Защита прав ребенка без попечения родителей

Важная информация в статье: "Защита прав ребенка без попечения родителей". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 109. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 109. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

2. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

3. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

4. Органами опеки и попечительства в Республике Татарстан над детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющие управление в сфере образования.

5. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными законами Республики Татарстан.

>
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
Содержание
Семейный кодекс РТ от 13 января 2009 г. N 4-ЗРТ

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ в статью 10 внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2012 г.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

>
Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

§ 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Положение ребёнка в обществе отличается от положения взрослого. Ребёнок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.

Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших. Но не у всех детей есть родители, и не все дети воспитываются в родной семье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети-сироты, у которых умерли родители. А также социальные сироты — дети, воспитанием которых их родители не занимаются по разным причинам (лишены родительских прав, отбывают наказание в местах лишения свободы, находятся в лечебных учреждениях, уклоняются от воспитания детей или оказания им помощи, оставили своих детей).

Советуем запомнить!
Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители или они не занимаются их воспитанием и содержанием.

Во всех случаях заботу о детях берут на себя общество и государство.

Дополнительное чтение
В древности общество не заботилось о сиротах. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких растили за счёт государства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI век до н.э.) предписывалось заботиться о сиротах. Император Траян (I век н.э.) впервые стал учреждать особые дома для покинутых детей.
В конце XIX века в России сложилась система помощи детям-сиротам. В одной только Москве действовало около 200 благотворительных заведений для детей, из них более 40 составляли детские приюты.

Что вам известно из курса истории о деятельности Солона и Траяна, которые ещё в Древнем мире на государственном уровне проявляли заботу о сиротах? (При необходимости воспользуйтесь учебником истории 5 класса.)

В наши дни в России детей-сирот насчитывается, по разным данным, от 100 тыс. до 700 тыс. человек.

Сирот сегодня много во всём мире. Современные исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

На помощь сиротам приходят общество и государство. В России существуют многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приёмная семья, детский дом семейного типа, дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.

Помогают детям, оставшимся без попечения родителей, и конкретные люди. Наиболее распространённым среди россиян способом помощи является пожертвование одежды, игрушек, продуктов, денег интернатам и детским домам. Такая помощь очень важна. Но разве она может заменить ребёнку семью?

Наиболее желательным видом помощи является устройство сироты в семью, при этом усыновление (удочерение) — наилучший способ. На втором месте — помещение ребёнка в семью опекунов или попечителей. На третьем — семейный детский дом.

Советуем запомнить!
Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного.

Читайте так же:  Материнский капитал с какого года начали

Ребёнок после усыновления (удочерения) получает все права родного — со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей — и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Семья усыновителей становится новой семьёй ребёнка, в которой он обретает статус родного. Ребёнок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлённого ребёнка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Самыми распространёнными формами устройства ребёнка на воспитание в семью остаются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Традиционно в России сложилось так, что под опеку брали ребёнка его родственники (около 80%), из них свыше 40% — бабушки и дедушки. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем. За последнее время увеличивается число опекунов, желающих взять ребёнка, не состоящих с ним в родственных отношениях. Чужие люди берут под опеку с целью дальнейшего усыновления.

На основе семьи может быть создан детский дом семейного типа. Супруги по взаимному согласию берут на воспитание 5-10 детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть устроены в приёмную семью.

Взрослые в такой приёмной семье получают заработную плату. На содержание каждого ребёнка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребёнок, переданный в приёмную семью, сохраняет право на льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приёмная семья пользуется преимущественным правом на получение путёвок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха.

За защитой своих прав дети, оставшиеся без попечения родителей, могут обратиться в суд или к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка.

Его главная задача — обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребёнка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют определённые льготы. Например, достигнув возраста 18 лет, право на получение бесплатного жилья.

Во многих регионах России сиротам предоставляются дополнительные льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и др.

Органами государственной власти России приняты специальные программы, направленные на предупреждение социального сиротства, на помощь таким детям.

Подведём итоги
Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты — это дети, которые никогда не воспитывались в семье либо жили в семье какую-то часть своей жизни. Они лишены внимания родителей, а поэтому нуждаются в особой заботе общества и государства.

Основные термины и понятия
Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение).

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

[3]

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 СК РФ

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве. Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране , принимаются федеральные целевые программы «Дети России». В субъектах Российской Федерации также принимаются акты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, правительством Свердловской области принято Постановление от 4 декабря 2002 г. «О концепции реализации государственной семейной политики Свердловской области на период до 2015 года» .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 «Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Областная газета. 10.12.2002.

2. В СК РФ впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 комментируемой статьи. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ. В данном Законе в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Этим Законом даны легальные определения таких понятий, как:

1) дети-сироты — это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

Читайте так же:  Признал внебрачного ребенка

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.

Для указанных лиц вышеназванным Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 комментируемой статьи был дополнен упоминанием о еще одном факте, порождающем правовое состояние «ребенок, оставшийся без попечения родителей», — создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления , хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
———————————
На практике встречается заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует СК РФ.

