Жестокое обращение с детьми психолог

Важная информация в статье: "Жестокое обращение с детьми психолог". Каждый случай индивидуален. Поэтому, чтобы уточнить детали именно вашего случая можно обратиться к дежурному специалисту.

Советы психолога: жестокое обращение с детьми

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Приблизительно в одной трети всех случаев физического насилия ребенок получает увечья. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно родители находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов: депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Предотвращение жестокости по отношению к детям

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми?

Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой?

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этогоспокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Если общение с ребенком приносит вам больше забот и огорчений, чем радости, или еще того хуже зашло в тупик, то это дело можно поправить, однако предстоит специальная работа. Есть вещи, которые известны далеко не всем родителям, да и педагогам тоже.Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые.

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая причина – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит способ его получить: непослушание. Родители отрываются от своих дел, сыплют замечаниями – не очень приятное внимание, но все-таки получено.

Вторая причина – борьба за самоуважение против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Он проявляет упрямство, своеволие, действует наперекор, и все для того, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это для него в текущий момент – главное!

Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть различными. Могут быть и единичные поводы для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Бывает, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т. д. Всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи.

Налаживание дисциплины в семье – это долгий и трудный путь, который требует немало терпения. Главные условия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду) на конструктивные действия. В каком-то смысле придется менять себя, но это – единственный путь воспитания вашего ребенка.

Романова Светлана Васильевна
психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям

Как избежать жестокого обращения с детьми?

Довольно часто в новостях и из социальных сетей мы узнаем о массовом насилии в семье, а, как следствие, о буллинге — травле в школе. Дети очень быстро перенимают поведение взрослых и считают его нормой. Давайте устроим так называемое родительское собрание: профилактика жестокого обращения с детьми. Об этом важно вовремя говорить.

В глобальном масштабе эта проблема является общемировой. Чаще всего семейному насилию подвергаются дети возрастом до пяти лет, малыши с физическими недостатками или врожденными заболеваниями, нежеланные дети, слишком активные или, наоборот, которые не оправдывают ожидания взрослых. Также, подобное может происходить с неродными детьми.

Читайте так же:  Делится дарственная при разводе на детей

Например, процветает, в плохом понимании этого слова, жестокое обращение с детьми в детском доме. Там насилие проявляется не только со стороны взрослых, но и по отношению друг к другу или старших к младшим. В детских дома, как правило, царят свои законы. Дети, находящиеся там, с нарушениями психики и пережитыми стрессовыми ситуациями.

Психологическое давление в таких учреждениях нередко заканчивается физической расправой. Кто сильнее — тот и прав. Конфликты возникают на фоне ревности. Доходит до банального — унижать и обижать могут самого красивого, а он, в свою очередь, теряет самооценку и ещё больше закрывается в себе.

Как избежать насилия над ребенком?

Что делать, если у вас нормальная семья, но все равно не обходится без случаев насилия? Профилактика жестокого обращения с детьми в доме ещё никому не помешала. Она должна культивироваться государством и проводиться в масштабах всей страны. С родителями должны проводить беседы социальные работники, а, в случае необходимости, и психологи. Будущие родители должны осознавать свою роль и функцию в жизни детей, и осознанно брать на себя эту ответственность. Для этого рекомендуется посещать специальные курсы и читать литературу.

Специалисты на общегосударственном уровне должны оказывать всяческую поддержку и помощь родителям при возникновении трудностей. Важно помнить, что малыш, который подвергался насилию, в будущем может иметь серьезные проблемы (депрессивное состояние, заниженная самооценка, вредные привычки, проблемы со здоровьем, проявление насилия по отношению к другим людям).

Здорово, если на государственном уровне предпринимаются попытки предупреждения насилия над детьми. Однако для защиты своих детей, стоит обратить внимание на следующие особенности:

  1. У вашего ребенка есть синяки, ссадины и другие физические признаки насилия.
  2. Ребенок замкнулся в себе и не рассказывает, что с ним происходит
  3. Проявление агрессии стало нормой для ваших детей. Чадо дерется в школе, хамит учителям, грубит родителям.

