Защита прав детей в мире

Важная информация в статье: "Защита прав детей в мире". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Права ребенка в мире

Конвенция о правах ребёнка. – М. : Астрель, 2012. – 32 с.

О правах ребёнка : сборник правовых актов по состоянию на 21 ноября 2012 года. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 80 с. – (Правовая библиотека НЦПИ).

Основные права человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейская социальная хартия // Права человека. – Минск, 1999. – С. 761–878.
Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине и пояснительный доклад к ней. Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и военным преступлениям. Рекомендация № R (91) 11 Комитет министров государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними. Рекомендация R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов.

Права человека : сборник международно-правовых документов / сост.: В. Щербов, А. Селиванов. – Минск : Белфранс, 1999. – 1134 с.

Астахов, П. А. Права и обязанности школьника / П. А. Астахов // Я и школа / П. А. Астахов. – М., 2009. – С. 52–64. – (Детям о праве).
О правах, касающихся посещения различных мероприятий и вступления в организации. Что такое Устав школы. Школьное самоуправление. Обязанности учеников

Астахов, П. А. Права ребёнка в семье / П. А. Астахов // Я и семья / П. А. Астахов. – М., 2009. – С. 32–61. – (Детям о праве).
Конвенция о правах ребёнка. Право жить в семье, беспризорные дети. Право ребёнка на выражение своего мнения, на общение с родными. Право на частную жизнь и личную тайну. Имущественные права ребёнка. Как ребёнку защитить свои права. Ответственность семьи за воспитание ребёнка. Жестокое обращение с ребёнком. Развод родителей, выплата алиментов на детей.

Божанов, В. А. Права различных социальных групп / В. А. Божанов // Права человека / В. А. Божанов. – Минск, 2007. – С. 105–112.
Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «О правах ребёнка». Права женщин и детей Республики Беларусь.

Борисова, Н. Детский труд / Н. Борисова // Про профессии / Н. Борисова. – М., 2009. – С. 57–63. – (Другой, другие, о других. Детский проект Л. Улицкой).
Детский труд раньше и теперь. Использование детского труда в современном обществе, эксплуатация детей: дети – солдаты, дети в проституции и др.

Брак, семья и молодежь. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков // Права человека. – Минск, 1999. – С. 342–347.
Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации и браков. Декларация о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Джонсон, С. Что угрожает вашим детям и насколько это серьёзно. Как избежать опасностей, подстерегающих ваших детей в Интернете / С. Джонсон // Как защитить детей от опасностей Интернета / С. Джонсон – М., 2006. – С. 52–114. – (Самоучитель).

Иванов, Г. И. Права ребенка / Г. И. Иванов // Права человека / Г. И. Иванов ; под ред. М. Ф. Чудакова. – М., 2006. – С. 226–234.
Конвенция о правах ребенка.

Книга о правах человека
/ предисл. Р. Бадентера, В. Лукина. – М. : КомпасГид, 2010. – 32 с. – (Гражданин мира).

Котляр, И. И. Права человека и права социальных общностей / И. И. Котляр // Права человека / И. И. Котляр. – Минск, 2005. – С. 158–175.
Права женщин, инвалидов, пожилых людей, беженцев, заключённых, национальных меньшинств. Права молодежи, права ребёнка. Конвенция ООН о правах ребёнка.

Маюров, А. Н. Социальные беды. Семейные проблемы / А. Н. Маюров // Здаровы лад жыцця. – 2006. – № 5. – С. 18–27.
Алкоголь: мифы и реальность. Социальные и семейные проблемы, связанные с алкоголизмом.

Мир ребенка. Дети и глобализация. В защиту детей / Р. Палаццески, Э. Прати // Праздники. Традиции. Обычаи – М., 2005. – С. 6–9, 40–41, 56–59.– (Познакомься, это. ).
Дети всех континентов, народов и рас. Детский труд, работающие дети. 12 июня – Международный день борьбы против использования детского труда. ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН. Международная конвенция прав детей.

Муравьёва, Т. Премия мира 2014. Борцы за счастливое детство / Т. Муравьёва // Планета. – 2014. – № 10. – С. 18.
Обладателями Нобелевской премии мира стали 17-летняя Малала Юсуфзай из Пакистана и 60-летний Кайлаш Сатъярхи из Индии. Премия присуждена «за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование».

Остер, Г. Б. Права детёнышей : перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер. – М. : Планета детства, 2012. – 44 с.

