Закон защита прав ребенка дошкольника

Важная информация в статье: "Закон защита прав ребенка дошкольника". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

Содержание закона о правах детей не достигших совершеннолетия

Для начала определимся, кто в нашей стране является детьми – это лица не достигшие совершеннолетия, т. е. граждане в возрасте до восемнадцати лет. Исключениями служат случаи эмансипации, когда ребенок уже с шестнадцати лет приобретает самостоятельный статус и несет ответственность за собственные поступки.

Основные правила защиты прав указанных лиц предусмотрены Законом № 124-ФЗ. Этим документом гарантируется всесторонняя защита прав всех несовершеннолетних. Она заключается в:

  • законодательном закреплении этих прав;
  • оказании помощи в их реализации;
  • защите от нарушений;
  • восстановлении при допущенных другими лицами нарушениях детских интересов.

Закон о защите прав несовершеннолетних детей в РФ говорит об охране прав маленьких граждан в разных сферах их жизни. Специальные нормы регулируют детские интересы в следующих областях:

  • образовании;
  • медицине;
  • профессиональном обучении, занятости и труде;
  • семейных взаимоотношений.

В целях исполнения положений указанного закона властями на всех уровнях должны предприниматься меры для обеспечения нормального развития детей. С одной стороны, это обеспечивается исключением вредного воздействия на детей (насилие, недопустимая по моральным признакам информация, дискриминация, эксплуатация).

С другой ­ должна создаваться инфраструктура, способствующая развитию детей. Особое место занимают вопросы защиты деток, оказавшихся в тяжелых ситуациях и детей-инвалидов. Государством предусматриваются меры по их охране даже от собственных родителей при плохом обращении.

Заявление в организации соцзащиты

Одним из способов защиты лиц, не достигших совершеннолетия, является обращения в органы соцзащиты.

Они функционируют в каждом городе страны в виде отделов по опеке при местных администрациях, комиссий по делам лиц до восемнадцати лет.

Эти организации уполномочены рассматривать заявления о нарушении интересов несовершеннолетних лиц.

Заявления должны подаваться письменно с указанием нарушений, данных на заявителя, ребенка. К нему нужно прилагать документы, доказывающие указанные обстоятельства.

Если этими органами никаких действий не предпринимается, то можно обжаловать их в дальнейшем через суд.

Основные права ребенка в детском саду

Перечень основных прав обозначен в Конвенции РФ по правам ребенка, о защите прав свидетельствуют также и другие законы.

Ребенок в ДОУ имеет право:

Родители же, в свою очередь, должны соблюдать установленный детским садом распорядок дня, приводить по утрам детей без опозданий, приносить запасную чистую одежду, быть вежливыми с воспитателями и педагогами. Недоразумений стает гораздо меньше.

Ответственность за ущемление детских интересов

За ущемление интересов малолетних (несовершеннолетних) лиц граждане и организации привлекаются к разного рода ответственности. Меры воздействия к таким нарушителям предусматриваются гражданским, жилищным, трудовым, семейным, административным и уголовным законами.

Нарушение прав несовершеннолетних влечет применение серьезных мер к нарушителям вплоть до лишения свободы на длительный срок. Следует отметить, что некоторые виды наказаний применяются только при ущемлении детских прав. Например, лишение или ограничение прав одного или обоих родителей. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, находятся под особой защитой государства.

Кого можно считать ребенком

Согласно Конституции РФ ребенок – это человек, который не достиг возраста совершеннолетия. Другими словами, пока ему не исполнилось 18 лет.

На защиту его прав становится государство в виде местных самоуправляющих органов власти (например, администрация или суд города, поселка и т.д.), а также вышестоящих органов. Кроме того, ответственность за него несут родители или люди, которые их заменяют.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Кроме перечисленного, конституция рф о правах ребенка говорит, что детей защищают социальные, медицинские работники, учителя и психологи. В эту же категорию входят и другие специалисты, которые ответственны за охрану здоровья, образование, воспитание, соцобслуживание и соцзащиту.

Защиту прав детей и подростков согласно Конституции обеспечивают и общественные организации.

