Защита прав детей в международных семейных конфликтах

Важная информация в статье: "Защита прав детей в международных семейных конфликтах". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Защита прав и интересов детей в международных семейных конфликтах

31 декабря 2019

Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей

Минпросвещения России сообщает, что Российская Федерация является государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам защиты прав и интересов детей в международных ceмейных конфликтах, -Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года (далее -Конвенция 1980 года) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года (далее -Конвенция 1996 года).

Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанные с незаконным перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места проживания.

Конвенция 1996 года имеет более широкую сферу действия и. Помимо механизма возвращения ребенка, также затрагивает вопросы, касающиеся определения юрисдикции государства, установления места нахождения несовершеннолетнего на территории иностранного государства, принятия срочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания и исполнения решений иностранных судов.

Защита прав детей в семье
классный час (3 класс) по теме

Открытый классный час (родители + дети).

Скачать:

Вложение Размер
zashchita_prav_rebenka.doc 59.5 КБ imeyu_pravo.ppt 1.65 МБ

Предварительный просмотр:

« Защита прав детей в семье»

Форма: открытый классный час (родители + дети).

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. Способствовать эмоциональному контакту между педагогами, родителями и детьми.

[2]

  • довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
  • пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  • оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;
  • закрепить знания о правах детей;
  • организовать совместную деятельность родителей;
  • развить творческие способности детей.

Подготовка к собранию:

1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ОУ», «Декларация прав ребенка».
2. Оформление наглядно-агитационного стенда «Шпаргалки для родителей». 3. Выставка рисунков «Моя семья»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Родители сидят в зале. Под музыку в зал забегают дети. Встают полукругом и начинают петь песню.

Пусть всегда будет солнце

Солнечный круг, небо вокруг-

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

Встанем за наших мальчишек.

Солнце навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

Учитель: Здравствуйте, дорогие родители! Мы собрались с вами сегодня в нашем классе, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, в соответствии с международными нормами о правах ребенка.

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Доклад социального педагога «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Добрый день уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на очень важную актуальную тему: это – права человека, права ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Вопрос регулирования прав детей в России возник во второй половине 19 века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители в своих трудах писали о проблеме защиты детей. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро, так как социально-экономическая ситуация в современном мире отражается прежде всего на детях. Как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации, спасти поколение, которое должно прийти на смену.

Очень часто в последнее время в СМИ, телевидении извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Порой родители не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. Все законы записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. В ней записаны все наши с вами права и обязанности.

Читайте так же:  Задолженность по алиментам после совершеннолетия ребенка

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о детях, их здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Конвенция – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т.е. подписали договор. В ней 54 статьи. Она была принята 20 ноября 1989г. Вступила в силу 2 сентября 1990г.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества и тд.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

ДЕКЛАРАЦИЯ – документ, который защищает наши права. Она была принята тоже ООН, но на много лет раньше 10 декабря 1948 г. В ней 30 статей развитие ребенка. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» — констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Международным сообществом приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное.

Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Я думаю, что никто и зав не хотел бы видеть своего ребенка злым и жестоким.

Вот поэтому в воспитании своих детей надо начинать не с высокопарных слов и непомерных их возможностям требований, а самого малого. Надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники .

Уважаемые родители! Говорят, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но мы иногда не имеем права на ошибку: ведь от этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь наших детей. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

В завершении хочу процитировать слова писателя А. Лиханова: «Право ребенка на жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а ребенок – поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос…».

Любите своих детей и спасибо за внимание.

1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —

2. Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть

3. Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Сценка «Колобок», «Лиса и заяц»

Викторина с детьми по сказкам.

Сценка «Насилие над личностью»

А сейчас мы проверим с ребятами как хорошо их родители знают некоторые законы. А проверим мы это с помощью кроссворда. Уважаемые родители, внимание на доску!

