Защита прав детей с отклонениями

Важная информация в статье: "Защита прав детей с отклонениями". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 19. Защита прав детей с отклонениями в развитии

Статья 19. Защита прав детей с отклонениями в развитии

Для социальной поддержки и реабилитации детей с отклонениями в развитии органы местного самоуправления принимают решение об организации на территории муниципальных образований образовательных учреждений и реабилитационных организаций.

Зачисление и отчисление детей с отклонениями в развитии в указанные учреждения и организации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

>
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения
Содержание
Закон Республики Коми от 19 ноября 1996 г. N 36-РЗ «О защите прав детей в Республике Коми» (с изменениями и дополнениями).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как осуществляется защита прав и интересов детей в РФ

В цивилизованном государстве гражданам предоставляются права, защищаемые законодательством. Зачастую малолетние граждане, по различным причинам, не могут или боятся заявить в специализированные органы с просьбой защитить нарушаемые права.

Защита прав и интересов детей во многих цивилизованных государствах — приоритетная задача.

В мировом сообществе действует ряд законодательных актов, обеспечивающие безопасности малолетних, а также защиту законных прав.

Какими правами обладает ребенок

Права ребенка в защищены законом в любом современном и развитом государстве, а также рядом международных правовых актов.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

[3]

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Можно отметить следующие права малолетнего на:

Получение ФИО

После рождения малыша ему дается имя по обоюдному решению родителей, отчество новорожденного — по имени биологического отца. По договоренности родителей выбирается фамилия, если в момент оформления официальных отношений у супругов она не менялась на одну общую.

Если возник спор о выборе фамилии для малыша, предусмотрена возможность обращения в орган опеки и попечительства с целью урегулировать противоречия.

Воспитание в семье

Несовершеннолетнему предоставляется право беспрепятственно поддерживать общение с каждым из своих родителей, даже в случае из развода и отдельного проживания.

Интересы малолетнего лица не должны ущемляться ни при каком условии.

Орган опеки и попечительства или судебная инстанция может запретить неблагополучному родителю общаться со своим малышом, если при этом нарушаются права ребенка и их защита необходима.

Защиту от посягательств на законные права и интересы

Вне зависимости от возраста, любой человек имеет право на соблюдение законных прав. Защита прав детей в России возлагается в первую очередь на его родителей или законных представителей.

Если по каким-либо причинам у малыша родителей не стало, то в этом случае государство берет на себя обязанность по защите законных интересов осиротевшего несовершеннолетнего в лице соответствующих органов.

Законодательство предусматривает ряд случаев, при наступлении которых несовершеннолетнему предоставляется полная дееспособность, дающая право самостоятельно отстаивать свои законные права.

Защиту от незаконных действий со стороны родителей

Незаконные действия со стороны родителей могут выражаться в нанесении физического и морального вреда:

  • побои;
  • унижения;
  • различного рода насилие;
  • домогательства.

Малолетний по закону имеет право обратиться в определенные государственные органы власти с целью прекращения вышеуказанных действий.

Достижение 14 лет предоставляет права обратиться несовершеннолетнему в суд для самостоятельной защиты своих прав.

Личное мнение и взгляд

В судебных делах, связанных с защитой интересов малыша, суд может принять во внимание личное мнение несовершеннолетнего, если оно не будет ущемлять права малолетнего лица.

Формой выражения личного мнение может быть устные или письменные суждения, а также посредством иных средств передачи или получения информации.

Свободу мысли слова вероисповедания

Религиозные предпочтения или взгляды является личным правом человека. Никто не может навязывать свои суждения.

Получение информации

Несовершеннолетний имеет право на доступ к любой информации и образованию, получение которой не противоречит действующему законодательству и способствует его нравственному, физическому и психологическому развитию.

Неприкосновенность личной жизни

Любые посягательства на жизнь, здоровье, имущество или личную информацию должны пресекаться и охраняются на законодательном уровне.

Защита прав в случае лишения родителей

В таких случаях применяется механизм защиты прав детей, по которому малолетнее лицо передается приемную семью или направляется в соответствующее социальное учреждение.

Достойный уровень жизни

До приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности обязанность по содержанию малыша возложена на его родителей, которые должны обеспечить ему достойный уровень жизни, способствующий нормальному физическому, духовному и психологическому развитию.

Дополнительно, государство предусматривает ряд социальных программ, направленных на поддержку малообеспеченных семей.

Здоровье и медицинское обслуживание

Государство обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание, направленное на проведение профилактики, диагностики, лечения и реабилитации различного рода заболеваний у детей.

Любой гражданин до 18 лет имеет право получать бесплатное медицинское обслуживание по полису ОМС.

