Врачевание в древней греции было делом семейным

Важная информация в статье: "Врачевание в древней греции было делом семейным". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Врачевание в древней греции было делом семейным

История медицины Древней Греции

Источники по истории и медицине Древней Греции

В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г. , позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции.

Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. Конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.

О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”.

О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились.

Систематические археологические исследования на территории Греции начали производить немногим более ста дет тому назад – после 1870 г., когда немецкий исследователь Г. Шлиман нашел легендарную Трою. В своих поисках он опирался только на поэмы Гомера. Вот почему успех Г. Шлимана был одновременно и триумфом Гомера – все, что до этих пор считалось мифом и приписывалось фантазии великого сказителя Древней Греции, оказалось действительной историей ее народа. Результаты дальнейших раскопок в Микенах, на о. Крит и т. д. По своему значению и ценности не уступают открытию гробницы Тутанхамона, ставшей сенсацией XX в.

В 1900 г. англичанин А. Эванс открыл развалины великолепного Кносского дворца на о. Крит. В этом дворце уже в конце III тысячелетия до н. э. имелись санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины лоя стока загрязненных вод, водоотводящие каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения и даже вентиляция. По времени своего создания санитарно-технические сооружения Кносского дворца близки к древнейшим санитарно-техническим сооружениям в г. Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана.

В 1930 г. в шести километрах от г. Керчь (Пантикапей) в кургане Куль-Оба было открыто одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. В классический период истории Греции Пантикапей был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур здесь сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся ныне в Особой кладовой Эрмитажа. Среди них – знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При археологических раскопках на территории Древней Греции были обнаружены также многочисленные храмы, и среди них святилища бога врачевания Асклепия. В 1876 – 1877 гг. на склоне Акрополябыл освобожден от земли Афинский храм, ав 1881- 1887 гг. было открыто еще одно святилище в г. Эпидавре. Археологические исследования в Эпидавре дали в руки историков медицины богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции.

Девятнадцатый век явился периодом великих археологических открытий в Греции. Они продолжаются и по сей день.

Два направления в медицине

В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”

Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:

Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.

Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит.

Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.

Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.

Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”

В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.

Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.

В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.

Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.

В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.

На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Читайте так же:  Усыновление троих детей

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.

Медицина Древней Греции

В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, — секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода.

Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой.

По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская медицинская школа

достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа

1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа

– главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.

Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.

Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.

Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.

Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.

Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта.

Литература:
Сорокина Т. С. «Атлас истории медицины:
Первобытное общество. Древний мир». — 2-е издание., перераб и допол. — М.: Изд-во УДН, 187. — 1168 с., ил.

http://ancient.gerodot.ru/topics/data/greece/articles/greece_article_02.htm

Врачевание в Древней Греции

Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.

Клятва врачей древней Греции, написанная «отцом современной медицины» Гиппократом, начинается словами: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…». Почему эллины клялись Аполлоном?

Первыми богами эллинов были Боги-титаны из Гипербореи. Дочь титанов-гипербореев Коя и Фебы — богиня материнства титанида ЛЕТО (латинизированное имя – Латона, в микенских текстах: «ra-to» — Лада) была матерью гипербореца солнечного бога врачевателя Аполлона и Артемиды — богини охоты. Богиня Лато родила Аполлона на острове Делос, где впоследствии возникло святилище Аполлона гиперборейского, именно ему гиперборейцы ежегодно присылали в святилище свои дары. Храм Аполлона в Дельфах, построенный в 366 — 339 г.г. до н.э., был главным святилищем Древней Эллады.

Сын гиперборейца Аполлона и Корониды — бог врачевания Асклепий (греч. Ασχλήπιος; лат. Эскулапий — Aesculapius,), был воспитан кентавром Хироном (др.-греч. Χείρων — «рука»), сыном Кроноса и Филиры, который научил его искусству врачевания и охоты.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.

Первая известная медицинская школа древней Греции была открыта в Книде в 700 году до н. э. Книдская медицинская школа и Кротонская медицинская школа достигли своего расцвета в VI веке до н.э. Главной медицинской школой древней Греции стала Косская медицинская школа, на острове Косс, первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э. Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошёл в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины». «Гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом — «клятвой Гиппократа».

На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).

Читайте так же:  Дети против развода родителей

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.

Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.

В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.

Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.