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения

им 18 –летнего возраста. (ребенок)

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…….деятельностью. ( предпринимательской)

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? (одиннадцать)

4.С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. (воинский)

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? (четырнадцати)

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день. (работать)

Обыгрывание стихотворения А. Барто «Одиночество»

Нет, уйду я насовсем!

А то папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист,

А играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу

Всем раздам по шалашу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Папе с мамой напишу.

Учитель: Уважаемые родители, я хочу вам задать несколько вопросов по стихотворению Агнии Барто, которое прочитали наши любимые дети. А вы должны будете на них ответить. Вы можете разделиться по группам для того, чтобы иметь возможность обсуждения.

Вопросы для обсуждения (необходимо выслушать каждую группу родителей, обобщить ответы, подвести к разговору о правах ребенка, обязанностях родителей):

· Как вы думаете, почему мальчику стало не по душе одиночество?

· Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

· Бывает ли у вас такое желание и настроение?

· Почему оно у вас появляется?

· Какая этому причина?

Я думаю, что, отвечая на поставленные вопросы, мы с вами вспомнили некоторые права наших детей. И надеюсь, что все мы их соблюдаем и защищаем. Ведь наши дети – это наше будущее, наша защита, наша крепость.

Читайте так же:  Подать на алименты в процессе развода

Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

Упражнение «Кто здесь собрался?»

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос «Кто здесь собрался?»

А сейчас, давайте немного отвлечемся, наши детки отдохнут, а мы сделаем приятное друг другу и поиграем. Давно играли? Передаем часть своего сердца и говорим кто здесь сегодня собрался….Вы знаете, когда о человеку или группе людей говорят только хорошее, это заранее настраивает на оптимизм и успех.

Упражнение «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок»

Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.

Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

. Игра «Какой он – мой ребенок»

У каждого ребенка есть свои интересы, потребности, желания. И сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете своих детей. Ваши дети заранее написали вам, что они любят.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.

Вопрос для анализа: «Какие чувства вызвали воспоминания?».

Упражнение «Семейные заповеди»(рабата в группах)

А сейчас давайте подведем некий итог нашей сегодняшней встречи и сформулируем несколько правил, что нельзя делать родителям по отношению к детям и что, нельзя делать детям в семье. Начнем с детей…

Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

МБУ «ШКОЛА № 82»

Добро пожаловать на официальный сайт МБУ «ШКОЛА № 82»

Главное меню

Вместе. Платформа активных.

Защита прав и интересов детей в международных семейных конфликтах

На основании письма заместителя министра просвещения Российской Федерации Т.О.Синюгиной от 06.12.2019 № ТС-3114/07 доводим до вашего сведения, что по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах в первую очередь надлежит обращаться в Министерство просвещения Российской Федерации как Центральный орган по Гаагским Конвенциям для дальнейшего оказания им правовой помощи.

ПАМЯТКА для оказания содействия родителю, ребенок которого был перемещен удерживается на территории иностранного государства (Конвенция 1980 года)

ПАМЯТКА по оказанию содействия родителю, ребенок которого находится на территории иностранного государства (Конвенция 1996 года)

О защите прав и интересов детей в международных семейных конфликтах

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Черноголовка информирует, что на сегодняшний день Российская Федерация является государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах, — Конвенции о гражданско-паровых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанные с незаконным перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места проживания.

Конвенция 1996 года имеет более широкую сферу действия, и помимо механизма возвращения ребёнка, также затрагивает вопросы, касающиеся определения юрисдикции государства, установления места нахождения несовершеннолетнего на территории иностранного государства, принятиясрочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания и исполнения решений иностранных судов.

Конвенция 1980 года и Конвенция 1996 года предусматривают создание на территории каждого из государств-участников Центральных органов, являющихся связующими звеньями между иностранными правовыми системами.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» и от 15 ноября 2012 г. № 1169 «О центральном органе, исполняющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» на территории Российской Федерации функции Центрального органа по принятым международным обязательствам возложены на Минпросвещения России.

В перечисленных случаях гражданам в первую очередь надлежит обращаться в Минпросвещения России как Центральный орган по Гаагским Конвенциям для дальнейшего оказания им правовой помощи.