Также возможно предоставление возможности пройти санаторное лечение и оздоровление, посещение лагерей и баз отдыха.

Образование

Образование имеет существенное значение в жизни любого человека, получение которого обеспечивает многогранное развитие личности.

Получение начального образования предоставляется бесплатно.

Высшее профессиональное образование можно получить на бюджетной основе при условии прохождения соответствующего конкурса.

Досуг

Малышу предоставлено право отдыхать и развлекаться, участвовать в проводимых культурных мероприятиях, само реализовываться в искусстве или культуре.

Имущественные права

Несовершеннолетний имеет право на надлежащее содержание, доходы или имущество, переданное либо приобретенное на законных основаниях.

Права детей-инвалидов

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.

С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.

  • Конвенции о правах человека;
  • Конвенции о правах инвалидов;
  • Конституции РФ;
  • Федеральных законов — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
  • Постановлений Правительства РФ — о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
  • Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
  • Трудового кодекса РФ.
Читайте так же:  Оформление опекунства за 80 летним пенсионером

Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.
  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК).

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.
Читайте так же:  Опека над ребенком украина

Случаи нарушения прав ребенка

Ежедневно в мире происходят повсеместно нарушения прав несовершеннолетнего.

Родители зачастую прибегают к различным способам воспитания, и сами того не подозревая, позволяют себе переходить грань, допуская грубые нарушения прав детей.

Семья — самое распространенное место, где регулярно нарушаются права малолетнего лица.

Ситуация усложняется тем, что несовершеннолетний вынужден терпеть ущемления и бытовое насилие в свой адрес, не имея возможности защищаться.

Важно понимать, что физическое и психологическое насилие над малышом приводит к развитию комплексов у несовершеннолетнего, особенно это опасно в период формирования характера и психологической устойчивости.

При допущении систематических издевательств, у малыша выработается неуверенность, и сформируется заниженная самооценка, при этом несовершеннолетнее лицо постепенно будет замыкаться в себе.

Другим примером нарушений может быть намеренная порча личного имущества, препятствование в пользование личными вещами, ограничение свободы или шантаж.

Законодательная база

Защита прав ребенка в Российской Федерации регламентируется множеством нормативных правовых актов, среди которых:

  • основной Закон – Конституция;
  • нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • законодательство в сфере предоставления дополнительных гарантий детей, оставшихся без родителей и попечителей;
  • законодательство по опеке и попечительстве;
  • защита прав ребенка конвенцией о правах ребенка.

Защита прав ребенка от неправомерных действий

Важно знать, каким образом обеспечивается защита прав ребенка, если родители позволяют себе систематически их нарушать.

СК РФ в 56 статье определяет субъектов, которым дозволено реализовать механизм защиты прав детей – родители или заменяющие их лица. Семейный кодекс РФ содержит в себе статьи на тему защиты прав ребенка в соответствующих главах.

На государство возложена обязанность осуществлять контроль за надлежащим воспитанием малолетнего лица своими родителями.

Защита прав и достоинств ребенка может осуществляться им самостоятельно, путем обращения в соответствующие органы государственной власти, а по достижению 14 лет – обратиться в суд.

Семейный кодекс закрепляет, что родители имеют право осуществлять защиту прав детей без доверенности, для этого нет необходимости оформлять доверенности, дающей определенные полномочия.

Принцип равенства прав и обязанностей закрепляет, что любой из родителей может на равных правах проводить мероприятия по защите прав детей по отдельности, а также обоими сразу.

Защита прав детей в РФ обеспечивается путем закрепления соответствующих норм практически во всех отраслях законодательства:

Гражданское и семейное законодательство предусматривает различные способы защиты прав ребенка, среди которых обращение с соответствующим заявлением в суд о взыскании материального или морального вреда.

Родители несовершеннолетнего часто представляют его интересы в правоотношениях, вытекающих не только из норм семейного законодательства, а также гражданского, административного или уголовного.

Выплаты и льготы

Выплата или льгота Размер
Скидка на оплату жилья госфонда 50%
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) 50%
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления 50%
Получение наследства Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону.
Транспортные льготы Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего.
Видео (кликните для воспроизведения).

Скидка 50% на междугородние рейсы.

Налоговый вычет родителям Родителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей;

Опекуну — 6 тысяч рублей.

Заключение

В РФ разработано и действует законодательство, направленное на предоставление и защиту прав и интересов несовершеннолетних и малолетних детей.