Права ребенка в детском саду

Индивидуальными правами ребенок наделен со дня своего рождения. Об этом подробно прописано в Конвенции ООН. Родители обязаны следить за соблюдением прописанных законов, правильно отстаивать свои права в случае ненадлежащего ухода за их детьми в детских дошкольных учреждениях.

Психологический комфорт

Находясь в учреждении, ребенок имеет полное право на комфортные условия, приближенные к дому. Лет 10 назад можно было допустить, когда недоевшую кашу за малышом нянечка убирает нехотя, с претензиями, угрозами к нему. Сегодня садики современны, чисты, укомплектованы, имеется все необходимое оборудование для игр, развития детей.

Конечно, родителей волнует больше эмоциональная обстановка в учреждениях. Дело не в навороченном оборудовании, а, в первую очередь, отношениях, уважении к малышам, удовлетворении их требований.

Нельзя:

  • запрещать малышу сходить в туалет, если он этого настойчиво просит;
  • грозить отказом в прогулке, если малыш не доел суп либо разлил нечаянно;
  • делить детей на лучших и худших, упрекая последних в этом;
  • отстранять от игр малыша, если он провинился;
  • отделять его от остальных одногруппников, усаживая в угол на отдельный стульчик;
  • повышать голос, кричать на ребенка, равно как и нецензурно выражаться, рассчитывая на то, что дети не поймут, а взрослых, посторонних людей в помещении нет.

Психологическое насилие над детьми, давление, унижение, к сожалению, до сих пор присутствует в детских садах. Родителям нужно бороться с данными проблемами, выносить жалобы на рассмотрение заведующей и, при необходимости, обращаться в полицию и в суд.

Задача родителей – отстаивать права детей и защищать их. Психологический дискомфорт недопустим, бездействовать, оставлять проблемы без внимания — преступление перед малышами, об этом нужно знать и помнить.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Согласно законам, принятым в РФ, малыш имеет право в ДОУ на:

  • здоровье, при необходимости дошкольные учреждения должны оказывать медицинскую помощь детям.
  • развитие и реализацию своих творческих, физических возможностей в детском саду. Педагоги обязаны развивать в детях творческие способности, речь, мышление, то есть, проводить различные занятия, развивать способности, имеющиеся у каждого малыша с рождения.
  • психическое спокойствие в коллективе, педагогам нельзя допускать жестокого обращения с детьми, грубого физического и сексуального насилия над ними.
  • Не должно присутствовать эмоционального насилия. Замечания, угрозы, критика оскорбительного характера в адрес своих подопечных недопустимы в ДОУ, также, как нельзя, врать малышам, преднамеренно изолировать их от социума. Метод воспитания с повышением голоса, криками на детей считается у многих вполне нормальным и привычным явлением, но это тоже нарушение прав ребенка. Впечатлительные дети могут быстро травмироваться, психологический вред может отразиться на них в будущем.
Читайте так же:  Плюсы и минусы ювенальной юстиции таблица

Права ребенка согласно конституции РФ

Уже начиная с того момента, как только малыш появился на свет, у него появляются права гражданина Российской Федерации.

В этом возрастном периоде он имеет право получить имя, получать воспитание в семье и проживать в ней же (если это представляется возможным). Он может жить совместно со своими родителями и знать, кто они (но только тогда, если нет никаких противоречий с интересами малыша).

У детей с рождения есть права на то, чтобы они получали воспитание и заботу от родителей или от тех людей, которые заменяют их.

Малыш имеет право в любой момент получить защиту человеческого достоинства, а также на то, чтобы быть развитым со всех сторон.

Иные права и обязанности ребенка и родителей должны касаться моментов, когда дети могут спокойно высказывать свое мнение согласно любых моментов, решающихся в кругу семьи. Но это условие должно соблюдаться, только если моменты затрагивают его личные интересы.

Дети вправе быть защищенными своими родителями, судом и иными органами осуществляющими полномочия власти. Кроме того, их интересы могут защищать люди, замещающие детям родителей или временно выполняющие их обязанности (к примеру, опекуны).

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки, если есть необходимость в том, чтобы такие государственные органы защищали их права.

