Защита имущественных прав детей сирот

Важная информация в статье: "Защита имущественных прав детей сирот". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 3. Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 26 декабря 2012 г. N 2645-КЗ статья 3 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 3. Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2816-КЗ в часть 1 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

1. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющий переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее — орган опеки и попечительства), осуществляет контроль за сохранением за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имущества и жилых помещений по месту их жительства (месту их регистрации по месту жительства до помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям).

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2816-КЗ в часть 2 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

2. В период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семьях, у опекунов или попечителей, если за ними сохранено жилое помещение, их законные представители, органы опеки и попечительства принимают меры к определению доли жилого помещения, ранее занимаемого детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

3. Орган опеки и попечительства:

1) осуществляет контроль за сохранением, использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений, в том числе в целях:

а) предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства;

б) предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;

2) принимает иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Орган опеки и попечительства в месячный срок после выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производит обследование состояния выявленных имущества и жилых помещений с составлением акта обследования состояния выявленных имущества и жилых помещений, описи данного имущества, а также принимает меры по управлению такими имуществом и жилыми помещениями и по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений.

Опись имущества подопечного составляется в присутствии несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет, по его желанию и опекуна или попечителя, а также представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации, органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

5. Орган опеки и попечительства, опекуны (попечители), приемные родители в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, осуществляют все необходимые действия по оформлению выявленных жилых помещений в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

>
Обстоятельства, препятствующие проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот.
Содержание
Закон Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 3. Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 26 декабря 2012 г. N 2645-КЗ статья 3 настоящего Закона изложена в новой редакции

[2]

Статья 3. Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2816-КЗ в часть 1 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

1. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющий переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее — орган опеки и попечительства), осуществляет контроль за сохранением за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имущества и жилых помещений по месту их жительства (месту их регистрации по месту жительства до помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям).

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2816-КЗ в часть 2 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

2. В период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семьях, у опекунов или попечителей, если за ними сохранено жилое помещение, их законные представители, органы опеки и попечительства принимают меры к определению доли жилого помещения, ранее занимаемого детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Читайте так же:  Родила ребенка в разводе

3. Орган опеки и попечительства:

1) осуществляет контроль за сохранением, использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений, в том числе в целях:

а) предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства;

б) предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;

2) принимает иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Орган опеки и попечительства в месячный срок после выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производит обследование состояния выявленных имущества и жилых помещений с составлением акта обследования состояния выявленных имущества и жилых помещений, описи данного имущества, а также принимает меры по управлению такими имуществом и жилыми помещениями и по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений.

Опись имущества подопечного составляется в присутствии несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет, по его желанию и опекуна или попечителя, а также представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации, органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

5. Орган опеки и попечительства, опекуны (попечители), приемные родители в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, осуществляют все необходимые действия по оформлению выявленных жилых помещений в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

>
Обстоятельства, препятствующие проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот.
Содержание
Закон Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Права и защита детей сирот

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.

[3]

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.

Права детей сирот в РФ

Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:

  • Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
  • Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.

Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.

Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.

Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.

Весь комплекс действий, проводимых этими инстанциями, гарантирует защиту прав опекаемого.

Примерный перечень действий осуществляемых органами опеки и попечительства:

  1. Сбор статистических данных о несовершеннолетних, по какой-то причине оказавшихся без попечения.
  2. Выбор формата решения проблем опекаемых, с учетом всех привходящих обстоятельств.
  3. Выявление лиц, готовых принять на себя обязанности по дальнейшему обеспечению и воспитанию несовершеннолетних сирот.
  4. Осуществление надзора над условиями воспитания, получением образования и достаточного материального обеспечения детей, оказавшихся без присмотра родителей.
  5. Профилактика ненадлежащего обращения с детьми и подростками.
  6. Подача документов на усыновление в суд.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся без присмотра родителей, предусмотренными законом способами.
  8. Назначение конкретных сумм денежного содержания по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств сироты.
  9. Осуществление патронажного контроля над условиями жизни подопечного в приемных семьях.
  10. Участие в судебных заседаниях соответствующего характера.
  11. Разрешают или нет отдельное проживание подопечного.