Пеннак, Д. О правах читателя по Даниэлю Пеннаку / Д. Пеннак // Библиотека. – 2008. – № 3. – С. 39–42.
Французский детский писатель и педагог делится своими размышлениями о том, как сохранить читателя, давая ему право читать что он хочет и как он хочет. Составленные им заповеди читателя поражают своей демократичностью по отношению к читающему подростку.

Права человека : учеб. пособие / сост.: С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – Минск : Амалфея, 2001. – 336 с.

Права человека : учеб. пособие / под общ. ред. А. Д. Гусева, Я. С. Яскевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 304 с.

Пуйман, С. А. Ребёнок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребёнка. Личность ученика как субъекта образования и развития / С. А. Пуйман // Педагогика современной школы : ответы на экзаменационные вопросы / С. А. Пуйман. – Минск, 2011. – С. 29–32, 58–67.
Детство как предмет научного исследования. Конвенция ООН о правах ребёнка. Ведущие источники, условия и факторы развития личности. Современная возрастная периодизация личности. Самовоспитание личности.

Смагина, Л. И. Доклады ЮНИСЕФ о положении детей в мире и отдельных регионах / Л. И. Смагина // Права ребёнка: теория и методика / Л. И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 63–71.

Смагина, Л. И. Права ребенка: теория и методика : пособие для педагогов / Л. И. Смагина. – Минск : Белорусская наука, 2001. – 160 с.

Смагина, Л. И. Формирование концепции прав ребёнка и её закрепление в международном праве / Смагина, Л. И. // Права ребёнка: теория и методика / Л. И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 3–24.
Основные принципы и содержание Конвенции ООН о правах ребёнка. Теория и практика деятельности института омбудсмена. Основные характеристики детского омбудсмена в странах мира.

Томашевский, К. Л. Основы семейного права / К. Л. Томашевский // Основы права / К. Л. Томашевский. – Минск, 2007. – С. 105–114.
Понятие и принципы семейного права. Понятие брака и брачного договора. Права и обязанности супругов. Прекращение и недействительность брака. Понятие семьи, права и обязанности родителей и детей. Понятие усыновления.

Читайте так же:  Социальная защита матери одиночки

Усачёв, А. А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв. – М. : ЭКСМО, 2012. – 72 с. – ( Другой, другие, о других. Детский проект Людмилы Улицкой).

Усачёв, А. А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей / А. А. Усачёв. – М. : Самовар, 2005. – (Школьная библиотека).

Шавцова, А. В. Права ребёнка / А. В. Шавцова // Право прав человека : ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Шавцова. – Минск, 2007. – С. 134–141.
Становление международной системы защиты прав ребёнка. Основные документы. Контрольные органы. Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь.

Шавцова, А. В. Право прав человека : ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Шавцова. – Минск : ТетраСистемс, 2007.– 176 с.

Ясина, И. Человек с человеческими возможностями / И. Ясина. – М. : ЭКСМО, 2012. – 88 с. – ( Другой, другие, о других. Детский проект Людмилы Улицкой).
Эта книга важна не только для инвалидов, но и для здоровых людей, чтобы они понимали, как надо ценить жизнь, как относиться к тем, кого постигло несчастье, как важно не терять присутствия духа даже в самых сложных обстоятельствах, в которые может попасть любой человек. Необходимо помнить, что инвалиды имеют такие же права, как и любой человек.

[2]

http://mir.pravo.by/library/azbuka/literatura/pravarebenkavmire/

Защита прав детей в мире

За последние несколько лет в России, да и во всем мире участились случаи совершения преступных действий против детей. Маленьким гражданам не к кому обратиться за помощью, а из-за непросвещенности о своих правах они просто и не знают, что это можно сделать.

Моя работа направлена но то, чтобы рассказать детям о их правах, когда они к ним должны обращаться и кто сможет отстоять и защитить их.

ПРАВА РЕБЕНКА(Rights of children)- это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребёнком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей Декларации Прав Человека. Её отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале XX века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Нации принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, так до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений(принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдений которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы- показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья- соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течении 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Права ребенка в современном обществе.

Узнать все о правах ребенка и случаях, в которых он к ним должен обращаться.

Изучить статьи УК, СК(РФ);Изучить Конвенцию по правам ребёнка;

Узнать все о родительских правах и о случаях их лишения;

Отобрать материал о детях в детских домах( на примере Алданского детского дома);

Отобрать материал об усыновление детей в России, усыновления иностранными гражданами;

Исследовать преступные действия против детей, их причины и последствия;

Проанализировать систему защиты прав ребенка РФ;

Сделать вывод о проведенной работе;

3. ПРАВА РЕБЕНКА.