Важно! Малыш вправе иметь гражданство РФ, если родители также являются гражданами этой страны. Он может обладать имуществом в своей собственности. Это касается имущества, появившегося в связи с вступлением в права наследования или дара, а также того, которое было куплено на средства малыша.

Что для защиты прав могут сделать родители?

Родители призваны защищать своих детей, следить за соблюдением их прав в детских садах:

  • Подбирать учреждение важно правильно, чтобы работающий в нем персонал был достаточно квалифицированным, человечным, знающим свою работу и умеющим обращаться с маленькими детьми. Ребенку в саду должно быть комфортно и тепло, только такие условия должны быть созданы.
  • Родители вправе проявлять интерес к режиму дня в ДОУ, рабочему распорядку, учебной программе, применяемой к их детям. Серьезных нарушений не должно быть, уверенность в комфортном пребывании ребенка у родителей должна быть на все 100%.
  • Все жалобы ребенка должны быть услышаны и исключены, поэтому к претензиям малыша нужно обязательно прислушиваться, не оставлять его проблемы без внимания, ссылаясь на выдумки, воображения своих чад.
  • В случае оскорбления ваших детей воспитателями, педагогами обратитесь к директору заведения с заявлением, опишите проблему, подайте на рассмотрение.
  • При игнорировании ваших действий сотрудниками ДОУ, обращайтесь в полицию, данные органы не должны оставить ваши претензии без должного внимания.

Родители должны знать права ребенка в саду и уметь их отстоять, защитить при необходимости. При ущемлении прав пускать все на самотек и бездействовать нельзя.

Внимание! Самостоятельная защита своих прав может привести к плачевным последствиям!

Задайте нашим юристам свои вопросы по телефону, в чате или в форме ниже!

Как защищаются права несовершеннолетних детей в РФ

В любом государстве уделяется большое внимание защите тех лиц, которые особенно в этом нуждаются. К их числу, несомненно, относятся и не достигшие совершеннолетия граждане. Правовая защита несовершеннолетних осуществляется в различных сферах законодательства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).
Читайте так же:  Домашнее психологическое насилие от мужа

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

[2]

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

[1]

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Какие права у ребенка в детском саду

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Читайте так же:  Подать на алименты на бывшую супругу

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

Какие меры могут предприниматься для охраны детства

ФЗ о защите прав несовершеннолетних говорит о приоритетности этой правовой сферы.

Спектр мер по охране этой категории населения достаточно широк. В зависимости от области применения эти меры могут носить разный характер. Наибольшее число вопросов возникает в сфере образования, здравоохранения и семейных взаимоотношений. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Сфера образования

Всем детям законодателем предоставляется возможность получения дошкольного, а также начального, среднего и высшего образования на бесплатной основе.

Иными словами любой ребенок имеет право посещать садик, школу, поступать в университет на бесплатное место. Все основные вопросы в этой сфере регулируются Законом об образовании.

Он строится на принципах обеспечения бесплатности и доступности образования, уважения интересов ребенка, права обучаться на своем родном языке.

Все обучающие процессы должны строиться с учетом интересов деток, без ущемления их достоинства и прав. Особенно актуально это для несовершеннолетних с особенностями в развитии, ограниченными возможностями. Они имеют такие же права на образование, как и другие дети.

Семейная сфера

Семья и ее частная жизнь с одной стороны являются неприкосновенными. Но с другой ­ полное невмешательство в эту сферу может привести к злоупотреблению взрослых своим правами и ущемлению детских интересов.

Родителям полагается заботиться о своих детях, обеспечивать их нормальное развитие, защищать их интересы.

При этом речь идет не только о материальном обеспечении, но и о создании психологически и эмоционально благоприятной сферы для жизни.

Дети вправе проживать вместе со своей семьей, общаться со своими родителями и другими родственниками, выражать свое мнение, получать материальное содержание.

Если родителями обязательства надлежаще не исполняются, то могут быть приняты меры принудительного воздействия. К их числу относится взыскание алиментных платежей, лишение или ограничение родительских прав.

Если в отношении несовершеннолетних совершаются преступления, то применяется уголовное или административное наказание.