После выяснения всех обстоятельств сиротства, к пострадавшему, как правило, назначается опекун. И дальнейшая защита прав детей без попечения родителей перекладывается на его плечи.

Читайте так же:  Как подать на алименты если отец иностранец

Опекуном может оказаться любой совершеннолетний человек, не лишавшийся ранее родительских прав, не лишенный прежде прав попечителя, с нормальным здоровьем и с наличием постоянного жилья достаточной площади, удовлетворяющего всем положенным санитарным нормам.

Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.

И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.

Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.

Нужно знать, что лишение кого-либо родительских прав вовсе не означает снятие обязательств по материальному обеспечению несовершеннолетнего гражданина. В любом случае он должен выплачивать алименты в определяемом законодательством размере.

Как защитить права сирот

Конкретная процедура обеспечения прав детей сирот сводится к обращению в суд либо самого ребенка, которому нужна помощь, либо его опекунов или дальних родственников. Соответствующее дело возбуждается при содействии прокурора.

Защита в суде прав детей оставшихся без попечения родителей проводится на безвозмездной основе, никаких платежей истцом не вносится. Это гарантируется федеральным законом о бесплатном юридическом обеспечении определенных категорий граждан.

Лица, которым еще не исполнилось 14 лет, участвуют в процессе не самостоятельно, а через своих взрослых представителей.

Жилищные и имущественные права

Одной из важнейших сфер защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является имущественная, и в первую очередь жилищная. Очевидно, что дети, опека над которыми со стороны родителей не осуществляется (по причине их смерти или лишения прав), не могут проживать в жилом помещении, в котором проживали до возникновения подобных обстоятельств. Защита имущественных прав таких граждан предусматривается законом в виде следующих рычагов:

  • за сиротой сохраняются все права на помещение, в котором он проживал на законных основаниях (будь то право пользования или право собственности), так что он может вернуться в него по достижении совершеннолетнего возраста;
  • государственный орган субъекта РФ, которым выполняется защита жилищных правтаких граждан, обязан осуществлять контроль за сохранностью их недвижимого имущества, а также формировать соответствующие списки из таких детей начиная с 14-летнего возраста;
  • при отсутствии жилогопомещения, где сироты могут проживать в нормальных санитарных и технически пригодных условиях, орган власти субъекта должен предоставить такому гражданину квартиру или дом по нормам предоставления, отвечающим средней степени благоустроенности;
  • жилье первоначально хотя и передается по договору специализированного найма, но при желании ребенка-сироты по истечении 5 лет он может заключить договор социального найма на такой объект недвижимости, что по действующему законодательству позволяет его приватизировать (бесплатно получить в собственность).

Основания для обращения в судебную инстанцию

В качестве основания для обращения в судебную инстанцию может быть одно из следующих обстоятельств:

  1. Получение алиментов на содержание приемного ребенка (право на содержание).
  2. Отстаивание прав на жилье, причитающееся несовершеннолетнему. До достижения 14 лет передача жилья в собственность опекаемого может состояться лишь по просьбе опекунов или же приемных родителей. По достижении этого возраста он обладает правом требовать жилье самостоятельно.
  3. Отстаивание прав на прочее имущество опекаемого. Это может быть имущество, подаренное ребенку, приобретенное им за собственные деньги или какие-либо доходы.

Права ребенка оставшегося без попечения родителей и, как частный случай, права детей сирот на получение жилья следует отстаивать лишь после того, как будут четко сформулированы цели искового заявления.

Можно и не прибегать к суду, если достигнуто обоюдное согласие, например, по поводу уплаты алиментов.

