Защита прав детей в сфере образования

Важная информация в статье: "Защита прав детей в сфере образования". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 10. Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

Статья 10 . Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

1. В Свердловской области ребенку гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Право ребенка на образование обеспечивается органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Обучающиеся в образовательных организациях обеспечиваются питанием за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения в сфере образования.

2. Не допускаются не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения при поступлении ребенка в образовательную организацию.

3. Для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальных педагогических подходах, в Свердловской области создаются дополнительные условия для получения образования.

4. Отношения, возникающие на территории Свердловской области в сфере образования в связи с реализацией права ребенка на образование, обеспечением государственных гарантий прав ребенка в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются законом Свердловской области.

>
Защита прав и законных интересов ребенка в сфере охраны здоровья граждан
Содержание
Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ «О защите прав ребенка»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Фальковская Лариса Павловна

И.о. директора Департамента защиты прав детей

Телефон приемной директора Департамента:
+7 (495) 587-01-10 доб. 3450

Дни и часы приема граждан директором Департамента:
первый четверг месяца
с 14:00 до 16:00

Местонахождение Департамента:
ул. Каретный ряд, д. 2

Основные направления деятельности:

Ключевые проекты:

  • безопасное поведение детей и подростков на дорогах
  • защита прав детей в международных семейных конфликтах
  • организация и проведение Всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа», «Учитель дефектолог России» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года России»), «Школа – территория здоровья»

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

Терехина Ирина Олеговна

Дата и место рождения
15 июня 1971 года, г. Ярославль.

Образование
2003 г. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, специальность «Логопедия».

Трудовая деятельность
– воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната №82 г. Ярославля;
– учитель, заместитель директора, директор специальной (коррекционной) школы № 38 г. Ярославля;
– занимала должности главного специалиста-эксперта, консультанта, референта, начальника отдела, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России;
– заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;
– директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.

Дополнительная информация
Замужем, есть дочь.

В Минпросвещения России состоялось заседание Совета руководителей коррекционных школ

26 ноября состоялось второе заседание Совета руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В Москве прошло подведение итогов III Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья»

8 ноября в Москве в Центральном доме культуры железнодорожников состоялись презентация работ и награждение победителей III Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». В церемонии приняла участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации И.О. Терёхина.

В Москве стартовал финал Всероссийского фестиваля инклюзивных театров и II Всероссийского фестиваля «Как взмах крыла»

26 октября на площадке Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий состоялось открытие Всероссийского фестиваля инклюзивных театров и II Всероссийского фестиваля «Как взмах крыла» (Фестивали).

Презентованы лучшие практики помощи родителям, реализуемые в рамках нацпроекта «Образование»

22 октября в Москве на III Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одарённых родителей» прошла работа секции-презентации лучших практик помощи родителям, которые реализуются в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».

В Москве назвали победителей VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

24 октября в Общественной палате Российской Федерации на торжественной церемонии закрытия VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» объявили победителей. Лучшей инклюзивной школой в стране в 2019 году признана средняя школа № 3 городского округа г. Михайловка Волгоградской области, а лучшим инклюзивным детским садом – детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики. В финале конкурса приняли участие 40 образовательных организаций из 31 региона России, по 20 в каждой номинации.

В Москве стартовал финал VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

23 октября в Доме Пашкова в Москве дан старт конкурсным испытаниям очной части федерального этапа VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». В финале принимают участие 40 образовательных организаций из 31 региона России.

Читайте так же:  Усыновление ребенка после решение суда

Стартовал федеральный этап конкурса «Педагог-психолог России – 2019»

30 сентября в Москве начался заключительный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов-психологов. Торжественное открытие состоялось в Психологическом институте Российской академии образования. В финал вышли 66 педагогов-психологов, преодолевших региональный этап конкурса.

Расширен перечень номинаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»

12 сентября в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялось заседание организационного комитета Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019». Заседание прошло под председательством директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехиной.

В Нижнем Новгороде обсудили защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

22 – 23 августа в Нижнем Новгороде состоялось очередное Окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Приволжского федерального округа. В совещании приняли участие и.о. директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехина, делегации от субъектов Приволжского федерального округа, а также ведущие эксперты в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 10. Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

Статья 10 . Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

1. В Свердловской области ребенку гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Право ребенка на образование обеспечивается органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Обучающиеся в образовательных организациях обеспечиваются питанием за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения в сфере образования.