Законом предусмотрено несколько способов пресечения и защиты интересов малолетнего лица – самостоятельно или через родителей, а также уполномоченные на это государственные органы.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Russian Disability NGO «Perspektiva»

Приказ Департамента науки и образования Администрации Самарской области №236-од от 09.07.02 г. «Об утверждении порядка организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 27 июля 2005 г. N 82-од

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

С целью создания условий для реализации гарантированных прав граждан на получение доступного образования, в соответствии со ст. 5, 50, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», Законом Самарской области от 02.11.2004 N 140-ГД «Об утверждении областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 — 2008 годы» приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области.

2. Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденный приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 N 236-од, и Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях Самарской области, утвержденное приказом Главного управления образования Администрации Самарской области от 02.08.1999 N 216, считать утратившими силу.

Читайте так же:  Где можно заменить свидетельство о рождении ребенка

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

Министр образования и науки Самарской области
В.Ф.ПУТЬКО

Утверждено
Приказом
министерства образования и науки
Самарской области
от 27 июля 2005 г. N 82-од

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, другими международными актами в области защиты прав детей, на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

1.2. Образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих формах: специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее — специальный класс) и интегрированно (далее — интегрированный класс).

1.3. Интегрированный класс — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.

1.4. Специальный класс — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности.

2. Организация образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях

2.1. Цель образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях — усвоение детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

2.2. Задачи образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях:

— освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

— коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

— формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;

— успешная социализация обучающихся, воспитанников.

2.3. Образование для детей с отклонениями в развитии организуется в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений:

— для неслышащих детей (I вид);

— для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);

— для незрячих детей (III вид);

— для слабовидящих детей (IV вид);

— для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид);

— для детей с нарушениями опорно-двигательного развития (VI вид);

— для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид);

— для умственно отсталых детей (VIII вид).

2.4. Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с отклонениями в развитии, организует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее — Консилиум). Деятельность Консилиума регламентируется локальным актом образовательного учреждения, разрабатываемым в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 07.03.2000 N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПК)».

2.5. Специфика деятельности образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с отклонениями в развитии, отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя и т.д.).

2.6. Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с отклонениями в развитии при поступлении ребенка в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения принимает Консилиум на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК. Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом Консилиума. Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

2.7. Интегрированные классы могут быть организованы на ступени начального общего, основного общего образования.

2.8. Специальные классы открываются преимущественно на ступени начального общего образования и могут функционировать до получения детьми основного общего образования (освоения программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

2.9. Специальные классы V вида, VII вида функционируют на ступени начального общего образования в целях эффективности работы по коррекции речевых нарушений и нарушений психического развития. На ступени основного общего образования целесообразно обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР в условиях интегрированного класса. Функционирование специальных классов V вида, VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях:

— когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась;

— когда ребенок обучался в специальном классе менее 2 учебных лет;

— когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях интегрированного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.

Для обучающихся специальных классов V вида, VII вида обследование на ПМПК и Консилиуме при переходе на ступень основного общего образования для выбора образовательной программы и решения вопроса о переводе в интегрированный класс обязательно.

2.10. Для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений), интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования.

2.11. Количество детей с отклонениями в развитии в интегрированном классе не должно превышать 4 человек. Наполняемость специальных классов регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе. В случае необходимости в специальные и интегрированные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений.

2.12. Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разрабатываемым совместно педагогами класса и членами Консилиума на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.

Читайте так же:  Помощь работающим матерям одиночкам

2.13. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.).

3. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования

3.1. При наличии социального заказа на образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе руководители государственных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства, данного Положения. Образование организуется преимущественно по месту жительства ребенка или в ближайшем образовательном учреждении, располагающем на момент обращения необходимыми условиями, до создания таких условий в общеобразовательном учреждении.

3.2. Образовательный процесс в интегрированных и специальных классах осуществляют педагоги, имеющие дефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог и т.д.) в соответствии с видом нарушения ребенка, педагог-психолог. Количество ставок педагогов — специалистов в области коррекционной педагогики определяется из расчета 1 час в неделю на каждого ребенка с отклонениями в развитии.

3.3. Педагоги интегрированного и специального класса, имеющие дефектологическое образование или прошедшие повышение квалификации по данному направлению, получают надбавку к заработной плате в размере 20% в расчете на одного ребенка с отклонениями в развитии согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94 с изменениями, внесенными на основании письма Минпроса СССР от 2 марта 1987 г. N 35 и Письма Гособразования СССР от 8 июня 1990 г. N 400. Надбавка начисляется за часы работы в специальном, интегрированном классе в соответствии с учебным планом.

3.4. Образование детей с отклонениями в развитии осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала и т.д.).