Медицина и образование

Важнейшими отраслями, где требуется проявить особую защиту прав и интересов детей-сирот со стороны государства, являются медицина и образование. В целях реализации права ребенка-сироты на образование правовая база в РФ устанавливает также дополнительные привилегии для граждан данной категории, в том числе:

  • возможность поступления в учебное заведение на льготных условиях — бесплатно и не в порядке общей очереди при положительном (минимально требуемом) прохождении вступительных испытаний и при наличии соответствующей квоты (оплаченные государством места);
  • получение детьми-сиротами (и лицами до 23 лет, утратившими попечительство родителей) специальной стипендии в дополнение к общей;
  • выплата данным гражданам ежегодного пособия в целях покупки ими учебников, тетрадей и принадлежностей для письма;
  • получение бесплатного питания в учебном заведении;
  • компенсация проезда на городском транспорте;
  • возможность бесплатно пройти подготовительные курсы для поступления в учебное заведение для получения профессии.

Не обходит стороной государство и защиту законных интересов детей, лишенных родительского воспитания и материальной поддержки, в медицине. Так, прохождение всех медицинских процедур, стационарное лечение, операционное вмешательство, лечение за пределами границ нашей страны осуществляется для них на полностью бесплатной основе, за счет государственных средств.

Помимо этого, в законодательстве закрепляется право таких лиц на ежегодное оздоровление в специализированных учреждениях (различных профилакториях, пансионатах, санаториях). В этих целях для них не просто должны предоставляться бесплатные путевки, но и оплачиваться проезд к месту прохождения оздоровления. По усмотрению таких граждан оплату они могут получить как накануне поездки, так и попросить компенсировать собственные затраты на покупку билетов.

Что закреплено в законодательстве РФ

Значимость защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, прежде всего, из нормы основного закона нашей страны – Конституции о том, что государством защищается семья и детство, в том числе путем предоставления дополнительных льгот в области образования, социального обеспечения и пр.

Наиболее полную конкретизацию данной категории прав законодатель закрепил в федеральном законе от 21.12.1996 за №159-ФЗ. Но регулируется этот вопрос и иными нормативными актами, будь то закон о занятости населения, о пенсиях, об образовании или некоторых других.

Необходимость дополнительного регулирования прав и законных интересов детей, лишенных родительского воспитания, с точки зрения закона, вызвана отсутствием соответствующей финансовой поддержки со стороны родителей, и ущемлением (по сравнению с детьми из полных семей) возможностей по адаптации в социуме, реализации себя в нем.

Читайте так же:  Постановление жестокое обращение с детьми

Хотя закон и разделяет понятия «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», данные категории имеют практически идентичный набор дополнительных прав, потому разделение их в контексте рассматриваемой темы нецелесообразно.

Иные формы поддержки

Защита имущественных прав детей, оставшихся без родительского воспитания и поддержки, безусловно, весьма важна. Однако одну из первостепенных ролей в нормальной адаптации к социуму играет воспитание ребенка-сироты, эмоциональные и психологические условия его жизни. Для защиты сферы личных прав ребенка законодатель закрепил в законе такие базовые нормы, как:

  • право близких родственников на попечительство над ребенком, потерявшим возможность воспитываться родителями;
  • право самого ребенка проживать в нормальных условиях как с точки зрения материальной составляющей, так и психологической, для чего функционируют специальные органы, контролирующие соблюдение данных прав ребенка;
  • защита от неправомерных действий его опекуна или попечителя, что также контролируется указанным выше органом власти;
  • право выступать на процессах и в учреждениях, где рассматривается его судьба, в том числе об установлении опекунства над ним и т.д.

С наступлением совершеннолетия при поиске места работы данные граждане также имеют дополнительные льготы, связанные с получением пособия по безработице в увеличенном размере. Касается данное право лишь тех, кто занимается поиском работы впервые. При необходимости уволить или сократить гражданина, бывшего сиротой, работодатель обязан оказать ему всякое содействие в получении другой работы в своей или в иной организации.