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот).

С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей , его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов. В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
———————————
См.: п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием // Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов — органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Федерации (п. 2 комментируемой статьи).

В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Так, например, постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г. N 174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлениями губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства. В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача — устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства. Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 комментируемой статьи).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Читайте так же:  Положенные алименты на двоих детей

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 121 СК РФ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Ст 121 СК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

Читайте так же:  Как избавиться от домашнего насилия

Права детей сирот в РФ

Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:

  • Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
  • Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.

Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.

Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.

Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.

Весь комплекс действий, проводимых этими инстанциями, гарантирует защиту прав опекаемого.

Примерный перечень действий осуществляемых органами опеки и попечительства:

  1. Сбор статистических данных о несовершеннолетних, по какой-то причине оказавшихся без попечения.
  2. Выбор формата решения проблем опекаемых, с учетом всех привходящих обстоятельств.
  3. Выявление лиц, готовых принять на себя обязанности по дальнейшему обеспечению и воспитанию несовершеннолетних сирот.
  4. Осуществление надзора над условиями воспитания, получением образования и достаточного материального обеспечения детей, оказавшихся без присмотра родителей.
  5. Профилактика ненадлежащего обращения с детьми и подростками.
  6. Подача документов на усыновление в суд.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся без присмотра родителей, предусмотренными законом способами.
  8. Назначение конкретных сумм денежного содержания по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств сироты.
  9. Осуществление патронажного контроля над условиями жизни подопечного в приемных семьях.
  10. Участие в судебных заседаниях соответствующего характера.
  11. Разрешают или нет отдельное проживание подопечного.

После выяснения всех обстоятельств сиротства, к пострадавшему, как правило, назначается опекун. И дальнейшая защита прав детей без попечения родителей перекладывается на его плечи.

Опекуном может оказаться любой совершеннолетний человек, не лишавшийся ранее родительских прав, не лишенный прежде прав попечителя, с нормальным здоровьем и с наличием постоянного жилья достаточной площади, удовлетворяющего всем положенным санитарным нормам.

Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.

И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.

Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.

Нужно знать, что лишение кого-либо родительских прав вовсе не означает снятие обязательств по материальному обеспечению несовершеннолетнего гражданина. В любом случае он должен выплачивать алименты в определяемом законодательством размере.

Как защитить права сирот

Конкретная процедура обеспечения прав детей сирот сводится к обращению в суд либо самого ребенка, которому нужна помощь, либо его опекунов или дальних родственников. Соответствующее дело возбуждается при содействии прокурора.

Защита в суде прав детей оставшихся без попечения родителей проводится на безвозмездной основе, никаких платежей истцом не вносится. Это гарантируется федеральным законом о бесплатном юридическом обеспечении определенных категорий граждан.

Лица, которым еще не исполнилось 14 лет, участвуют в процессе не самостоятельно, а через своих взрослых представителей.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Здравствуйте мне 22 мать лишена родительских прав отец умер жила в дет доме какие льготы и выплаты мне положены ?

Здравствуйте мне 22 была комната от матери я ее продала. Имею ли я право получить жильё ?

Права и защита детей сирот

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.

Основания для обращения в судебную инстанцию

В качестве основания для обращения в судебную инстанцию может быть одно из следующих обстоятельств:

  1. Получение алиментов на содержание приемного ребенка (право на содержание).
  2. Отстаивание прав на жилье, причитающееся несовершеннолетнему. До достижения 14 лет передача жилья в собственность опекаемого может состояться лишь по просьбе опекунов или же приемных родителей. По достижении этого возраста он обладает правом требовать жилье самостоятельно.
  3. Отстаивание прав на прочее имущество опекаемого. Это может быть имущество, подаренное ребенку, приобретенное им за собственные деньги или какие-либо доходы.

Права ребенка оставшегося без попечения родителей и, как частный случай, права детей сирот на получение жилья следует отстаивать лишь после того, как будут четко сформулированы цели искового заявления.

Можно и не прибегать к суду, если достигнуто обоюдное согласие, например, по поводу уплаты алиментов.

[1]

Комментарий к статье 121 СК РФ:

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения — следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Читайте так же:  На какие пособия имеет право мать одиночка

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в СК ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома — неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.

Причин утраты родительского попечения много, они подразделяются на объективные и субъективные. Если речь идет о здравствующих родителях, они не отличаются определенностью: родители не хотят заботиться о своих детях, или они не могут этого сделать. В первом случае кроме мер, связанных с устройством ребенка, требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице — отец в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав — мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается Кодексом на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанная деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.

Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрации), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления им полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК. Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК РФ.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Права детей без попечения родителей и находящихся в организациях

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Заключение

Права детей сирот вообще и права детей сирот на жилье защищены государством в полном объеме. Поэтому пасовать перед трудными обстоятельствами не стоит.

Своевременное обращение в суд поможет взыскать алименты, добиться получения жилья или возвращения материальных ценностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники

Литература


  1. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

  2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

  3. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
  4. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  5. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
Защита прав ребенка без попечения родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here