Международная защита прав детей в период вооруженных конфликтов

Аннотация: В данной статье рассмотрена актуальная проблема современного времени. Международная защита прав детей является одной из важнейших отраслей современного международного права. Прежде всего, хочу отметить, что дети это беззащитная часть населения. Дети относятся к не комбатантам. Поэтому, они должны защищаться всеми нормами международного права. Согласно, ст.1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года отмечается, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Таким образом, все дети до 18-летного возраста, пострадавшие в период вооруженного конфликта, подлежат защите в области здравоохранения, культуры, образования.

Для начала раскроем понятие «ребенок”. В ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года определено, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» [1], [2]. Детство самый лучший период жизни каждого человека. И в этот период жизни, не должны нарушаться права в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. При рождении ребенка международным законодательством и национальным законодательством гарантируется право на жизнь, право на свободу и на личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни и т.п.

Согласно Международному пакту «о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, касающихся прав человека ст. 24 п.1 сказано, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» [3].

Глобальный вопрос о защите прав детей встал после второй мировой войны. Именно во время воруженных конфликтов, первыми жертвами являются дети. Дети составляют до 50% жертв войны из числа гражданского населения. Это очень высокий показатель.

Первым шагом для решения проблемы, стало создание Детского фонда ООН под названием ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ должен оказывать помощь всем детям, без дискриминации в отношении расы, пола, религии, национальности и политических убеждений. Основная функция ЮНИСЕФ помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей.

Читайте так же:  Процесс отказа от ребенка в роддоме

Прошлый 2014 год стал годом ужаса, страха и отчаяния для миллионов детей, заявил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В связи с ухудшением конфликтов по всему миру дети оказались перед лицом экстре­мального насилия и его последствий. По расчетам в настоящее время 230 миллионов детей живут в странах и на территориях, пострадавших от вооруженных конфликтов. По данным ЮНИСЕФ 15 миллио­нов детей оказались в зоне жестоких конфликтов в Центральной Африканской Республике, Ираке, Южном Судане, Государстве Палестина, Сирии и Украине, включая детей, которые стали вынужден­ными переселенцами или живут как беженцы [4].

В последнее время большое количество детей умерло или остались калеками во время вооруженных конфликтов. По разным оценкам на сегодняшний день число пострадавших детей составляют от 300 до 500тыс. лиц до 18 лет. Многие дети остаются сиротами. Свыше 10 млн. детей переживают и перенесли тяжелую психологическую травму.

Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. обязывает участников принимать все меры для обеспече­ния того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в вооруженном конфликте [5]. В 2000 г. к этой же Конвенции был принят Факультативный протокол, в соответствии с которым, вышеуказанный возраст увеличился до 18 лет, норма о прямом участии в вооруженном конф­ликте была дополнена и теперь запрещает даже косвенный характер участия детей в вооруженном конфликте.

IV Женевская конвенция запрещает выносить смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18­летнего возраста (ст. 68). Статья 76 указывает, что «в отношении несовершеннолетних, содержащихся в заключении на оккупированной территории, должен приниматься во внимание специальный режим, они должны быть, по возможности, отделены от остальных заключенных» [6].

Таким образом, IV Женевская конвенция «о защите гражданского населения» впервые юридически закрепила принцип защиты детей как части гражданского населения во время вооруженных конфликтов международного характера.

Еще одной глобальной проблемой является терроризм и борьба с ним. В результате террористических актов гибнет много гражданского населения, в том числе дети до 18 лет.

Согласно Конституции Республики Казахстан на первом месте стоит жизнь человека. Следует отметить, что в Казахстане каждый имеет право на жизнь, на личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство или наказанию. В ст.8 говорится, что «Казахстан уважает принципы и нормы международного права../’ [7]. Это доказывает, что Казахстан всегда придерживается принципов и норм международного права в области защиты прав детей. Казахстан, учитывая приоритет общепризнанных принципов международ­ного права, 8 июня 1994 г. ратифицировал Конвенцию «О правах ребенка1989 года», тем самым принял на себя обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с конвенцией.