В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий, сын Аполлона гиперборейского, был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.

Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», или вотивные — «дары по обету», на которых были изображены исцелённые органы.

Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.

Древнегреческие врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, клистиры.

Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично. Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.

«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.

К святилищу бога-врачевателя Асклепия — к Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище-Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно. Система «я могу вылечить или не могу вылечить» очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить» Также поступали в древней Греции, осматривая походку больного, идущего по пути в Асклепейон.

Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам храма, и жрецы Асклепия использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было природным и естественным, и выражалось в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков. С помощью природных факторов, воздействующих на больного, древнегреческий врач пытался разбудить в больном внутренние силы организма, способные победить болезнь и помочь больному излечиться.


http://ru-sled.ru/vrachevanie-v-drevnej-grecii/

Семинар 4

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ответьте на вопросы по теме «Врачевание в Древних цивилизациях Востока» для обсуждения на семинарском занятии:

1. Каковы хронологические рамки Древних цивилизаций Востока?

2. Назовите черты, характерные для медицины рабовладельческого общества.

3. В чем проявлялся классовый характер медицины?

4. Какова была ответственность врачей Месопотамии за свои профессиональные действия?

5. Каковы были представления о причинах болезней в странах Древнего Востока?

6. В чем выразилось влияние философии на представления врачей Древнего Китая о сущности человека и сущности болезней?

7. Назовите особенности медицины в Древнем Египте.

8. Назовите особенности медицины в Древней Индии.

9. Назовите особенности медицины в Древнем Китае.

10. В каком из древних государств Востока впервые использовали диагностику по пульсу?

11. Какое государство древнего Востока считается родиной косметологии?

Читайте так же:  Раздел имущества в суде наследниками

12. На каком уровне была развита анатомия в Древнем Египте? (Месопотамии, Индии, Китае)?

13. В каком из государств использовалась мумификация и бальзамирование? Кто такие тарихевты?

14. Назовите примеры влияния религии на медицину в странах Древнего Востока.

15. Назовите богов медицины в государствах Древнего Востока. Как они изображались?

16. Что такое “йога”? В каком из древних государств она использовалась как метод лечения?

17. Назовите примеры личной и общественной “гигиены” в странах Древнего Востока.

18. Что такое гуморальное представление о болезнях?

Видео (кликните для воспроизведения).

19. Что понималось под пневматическим представлением о болезнях в Древнем Востоке?

20. Назовите имена древних врачевателей Востока.

21. Какие традиционные методы лечения использовали врачи Древнего Египта? (Месопотамии, Индии, Китая)?

22. Какое направление медицины вышло из древних цивилизаций Востока?

23. Что такое традиционная медицина? В чем ее отличие от народной?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

ЗАДАНИЕ № 1. Дайте определения понятиям и терминам (указав точный перевод слов и с какого языка):

Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ учение) — это предания или сказания различных народов мира, изображающие природу и весь окружающий древних людей предметов, как живых существ, владеющих магическими свойствами и огромной силой

Асклепийон — древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию, использовавшийся в качестве лечебного учреждения

Ятро — составная часть слова, обозначающая лечебный, медицинский

Яиреия – учреждения Древней Греции, служившие в качестве амбулаторий

Ятреия — учреждения Древней Греции, служившие в качестве стационаров

Ятрополит — должность учителя медицины в больничных школах при яирейях Древней Греции

[1]

Архиатр (archiater; архи- + греч. iatros врач) — звание главного врача города, провинции или другой административной единицы в римской империи

Периодевт (от греч. periodeuein — странствовать, осматривать) — странствующие врачи; в средние века, странствовавшие помощники епископа

«Гиппократов сборник» — труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединенные именем Гиппократа, составлены в III до н.э.

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

Клиника (греч., klinikos, от kline – постель) — лечебное учреждение, в котором, наряду со стационарным лечением больных, ведется учебная и научная работа

ЗАДАНИЕ № 2. Дайте краткую характеристику Богам (Богиням) медицины в Античной мифологии:

Аполлон – златокудрый бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз

Асклепий – бог медицины и врачевания, изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие

Гигиея – богиня здоровья, дочь Асклепия и Эпионы либо Афины, Гигиею изображали кормящей змею из чаши

Панакея – божество — персонификация исцеления

Иасо (Ясо) — древнегреческое божество, входит в группу божеств медицины, дочь Асклепия и Эпионы

