Задачи защиты прав ребенка

Важная информация в статье: "Задачи защиты прав ребенка". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Комитет по защите прав ребенка в России — порядок обращения

Права несовершеннолетних детей защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по защите прав ребенка. Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Что такое комитет по правам ребенка и зачем он был создан?

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений Конвенции о правах ребенка, ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Деятельность уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

Задачи защиты прав ребенка

8(495)912-63-37
[email protected]

Уполномоченный по правам ребенка: назначение и задачи

Деятельность омбудсмена полностью соответствует российскому и международному законодательству в сфере защиты малолетних граждан. Главным назначением этой должности является контроль за соблюдением всех положений и нормативно-правовых актов. Дополнительно у уполномоченного лица есть специальный список задач, который должен выполняться.

Все особенности работы таких лиц прописаны в ФЗ N 501-ФЗ, который регламентирует все возможности должности.

Права и полномочия

Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет. Список:

  • контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
  • рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
  • обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
  • разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.

Возможные действия с учетом прав должностного лица:

  • запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
  • посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
  • требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.

Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.

Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.

Необходимые качества детского омбудсмена

Омбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности. Список:

  • гражданство РФ;
  • 30 лет — минимальный возраст;
  • высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  • наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  • наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  • желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  • отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
  • все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.
Читайте так же:  Дети кандидаты на усыновление

При несоблюдении данных правил занять должность невозможно. При уже нахождении на должности последует досрочное освобождение, которое также возможно при прописанных случаях:

  • не исполняются обязанности в полной мере;
  • судебные тяжбы вследствие недостойных дел;
  • самостоятельный отказ от должности;
  • недееспособность или невозможность выполнять обязательства в течение периода более 4 месяцев;
  • получение гражданства другой страны или утрата гражданства РФ;
  • смерть или признание пропавшим без вести;
  • совершенный аморальный поступок.

Требуется учесть, что омбудсмен является публичным лицом, которое должно иметь безупречную репутацию.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

Если права нарушает сама уполномоченная, которая стоит на стороне против матери. В 2015 году она отобрала у матери,не лишённой родительских прав, ребёнка и отдала на воспитание отцу. Потом, когда решением суда ребёнка вернули матери и сам ребёнок изъявил желание проживать с матерью(девочке 11 лет), она начала третировать своими бесконечными требованиями, проверками.Имеем ли мы право отказаться от её проверок и требовать независимую комиссию.

Я лично тоже не понимаю всей сути этих комитетов. С мужем я в разводе, и у нас был конфликт по поводу свиданий отца с ребенком, и он натравлял на меня комитет по защите прав ребенка, но скажу вам честно, они почему-то защищали права папы, а на ребенка им было все равно! Один раз они приехали, а ребенок улаживался спать на обед, так они начали требовать чтобы я прям сейчас и ни минутой позже вынесла ребенка папе, сонного ребенка! И какая же тут защита ребенка?

Комитет, безусловно, создан правильно и призван встать на защиту прав ребенка, однако, на практике. как и многое у нас, вся его деятельность сводится лишь к формальностям, особенно глубоко в провинции…

Если мать живет в другом городе, а отец пьёт как черт, меня могут в семнадцать лет забрать в детский дом?

Здравствуйте!Мы граждане Украины.Проживаем и зарегестрированы в России с 2012. Мой сын имеет Вид на жительство в РФ с 2015г., в настоящее время ему 18 лет.Мы прописаны с ним в Вязниках.В России он закончил школу и поступил в колледж.Для получения гражданства его обязуют ехать на Украину,получать паспорт Украины.В связи с событиями,происходящими на Украине,мы не можем туда поехать.Сын готов идти в армию в РФ,но взять его в армию не могут т.к он считается иностранным гражданином.Есть ли какие-то варианты получения гражданства без украинского паспорта,по свидетельству о рождении?

