полностью его забыть.

Слугам Кроненберга, проживавшим вместе с ним на даче, такая ситуация с каждым днем нравилась все меньше и меньше. Наконец нервы у них не выдержали. В один менее чем прекрасный вечер, когда Кроненберг набросился на свою дочь и почти 15 минут хлестал ее рябиновыми розгами,— якобы за чернослив, украденный из сундука Жезинг, — горничная Аграфена Титова и дворничиха Ульяна Билибина заявили, что если он не прекратит, они немедленно пойдут в полицию. Кроненберг перестал избивать дочь и осознав, что натворил, чуть не упал в обморок. Тем не менее, женщины в полицию все же пошли и на хозяина заявили. Их обвинения и повлекли за собой судебное расследование.

В те годы в России отношения к телесным наказанием было крайне отрицательным. И славянофилы, и западники вдруг одновременно пришли к выводу, что розги — это не наш метод. В прямом смысле этого слова. Не наш — потому что не исконно русский, а навязанный русским во время татаро-монгольского ига. Так что расписываться в любви к такой «азиатчине» никто не торопился. Но хотя по поводу тех же «торговых казней,» отмененных еще в 1863м году, все дружно заявили свое «фи!», для воспитания детей розги по-прежнему были приемлемы. Причем это относилось не только к русским семьям, но и к иностранцам, подобно Кроненбергу проживавшим в России. Например, Лу Андреас-Саломе, известная писательница, психоаналитик, и подруга Ницше и Рилке, в своих мемуарах упоминает, что ее отец, генерал на русской службе, сек ее розгами за любую провинность. При этом она неоднократно называет его добрым и мягкосердечным человеком, отнюдь не домашним тираном.

Читайте так же:  Психические последствия домашнего насилия

Еще более интересной была ситуация с юридическим телесным наказанием несовершеннолетних. Хотя к 1876 году, т.е. ко времени «дела Кроненберга,» эта тема уже не была такой актуальной, правовой статус несовершеннолетних напрямую затрагивает этот судебный процесс. Итак, согласно Соборному Уложению 1649го года, детей, как и взрослых, казнили, подвергали пытке, или наказанию кнутом. Во время правления Петра Первого, были предприняты попытки определить возраст совершеннолетия, чтобы смягчить наказания для детей. Но в законодательстве, как водится, царила неразбериха. Например, в 1716м и 1722м Сенат постановил, что максимальным наказанием для преступников в возрасте до 12 лет станет тюремное заключение, а не смертная казнь. Детей запрещено было пытать или наказывать кнутом.

В 1765 году Екатерина Вторая вновь подняла возраст совершеннолетия до 17ти лет. Кроме того, ее указ определил разные наказания для разных возрастных групп. Так, с 15ти до 17ти лет малолетних преступников секли плетью, с 10ти до 15ти — розгами, а детей младше 10ти возвращали родителям для «домашней расправы.» В 1845м году в законодательство были внесены новые поправки о наказаниях для несовершеннолетних. Согласно этим поправкам, «малолетство» считалось возрастом, когда подсудимый еще не вполне понимает свойство своего преступления. Детей до 10 лет по прежнему возвращали опекунам или хозяевам для домашнего наказания. Зато преступников в возрасте от 10ти до 14ти лет, совершивших преступление, за которое взрослый мог подвергнуться лишению всех прав состояния, порке кнутом, и ссылке в Сибирь, просто лишали прав и ссылали, но без телесного наказания. Считалось, что детские тела слишком слабы, чтобы выдержать наказание кнутом. За менее серьезные проступки несовершеннолетних могли приговорить к тюремному заключению без ссылки или вообще к домашнему аресту. Тем не менее, возрастная планка вновь была опущена до 14ти лет. Теперь 14летние преступники считались взрослыми. Юридические телесные наказания несовершеннолетних были запрещены только в 1863м году.

Но какое отношение юридические наказания имеют к процессу Кроненберга? Дело в том, что когда Достоевский описывает издевательства над Марией, он целенаправленно вызывает у читателей такие ассоциации:

«дело идет всего только об семилетнем младенце, и что это

самое дранье, целую четверть часа, этими девятью рябиновыми

«шпицрутенами», — не только для взрослого, но и для

четырнадцатилетнего было бы наверно в десять раз легче,

чем для этой жалкой крошки!»