3.5. Расписание занятий в интегрированных и специальных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, а также повышенной утомляемости детей с отклонениями в развитии. Расписание занятий в специальных классах должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся, воспитанников специального класса с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время.

3.6. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи такая помощь может быть организована силами специалистов и с привлечением ресурсов территориальных агентств специального образования (ТАСО) на базе данного общеобразовательного учреждения или в другом образовательном учреждении данной территории, располагающем необходимыми ресурсами, в удобное для детей с отклонениями в развитии время.

3.7. Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с отклонениями в развитии, финансируется учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.

Законодательные меры в области охраны прав детства

Дата публикации: 09.10.2019 2019-10-09

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Ефремова А. О. Законодательные меры в области охраны прав детства // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/279/62904/ (дата обращения: 16.03.2020).

В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

[1]

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации. Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка. Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека. Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство. Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних. В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

Читайте так же:  При трудоустройстве свидетельство о рождении ребенка

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Кроме вышеуказанных к федеральным нормативно-правовым актам в области охраны (защиты) прав детства относятся Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». На основании данных документов планируется и реализуется государственная политика страны в сфере защиты прав и интересов детей, основной целью которой является улучшение положения детей в Российской Федерации.

[2]

Приведенный список документов, регулирующих порядок защиты прав и интересов детей в Российской Федерации, далеко не полный. Однако, несмотря на огромную законодательную базу, реальное осуществление юридической защиты своих прав и интересов детьми или их родителями весьма затруднено. Это связано с тем, что информация о правах детей и порядке их защиты распределена по законодательству неравномерно. Отсутствие единой системы знаний, которая содержала бы в себе наиболее полную, емкую, структурированную информацию о правах ребенка и порядке их защиты приводит к тому, что огромная часть законодательства о правах ребенка остаётся недоступной для использования детьми и их родителями [10].

Отсутствие в Конституции РФ специальной главы о детях, невозможность наиболее эффективного использования законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, как подчеркивает В. И. Абрамов, указывает на необходимость доработки действующего законодательства в области государственной политики по защите прав детей [7, c. 44].

Охрана материнства, детства и семьи всегда была и остается приоритетом в региональной политике Алтайского края. Даже в кризисные годы Правительство Алтайского края и Алтайское краевое Законодательное Собрание сделали практически все возможное, чтобы полностью выполнить социальные обязательства в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих в крае. Ни одна мера социальной поддержки семей с детьми не была исключена из региональных целевых программ, не было сокращено финансирование областного бюджета на его реализацию.

Выполняя задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, Администрация Алтайского края постановлением от 06.06.2013 № 298 утверждено Положение о Координационном совете по реализации семейной политики в Алтайском крае, основной целью которого является обеспечение согласованных действий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных органов и организаций в целях улучшения в крае положения семей и детей, укрепления института семьи и пропаганды семейных ценностей, повышения социальной значимости ответственного родительства в семье и обществе, а также укрепления позитивных тенденций демографического развития края [2].

В Алтайском крае реализуется комплекс социальных мер финансовой поддержки семей, имеющих детей. Так, в соответствии с Законом Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» выплачиваются следующие пособия: 1) ежемесячное пособие на ребенка, 2) ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери; 2) ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву; 3) ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; 4) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (за исключением учащихся общеобразовательных организаций); 5) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (учащихся общеобразовательных организаций) [4].

Также в Алтайском крае меры финансовой поддержки оказываются семьям, усыновившим детей. Так, Законом Алтайского края от 06.09.2007 № 80-ЗС «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей» установлено единовременное пособие гражданам, усыновившим детей. Пособие назначается в случае, если один из усыновителей является гражданином Российской Федерации, за исключением усыновления отчимами или мачехами детей своих супругов (пасынков и падчериц) [3]. Помимо этого в соответствии с Законом Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС «О пособии гражданам, усыновившим детей» в случае нахождения ребенка под опекой (попечительством) или патронатом у лица, усыновившего его или его супруга-усыновителя, не менее трех лет может быть назначено пособие гражданам, усыновившим ребенка [6]. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) выплачивается пособие на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье на основании Закона Алтайского края от 10.04.2007 № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» [5].

Комплекс материальных и нематериальных мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Закон содержит подробную информацию о финансовом обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительных гарантиях в сфере образования, медицинского обслуживания, правах на труд и социальную защиту от безработицы [1].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в Алтайском крае в данный момент действует развернутая система мер, в том числе и дополнительных, которые способствуют повышению уровня правового сознания сред несовершеннолетних и обеспечивают безопасность их прав, свобод и интересов.

Источники

Литература


  1. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  4. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
  5. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
Защита прав детей с отклонениями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here