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребёнок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

10. Ребёнок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Читайте так же:  Куда подавать документы на алименты в браке

12. Ребёнок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства- участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет принимали прямого участия в военных действиях.

4. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И СЛУЧАИ ИХ ЛИШЕНИЯ.

4.1 В каких случаях могут лишить родительских прав?

Лишение родительских прав производится в судебном порядке по основаниям, предусмотренным ст. 69, 70 Семейного кодекса РФ. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей; лиц, заменяющих родителей, прокурора, а так же по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Законом предусмотрены следующие случаи лишения родительских прав:

[3]

уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;

отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родительного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребление своими родительскими правами;

жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психологического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;

хронический алкоголизм или наркомания;

совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Видео (кликните для воспроизведения).

4.2 КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ?

Исковое заявление подается в письменной форме в районный суд по месту жительства ответчика. В заявлении указываются следующие данные:

1. наименование суда, в который подается заявление;

2. наименование истица, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3. наименование ответчика, его место жительства;

4. в сем заключается нарушение прав или законных интересов истица и его требования;

5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Копия доверенности прилагается к исковому заявлению. Кроме этого, к исковому заявлению прилагаются его копии в соответствие с количеством ответчиков и третьих лиц; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц.

Пакет документов в каждом случае индивидуален и должен готовиться юристом, но общие рекомендации таковы: к исковому заявлению необходимо приложить надлежащим образом удостоверенные копии свидетельства о браке или расторжения брака и свидетельство о рождении ребёнка. В суд можно представить как нотариально удостоверенные копии, так и ксерокопии вместе с оригиналами- в этом случае суд заверит копии сам. Необходимо представить также справку с места жительства ребенка. Не обойтись и без письменных доказательств – понадобятся справки от судебного пристава – исполнителя, подтверждающие уклонение от уплаты алиментов; документы, подтверждающие асоциальное поведение ответчика, сведения о состоянии ответчика на соответствующих учетах, другие доказательства того, что он уклоняется от выполнения родительских прав и обязанностей. Имеет смысл также подать ходатайство суду с просьбой запросить в службе судебных приставов исполнительное производство. Если ответчик привлекается к уголовной ответственности по поводу злостного уклонения от уплаты алиментов – приложить копию приговора.

4.3 Что может подтвердить злоупотребление родительскими правами?

К случаям злоупотребления родительскими правами можно отнести такие случаи, когда один из родителей препятствует другому осуществлять свои родительские права, особенно в случаях, когда этот порядок уже определен судом. Когда второй родитель препятствует ребенку в посещении зарубежных стран, куда требуется согласие второго родителя. Кроме того, несмотря на то, что выезд из России возможен без согласия второго родителя, при условии сопровождения одним из родителей, нередки случаи, когда ребёнок едет в составе сборной команды, или туристической группы, — без сопровождения матери. В этом случае даже для выезда из РФ требуется согласие обоих родителей. Отказ от дачи такого согласия также можно рассматривать как злоупотребление родительскими правами. Однако одного этого основания для лишения родительских прав, к сожалению, недостаточно.

4.4 Можно ли восстановить родительские права?

В соответствии со ст.72 Семейного кодекса РФ, родители или один из них могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка. Восстановление родительских прав осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении родительских прав рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребёнка родителям. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребёнка. Восстановление в родительских правах в отношении ребёнка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребёнок усыновлен или усыновление не отменено.

5. Преступные действия против детей, их причины и последствия усыновления иностранными гражданами . усыновление детей в России.

4 мая суд вынес приговор американке Ирме Павлис, виновной в убийстве приемного 6-летнеготсына из России. 15 апреля суд присяжных признал Павлис виновной в непредумышленном убийстве 6-летнего Алекса- мальчика, усыновленного из детдома в городе Ейск. Убийцу заключили под охрану сроком на 14 лет. По данным российской прокуратуры, за последние годы иностранцами были убиты 17 детей, усыновленных в России, 12 из которых – в США. В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранцами, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов направил предложение правительству России о необходимости заключения международных договоров с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за их положением, предает ИТАРТАСС.

« Отсутствие межправительственных договоров или соглашений не позволяет осуществлять действенный контроль за положением усыновленных и принимать меры, направленные на пересечение насилия над ними»,-говориться в обращении генерального прокурора РФ.

http://school-science.ru/5/9/35589

Защита прав детей в мире и в России

Проектная работа по теме «Права ребенка » выполнена ученицей 6 класса. В работе рассмотрены следующие вопрсы :Необходимость определения прав детей на международном уровне в XX .в.

Документы по правам и защите детей на международном уровне. Декларация прав ребёнка и конвенция. Защита прав детей в Советском Союзе и в современной России. Уполномочинный по правам ребёнка в Российской Федерации.