Эти психофизиологические признаки могут свидетельствовать о насилии над ребенком.

Что подразумевает насилие над детьми?

В новостях нам часто рассказывают о физическом насилии, но не менее травматичным является и психологическое насилие над ребенком. Можно выделить следующие виды насилия:

  • отказ в элементарных потребностях (еда, чистая одежда, питьевая вода, комфортные условия для сна и жизни, медикаменты и лечение);
  • недопустимые элементы сексуального влечения и насилия;
  • намеренное травмирование и нанесение телесных повреждений;
  • унижение и оскорбление личности ребенка
  • проявление эгоизма, отсутствие любви, похвалы и должного внимания.
  • пренебрежение в общении и решении проблем.

Предварительный просмотр:

Что делать, если родители пьют?

Всё чаще на Детский Телефон доверия поступают звонки от мальчиков и девочек, которые рассказывают, что кто-то из родителей, а иногда и оба, употребляют алкоголь. Подростки просят советов о том, как помочь своим родителям, что нужно делать, нужно ли вообще что-то делать, как вести себя в этой ситуации, как реагировать, если родитель просит купить ему бутылку. Наверное не для кого не будет новым вывод о том, что такая ситуация является травмирующей для формирования личности ребёнка. Постоянное недоверие к миру становится вечным спутников детей столкнувшихся с данной проблемой. Они чувствуют себя беспомощными и обескураженными, а к родителям испытывают злость и обиду. Каждый из них старается как-нибудь приспособиться к этой ситуации.

Чувство подавленности, стыда, разочарованности, а иногда и злости преследуют тех, чьи родители пьют. Что делать конкретно и чего не делать, если кто–то из родителей пьет?

1. Убедитесь, что вы в безопасности

Если вы живете с неадекватным алкоголиком (применяющим физическую силу, ущемляющим вас эмоционально), поговорите со взрослым, который может помочь вам попасть в более безопасную среду. Это может быть чрезвычайно страшным, вам может казаться, что о вашей ситуации узнают ваши друзья и знакомые, но помните, что в данном случае вы не виноваты и никто не будет вас винить или говорить о вас что-то плохое. Люди являются более понимающими, чем вам кажется. Вы даже можете узнать, что среди ваших друзей, вы не единственный человек с подобной проблемой. Поговорите со школьным врачом или психологом, классным руководителем или учителем, которому вы доверяете, к другу или родственнику, пусть они знают, что у вас происходит и попросите их помощи. Вам это нужно!

2. Практикуйте помощь самому себе

Очень легко потерять чувство себя, когда вы живете с алкоголиком, о котором вам кажется, что вы должны заботиться. Это ситуация, когда ваши родители заставляют вас заботиться о них на том этапе вашей жизни, когда они должны заботиться о вас. Но, коли вы оказались в ситуации, когда ваши родители потерялись в болезни и вы должны заботиться о себе самостоятельно, то не забывайте это делать правильно. Уделяйте себе время, готовьте себя к будущему, не бросайте учебу, и самое главное не вдавайтесь в их болезнь.

3. Не переставай побуждать близкого человека обратиться за помощью . Для этого, когда он трезвый, пытайся спокойно объяснять, как сильно страдаешь ты и семья от последствий пьянок.

Безусловно, что-то объяснить родителю, когда он пьян не получиться, но когда он трезвый – шанс есть! Однако не пытайтесь устраивать нравоучений, так как это очень раздражает, особенно, когда подобное слышишь от своего ребенка. Лучше сделать так: похвалите его за трезвость, найдите и расскажите о причинах, почему Вы так любите, когда он не пьет, а после надавите на жалость – расплачьтесь, вспоминая, о том, что он творил.

Здесь есть один очень важный нюанс: Ваши слова и слёзы должны быть искренними. Ни один родитель не может выдержать слезы ребенка. Если же сложно завязать разговор с папой, то начните с воспоминаний о том, как вы вместе куда-то ездили, ходили или играли.