Махаон — знаменитый врач, сын Асклепия и Эпионы (либо, по Гесиоду, сын Ксанфы; по другой версии, Корониды), внук Аполлона, брат Гигиеи, Панакеи и Подалирия, покровителя хирургии

Подалирий – знаменитый врач, сын Асклепия и Эпионы, брат Гигиеи, Махаона и Панакеи, покровитель лечения внутренних болезней

ЗАДАНИЕ № 3. Впишите пропущенные имена семьи мифологических Богов-покровителей медицины Древней Греции в следующих схемах:

АСКЛЕПИЙ Бог покровитель медицины Древней Греции

ЗАДАНИЕ № 4. Дайте краткую характеристику врачам-философам Древней Греции (годы жизни, вклад, представления о болезнях, основные труды):

Демокрит (Абдеры, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Написал около 70 научных трудов, из которых до настоящего времени не сохранился ни один.

Герофил (ок. 335 до н. э., Халкидон – ок. 280 до н. э., Александрия) – внук Аристотеля, ученик философа-стоика Хрисиппа и знаменитого врача Праксагора. Первым вскрывал трупы для изучения анатомии. Вместе с Эрасистратом был основателем Александрийской медицинской школы. Оба считали центром нервной системы головной мозг, и различали «чувствительные» и «двигательные» нервы.

Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) – ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского, был сыном известного врача Никомаха. Его отец, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

Эрасистрат (304 до н. э., Кея — 250 до н. э., Самос) – греческий врач. Находился при дворе Селевка Никатора в Антиохии. Потом жил на острове Самосе. Считается основателем особой медицинской школы, называвшейся по его имени. Из его сочинений сохранились лишь немногие отрывки, преимущественно — у Галена.

Пифагор (570—490 гг. до н. э.) – основатель храмовой медицинской школы в Южной Италии, также использовал лечебное воздействие музыки, практиковал вегетарианство

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платоновский корпус (Corpus Platonicum) — исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона и значительная часть которых представляет собой диалоги.

Теофраст (род. ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос — ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., в Афинах) — учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля.

ЗАДАНИЕ № 5. Опишите вклад Гиппократа в медицину:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/1_15392_seminar-.html

Врачевание в древней греции было делом семейным

Своё начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о медицине Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.

Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом Минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи…

На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 в . до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).

Древние эллины считали, что на здоровье человека влияют юмор, окружающая среда, климат, социальный класс, диета, травмы, убеждения и мышление самого человека.

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.

В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из минеральных источников. Вода источника использовалась в качестве основного лечебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение.

Читайте так же:  Доверенность на вывоз ребенка днр

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекались тексты, описывающие удачные исцеления. Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.

В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.

Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», или «вотивные дары», которые представляли собой глиняный слепок исцелённого органа. Богатые люди приносили в храм «вотивные дары», сделанные из меди, серебра, мрамора, кости. Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в дар храму, в качестве платы за услуги врачевателя. Многиев древней Греции верили, что болезни — это «божественные наказания», а исцеление — «дар богов».

В рачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, клистиры.

Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично! Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.

«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своём теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.

К святилищу Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно. Система «я могу вылечить или не могу вылечить» очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить» Также поступали в древней Греции, осматривая движения и походку больного, идущего по пути в Асклепейон, они решали впустить ли больного в храм.
Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам и жрецы использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было естественным, выраженном в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков.

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. До н.э.) — первая акушерка

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.

Алексипп (греч. Ἀλέξιππος) — древнегреческий врач, известный в Плутарх упомянул, что Алексипп около 327 г. до н.э. получил письмо от самого Александра III Великого (356 -323 г.г. до н. э.), в котором Александр Македонский поблагодарил его за то, что врач так умело вылечил одного из его офицеров по имени Пеусестас (Peucestas), от раны, полученной во время охоты на медведя. Излечившись, офицер мог участвовать в походе Македонской конницы в Индию.

http://www.evpatori.ru/vrachevanie-v-drevnej-grecii.html

Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки

—>Разделы сайта —>

—>

История медицины в России [4]
— собиратели и продавцы лекарственных растений, а также «фармакополы», которые торговали не только растениями, но и различными редкостями всякого рода, например, зажигательными стеклами и противоядиями, изготовленными из минералов и веществ животного происхождения.