здравствуйте.я житель г.Красноярск и хочу сказать Вам что права детей сдесь в крае защищаются только на бумаге и на словах.два года заявляю всем что ограблены обмануты многодетная мать.а всем безразлично,еще и жизнь усложняли.заявляю что могу доказать документально так на меня как собаку цепную травят глав врача фтизиатрии мирончика.его преступные действия тоже могу доказать.так что уполномоченные по защите прав детей всего лишь пустобрехи или на показ могут предпринять чтоб видели что вроде работают.а на деле недождешся помощи.за свои слова могу ответить и доказать преступные деяния против детей

Добрый день. У нас ситуация с бесконечными отписками и отказами в статусе Многодетной семьи. Проживаем в Москве , в законном браке со вторым супругом с которым двое общих деток, и есть двое деток от предыдущего брака но они и я прописаны в Курске а двое с папой в Москве, мы на полном содержании супруга. Живём с родителями, у нас правда своя комната на шестерых 17 кв м , но не чего. Вот хотели бы получить статус но нам отказывают потому сто дети прописаны в разных местах , а в ближайшее время мы с детьми будем выписываться так как раздел имущества, т.е. не будем прописаны нигде кроме как по Временной регистрации там же где и проживаем с супругом сейчас.

Куда нам обращаться за помощью.Нижний Новгород нам одни отписки делает..Сама я с Лысково Нижегородской области.Я родила мальчика в 2017 ,нам пытались подсунуть отказную подписать,мы не согласились.Нашего сына хотели отдать без детной.Но в мае у нас насильно отняли ребёнка и отдали опекуну которая хотела его взять под опеку уже когда я родила.Нас лишили родительских прав. И не восстанавливать не хотят.В деле одна ложь.Мы хотим вернуть сына,органы опеки не отдают,говорят я мама буду его бить.. Это как? Нормально ?? Я не когда не била своих детей.Разбиритесь в нашем деле.

Добрый день! Будьте так добры пускай заглянуть ваша служба по правам ребенка по адресу Варшавское шоссе 144.кор 1 квартира 162 очень вас прошу жалко сильно маленького ребенка

Красноярск. Молодая женщина родила ребенка без документов, написала отказ, через месяц одумалась, решила вернуть, органы опеки никак не идут навстречу, отдали ребенка под предвоарительную опеку в другую семью зная, ,что есть исковое заявление и выписка из медучреждения, нужна помощь.

Помогите моя мама выпевает,у меня сахарный диабет и мне нельзя нервничать. Мама орёт, и говорит то что не было. У меня есть брат он инвалид. Моя сестра на работе, она говорила с папой что б он не приносил ей водку. Но он не слушает. Каждый день для меня стресс. Я не могу так больше. Мама заставляет делать слишком много работы по дому. Я больше не знаю к кому обратится. Мне кажется что у мамы опять белая горячка. Это начилось когда мне было ещё 9 лет, у неё была белая горячка. Она лежала под капельницей, потом всё наладилось. Потом опять начилось. И опять. Я не могу с этим справляется одна мне только 11 лет. У меня от стресса выпадают волосы. У меня на телефоне нет денег, вот поэтому я пишу это сообщение. Помогите пожалуйста!

Здравствуйте, у меня такой вопрос: С какого возраста ребенка, отец может встречаться без присутствия матери…

спасибо уполномоченному по правам ребенка в Республике Дагестан Ежовой: помогла многодетной семье Хирамагомедовых из Каспийска в приеме ребенка в школу,в которую не хотели принимать даже после жалоб в министерство образования и ОНФ.Хорошо что есть такой орган

Читайте так же:  Больничный лист матери одиночке

Добрый день. При покупке билета на центральном автовокзале города Самара, на автобус маршрутом следования Самара-Отрадный, нам сказали оплатить билет на ребёнка (50% от стоимости), возраст которого 1 год. Дети до 5 лет имеют право на бесплатный проезд на любом виде транспорта, почему на автовокзал города Самары это не распространяется? Спасибо.