[1]

На сегодняшний день в Республике Казахстан принято свыше 45 нормативных актов, которые регулируют права и гарантии детей и подростков. Основными являются указы Президента Республики Казахстан «О государственной программе «Здоровье народа”, «О государственной программе «Образова­ние”, распоряжение Президента «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан”, законы Республики Казахстан «О браке и семье”, «Об образовании”, Кодекс «Об администра­тивных правонарушениях”.

Таким образом, защита прав детей на сегодняшней день является очень актуальной проблемой, требующим особого внимания и обеспечения практического применения, имеющихся международно­правовых норм, направленных на защиту их прав. Следует отметить, что хочется дальнейшего развития организаций, занимающихся вопросами защиты и интересов детей. А также, чтобы перед каждым госу­дарством одной из главных целей, связанных с защитой прав человека, стояла защита прав детей.

О вопросах защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах

О вопросах защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах.

Министерство просвещения России сообщает, что Российская Федерация является государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному право по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах, — Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанных с незаконным перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места проживания.

Конвенция 1996 года имеет более широкую сферу действия и, помимо механизма возвращения ребенка, также затрагивает вопросы, касающиеся определения юрисдикции государства, установления места нахождения несовершеннолетнего на территории иностранного государства, принятия срочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания и исполнения решений иностранных судов.

Международно-правовая защита прав детей

В данной статье исследуются основные международные нормы и национальное законодательство Республики Казахстан о защите прав детей. Дан правовой анализ Конвенции о правах ребенка. Проблема сотрудничества государств в области защиты прав детей является одной из наиболее актуальных в международном праве. Однако следует признать, что даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Одной из актуальных проблем международного права, является проблема защиты прав детей. Миллионы детей во всем мире живут в особо трудных условиях: сироты и бездомные дети, беженцы или перемещенные лица, жертвы войны, стихийных бедствий и анторопогенных катастроф, включая такие бедствия, как воздействие радиации и опасных химических веществ, дети трудящихся-мигрантов и представителей других групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях, дети, вынужденные работать, или молодые жертвы, люди, вовлеченные в проституцию, злоупотреблений на сексуальной почве и других форм экспулатаций, дети-инвалиды и малолетние преступники и жертвы апартеида и иностранной оккупации. Такие дети нуждаются в особом внимании, защите и помощи со стороны их семей и общин, они также должны быть объектом усилий на национальном уровне и международного сотрудничества.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств.

Читайте так же:  Пути решения насилия в семье

Развитие международно-правовой защиты прав и интересов детей в современном мире ведет свое начало от Декларации прав ребенка (Женевская декларация) принятой 26 сентября 1924 года на пятой ассамблее Лиги Наций.

В преамбуле данной Декларации говорится, что люди мужчины и женщины, признавая обязательным дать детям самое лучшее, провозглашают это как свою обязанность. Детям необходимо предоставить все необходимое для их нормального развития, как в области материальной, так и духовной. В Женевской декларации, как и в любой иной международной декларации, не содержалось обязательных нормативных предписаний для стран-участниц. И все же это было большое достижение: ребенок стал объектом международно-правовой защиты.

С того времени в области международного права было принято немало документов, призванных защитить как права человека вообще, так и права ребенка в частности.

Необходимость их защиты, оказания им незамедлительной помощи, создания для них, по возможности, благоприятных условий для жизни является одной из наиболее актуальных проблем современности.

Практика показывает, что многочисленные документы в области защиты прав ребенка, в том числе Конвенция о правах ребенка 1989 года (вступила в силу в 1990 году) и Факультативный Протокол к ней 2000 года, не являются той нормативной базой, которая обеспечивала бы эффективную защиту прав ребенка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. С принятием Конвенции о правах ребенка 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять специальную защиту детям в силу физической и умственной незрелости. Конвенция вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1, С. 79].