Момент наступления ответственности

Помимо обязанностей и прав, в Конституции РФ прописаны нормы, с какого именно момента наступает ответственность детей.

С 6 лет малыша могут направить в специально созданные учебные учреждения, имеющие воспитательный уклон, если он бродяжничал, совершал действия, опасные для общества, употреблял алкогольсодержащие напитки или уклонялся от учебы. Родителей в этом случае в основном лишают прав.

С 11 лет у малыша наступает ответственность, если он постоянно нарушал правила поведения в обществе, а, кроме того, он был участником опасных деяний.

В этой ситуации его вправе отправить в специнтернат или иное учреждение, в котором перевоспитывают детей (федеральный закон о правах ребенка).

С 14 лет возникает ответственность за различные нарушения норм, принятых в школе или за совершение правонарушений. В этом случае подростка имеют право исключить из школы.

Также дети ответственны за заключенные ими сделки, нарушение дисциплины трудового характера и должны возмещать причиненный ими вред.

В возрасте 14 лет подростки уже несут уголовную ответственность за различные преступления. Например, за вандализм, убийство, грабеж, причинение вреда здоровью (средней тяжести и тяжкого), приведение в неисправный вид путей сообщения или автомобилей, изнасилование, вымогательство и другие.

С 16 лет дети должны отвечать за совершение всех разновидностей преступных деяний, а, кроме того, за нарушения административного характера, в том порядке, который был установлен нормами права детей по конституции рф и законодательства РФ.

Начиная с восемнадцатилетнего возраста у человека появляется полная дееспособность. Это означает, что он целиком будет нести ответственность за все совершенные действия.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Читайте так же:  Когда выдается сертификат на материнский капитал

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Права ребенка в детском саду

Права ребенка в детском саду

Права ребенка в нашей стране защищены многочисленными законами: Семейным кодексом, Конвенций, Декларацией по правам ребенка, но проблем не становится меньше, на практике повсеместно законы нарушаются, или не работают вовсе, свои правила педагоги и воспитатели диктуют на местах.

Между гражданами отсутствует культура общения, родители не знают к кому обращаться в случаях насилия над детьми, недобросовестного поведения работников ДОУ. О том, как защитить права своих детей, сделать посещение сада более комфортным и как вести себя с сотрудниками в конфликтных ситуациях рассмотрим в виде подробной пошаговой инструкции в данной статье.

Чем регулируются детские права в РФ

Все основополагающие положения законодательства нашей страны закреплены Конституцией. Она провозглашает, что детство находится под охраной государства.

Обеспечение этой охраны осуществляется формированием целой системы правовых норм, касающихся интересов детей.

Одно из основных мест занимает Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (далее ­ Закон № 124-ФЗ ).

Кроме этого, положения об охране детских интересов и ответственности за их нарушение содержатся в отраслевых кодексах (гражданский, жилищный, трудовой, уголовный).

Федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних устанавливаются нормы, призванные гарантировать детям хорошую среду для жизни и развития.

Это предполагает не только соблюдение их прав, но также и защиту от их нарушения, устранение любых негативно влияющих на формирование маленького гражданина факторов.

Принимать свои законы в этой области могут и субъекты (регионы) РФ. Все принимаемые законодателем нормативные акты не должны противоречить друг другу, допускать дискриминации детей, ущемления их свобод и интересов.

Права по возрасту

Что касается остальных прав, то они будут добавляться с каждого конкретного возраста.

С 6 лет

Малыш может участвовать в совершении мелких сделок, которые носят бытовой характер.

Согласно нормам права детей в конституции рф в этом же возрастном периоде и старше, дети уже могут участвовать в совершении сделок, где им разрешено распоряжаться средствами с согласия своих родителей.

Средства при этом могут быть даны как самими родителями малыша или лицами их заменяющими, так и другими людьми (тетями, дядями, дедушками и т.д.).

С 8 лет

Подросток может участвовать в различных организациях общественного характера. Начиная с этого возрастного периода его мнение должно обязательно учитываться во время решения абсолютно любых моментов, касающихся его семьи.

Помимо перечисленного, у детей с 8 лет появляются права на согласие или же, напротив, категорическое несогласие в случае смены своей фамилии или имени. Малыш также может быть участником восстановления в родительских правах своего родителя.

