Законы о защите прав детей сирот

Важная информация в статье: "Законы о защите прав детей сирот". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Принят
Государственной Думой
4 декабря 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
10 декабря 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ статья 8 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

Действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Информация об изменениях:

Статья 8 дополнена пунктом 3.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Читайте так же:  Смена фамилии пошаговая инструкция

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Читайте так же:  Размер госпошлины о взыскании алиментов

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

[2]

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

[1]

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ в статью 10 внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2012 г.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

>
Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Как заставить отца ребенка платить алименты

Меры правовой и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Впервые дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948. Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, — Декларация прав ребёнка.

Существенной государственной поддержкой в Российской Федерации для детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159-ФЗ). На основании его устанавливаются льготы для указанных граждан РФ, обеспечивающие реализацию их прав: на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Объектами социальной защиты согласно ФЗ № 159-ФЗ являются дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в области прав детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Обеспечение права детей на медицинское обслуживание

Дополнительные гарантии на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены ст. 7 ФЗ № 159-ФЗ. Таким лицам предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также им предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно.

В качестве дополнительной гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в п.1 ч.6 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» внесена норма о запрещении проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии права на образование детей, оставшихся без попечения родителей

ФЗ № 159-ФЗ предусматривается право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дополнительные гарантии в сфере образования, одновременно Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям вменено в обязанность оказывать дополнительные меры по социальной поддержке отдельных категорий обучающихся. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Такие дети имеют право и на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.

Во время обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профобразования за лицами из числа детей указанных категорий сохраняется право на полное гособеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке до окончания обучения в данных учреждениях.

Также детям указанных категорий выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии, а также 100-процентной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники, обучавшиеся за счёт средств федерального бюджета, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счёт средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счёт средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием по нормам, утверждённым Правительством РФ.

При предоставлении обучающимся лицам из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети указанных категорий обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном (в сельской местности на внутрирайонном) транспорте, кроме такси, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы.

Дополнительные гарантии права на образование предусмотрены иными нормативными правовыми актами, в частности письмом Минобразования РФ от 26.10.2000 № 01-51-331/20-05 «О некоторых вопросах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.

Законом Ярославской области от 09.11.2007 № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» предусмотрена такая форма поддержки совершеннолетних выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей как социальная адаптация.

Закон позволяет осуществлять социальную адаптацию в отношении выпускников детских домов, школ-интернатов и приёмных семей до достижения ими возраста 23 лет. На территории Ярославской области создана сеть учреждений, оказывающих услуги по постинтернатному сопровождению, целью деятельности которых является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов. Все услуги в службах постинтернатного сопровождения по консультированию и оказанию помощи предоставляются бесплатно.

Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ещё один блок в области защиты прав и интересов детей, лишённых родительского попечения, и постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот связан с реализацией их права на обеспечение жилыми помещениями, предусмотренного ч.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Читайте так же:  Как потребовать алименты на взрослого ребенка

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Должно быть обеспечено надлежащее санитарное и техническое состояние этих жилых помещений.

[3]

Специализированные жилые помещения, по сравнению с жилыми помещениями фонда социального использования, имеют ограниченный режим использования и распоряжения. Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, для которых они и предназначены. Кроме того, исключена приватизация специализированных жилых помещений, то есть передача их в собственность нанимателям и (или) членам их семей.

Права и защита детей сирот

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.

Права детей сирот в РФ

Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:

  • Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
  • Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.

Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.

Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.

Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.

Весь комплекс действий, проводимых этими инстанциями, гарантирует защиту прав опекаемого.

Примерный перечень действий осуществляемых органами опеки и попечительства:

  1. Сбор статистических данных о несовершеннолетних, по какой-то причине оказавшихся без попечения.
  2. Выбор формата решения проблем опекаемых, с учетом всех привходящих обстоятельств.
  3. Выявление лиц, готовых принять на себя обязанности по дальнейшему обеспечению и воспитанию несовершеннолетних сирот.
  4. Осуществление надзора над условиями воспитания, получением образования и достаточного материального обеспечения детей, оказавшихся без присмотра родителей.
  5. Профилактика ненадлежащего обращения с детьми и подростками.
  6. Подача документов на усыновление в суд.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся без присмотра родителей, предусмотренными законом способами.
  8. Назначение конкретных сумм денежного содержания по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств сироты.
  9. Осуществление патронажного контроля над условиями жизни подопечного в приемных семьях.
  10. Участие в судебных заседаниях соответствующего характера.
  11. Разрешают или нет отдельное проживание подопечного.

После выяснения всех обстоятельств сиротства, к пострадавшему, как правило, назначается опекун. И дальнейшая защита прав детей без попечения родителей перекладывается на его плечи.

Опекуном может оказаться любой совершеннолетний человек, не лишавшийся ранее родительских прав, не лишенный прежде прав попечителя, с нормальным здоровьем и с наличием постоянного жилья достаточной площади, удовлетворяющего всем положенным санитарным нормам.

Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.

И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.

Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.

Нужно знать, что лишение кого-либо родительских прав вовсе не означает снятие обязательств по материальному обеспечению несовершеннолетнего гражданина. В любом случае он должен выплачивать алименты в определяемом законодательством размере.

Заключение

Права детей сирот вообще и права детей сирот на жилье защищены государством в полном объеме. Поэтому пасовать перед трудными обстоятельствами не стоит.

Своевременное обращение в суд поможет взыскать алименты, добиться получения жилья или возвращения материальных ценностей.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Новый закон: Жилье для сирот

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Читайте так же:  Материнский капитал сразу после рождения

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Основания для обращения в судебную инстанцию

В качестве основания для обращения в судебную инстанцию может быть одно из следующих обстоятельств:

  1. Получение алиментов на содержание приемного ребенка (право на содержание).
  2. Отстаивание прав на жилье, причитающееся несовершеннолетнему. До достижения 14 лет передача жилья в собственность опекаемого может состояться лишь по просьбе опекунов или же приемных родителей. По достижении этого возраста он обладает правом требовать жилье самостоятельно.
  3. Отстаивание прав на прочее имущество опекаемого. Это может быть имущество, подаренное ребенку, приобретенное им за собственные деньги или какие-либо доходы.

Права ребенка оставшегося без попечения родителей и, как частный случай, права детей сирот на получение жилья следует отстаивать лишь после того, как будут четко сформулированы цели искового заявления.

Можно и не прибегать к суду, если достигнуто обоюдное согласие, например, по поводу уплаты алиментов.

Как защитить права сирот

Конкретная процедура обеспечения прав детей сирот сводится к обращению в суд либо самого ребенка, которому нужна помощь, либо его опекунов или дальних родственников. Соответствующее дело возбуждается при содействии прокурора.

Защита в суде прав детей оставшихся без попечения родителей проводится на безвозмездной основе, никаких платежей истцом не вносится. Это гарантируется федеральным законом о бесплатном юридическом обеспечении определенных категорий граждан.

Лица, которым еще не исполнилось 14 лет, участвуют в процессе не самостоятельно, а через своих взрослых представителей.

Что по закону полагается сиротам?

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Видео (кликните для воспроизведения).

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции по ссылке.

Источники

Литература


  1. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  5. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Законы о защите прав детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here