Следует отметить, что с принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39) [2].

С точки зрения значимости вклад Конвенции 1989 года состоял в следующем:

а) в ней впервые было дано понятие ребенка как субъекта прав. Этим субъектом считался несовершеннолетний, а, значит, субъектами прав становились не только дети, но и подростки: согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия;

б) она сформулировала международно-правовой статус несовершеннолетнего, причем объем его прав и свобод был расширен. Установлено право детей и подростков на выражение ими своего мнения, касающегося собственного развития;

в) предусмотрена юридическая защита детей недееспособных, нарушивших закон, жертв жестокого обращения и вооруженных конфликтов;

г) отражены вопросы защиты детей от влияния некоторых негативных явлений (наркомании и токсикомании, торговли детьми, использования их в порнографическом бизнесе):

д) провозглашен общий принцип не дискриминации ребенка или подростка в его правах и их защите [3, C. 151].

Впервые в международном праве в рамках конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений конвенции Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодически (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений конвенции (ст.44). Кроме того, ст.45 предусматривает, что комитет является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в конвенции целей. Одно из основных новшеств это положение, согласно которому государства должны обеспечить ―широкую гласность своих докладов в своих странах‖ (п.6 ст.44).

Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
  • содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами (имплементационная деятельность);
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

С принятием Конвенции о правах ребенка 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять специальную защиту детям в силу физической и умственной незрелости. Конвенция вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1, С. 79].

Охрана прав и защита законных интересов детей и матерей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных приоритетов политики нашего государства. Сегодня в Республике Казахстан создана необходимая нормативная правовая база в области защиты прав детей этой категории. Принят Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года. Согласно действующему законодательству каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье [4]. Согласно ст. 27 Конституции РК «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью» [5].

Первым международным документом по правам человека, к которому присоединился Казахстан, была Конвенция о правах ребенка. Конвенция основной договор, отражающий широкий круг гражданских, политических, экономических и социальных прав детей. Одним из четырех принципов заключенных в конвенции, является право ребенка на жизнь, выживание и развитие

Реализации прав детей способствуют и ратифицированные Казахстаном Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, а также торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

[3]

В ноябре 2004 года Казахстан подписал Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, что должно улучшить защиту прав детей, поскольку основными жертвами торговли людьми являются дети. В связи с этим при участии Международной организации по миграции продолжается реализация акции «Борьба с торговлей людьми (трафиком) из/в/через и внутри Казахстана». Она предусматривает обучение сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры методике предотвращения трафика с учетом мирового опыта, разработку предложений по совершенствованию национального законодательства по вопросам трафика, а также оказание помощи жертвам трафика.

Нормы международного права в области прав ребенка постоянно развиваются, и это является свидетельством того, что охрана детства вызывает большую заинтересованность и значимость. Закрепленные в указанных документах права ребенка и принципы их защиты нашли свое отражение в национальных законодательствах стран-участниц. Все это дает возможность усовершенствовать законодательство отдельных стран на основе международных документов.

Читайте так же:  Можно подавать на алименты без развода

ООН поставила цель поощрять ратификацию и полное осуществление Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к ней, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Таким образом, необходимо все закрепленные нормы по защите прав детей соблюдать.

  1. СолугобА.Ю.Понятие ребенокв российском праве. Материалы международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития современной юриспруденции».(03сентября2012г.)Новосибирск: Изд.«Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — 144 с.
  2. Конвенция«О правах ребенка». 20 ноября 1989 г
  3. СабитоваА.А.Международнаязащитаправдетей// Вестник Университета им. Д.Кунаева, 2007 № 2/23 4 Закон Республики Казахстан О правах ребенка в Республике Казахстан от 8 августа 2002 года5 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

Защита прав и интересов детей в международных семейных конфликтах

В настоящее время Российская Федерация является государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах, — Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года (далее – Конвенция 1980 года) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года (далее – Конвенция 1996 года).

Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанные с незаконным перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места проживания.