[3]

2. Не допускаются не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения при поступлении ребенка в образовательную организацию.

3. Для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальных педагогических подходах, в Свердловской области создаются дополнительные условия для получения образования.

4. Отношения, возникающие на территории Свердловской области в сфере образования в связи с реализацией права ребенка на образование, обеспечением государственных гарантий прав ребенка в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются законом Свердловской области.

>
Защита прав и законных интересов ребенка в сфере охраны здоровья граждан
Содержание
Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

[2]

Вопрос №11 Защита прав ребенка в сфере образования

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», законах субъектов Российской Федерации. Основными нормативными актами, регулирующими образование и образовательный процесс на федеральном уровне, являются такие законы как, «Об утверждении федеральной программы развития образования», Постановления Правительства «Вопросы федерального агентства по образованию», «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки».

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;

· выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;

· на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;

· на перевод в другое образовательное учреждение;

· на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» регламентирует меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, согласно ему ребёнку в области образования гарантируются следующие права и возможности:

· право на создание по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных организаций, учреждаемых либо политическими партиями либо религиозными организациями.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, кроме дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка. В случае, если ребёнок не согласен с решением администрации, он может обратиться в уполномоченные органы. Данное право несовершеннолетних расширяет те возможности защиты своих прав, которые были рассмотрены нами как формы защиты своих прав.

· обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав,но они не должны препятствовать образовательным процессам. Это право, по сути, дублирует право Конвенции о правах ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.

· в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка. Данное право – это одна из необходимых составляющих механизма самозащиты прав ребёнка.

В законе «О защите прав ребёнка» гарантируются следующие права в области образования, которые являются дополнительными к гарантиям, определённым на федеральном уровне:

* за счёт собственных средств органы местного самоуправления вправе вводить компенсации за содержание детей в дошкольных учреждениях.

Читайте так же:  В каком загсе можно подать на развод

* плата родителей за содержание в дошкольных учреждениях детей, у которых выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулёзных детских учреждения, не взимается.

* не допускаются ограничения при поступлении ребёнка в государственное образовательное учреждение, также основанием для отказа не могут быть результаты тестирования и иные формы проверки знаний и навыков детей.

* для детей из малообеспеченных семей в общеобразовательных учреждениях в течение учебного года дополнительно устанавливается компенсационная выплата на питание (финансирование – за счёт средств краевого бюджета).

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей, реализация которых зависит также и от образовательного учреждения:

· право свободно выражать своё мнение;

· право на свободу мысли, совести и религии;

· право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;

· право на пользование услугами здравоохранения;

· право на образование;

· право на отдых и досуг[17].

Конституции РФ гарантирует всем жителям страны следующие основные права и свободы[18]:

· Право на уважение личности. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

· Право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь – это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей. По этому праву должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные разговоры. Таким образом, учитель, перехвативший записку ученика, не имеет права ее читать.

· Право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Например, два учителя истории могут по-разному истолковывать те или иные события. И ученики тоже могут иметь свое мнение, отличное от учительского.

· Свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Российская конституция провозглашает отделение церкви от государства и школы от церкви.

Статья 10. Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

Статья 10 . Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

1. В Свердловской области ребенку гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Право ребенка на образование обеспечивается органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Обучающиеся в образовательных организациях обеспечиваются питанием за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения в сфере образования.

2. Не допускаются не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения при поступлении ребенка в образовательную организацию.

3. Для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальных педагогических подходах, в Свердловской области создаются дополнительные условия для получения образования.

4. Отношения, возникающие на территории Свердловской области в сфере образования в связи с реализацией права ребенка на образование, обеспечением государственных гарантий прав ребенка в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются законом Свердловской области.

>
Защита прав и законных интересов ребенка в сфере охраны здоровья граждан
Содержание
Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ «О защите прав ребенка»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Право охрану здоровья, отдых, досуг и участие в культурной жизни – связаны с организацией системы образования и организацией деятельности школы

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Право на охрану здоровья

— возможность получать мед. помощь в школе;— представительство интересов ребенка в медицинском учреждении (при нарушении его прав);— соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса (учебная нагрузка, расписание уроков, состояние помещений и материально-техническое оснащение)- проведение в школе профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, проведение в школе профилактич-х мед-х осмотров;- помощь детям в устройстве в оздоровительные учреждения;- организация питания, доступного для всех школьников.