3 . Избегай стрессовых ситуаций . Если во время пьянки ситуация накаляется, лучше уйди в другую комнату или к друзьям. Не нужно что – то доказывать и выходить из себя. Это не решит проблемы, а твои нервы потреплет и испортит настроение.

4. Постарайся найти хороших друзей . Рядом с хорошими друзьями легче переносить эмоциональные переживания. И это поможет увидеть, что нормальные отношения в семьях существуют и твое будущее не обречено на подобное. Постарайся себя нагрузить всевозможными студиями, кружками.

Чего не нужно делать, если родители пьют?

  • Не вини себя . Такое чувство вины рождается из-за постоянного чувство злости на родителя. Понятно, что это справедливое негодование. Могут возникать мысли: «У других нормальные родители, они вместе что-то делают, заботятся, интересуются, а у меня …». Чувство отвращения от вида пьяного родителя – это нормальное явление, потому что пьянство само по себе отвратительно.
  • Не бери ответственность за пьянство родителя на себя. Ты не обязан выгораживать его, затаскивать с пола на кровать, убирать за ним последствия пьянок, лечить его. Тот кто пьет должен увидеть как сильно его образ жизни отличается от образа жизни его близких. Вероятно это также побудит его обратиться за помощью.
Читайте так же:  Как предотвратить насилие в семье

Возможно, что ситуация в доме не изменится, но в твоих силах изменить твое отношение к этой ситуации. Не нужно зацикливаться на попытках исправить родителей. Нужно жить своей жизнью. И возможно именно это побудит твоих родителей принять помощь для лечения. Итак, что делать, если родители пьют? Попробуй применить этот ряд советов. По крайней мере, тебе от этого хуже не станет, а возможно даже в корне изменит твой образ жизни.

И самое главное, ребятам, не нужно зацикливаться на проблеме, если не получается в данный момент изменить ситуацию в доме.

Стоит сконцентрироваться на себе и своей личной жизни, пока родители будут приводить свою жизнь в порядок.

Не стоит взваливать на себя ответственность за своего родителя.

Вы не обязаны лечить его, или избавлять от этой проблемы, а тем более от последствий его неправильных действий.

Родители выбрали свой путь, а в ваших руках — ваше будущее.

КГБУСО «Дальнереченский СРЦН «Надежда»:

Профилактика жесткого обращения с детьми дома

Выше мы говорили о том, что насилие может быть как физическим, так и психологическим. Здорово, когда в семье царит взаимопонимание. Но, к сожалению, бывают разные случаи. Какие семьи попадают в зону риска:

  • Семья, где ребенок не родной. Если даже один из родителей не являются родным для ребенка, он может проявлять агрессию. Это происходит из-за отсутствия любви и привязанности к ребенку. Для такого взрослого, ребенок может быть обузой.

Рекомендации: Люди проявляют агрессию, когда им самим не хватает любви! Если у вас подобная ситуация, не опускайте руки. Отсутствие взаимопонимания между взрослыми приводит к большим проблемам с детьми. Практически любую ситуацию можно исцелить. Постарайтесь подарить любовь и поддержку не только ребенку, но и взрослым людям, которые его окружают.

  • Неблагополучные семьи. Если родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками или склонны к насилию — это большой риск для детей.

Рекомендации: Таким семьям может помочь только квалифицированный специалист. Единственной рекомендацией является изолировать ребенка от влияния подобной семьи до прояснения обстоятельств. Бывают разные случаи, поэтому прежде всего нужно оказывать психологическую помощь взрослым. Убрав причины деструктивного поведения, можно создать гармоничную семью. Но и ребенку в такой ситуации необходима помощь психолога.

  • Один из взрослых — тиран. Это может касаться как родителей ребенка, так и ближайших родственников. Проявление ненависти и агрессии со стороны взрослых негативно сказывается на психике ребенка.

Рекомендации: Бывают случаи, когда тиран держит в страхе всю семью. И в таких ситуациях выход только один – уходить из семьи! Чем больше вы терпите, тем сильнее будут унижения. Справиться в такой ситуации довольно сложно, поэтому незамедлительно обратитесь к психологу.