Заключение

Права детей сирот вообще и права детей сирот на жилье защищены государством в полном объеме. Поэтому пасовать перед трудными обстоятельствами не стоит.

Своевременное обращение в суд поможет взыскать алименты, добиться получения жилья или возвращения материальных ценностей.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

О защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ханты — Мансийский автономный округ — Югра

Муниципальное образование Нефтеюганский район

по делам несовершеннолетних, защите их прав

О защите имущественных прав детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Видео (кликните для воспроизведения).

Заслушав и обсудив информацию, предоставленную комитетом по опеке и попечительству Нефтеюганского района, следует отметить, что одним из приоритетных направлений деятельности органов опеки и попечительства является работа по защите жилищных и имущественных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По статистическим данным на 1 января 2010 года под опекой и попечительством находится 96 несовершеннолетних, из них 86 человек состоит в реестре детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья на территории района. На контроле комитета по опеке и попечительству находится 24 жилых помещения, закрепленных за детьми – сиротами. Два раза в год проводятся обследования сохранности закрепленного имущества, составляются акты сохранности и проводится обследование санитарно -технического состояния жилья, запрашиваются выписки из лицевых счетов.

С целью защиты неимущественных, имущественных и жилищных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей комитет по опеке и попечительству в 2009 году принимал участие в судебных заседаниях:

— по искам 4 человек об установлении факта признания данных лиц, оставшимися без попечения родителей и о защите их жилищных прав;

— об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о взыскании задолженности за коммунальные услуги – в отношении двоих детей;

— о лишении 12 человек родительских прав с взысканием алиментов (2007 год – 21, 2008 год – 19 человек).

На основании вышеизложенной информации, территориальная комиссия п о с т а н о в и л а:

1. Информацию принять к сведению.

2. Председателю комитет по опеке и попечительству подготовить информацию об использовании жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Информацию доложить в рабочем порядке.

3. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Дата публикации: 09.04.2016 2016-04-09

Статья просмотрена: 1506 раз

Библиографическое описание:

Джумагазиева Г. С., Садретдинова Л. И. Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 731-734. — URL https://moluch.ru/archive/112/28353/ (дата обращения: 16.03.2020).

Сиротство остается одной из самых сложных общемировых социальных и научных проблем. В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности.

Экономический кризис и проблемы в социальной сфере отразились почти на каждой российской семье, а, следовательно, и на детях. Экономический кризис пагубно влияет, в первую очередь, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют следующие неблагоприятные показатели:

1) рост числа бедных семей в стране,

2) увеличение числа брошенных детей, и детей, оставшихся без попечения родителей,

3) постоянное увеличение совершаемых несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

4) растет число несовершеннолетних, убегающих из дома в поисках лучшей жизни.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (согласно ст. 7 Конституции РФ). В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое внимание уделяется защите их конституционного права на жилище, в особенности детей-сирот и других детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (закон вступил в силу 1 января 2013 г.) изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот [5]. В соответствии с новым законом, жилые помещения предоставляют детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений (срок действия такого договора — 5 лет), а не по договорам социального найма, как это было раньше. По истечении срока договора (5 лет) жилое помещение переходит в бессрочное пользование гражданина на условиях социального найма. Абзац о внеочередном предоставлении жилья, как это было принято ранее, исключен из жилищного кодекса.

Читайте так же:  Заполнить трудовую смена фамилии

Следовательно, согласно данному закону, исключена возможность приватизации, передачи жилого помещения по любым сделкам, а также выселение нанимателя во избежание случаев мошенничества и других нарушений, давая возможность детям-сиротам адаптироваться к взрослой жизни. Помимо этого, по новым правилам жилые помещения должны предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир. Раньше же имела место быть практика вселения детей-сирот в коммунальные квартиры.

Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это одна из наиболее остро стоящих проблем не только для нашего государства, но и для многих других. Так как данная категория граждан не имеет достаточной поддержки со стороны близких и родственников, государство берет на себя особые обязательства по обеспечению их необходимыми материальными благами, обязуясь выполнять заявленные в национальном законодательстве гарантии исполнения прав и свобод граждан.

Несмотря на наличие указанных правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних.

Особую обеспокоенность вызывает значительное число нарушений прав детей-сирот. Не случайно, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 5 мая 2013 г., Президент РФ В. В. Путин отметил серьезность проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Вопросы защиты жилищных прав вышеуказанной категории детей особенно актуальны и требуют изучения.

Способы защиты гражданских прав различны и указаны в ст. 12 ГК РФ [1]. Можно выделить и способы защиты имущественных прав несовершеннолетних, которые могут осуществляться следующими способами:

1) лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ),

2) отмены усыновления (ст. 140,141 СК РФ),

3) взыскания алиментов (ч. 2 ст. 80 СК РФ, ст. 106 СК РФ),

4) отступление от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества исходя из интересов детей (п. 2 ст. 39 СК РФ),

5) признание недействительными соглашений об уплате алиментов,

6) неустойка (ч. 2 ст. 115 СК РФ),

7) возмещение убытков, не покрытых неустойкой (ч. 2 ст. 115 СК РФ) [5].

Защиту жилищных прав осуществляют путем [3]:

1) признания права на жилье;

2) восстановления положения, которое существовало до нарушения права:

а) устранение причин правонарушения;

б) прекращение нарушений прав;

в) предупредительные меры со стороны уполномоченных органов;

3) признания судом недействующим правового акта, который нарушает права граждан;

4) неприменения судом нормативных правовых актов, которые не подлежат применению;

5) прекращения или изменения жилищных правоотношений;

6) применения иных способов (возмещение убытков и взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).

В соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 11.ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется как судом, так и в административном порядке. В зависимости от правового положения детей и целей судебной защиты, можно выделить следующие средства судебной защиты:

1) учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при разрешении отдельных вопросов, которые связаны с его интересами,

2) заключение органа опеки и попечительства.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд [2].

В компетенции прокуратуры находится защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства.

В соответствии с данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4, с.4–5]:

1) в 2012 г. прокурорами выявлено 43 826 нарушений жилищных прав детей-сирот,

2) в 2013 г. обнаружено 29698 нарушений,

3) в 2014 г. — 36 510 подобных нарушений.

Число лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете на получение жилого помещения, каждый год увеличивается [4, с.4–5]. К примеру:

1) в 2012 г. число таких детей составляло 96 614,

2) в 2013 г. — 104 094 человек,

3) в 2014 г. — достигло показателя 115 9492 человек.

Органы прокуратуры каждый год рассматривают более 200 000 обращений по фактам нарушений жилищного законодательства (исключением стал 2014 г. — более 120 000 обращений). Среди таких обращений, значительную долю составляют жалобы на нарушения жилищных прав детей.

Значительное число нарушений в рассматриваемой сфере допускается органами государственной власти и местного самоуправления, которые призваны в силу закона защищать жилищные права детей-сирот.

Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, что обусловлено усиленной защитой жилищных прав несовершеннолетних на международном и национальном уровне, повышенной социальной значимостью обеспечения права на жилище несовершеннолетних как наиболее уязвимой социальной группы населения, неудовлетворительным состоянием законности в этой сфере правоотношений, несовершенством действующего законодательства, отсутствием единства практики применения федеральных законов.

Вместе с тем выполнению стоящих перед прокурорами в этой сфере задачи реализации предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1«О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, которые направлены на защиту нарушенных жилищных прав несовершеннолетних, препятствуют [2, с.6]:

1) несовершенство законодательства (особенно регионального),

2) отсутствие единства правоприменения федерального законодательства,

3) должное методическое и научное обеспечение прокурорской деятельности.

Самостоятельное осуществление ребенком права на защиту связано с признанием ребенка полностью дееспособным. Однако законодательством указаны случаи, когда право на защиту в том или ином объеме может осуществляться лицом до 18-летнего возраста.