Конвенция 1996 года имеет более широкую сферу действия и, помимо механизма возвращения ребенка, также затрагивает вопросы, касающиеся определения юрисдикции государства, установления места нахождения несовершеннолетнего на территории иностранного государства, принятия срочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания и исполнения решений иностранных судов.

Конвенция 1980 года и Конвенция 1996 года предусматривают создание на территории каждого из государств-участников Центральных органов, являющихся связующими звеньями между иностранными правовыми системами. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» от 15.11.2012 № 1169 «О центральном органе, исполняющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и защите детей» на территории Российской Федерации функции Центрального по принятым международным обязательствам возложены на Минпросвещения России .

В перечисленных случаях гражданам в первую очередь надлежит обращаться в Мипросвещения России как Центральный орган по Гаагским Конвенциям для дальнейшего оказания им правовой помощи.

//Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Белокурихи

Защита прав детей в международных семейных конфликтах

Скандинавская ходьба
СР, ПТ в 10:30
Занятия для жителей МО Гавань проходят в Шкиперском садике с 01 февраля 2020 года

Бассейн

Приглашаем жителей МО Гавань посетить бассейн в 2020 году!

Занятия в бассейне проходят по адресу: Средний пр., д. 67
в Спортивный комплекс СКА «Плавательный».
Подробности по телефону: 355-87-30

Экскурсии для жителей

Приглашаем жителей МО Гавань на экскурсии!

Защита прав детей в международных вооруженных конфликтах

Одним из приоритетных направлений социальной политики государств и международных организаций является защита прав детей. Хотя на сегодняшний день в России действует целая система административных и судебных органов, в задачи которых входит защита прав ребенка, зачастую бывает затруднительно добиться защиты и восстановления нарушенных прав.

Таким образом, Конвенцией и Протоколами к ней определяются границы защиты семейных прав в ЕСПЧ. Вместе с этим с течением времени нормы, закрепленные в Конвенции, развиваются и расширяют свои границы в решениях ЕСПЧ. Жалоба в ЕСПЧ может быть подана государством, любым физическим лицом, любой группой лиц или любой неправительственной организацией (ст. 33, 34 Конвенции). Таким образом, обратиться в суд может любой человек независимо от его дееспособности (в том числе душевнобольные и несовершеннолетние) и гражданства. Жалоба не может быть подана против не участвующего в Конвенции и Протоколах к ней государства. Европейский суд может установить факт нарушения Конвенции, а также присудить заявителю соответствующую компенсацию и возмещение расходов. Принимая во внимание то, что ребенок самостоятельно не может «исчерпать внутригосударственные средства защиты», а законные представители ребенка иногда являются и нарушителями его прав, вопрос защиты прав детей в практике Европейского суда по правам человека представляется особенно актуальным. Применение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод к детям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако ребенок также имеет право на адвоката (ст. 6 Европейской конвенции) или помощь общественной организации в соответствии с национальным законодательством, если законное представительство невозможно в силу, например, конфликта интересов ребенка и его родителей или опекунов. Европейский суд в одном из своих решений специально указывает, что несовершеннолетний имеет право самостоятельно обращаться с заявлением в суд. В деле «Нильсен против Дании» (Nielsen v. Denmark, 1988 г.) заявителю Джону Нильсену на момент подачи заявления в Комиссию по правам человека (1984 г.) было всего 13 лет. Согласно датскому законодательству в связи с отсутствием заключенного между родителями брака родительские права на ребенка принадлежали только матери. Спустя некоторое время после расставания с матерью отец получил официальное право на посещение ребенка, который впоследствии привязался к отцу и отказался жить с матерью. С согласия обеих сторон ребенок был помещен в специальное детское учреждение, откуда сбежал и пришел к отцу. Отец подал иск о передаче ему права опеки над ребенком, после чего скрылся с ребенком, однако вскоре был арестован.

Источники

Литература


  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  3. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
  4. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
Защита прав детей в международных семейных конфликтах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here