  • Насилие между детьми. Детский эгоизм может породить насилие пострашнее взрослого. Родители могут даже не заметить, что между детьми существует вражда.

Рекомендации: Старайтесь больше уделять внимания своим детям. Им, как и взрослым, нужна поддержка и любовь. Общайтесь с детьми наравне, пусть они почувствуют, что в семье нет любимчиков. Найдите им совместное занятие, которое всем будет по душе, привлекайте вместе выполнять домашние поручения. Совместный труд сближает, и позволяет лучше узнать друг друга.

  • Семьи с детьми-инвалидами. Дети с ограниченными возможностями накладывают дополнительную ответственность по их воспитанию на родителей. Зачастую взрослые хотят дать особенным детям больше любви и поддержки. Однако при этом зачастую страдают все члены семьи, что может привести к насильственным действиям.

Рекомендации: Конечно, наличие заболевания у ребенка требует к нему особого отношения. Но не стоит забывать и про других членов семьи, как взрослых, так и детей. Уделяя слишком много внимания только ребенку-инвалиду, вы рискуете не только вызвать агрессию и ненависть в родственников, которым тоже трудно и не хватает от вас поддержки и любви. Но и вырастить ребенка-эгоиста, который в дальнейшем будет манипулировать людьми, призывая к сочувствию. Постарайтесь найти золотую середину, и создать гармоничные отношения в семье.

Профилактика жестокого обращения с детьми в школе.

То, что происходит с детьми дома, они переносят и в социум. Профилактика жестокого обращения с детьми в школе также должна быть комплексной. Информационные листовки и плакаты на территории учебного заведения. Информационные беседы с преподавателями и руководством школы, родителями. Своевременное реагирование на возможные конфликтные ситуации в учебных заведениях и их решение. Не стоит думать, что травля возможна только со стороны детей, в некоторых ситуациях элементы насилия применяют и взрослые. Ребенок должен себя чувствовать максимально защищено рядом со взрослыми. Как дома, так и в школе.

Мероприятия по профилактике жестокого обращения с детьми должны носить массовый и цикличный характер. А дети в сознательном возрасте не должны бояться говорить об этом и скрывать проблемы.

К основным мероприятиям относят:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися, направленные на выявление фактов насилия.
  2. Посещение детей на дому, имеющих проблемы в семье. Общение с родителями.
  3. Анкетирование детей и родителей с целью выявления неблагополучия в семье.
  4. Индивидуальные занятия с детьми, попавшие в группу «риска»
  5. Тренинговые занятия с учащимися, направленные на формирование гармоничного образа семьи, умения общаться друг с другом и правильно реагировать на негативные обстоятельства.
  6. Проведение бесед с классными руководителями на тему: «Формы обращения с детьми».
  7. Беседа с родителями на классных родительских собраниях и другие мероприятия.

Школьные психологи и учителя обязаны проводить массу мероприятий по профилактике жестокого обращения. Однако большую роль в противодействии насильственному поведению играют родители. Каждый из нас должен взять на себя ответственность за свою семью, и постараться выстроить наиболее благоприятные условия для воспитания детей.

Если у вас не получается, не стоит опускать руки. Всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологу, спросить совета у учителя или связаться со специалистом по телефону доверия. Поверьте, вам обязательно помогут. Главное, не сдавайтесь, и вам обязательно помогут!

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Анна Овчинникова
«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение- проявляется в неприятие ребенка,принижение его достоинства:

•враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;

•высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.);

•превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование- проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

Читайте так же:  Беседа жестокие обращения с детьми

•угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться — накажу»);

•угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

Видео (кликните для воспроизведения).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя:

•нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

•взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

•отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей может происходить как в семьях, так и в образовательных, детских учреждениях.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта; агрессивность; импульсивность; недостаточная способность к контролю над собственным поведением; повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения; трудности в общении со сверстниками.

Существуют приёмы и методы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение:

1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.