Группы причин, препятствующие полной реализации прав ребенка в сфере образования:

а).ограниченные финансовые средства б). слабое взаимодействие учреждений образования, здравоохранения и органов социальной защиты населенияв). недостаточное внимание учреждений образования к проблемам здоровья детей

Право на отдых и досуг:

наличие разветвленной сети учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта Причины нарушения этого реализации этого права: территориальная удаленность объектов досуга.Группа личных прав: на свободу выражения своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на личную жизнь – зависит от педагогических условий деят-ти школы, от педагогической позиции школьных учителей.

По Конвенции ООН: «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведения искусства или с помощью других средств по выбору ребенка»- выражать свое мнение на уроках и чтобы учитель уважал и соблюдал это право ребенка;- родителям и учителям учитывать мнение ребенка при решении вопросов, которые касаются лично его (перевод в другой класс, распределение по подгруппам при изучении иностранного языка и т.д.)- право родителей и учеников на возможность получать информацию о делах школы, об успехах и неудачах ребенка;- право ребенка исповедовать религию или веру;- право на создание и функционирование детских организация, через которые ученики могут участвовать в управлении школой.

Нарушение этой группы прав

:- далеко не всегда отношение педагогов к личной жизни ребят соответствует нормам права. Обсуждение в классе отношений, сложившихся м/д каким-либо мальчиком и девочкой, или разговор в присутствии других учеников о личных отношениях мальчика и девочки – это вмешательство в личную жизнь, несоблюдение гарантированного им права;- обсуждение в присутствии других детей семейных проблем ученика (наиболее ущемленными здесь оказываются ученики классов компенсирующего обучения, где педагогам «есть, что пообсуждать».

Читайте так же:  Порядок уплаты и взыскания алиментов семейное право

Права на защиту и помощь: на защиту от насилия, на консультативную помощь, на социально-педагогическую и психолого- педагогическую поддержку, на помощь в выборе путей профессионального образования:

— право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного или грубого обращения;- право на психологическую, социальную и юридическую помощь (как в самой школе, так и обращаться ц соответствующие центры);- право на социальное страхование (получение льгот и пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей);- право на помощь в профессиональной ориентации, помощь в защите их трудовых прав (ориентация школьника в его профессиональных возможностях– его профессионально информирование, консультирование, диагностика, ориентация в системе профессионального образования и в ситуации на рынке труда; информированность учеников о своих трудовых правах)

Причины несоблюдения этого права:

— отсутствие статистического учета случаев жестокого обращения с детьми, учителей с учениками;- низкий уровень подготовки специалистов, сталкивающихся в повседневной работе со случаями физич-го, психич-го, сексуального насилия над детьми.- не знание своих прав в области трудового законодательства;- низкий уровень информированности детей со стороны учителей о профессиональных возможностях и вообще низкий уровень работы по професс-ой ориентации учеников (в луч. случае беседы в кабинете психолога)- дети не могут найти работу без помощи взрослого и след-но невелика роль организаций, спец-но созданных помогать детям и подросткам в поиске возможных рабочих мест.

Опр.: психическое насилие над ребенком

— вид насилия, к которому относят: угрозы; преднамеренную изоляцию; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическую необоснованную критику ребенка, выводящую его из душевного равновесия; постоянную негативную характеристику ученика; демонстративно негативное отношение к нему.

Вывод

: проблема соблюдения прав детей на защиту от всех форм насилия в образоват-х учреждениях существует. В школах бывают случаю психич-го и физич-ко насилия над детьми со стороны учителей.

Решение проблемы

: повышение уровня правовой культуры всех участников образоват-го процесса, повышение уровня профессиональной квалификации педагогов, создание в системе образования спец-х независимых структур, которые могли бы оперативно реагировать на факты насилия над учениками.

Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений

Дата публикации: 03.02.2015 2015-02-03

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья просмотрена: 1836 раз

Библиографическое описание:

Стешенко Я. Д., Степанько С. Н. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/young/archive/1/50/ (дата обращения: 16.03.2020).

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

— развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

— воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

— воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

[1]

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

Читайте так же:  Соглашение о проживании ребенка после развода образец

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

— качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

— доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

— приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

— соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

— недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— непрерывность и системность образования;

— единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным. По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %). Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г. «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2. Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4. Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

6. Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. — М., 1999.

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Читайте так же:  Как решиться на развод имея ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Источники

Литература


  1. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.

  2. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  3. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  4. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
Защита прав детей в сфере образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here