Дети начиная с восьмилетнего возраста и намного старше, могут давать согласие или, наоборот, не давать его для передачи их на удочерение или усыновление.

С 14 лет

Права ребенка конституция рф распространяет на получение паспорта, требования отмены усыновления и самостоятельного обращения в государственные инстанции с целью получить защиту.

Помимо перечисленного, дети могут соглашаться или не соглашаться на смену статуса своего гражданства и требовать у судебных инстанций установить отцовство.

Подросток, начиная с четырнадцатилетнего возраста уже может устраиваться на работу, но делать это он должен во время, не мешающее учебе (к примеру, на летних каникулах). Такое право наступает у любого человека в этом возрасте, но всего на 4 часа в сутки и превышать это время нельзя согласно трудовым нормам.

С 15 лет

Подросток может участвовать в заключении любых сделок. Проводить их можно с согласия лиц заменяющих родителей или их самих. Без их участия это делать запрещено, пока ему не будет 18 лет.

Подросток в этом возрастном периоде может самостоятельно распоряжаться абсолютно любыми своими доходами полученными от различных видов деятельности (включая и средства, полученные в дар), а также осуществлять вклад в любом банке и пользоваться им.

16 лет

Дети могут сами заявлять права на изобретения, литературные произведения и остальные продукты, созданные с помощью своей деятельности (авторское право).

Иные права и обязанности детей конституция рф связывает с участием в общественно значимых организациях, учебой вождению на мотоцикле и управлении велосипедным транспортом.

С 16 лет подросток имеет возможность работать на льготных условиях, которые записаны в Трудовом Кодексе РФ, но не больше 24 часов за всю неделю.

Важно! С 16 лет подросток вправе заключать брак, если на то есть уважительные причины. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение органов местного самоуправления.

Что касается работы, то трудовую деятельность можно осуществлять не больше 36 часов за всю неделю. Подросток также вправе учиться вождению легковой машины или управлять мопедом на дорогах.

В таком возрасте, согласно права детей в конституции, можно являться членом кооператива. В 16 лет можно получить права 18-него гражданина и стать полностью дееспособным.

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Читайте так же:  Сколько времени занимает установление отцовства

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Права и обязанности детей согласно Конституции РФ

Как и у любого гражданина нашей страны, у ребенка есть свои права. Но после наступления шестилетнего возраста он приобретает и определенные обязанности, прописанные в нормативных актах.

Согласно Семейному Кодексу РФ родители и общество должны соблюдать права и обязанности детей, и следить за тем, чтобы они не совершали правонарушений.

Что делать в случае нарушения интересов несовершеннолетних

При нарушении установленных законодательство интересов любых лиц предусматривается применение определенных мер воздействия.

Ответственность за ущемление детских прав носит исключительный характер. В случаях с детьми могут применять особые меры, не используемые для взрослых.

Например, лишение всех прав по отношению к деткам нерадивых родителей.

Если нарушения в адрес детей происходят со стороны посторонних лиц, то на их защиту должны встать, прежде всего, родители. Они являются законными представителями несовершеннолетних, поэтому могут обращаться для осуществления защиты в суд, правоохранительные и иные компетентные органы.

Кто же защищает права ребенка в России, если нарушения идут со стороны самих родителей. В этих ситуациях вступиться за детей могут другие родственники, органы опеки, полиция, Прокуратура, уполномоченный по детским правам. В отношении матери и (или) отца могут приниматься различные меры воздействия от взыскания алиментных платежей до лишения свободы или родительских прав.

Какие бывают обязанности детей

В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей. Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там.

Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.

Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает.

Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.

Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола). У женского пола таких обязанностей нет.

[3]

Заключение

Дети ­ – это особая категория лиц, для которых государством устанавливаются усиленные меры защиты. Родителями, иными лицами, государством должны обеспечиваться интересы детей, нормальная среда обитания, благоприятные для их развития и жизни условия.

Любые нарушения их прав, ущемление интересов, насилие и дискриминация в их отношении не допустима.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Источники

Литература


  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.

  2. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  5. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Закон защита прав ребенка дошкольника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here