Врачебное искусство греков развивалось под влиянием вавилонян, персов и египтян. Греческие врачи часто посещали страны Востока. Однако в большой степени медицина Греции развивалась самостоятельно, занимая особое место в системе греческой натурфилософии.

Забота о теле была характерна для культуры и медицины Древней Греции. Об этом напоминает, пришедшая из античных времен поговорка: «В здоровом теле здоровый дух». Здоровый образ жизни ценился очень высоко, и культ Асклепия имел большое значение. Знаменитые Олимпийские игры, где атлеты соревновались в беге, борьбе, кулачном бою, метании.

Асклепия часто называют первым в истории медицины богом врачевания, потому что до него боги — покровители врачебного искусства были не только «божественными врачевателями».

Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона — бога мудрости, поэзии, музыки и красоты. Аполлон привез его на гору Пелион к знатоку целебных трав кентавру Хирону.

Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека.

[2]

Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь.

Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача. Каждая жидкость обладала парой качественных характеристик.

Так, кровь считалась влажной и теплой, флегма — влажной и холодной и т.д. Преобладание одной из жидкостей в ущерб другим, порча какой-либо из них, различные закупорки на пути их движения ведут к болезни.

Задача врача — восстановить равновесие телесных соков, которые способствуют сохранению умеренной сухости и влажности в организме и регулируют температуру тела.

Впоследствии на основе представлений о четырех телесных соках и соответствующих им первоначалах сформировалось учение о четырех темпераментах людей. Гиппократ. Врачи острова Кос, на котором, по преданию, жил Асклепий, причисляли себя к его роду и назывались Асклепиадами.

Читайте так же:  Раздел имущества дома после развода

К их числу относился и великий греческий врач Гиппократ, который родился на острове Кос около 460 г. до н.э.

Достоверных сведений о жизни Гиппократа очень мало, так как его первые биографии были написаны через несколько столетий после смерти и поэтому носят отпечаток той легендарности, которой было окружено его имя. Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э.

Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:

  • внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.
  • зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также — количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека. — диета, режим и гимнастика играли важную роль в профилактике болезней.

Гиппократу приписывают выражение: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Обычаи греков запрещали вскрывать трупы умерших, и анатомические знания врачей V—IV вв. до н.э. были основаны на вскрытии животных. В качестве лучшей школы для хирургов Гиппократ рекомендовал сопровождать войска в военных походах. Для лечения острых болезней часто применялся ячменный отвар, в качестве целебных напитков — вода с медом, уксусом или вином.

Рекомендовалось периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств. В соответствии с гуморальной теорией, причиной многих болезней был избыток крови в организме человека, а потому распространенным средством их лечения и профилактики было кровопускание. Считалось, что лечение хронических болезней весьма полезно сочетать с бегом, занятиями музыкой и пением.

Здоровый образ жизни, умеренность во всем — вот непременные условия сохранения здоровья. Известны крылатые выражения греческих философов и врачей: «Все в меру», «Ничего сверх меры». Гиппократ писал в «Эпидемиях»: «Работа, пища, сон, любовь — все должно быть умеренным».

Герофил из Александрии. Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Проксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью.

Александрийская школа медицины во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной.

Герофил из Эразистрата — наиболее известный представитель александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме.

Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки. Медицинские сочинения врачей Александрийской школы способствовали выделению анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями. Сборники медицинских сочинений.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III веке до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа.

По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Вот некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная мысль).

В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение, предсказание).

В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» — повальная болезнь).

Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях».

Это первое, дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы.

Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

«Гиппократов сборник» содержит сочинения по врачебной этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления».

Указывая прежде всего на то, что лечить следует не болезнь, а больного, они говорят о необходимости помнить главное: «прежде всего не вредить». Позже этот тезис получил широкое распространение в медицинской литературе.

«Клятву» до сих пор называют «Клятва Гиппократа» .

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, несправедливого и пагубного.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

[3]

Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Эту клятву принято называть именем Гиппократа не потому, что он был её автором (она переходила в устной форме от одного поколения к другому и в основных чертах была создана до Гиппократа), но в его честь. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.ecopharmacia.ru/publ/istorija_mediciny/istorija_mediciny_drevnego_mira/razvitie_mediciny_drevnej_grecii/45-1-0-1113

Литература


  1. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.

  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  3. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  5. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
Врачевание в древней греции было делом семейным
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here