Здесь Достоевский сравнивает Марию и с малолетними преступниками, и с каторжанами, которых тоже наказывали шпицрутенами. Далее он описывает наказания, увиденные во время ссылки, и объясняет, что даже для взрослых арестантов эти истязания были мучительны. Что уж говорить о маленьком ребенке, который вдобавок не совершил никакого преступления! Так же Достоевский возмущен и тем, что во время процесса девочку пригласили в зал суда и заставили заниматься самооговором. Девочка действительно заявила, что она лгунья и воровка — по мнению писателя, перед этим ей очень основательно промыли мозги.

Но вернемся к самому процессу. Еще до его начала, ходили слухи, что ни один адвокат, кроме Владимира Спасовича, не взялся защищать отца-садиста. На самом деле, Кроненберг не ходатайствовал о назначении адвоката, так что Спасовича назначил сам суд. Владимир Спасович (1829 — 1906), юрист, литературовед, и журналист, слыл в обществе либералом, хотя участие в этом процессе изрядно подмочило его репутацию. В «Дневнике Писателя,» Достоевский старается дискредитировать как его казуистику, так и его либерализм. Тем не менее, речь адвоката убедила присяжных оправдать Кроненберга. После вынесения вердикта он вернулся домой и дочь ему, судя по всему, тоже отдали (по крайней мере, я нигде не нашла сведений о том, что ее передали на воспитание кому-то еще). Но как такое могло произойти? Ведь были же показания свидетелей, да и синяки на теле девочки говорили сами за себя. Но в свой речи, Спасович напирал на то, что Мария — очень плохой ребенок, а плохих детей бить можно, даже нужно. Вот как Достоевский комментирует его речь:

«Вместо дитяти семи лет, вместо ангела, — перед вами явится девочка

«шустрая», девочка хитрая, крикса, с дурным характером, которая

кричит, когда ее только поставят в угол, которая «горазда кричать»

(какие русизмы!), лгунья, воровка, неопрятная и с скверным

затаенным пороком. Вся штука в том, чтобы как-нибудь уничтожить

вашу к ней симпатию. Уж такова человеческая природа: кого вы

невзлюбите, к кому почувствуете отвращение, того и не пожалеете;

а сострадания-то вашего г-н Спасович и боится пуще всего:

не то вы, может быть, пожалев ее, обвините отца.»

Адвокат очень умело расставил акценты: например, если девочка кричит если ее поставить в угол, значит, ей ничего не стоит изобразить из себя мученицу, даже если отец слегка ее отшлепает. «Скверный затаенный порок,» вероятнее всего, описывает мастурбацию. Интересно, что на процессе Кучеры в Вене в 1899м году адвокат подсудимой использовал похожий аргумент, пытаясь доказать, что 12летнаяя Анна, которую убила мачеха, занималась онанизмом, так что заслуживала частые наказания. Обвинение в онанизме было серьезным делом. Как возмущается Достоевский, подобные намеки могли сломать маленькой Марии жизнь, раз и навсегда запятнав ее репутацию.

Доказав присяжным, что Мария — ребенок глубоко порочный, адвокат поспешил оспорить серьезность самого наказания. В суд пригласили экспертов, осматривавших девочку. Врач Ландсберг заявил на суде, что «не может смотреть на такое наказание, которое было нанесено девочке, как на домашнее исправительное наказание, и что если бы такое наказание продолжалось, то оно отозвалось бы весьма вредно на здоровье ребенка.» По его заключению, Кроненберг был в припадке ярости и наносил удары куда попало. При этом, Ландсберг назвал повреждения тяжкими «по отношению наказания, а не по отношению нанесенных ударов.» Как указывает Достоевский, эксперты проводили обследование только на 5й день после происшествия, но даже тогда багровые синяки еще были видны на теле девочки. Пусть они и не представляли угрозы ее жизни, но неужели такие побои не считаются истязанием? Тем более, что они повторяются постоянно. Кроме того, в отличии от экспертов и адвоката, Достоевский делает упор на психологическую травму ребенка, а не только на сам факт физического насилия. К сожалению, присяжные не разделяли его чувств, и «счастливая» семья воссоединилась уже во второй раз. Нельзя же оставлять ребенка без отца.

Федор Достоевский, «Дневник Писателя за 1876й год»

Федор Достоевский, Анна Достоевская, «Переписка.»

Рак, В.Д. «Комментарии к Дневнику Писателя за 1876й год.»

Видео (кликните для воспроизведения).

Abby Schrader, «Languages of the Lash: Corporal Punishment and Identity in Imperial Russia.»

Источники

Литература


  1. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.

  2. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  5. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Тема насилия над детьми в романах достоевского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here