3. Фантазийные игры,например: игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз»и ответить на следующие вопросы:

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков, много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4.Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

5.Метод незаконченных предложений:

— больше всего мне нравиться…;

— я счастлив, когда…;

— я расстраиваюсь, когда…;

— больше всего я боюсь…;

— моё самое большое желание…;

— я бы хотел, чтобы мои родители…;

— когда я вырасту, я хочу…;

— папа – это…; мама – это…

6. стоит отметить, что необходимо таким детям обеспечить эмоциональную поддержку, быть внимательному к ребенку и его переживаниям, способствовать уменьшению у ребенка чувства вины, бессилия; помочь в укреплении чувства собственной значимости. Помочь детям учится ценить себя, объяснить и показать, что насилие неприемлемый способ разрешение конфликтов.

Так же необходима профилактическая работа,которая в себя включает:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних (это беседы, занятия по данной теме; оформление информационных стендов);

2) индивидуальные профилактические беседы с воспитанниками, выявляющие причины отклонений в поведении;

3) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников; для повышения уровня самооценки, для воспитания толерантности к другим;

4) вовлечение детей в творческую жизнь центра, школы, в спортивные секции, кружки;

5) организация консультаций специалистами;

6) оказание психологической помощи;

[1]

Задачей профилактики жестокого обращения с детьми является: формирование негативной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет) Планирование индивидуальной работы с детьми на Декабрь 2015г ГКН с детьми ЗПР Воспитатели: Панфилова И. И. Содержание педагогической работы.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Работа с детьми по ПДД на транспортной площадке План работы с детьми на транспортной площадке в МДОУ № 12 № п/п Содержание работы Сроки проведения Ответственные 1. Младшая группа:.

Работа с детьми по формированию знаний ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 12 «Октябрёнок» Инновационный проект «АЗБУКА.

[3]

Работа с детьми средней группы по ПДД На протяжении всего года я учила детей правилам дорожного движения. Естественно, что это надо делать не в форме приказа, а в форме игры,.

Работа с тревожными детьми шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость 2.

Профилактика жестокого обращения с детьми
консультация по психологии на тему

Рекомендации родителям и детям оказавщим в трудной жизненной ситуации.

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации детям 38 КБ Профилактика насилия в семье 38 КБ Профилактика сексуального насилия 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое насилие над детьми

Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

Читайте так же:  Документы на смену фамилии после замужества паспорт

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Главными последствиями являются:

  • Низкая самооценка – дети на самом деле считают, что взрослый всегда прав, и действует в его интересах. Поэтому ребёнок, страдающий от эмоционального насилия, вырастает с уверенностью, что он плохой, бестолковый и заслуживает плохого отношения.
  • Эмоциональные проблемы – замедляется эмоциональное развитие ребёнка. Позже появляются трудности в проявлении собственных эмоций, ему тяжело понять чувства других.
  • Проблемы в построении отношений – слабое эмоциональное развитие и отсутствие доверия к людям серьёзно мешают ребёнку строить и поддерживать отношения с людьми.

Фразы, которыми мы часто травмируем детей:

  • «Сейчас же иди сюда!»
  • «Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»
  • «Ты что, дурак?! Я тебе миллион раз это говорила!»
  • «Ты ничего не можешь сделать как надо!»
  • «Прекрати постоянно есть! Будешь выглядеть, как толстая свинья!»
  • «От тебя одни неприятности!»
  • «Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»
  • «Ты мне надоел!»
  • «Замолчи! Заткнись!»

Словами можно сделать очень больно! Ребёнок верит тому, что слышит и принимает это за правду.

Дети должны чувствовать себя УВЕРЕННО, чувствовать, что их ЦЕНЯТ, понимать, что они ХОРОШИЕ.

Чаще всего факты психологического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Что же нужно делать, чтобы не проецировать подобные отношения на своих детей?

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь словом и делом.

И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

Читайте так же:  После раздела общего имущества

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

[2]

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Источники

Литература


  1. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  4. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
Жестокое обращение с детьми психолог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here