Читайте так же:  Как не травмировать ребенка при разводе

Скачать:

Вложение Размер
prava_rebyonka_v_rossiyskoy_federatsii.pptx 1.27 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Защита прав детей в мире и в России Работу выполнила Ученица 6 «В» класса Школы № 101 г. Самара Жирнова Мария

План 1 .Вступление 2 .Необходимость определения прав детей на международном уровне в XX . в. 3 .Документы по правам и защите детей на международном уровне. Декларация прав ребёнка и конвенция. 4 .Защита прав детей в Советском Союзе и в современной России. 5 . Уполномочинный по правам ребёнка в Российской Федерации. 6 .Заключение

Вступление Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет.

[1]

Ребёнок — это каждый человек до до стижения им 18-летнего возраста . В XX в. международное право обратило внимание на защиту прав детей. Возникла необходимость в создании специального документа, регулирующего правовые основы защиты прав ребёнка . Таким документом стала Декларация прав ребёнка.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Особое внимание уделялось и уделяется заботе о детях, их правам и интересам в нашей стране. Сначало в Советском Союзе затем в современной России. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Дети, их благополучие и права находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой забот и помощи.

Основные принципы, лежащие в основе Конвенции о правах ребёнка Признание необходимости специальной охраны и заботы о ребёнке в силу его физической и нравственной незрелости. 1. Наилучшее обеспечение государством интересов ребёнка. 2. Признание права ребёнка на жизнь, выживание и развитие. 3. Признание права роди­телей руководить ребёнком и их ответственнос­ти за детей.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка , это лица, не достигшие восемнадцати лет). На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Ребенок имеет право не только жить вместе с родителями, но и общаться со своими родственниками. Помимо родителей, с которыми ребенок, имеет безусловное право общения, в законе перечислены также: бабушка; дедушка; братья; сестры; другие родственники

Особые права несовершеннолетних детей в России Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права: На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей. На общение : несовершеннолетние не могут лишаться возможности общаться как со своими матерью и отцом, так и другими родственниками. Находятся ли родители в браке, проживают ли совместно или раздельно, в данном случае неважно. На защиту — в том числе от родителей, угрожающих его жизни, здоровью или просто злоупотребляющих своими возможностями по отношению к нему. На мнение: при решении любых вопросов, связанных с его интересами, ребенок должен быть выслушан. Даже некоторые действия опеки или суда допустимы только с согласия самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет. На полное имя, включающее в себя личное имя, фамилию и отчество.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан. Задачами уполномоченного по правам ребенка являются: Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе). Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается. Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

9 сентября 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин своим Указом назначил Анну Юрьевну Кузнецову Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: — Конституция Российской Федерации. — Семейный кодекс Российской Федерации. — Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. — Федеральный закон об образовании. — Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. — Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и условия, позволяющие развиваться здоровым и нормальным путем в условиях свобод и достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всем мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвекции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить не две большие группы: декларации и конвекции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Читайте так же:  Раздел имущества супругов после расторжения брака

Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка: 1) право на имя и на приобретение гражданства ; 2) право на жизнь; 3) право на сохранение своей индивидуальности; 4) право свободно выражать собственные взгляды по всем воп­росам, его затрагивающим ; 5) право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний , не нарушающих общественный порядок;

6 ) право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё; 7) право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые кон­такты с обоими родителями , если ребёнок разлучается с ними; 8) право на свободу мысли, совести, религии; 9) право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения ; 10) право на уровень жизни, необходимый для его развития; 11) право на образование; 12) право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения чужого труда); 13) право на отдых и досуг.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей. 20 ноября Всемирный день Детей.

Заключение Каждый ребёнок очень важен в мире, и каждый нуждается в защите и любви. Для этого были созданы и существуют Права ребёнка.

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/09/08/zashchita-prav-detey-v-mire-i-v-rossii

Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей

Рубрика: 20. Международное право

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 1206 раз

Библиографическое описание:

Логачева Н. Д., Тюренкова К. А. Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 252-256. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9069/ (дата обращения: 16.03.2020).

Научная статья посвящена анализу становления международного механизма защиты прав ребенка. Права детей оказываются под большей угрозой, чем права взрослых людей, прежде всего потому, что ребенок просто не в силах самостоятельно защитить свои права. Речь идет о широкой гамме социальных и правовых средств, условий и способов, совокупность которых и являетсямеханизмом защиты прав ребенка.

Ключевые слова: права детей, механизм защиты прав детей, ООН.