[1]

Один из основополагающих принципов жилищного законодательства — это судебная защита жилищных прав. Защита прав в судебном порядке предусмотрена ч. 1 ст.46 Конституции РФ. Судебная защита является конституционным правом граждан РФ, в том числе и детей, которое в свою очередь, означает право на обжалование в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человека. Несовершеннолетний имеет право самостоятельно обращаться в суд при достижении 14-летнего возраста.

Читайте так же:  Судебная процедура взыскания алиментов

В отличие от гражданского, семейный кодекс не содержит перечня способов защиты прав граждан, в том числе детей-сирот. В ст. 8 СК РФ только указано то, что защита семейных прав осуществляется способами, которые предусмотрены СК РФ [4]. Следовательно, защита семейных прав ребенка, как и гражданских, осуществляется путем их:

3) применения мер ответственности к виновным лицам.

Таким образом, под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка (в том числе и детей-сирот) необходимо понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельности судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, путем применения способов защиты, которые предусмотрены гражданским и семейным законодательством.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2016).
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016).
  4. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: автореферат дис… канд. юрид. наук. / М. Л. Огурцова; Акад. Ген. прокуратуры РФ, — М.: 2015. — 27с.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015).
  6. Федеральный закон № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В целях защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а равно и детей-сирот (две эти категории практически приравнены в правах соответствующим законом) государством закрепляется на законодательном уровне ряд дополнительных льгот и гарантий. Кроме этого, регулируются способы защиты прав данной категории лиц, которые были тем или иным образом нарушены. Прав за такими гражданами закрепляется действительно много, но для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо тщательным образом разбираться, при каких условиях и в каком порядке их можно реализовать, а также какие действия предпринять в случае отказа в этом.

Региональные программы

Федеральным законодателем помимо указанных способов защиты прав детей-сирот устанавливается обязанность властей субъектов РФ разрабатывать и реализовывать соответствующую региональную программу. В подобной целевой программе не только конкретизируется процедура реализации прав таких граждан, установленных на общероссийском уровне, но и предусматривается установление дополнительных рычагов защиты.

В зависимости от субъекта таким детям предоставляется различный набор дополнительных прав и способов их реализации. В настоящее время подобные проекты в регионах разрабатываются, как правило, на основе федеральной программы «Социальная поддержка граждан». Они устанавливают процедуру получения жилья, порядок и размеры социальных выплат детям-сиротам, различные пособия и гарантии, реализуемые на территории субъекта мероприятия, направленные на поддержку данной категории граждан.

Например, лидирующие позиции среди регионов центральной России по защите прав детей-сирот занимает Костромская область. Программа этого субъекта включает в себя, в том числе подпрограммы:

  • профилактики социального сиротства;
  • развитие семейнозамещающих форм воспитания детей;
  • «Семья для каждого ребенка»;
  • по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • профилактики правонарушений среди данной категории лиц и др.

Как видно, все предусмотренные программы не требуют серьезных финансовых затрат, но приносят хорошие дивиденды в виде сокращения числа сирот. Более богатые регионы устанавливают дополнительные финансовые выплаты, что тоже благотворно влияет на сферу защиту прав лиц из числа данной категории.

Видео (кликните для воспроизведения).

На уровне закона, права детей-сирот действительно гарантируются и защищены, но на практике зачастую возникают ситуации нарушения прав сирот, отказа в их реализации. Органы опеки, призванные служить интересам таких детей, часто, умышленно или нет, не справляются со своими обязанностями. Потому важно не просто знать свои права, но и иметь информацию, в какой орган обратиться в случае невозможности их реализации. Таковыми в нашей стране являются судебные инстанции и прокуратуры, способные также обратиться при необходимости в суд в защиту прав представляемого гражданина.

Источники

Литература


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  4. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  5. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
Защита имущественных прав детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here