Я с двумя 4х летними детьми осталась на съемной квартире без финансовой помощи мужа т.к пьёт и за семью забыл.Пару месяцев я ещё протяну на квартире,помощи у нас нет.Проживаем мы в городе Зеленоград.Подскажите,куда мне можно обратиться за помощью?Спасибо!

Здравствуйте, не знаю сюда ли писать. Мы переехали из Вологодской области в Мурманскую, временная прописка , ребенок ходит в 4 класс, мы многодетная и малоимущая семья, но какие бы справки не приносили о подтверждении что мы малоимущие для бесплатного питания, нас так на него не ставят. Куда обратиться.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ

Права детей защищены как отечественным, так и международным законодательством. Кроме основных органов, ответственных за данные процессы, существует специальная должность омбудсмена, который является уполномоченным лицом. У него имеется ряд задач широкого профиля. Его деятельность связана с различными обязанностями в отношении соблюдения всех законодательных норм, которые связаны с несовершеннолетними. Вся деятельность строго регламентирована и имеет ряд особенностей.

Отчет о работе

Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.

Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.

Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.

Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам ребенка (УППР). Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Права ребенка в РФ

Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

Основной список прав:

  • наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
  • возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
  • право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
  • возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;
  • наличие фамилии, имени и отчества.

Все указанные права и гарантии закрепляются в семейном законодательстве. Также несовершеннолетний, как и любой другой человек, имеет право на имущественные права. Отдельным видом прав считается возможность получить помощь в образовании, лечении.

Способы написания жалобы или обращение детскому омбудсмену в России

Жалоба детскому омбудсмену должна правильно оформляться и передаваться установленным способом. Варианты подачи жалобы:

  • почтой с использованием заказного письма с уведомлением о получении;
  • электронный. Для этого используется официальный сайт, где заполняется представленная анкетная форма и заполняются все контактные данные;

Как назначается уполномоченный по правам ребенка?

Есть два типа уполномоченных лиц. Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.

Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти. Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.

Куда обращаться за помощью?

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

[1]

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.

Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

В каких случаях можно обратиться в Институт уполномоченного

Обращение в Институт уполномоченного производится при различных проблемах и нарушениях. Наиболее частые случаи:

  • бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;
  • необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  • оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  • дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.

Обращение может осуществлять не только родитель, но и другие лица, например, опекуны инвалидов.

Получается, что любое нарушение установленных гарантий дает возможность обращаться к омбудсмену и другим уполномоченным лицам.

Читайте так же:  Подростки матери одиночки

Права ребёнка

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.

Автор: Т. В. Рябцева

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Задание.

Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

[2]

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание № 6.

Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.

Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Защита прав ребенка

Уважаемые участники образовательного процесса!

Интернет-баннеры, плакаты и видеоролики «О принципах работы Детского телефона доверия»:

1. Видеоролик «Слова»

2. Видеоролик «Право на один звонок»

3. Видеоролик «Мальчик и девочка»

4. Интернет-баннер и плакаты «О принципах работы ДТД

Права несовершеннолетних детей

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)

[3]

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Читайте так же:  Общество женщин подвергшихся домашнему насилию

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, — ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

  • С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
    Жить и воспитываться в семье
    Общаться с родителями и другими родственниками
    Защищать свои права
    Выражать своё мнение
    Право на имя, отчество и фамилию
    Изменение фамилии и имени
    Право на имущество
    Право на медицинское обслуживание
    Право на образование и другие.
  • Данные права установлены и гарантированы:
    Конституцией РФ;
    Семейным кодексом РФ;
    Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • — Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

  • К первым относятся:
    Прокуратура,
    Органы внутренних дел.
  • Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
    предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
    предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
    непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
    внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
    опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

  • Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:
    предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
    осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
    организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
    подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Читайте так же:  Закон о домашнем насилии что подразумевает

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Источники

Литература


  1. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  2. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.

  3. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  4. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  5. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Задачи защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here