В современном мире проблема защиты прав и свобод человека занимает центральное место в системе международных отношений. Во многих международных договорах государства декларируют, что уважение прав и свобод человека — это главный фактор мира, справедливости и благополучия, необходимый для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами как субъектами международного права. Права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными.

Права детей являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. При этом, хотя ребёнок и обладает теми же правами, что и взрослый, но вследствие своего неполного физического и умственного развития, он должен быть обеспечен особыми правами.

Поэтому вопросы защиты прав детей являются ключевой категорией, определяющей их положение в мире. Однако до недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне государств, местных сообществ, семьи.

В данной статье предпринята попытка выделить основные этапы становления и развития международного правового механизма защиты прав детей.

Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения [7, с.67].

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Впервые признание прав ребенка как субъекта правоотношений произошло в 1792 г. во Франции, когда за ребенком были признаны права человека, включая право на свободу и равноправие, и был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка» [8, c. 14].

Становление института защиты прав детей на международном уровне многие авторы связывают с деятельностью Лиги Наций и образованием под ее эгидой в 1919 году Комитета детского благополучия. Основной целью создания данного органа являлись разработка и реализация мер, направленных на борьбу с детской беспризорностью, рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Первым документом, создающим правовую основу защиты прав детей, стала Женевская Декларация 1924 года [3, с.321].

Декларация прав ребенка (Женевская декларация) была сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира» и состояла из пяти принципов. Несмотря на формулировку названия, в Женевской конвенции не провозглашались права ребенка, а лишь содержались положения того, что должно быть сделано для детей. В качестве принципов были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946г., после распада Лиги Наций. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившая, что все дети имеют право на особое попечение и помощь. П. 5 ст. 25 Декларации посвящен праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Таким образом, в Декларации был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование.

Примечательно, что Всеобщая декларация прав человека является первым международным документом, который не дифференцирует права в зависимости от возраста человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1) [8, c.84–85].

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, для защиты отдельных категорий прав индивидов — детей, были приняты несколько важных документов, в частности, Декларация прав ребенка 1959 г. При всей своей краткости эта Декларация зафиксировала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем в этом документе не только конкретизируются права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделяются в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию [4, c.76].

Читайте так же:  Кодекс рф защита прав новорожденного ребенка

Вэтой Декларации вновь фиксируется положение о «специальной oxране и заботе» по отношению к ребенку, и провозглашаются принципы защиты прав детей: равенство, наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования; первоочередность при получении защиты и помощи; защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г. перечисляются все фундаментальные права ребенка, области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле.

Принятые в 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Все эти документы затрагивают в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи [6, c.16].

Пакт о гражданских и политических правах закрепляет норму о праве семьи на защиту со стороны общества и государства, в частности, ст. 24 Пакта специально регулирует правовое положение малолетних детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении со стороны его семьи, общества и государства. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах не только повторяются ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривается забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же закреплены мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

Однако эти документы не имели конкретизирующего значения в части регламентации прав и законных интересов ребенка. Большая их часть продолжала или повторяла положения Женевской декларации 1924г.

Международное сообщество признало необходимость принятия единого международного документа, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Поэтому в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Работа над Конвенцией продолжалась 10 лет, и 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан.

В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Идеи Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем, поэтому в литературе она получила название «Великой хартией вольностей для детей», а иногда и «Мировой Конституцией прав ребенка».

Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями [9, c.47–48].

Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

Дети являются самым ценным капиталом каждого общества, а неразрывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важное значение для любого общества. До начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция стала кодифицированным актом по правам ребенка. Сегодня Конвенция представляет собой фундаментальный международным юридическим документ, утверждающий новую концепцию, признающую, что ребенок является человеческим существом, представляющим собой самостоятельный субъект права; ребенок не является собственностью своих родителей; ребенок является личностью, обладающей всем комплексом прав, установленных законодательством

  1. Агушева Г. Г., Баданин Д. Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект // Ювенальное право. Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10–15.
  2. Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. София, 1979. — 216 с.
  3. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Чудаков М. Ф. Минск: Новое Знание, 2001–572 с.
  4. Долинская Л. М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах // Цивилист № 4. 2008. С.75–77.
  5. Ильина О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. — М.: Городец, 2006. — 192 с.
  6. Калинкина М. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3. С.16–19.
  7. Карташкин В. А. Международная защита прав человека. Москва: Норма, 2011. — 288 с.
  8. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С.83–102.
  9. Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка // Российский юридический журнал № 1. 2000. С.47–48.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/conf/law/archive/179/9069/

Литература


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  4. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  5. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
Защита прав детей в мире
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here